Православие в Молдове: славная история, суровая реальность

14.10.2022 0 By NS.Writer

В Республике Молдова, как и в ряде стран бывшего СССР, среди религиозных предпочтений играет православие и оно охватывает 92% верующих. В Республике Молдова существует свобода принадлежности к любой религии, что гарантируется Конституцией 1991 г. Молдавское православие не представляет единства в вопросах юрисдикции и распадается на десяток различных православных церквей и групп.

Иллюстративное фото

По данным переписи населения, проведенного в 2014 году, около 93% населения идентифицируют себя с православным христианством (или 2,6 млн из 2,8 млн). Соцопросы указывают на то, что число граждан, которые ходят в церковь реже, чем один раз в месяц, увеличилась за последние 11 лет на 7% (до 57%), а тех, кто не ходит вообще, снизилось с 25% до 10%. В то же время, замечен прирост процента тех, кто ходит в церковь чаще, с около 8% почти до 14%.

Молдаване произошли от кельто-фракийского народа даков, жившего в Карпатах и ​​вокруг них к западу от Черного моря. Начиная с первого века нашей эры, практически вся Дакия была завоевана и включена в состав Римской империи. После римского завоевания изначальный индоевропейский язык даков был вытеснен латынью и вымер. В церковной традиции святой Андрей, один из 12 апостолов, первым принес христианство в Молдову. На протяжении веков латынь превратилась в румынский и(ли) молдавский. Румыны и молдаване уникальны тем, что, хотя они говорят на романском языке, родственном французскому, испанскому, итальянскому и португальскому, и используют латинский алфавит, но при этом они являются православными христианами.

Когда Римская империя была разделена на Западную и Восточную, дунайские провинции перешли под власть ромеев (византийцев). От них народы этих провинций и приняли Православие. При этом следует сказать, что в ходе миграции славян на Балканы в VI веке нашей эры население обеих Дакий и Мёзии претерпело значительную славянизацию. Немалую роль сыграли также и конкурентные миграции авар, а затем булгар, позднее славянизировавшихся полностью.

В XII–XIII вв. земли от Днестра до Дуная и Серета находились под контролем Галицкого княжества, являвшегося частью Руси. Вплоть до XVI в. (само по себе княжество Молдова основано волошским воеводой венгерского короля Драгошем после изгнания венграми ордынцев в середине 1340-х годов) книжным языком Молдовы был славянский. В настоящее время основным богослужебным языком является молдавский; используются также церковнославянский и гагаузский языки.

Отмечу, между прочим, что как правило, РПЦ МП в русско-язычных регионах служит по-церковнославянски, хотя есть переводы литургических текстов, например, на татарский, или удмуртский язык, но не на русский. А церковнославянский мало кто понимает.

К XIV веку молдавская церковь находилась под властью украинского митрополита Галицкого, подчинявшегося Константинопольскому патриаршему престолу. Границы Молдовы сильно менялись с течением времени. В XIV веке в его состав входили западная Молдова (также известная как собственно Молдова, ныне в составе Румынии), восточная Молдова (ныне в составе Республики Молдова), восемь уездов восточной Румынии, Бессарабия и часть юго-западной Украины. В 1391 году православный патриарх в Константинополе повысил статус молдавской церкви, назначив ее главой митрополита; тогда же была учреждена Молдавская митрополия на правах автономии. Молдавские священнослужители оказали огромное влияние на православие далеко за пределами Молдовы.

Самый известный из них – Петру Мовиле (Петро Могила по-украински), родившийся в 1596 году, был сыном Симеона Мовилы, князя Молдавии и трансильванской княжны Маргарет. После убийства отца он укрылся в Украине, входившей тогда в состав Речи Посполитой. Он сочетал духовное осознание с национальным пробуждением, поощряя появление украинского и румынского языков и национальной идентичности. Ведущий богослов того времени, он выступал за замену старославянского на румынский в качестве богослужебного языка в румынских землях. Он основал Лаврскую монастырскую школу для обучения монахов богословию, философии, риторике и классике. Он способствовал внедрению печатного станка в Украине и на румынских территориях. Мовиле служил митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси с 1633 года до своей смерти в 1647 году.

Итак, в течение нескольких столетий Молдавская митрополия была автономной (то есть имевшей, мы это подчеркиваем самоуправление) в составе Вселенского патриархата. После падения Византии молдавские княжества оказались в вассальной зависимости от Османской империи. Но надо сказать, что православные в те времена вели себя не всегда достойно. Греки-фанариоты стали играть первую скрипку, что привело к формированию абсолютного нехристианского чувства этнического превосходства над негреческими православными народами (славянами и валахами, то есть предками современных румын и молдаван).

По сути, Константинопольский Синод пустил дела на самотек и практически не занимался попечениям о так называемых «варварах», или опираясь на турецкие штыки проводил их эллинизацию. Российский имперский Синод вел себя достойнее, и реально (хотя не всегда успешно) занимался проблемами православных народов. Такая ситуация сложилась на начало XIX столетия. Через 210 лет гео-эклезиологические игроки поменялись ролями. Теперь рашисткий синод думает не о народе, а об имперских амбициях нового лже-султана, сидящего на месте православных монархов в падшем «третьем Риме».

В 1812 году Османская империя уступила восточную Молдавию и Бессарабию Российской империи. В 1813 году русская церковь учредила Кишиневскую и Хотинскую епархию под руководством митрополита Гаврила Баналеску-Бодони (1746–1821). Уроженец Трансильвании, он ранее служил экзархом Молдавии-Валахии и был митрополитом Киевским и Галицким. Патриарх Константинопольский Неофит VII расценил назначение митрополита Гаврила как посягательство России на его власть и приказал османским властям арестовать митрополита. Хотя он был заключен в тюрьму в Константинополе, он не отказался от своего положения и в конце концов был освобожден после дипломатического вмешательства России. Но митрополиту Гаврилу все же удалось вырвать молдавскую епархию из рук фанариотов и передать её российскому синоду. Более того, впоследствии он был канонизирован.

В 1859 году западная Молдова объединилась с Валахией, образовав Румынию. После Первой мировой войны Румыния вернула себе восточную Молдову и Бессарабию. Епархии тогда перешли в ведение Румынского Синода, то есть той церкви, которая уже имела Томос и была реально автокефальною.

В 1940 году в соответствии с нацистско-советским пактом о ненападении 1939 года Румыния была вынуждена уступить эти территории Советскому Союзу, который использовал их для создания Молдавской Советской Социалистической Республики. В июне 1941 года Румыния временно вернула Молдову и Бессарабию, присоединившись к вторжению в СССР. В 1944 году Советский Союз вновь силой оружия вернул себе Молдову, Бессарабию и Северную Буковину. Наконец, в 1991 году, когда Советский Союз распался, Молдова провозгласила свою независимость 27 августа того же года. Тогда ожидали, что Молдова в этот момент воссоединится с Румынией, но страх перед реакцией квази-либеральной РФ на такой шаг, вероятно, помешал серьезному рассмотрению этого вопроса…

Как и в начале века девятнадцатого, так и в конце века двадцатого политические изменения привели к трансформациям церковной жизни. В 1992 г. в связи с образованием независимой Республики Молдовы решением Священного Синода Русской Православной Церкви Православная Церковь Молдовы получила статус самоуправляемой. Осуществляет она свою деятельность на основе «томоса» Патриарха Алексия II. Напомним, что Томосы про автокефалию могут раздавать только апостольские церкви (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), Москва такого права не имеет. Тогда была подписана некая бумага, что Молдавская Церковь якобы будет автономной, но реально она осталась всего лишь одной из епархий в РПЦ МП имени Сталина.

Поэтому не удивительно, что кроме Молдавской митрополии, подчиняющейся Москве, в стране возникла подчиняющаяся Бухаресту Бессарабская митрополия (митрополичий округ в составе Румынской православной церкви). Правительство Молдовы после соответствующего решения ЕСПЧ и специальной рекомендации ПАСЕ в 2002 году придало Бессарабской митрополии официальный статус и признало ее правопреемницей митрополии, действовавшей до 1944 года. Сегодня у нее 104 действующих прихода и 5 монастырей, которые посещают примерно 20 процентов православной паствы. Периодически в отдельных селах возникают конфликты между священниками и прихожанами храмов, относящихся к двум разным епархиям. И дело не только в Бессарабской митрополии. Еще до решения Константинополя по Украине в Молдове ходили разговоры об автокефальной церкви. Ее сторонников среди местного духовенства не так уж мало.

Как мы видим, православная вера укоренилась в общественных дебатах относительно идентичности Республики Молдова, которая с 1992 года была местом встречи конкурирующих православных церквей, а именно Митрополии всея Молдовы, подчиненной Русской Православной Церкви, и Бессарабской Митрополия, подчиненная Румынской Православной Церкви.

Последняя продвигает панрумынскую идентичность, основанную на представлении о том, что молдаване на самом деле являются румынами и что молдавская нация — это конструкция советских времен. Первая придерживается более инклюзивного взгляда на свою молдавскую паству, состоящую не только из большинства румыноязычного населения, но и из значительного, в основном русскоязычного, этнического меньшинства. Она также продвигает мировоззрение Русской православной церкви, считающей себя обязанной хранить идентичность бывшей царской империи, в состав которой входила Бессарабия. Более того доходит до того, что в храмах Московской митрополии сложно купить образки румынских или молдавских святых, зато есть в изобилии русские иконки.

14 октября в День Покрова Пресвятой Богородицы, празднуется память всех Молдавских святых. Собор Молдавских святых — праздник, установленный в честь святых, чья жизнь проходила или связана с Молдовой. Учреждён праздник в 2004 году. Но МПЦ его явно не желает отмечать надлежащим образом. Увы, не только через торговлю образками насаждаются пост-имперские нарративы и идеи «русского мира».

Проблемы у стран-кандидатов в ЕС с точки зрения аксиологии примерно идентичны: огосударствление местной православной церкви, зависимость от Москвы при наличии номинальной автокефалии, и(ли) автономии. низкий уровень просвещения и катехизации, что только продуцирует фанатизм. И, соответственно, высокий уровень фанатизма при почти нулевой толерантности. А принцип «люби грешника и ненавидь грех» не работает.

Такие явления мы наблюдали в Польше, Грузии, Сербии. И Молдову не обошли они стороной. Также, как и другие страны-кандидаты она страдает от ордынско-российской пост-коммунистической отрыжкой, хотя Орда была изгнана с молдавских земель более 580 лет назад. Не удивительно, что экс-президент Додон (социалист вообще-то) спелся с товарищем Гундяевым, который прячется от признания развала собственной церкви то ли за коронавирусом, то ли за обезьяньей оспой.

Несмотря на то, что Конституция Молдовы гарантирует право на свободу вероисповедания и запрещает любую дискриминацию по религиозному (и иному гендерному, социальному и т. д.) признаку, в действительности Молдавская Православная Церковь занимает более выгодное положение, чем другие религиозные группы, когда речь идет о религиозной регистрации, образовании и практике. Более того, со стороны МПЦ нет осуждения разжигания ненависти и религиозной дискриминации. Получается, что МПЦ (филиал РПЦ МП имени Сталина) только способствует конфликту между людьми разных конфессий внутри страны.

Также, как и церковные структуры в Грузии и в Сербии, МПЦ открыто дискриминирует сексуальные меньшинства, особенно группы ЛГБТ. Лидер МПЦ даже пару лет назад письмо правительству с просьбой запретить любые демонстрации, проводимые в поддержку прав ЛГБТ. Представители церкви говорят, что такого рода мероприятия «затрагивают моральные устои, права и свободы других людей». За неделю до этого в Кишиневе прошел марш в поддержку прав сексуальных меньшинств. МПЦ устроил контр-протест «Семейный марш», который был организован церковью для борьбы с предполагаемой «пропагандой гомосексуализма».

В предыдущие годы марши в поддержку прав ЛГБТ приводили к насилию, которое в значительной степени было спровоцировано православными священниками. Тоже самое, что в Сербии и, увы, в Грузии: вместо просвещения (хотя бы на уровне банальной катехизации) они в духе постмодернизма устраивают демонстрацию в ответ на демонстрацию; вместо толерантности разжигают ненависть, вместо молитвы проводят истерические сходки. Послание церкви ясно, и ее официальная позиция заключается в том, что сообществу ЛГБТ нет места в Молдове. В 2016 году экс-президент Молдовы, агент Москвы Игорь Додон, убежденный сторонник МПЦ, также публично заявил о своей поддержке традиционных отношений, заявив, что не допустит «проникновения иностранных ценностей в молдавское общество».

Из-за этой риторики неудивительно, что церковные лидеры поддержали этого социалиста во время президентской кампании 2016 года. Любая «открытая поддержка сообщества ЛГБТ со стороны священников публично осуждается и наказывается церковью. Например, Максим Мелинти — священник из села Гидичи недалеко от Кишинева — в прошлом году получил награду от ЛГБТК+ организации под названием «Гендердок-М» за свою работу с сообществом. Как результат, церковь отстранила его от должности и запретила ему совершать богослужения. Он был вынужден извиниться перед церковью, а также отказаться от своей награды.

Этот дикий случай представляет собой пример, когда церковь могла бы сыграть роль посредника или даже сторонника сексуальных меньшинств. Заявление Додона в 2018 году, в котором он никогда не обещал быть президентом геев, кажется, дополняет собственные чувства церкви.

Даже если больше 90% населения считает себя православным, права человека распространяются на всех граждан, и закон должен защищать права каждого, не зависимо от религии или сексуальной ориентации. Изменить существующее положение вещей можно, если полностью исключить любое вовлечение церкви в политику, а также выполнять законы, отстаивающие толерантность в обществе. Православная церковь Молдовы продемонстрировала тенденцию к поляризации общества, разжиганию конфликтов (особенно в отношении сообщества ЛГБТ, но также и в отношении религиозных меньшинств) и вовлечению в политику. Это видно по тому, как он изображает ЕС как сеятеля упадка, а Россию как защитника традиционных ценностей. Неизвестны случаи, когда МПЦ способствовала терпимости или единству в каком-либо социальном конфликте в Молдове.

Но на этом транслируемое из Москвы (точно также, как и в балканском, и кавказском случаях, то же можно сказать и о многострадальном филиале РПЦ в Украине) мракобесие не исчерпалось. Год назад (11.10.2021) Православная Церковь Молдовы выступила против ратификации Парламентом Молдовы Стамбульской конвенции. С призывом не ратифицировать данную конвенцию Православная Церковь Молдовы обратилась к президенту страны Майе Санду, а также к Парламенту и Правительству республики. Сама Стамбульская конвенция является международным соглашением Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье, поэтому в Церкви Молдовы лицемерно заявили, что, несомненно, «насилие против кого-либо заслуживает осуждения». Обращение Православной Церкви Молдовы подписал митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. Стамбульская конвенция была открыта для подписания еще с 11 мая 2011 года. На сегодня ее подписали 46 стран и Евросоюз. Иными, ситуация сильна запущена, и для интеграции если в ЕС, то хотя в цивилизованный мир, работы предстоит еще очень много.

 Эксклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель

 

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: