Православные автокефалии. Часть 6. Румынская Церковь. Эксклюзив

28.12.2021 0 By NS.Writer

Римское наследство и византийская близорукость

Православная религия занимает особое место в отдельно взятой балканской стране, ведь 85% румын объявляют себя членами Румынской православной церкви, второй автокефальной церкви в православном мире по количеству верующих после РПЦ МП. Православная церковь в Румынии вездесуща с её 15 000 церквей и почти таким же количеством священников, с более чем 600 монастырями и почти 8 000 монахов и монахинь. Но при этом румыны обладают двумя характерными чертами. Первая состоит из того факта, что румыны (народ, возникший в результате слияния даков, вероятно кельто-фракийцев с римлянами, которые были хозяевами Дакии между 106 и 271 годами нашей эры, следовательно, их язык произошел от латыни, а несколькими веками позже — со славянами) являются единственной нацией римского происхождения, принявшей Православие. Второй особенностью является тот факт, что, в отличие от других балканских народов, румыны не так сильно пострадали от османского завоевания XIV-го столетия.

Согласно Преданию, святые апостолы Андрей и Филипп должны были евангелизировать Скифию (в состав которой можно отнести современную Украину и Румынию). Расположенная на орбите Византии, древняя Дакия стала христианизированной и приняла славянский язык в качестве языка литургии в IX веке. Но при этом лингвистические исследования приводят к мысли, что основу христианской лексикологии в румынском языке составляют слова латинского происхождения: церковь, вера, закон, Отец, Дева, ангел, алтарь, крест, молитва, грех, язычник, крестить и т. д. 90 % слов в Молитве Господней и Символе Веры имеют явное латинское происхождение. Христианство, занесенное в Дакию римскими колонистами, которые на первых порах и составляли большой контингент христиан, очевидно, должно считаться занесенным сюда не с Востока, а с Запада, так как во II и даже III в.в. Византийской Церкви еще не существовало. Пресвитер Карфагенской Церкви Тертуллиан свидетельствует, что в его время (конец II — начало III в.) имелись христиане среди романизированных даков, предков современных румын. В отличие от окружавших их народов, у румын не было массового обращения в христианство благодаря какому-нибудь миссионеру или политическому лидеру. Они воспринимали новую веру постепенно в течение веков и параллельно процессу становления румынского этноса.

В IX — м веке, после нашествия болгар, румынам пришлось отказаться от латинского обряда и перейти под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 14 веке валашские и молдавские князья укрепляют свою автономию и способствуют освобождению своей церкви. С четырнадцатого до шестнадцатого веков румынские княжества борются и задерживают мусульманскую экспансию. В 1453 году, с падением Византийской империи, часть духовенства Православной церкви приютили румынские князья. Таким образом, румынское религиозное искусство обогащается византийскими вкладами, а также сербским и армянским. После падения Византии дунайские княжества сохранили относительную автономию, платили дань султанам. Между государством и Церковью была своеобразная «симфония», в византийском духе. В XIV–XVIII вв. Церковь находилась под омофором Константинопольского Патриархата, при этом, также, как и сами румынские княжества, была своего рода тоже полу-автономной. Отдельные митрополиты подчинялись Сербскому Патриархату. Церковь в Валахии и Молдавии играла важную роль в политической жизни этих княжеств и целиком определяла их культурную и социальную деятельность. Отметим, что язык, который использовался при богослужении, был церковно-славянский. В 1700 году румыны Трансильвании объединились с Римом, соблюдая византийский обряд, то есть возникла одна из Греко-Католических Церквей.

В 1859 г. произошло объединение княжеств Валахии и Молдовы (историческая область в составе Молдавского княжества) в одно государство — Румынию. Под давлением Франции князем был избран Александр Ион Куза. Он провел ряд реформ — конфисковал в пользу государства все имущество монастырей, в результате чего многие монастыри были закрыты; в 1865 г., без согласия Константинопольского Патриархата, была провозглашена автокефалия Румынской Церкви; управление Церковью было вверено «Генеральному Национальному Синоду», который имел право собираться лишь раз в два года и был подчинен светской власти. Важнейшим вопросом церковной и государственной жизни Румынии, подлежавшим решению нового князя, явилось получение Румынской Церковью законной автокефалии.

На примере своего предшественника князь Карл убедился, что решить этот вопрос благоприятно можно лишь путем мирных переговоров с Константинопольской Вселенской Патриархией. Константинопольский Патриарх Иоаким IV в 1885 г. предоставил Румынской Церкви Томос об автокефалии. Предстоятель Церкви стал именоваться Митрополитом-Примасом. 4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом. Законность этого решения была подтверждена Томосом Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года. 1 ноября того же года состоялась торжественная интронизация первого Румынского патриарха — Блаженнейшего Мирона.

История Румынской Церкви может стать интересным прецедентом для Украины, поскольку Томос о нашей автокефалии в некоторых чертах повторяет румынский Томос, а патриарший статус предстоятелем Румынской Церкви был получен через 40 лет после Томоса, причем с помощью нового Томоса. Будем надеяться, что путь нашей ПЦУ к патриаршему статусу не будет таким долгим.

Обобщая исторический путь Румынской Церкви, её предстоятель Патриарх Даниил утверждал, что: «по сравнению с Западом Румыния, в которой преобладают православные христиане, представляет собой самую далекую латинскую эпоху, восточный романизм, римскую колонию, которая, будучи христианизированной, никогда, в свою очередь, никогда не стремилась создавать колонии. Единственное расширение, которое она знала, было не географическим, а духовным, вертикальным, в глубине душ и невидимых высотах неба. Если интенсивность христианизации народа также измеряется его способностью отвергать искушение доминировать над другими народами и его способностью выживать в истории и сохранять веру во Христа, когда она подвергается испытанию, мы могли бы сказать в случае Румынии, что Православная Церковь сыграла большую роль в этом отношении, что заслуживает глубокого изучения».

После Второй мировой войны Румыния пережила один из самых сложных периодов в своей истории. Во-первых, Румыния входит в сферу советского влияния, становясь одной из коммунистических стран, где правит диктаторский и тоталитарный режим. Кроме того, он теряет несколько частей своей исторической территории, среди которых значительная часть провинции Молдова (почти половина), которая в составе Советского Союза становится так называемой Советской Социалистической Республикой Молдова. Православная церковь, находящаяся на территории этой советской республики, обязана большевистскими властями перейти под власть Московского патриархата, который, в свою очередь, создал новую епархию для православных этой новой страны.

Это создало несколько проблем в годы, последовавшие за падением коммунизма. Во-первых, это связь, которую Румынская православная церковь устанавливает между собой и румынским народом. Для Церкви тот, кто православный — румын. Фактически считается, что другие вероисповедания принадлежат к различным меньшинствам. Их, конечно, можно принять, но они не являются частью «румынского народа». Таким образом, риторика Румынской православной церкви продвигает идею национальной принадлежности, более этнической, чем гражданской. Отсюда, все учащиеся государственных учебных заведений должны проходить курсы религии. Однако в большинстве случаев эти курсы читают православные священники или диаконы.

Надо отметить, что католики составляют 5% населения, и это меньшинство представляют венгры, немцы и поляки. Католическая церковь в основном присутствует в Трансильвании, где насчитывается более 1000 церквей. Также 7,5% румынского населения являются протестантами; это сообщество также активно в основном в Трансильвании. Это традиционные лютеранские и реформатские церкви, за которыми следуют верующие, часто из сельской местности, разочарованные православным духовенством. Считается, что в стране проживает около 65 000 мусульман и 3 500 иудеев. При этом всем студентам не-православных вероисповеданий предлагается записаться в учебные заведения, где преподают их религию. Эти заведения существуют, но явно предназначены для граждан этнических меньшинств. Предложения, направленные на создание курсов истории религий, систематически отклонялись.

Как мы писали выше, румыны — это народ латинского происхождения и языка (румынский язык также является языком, наиболее близким к древней популярной латыни). Следовательно, они принадлежат к Западу по своей широте и к Востоку по православию своей веры. Таким образом, румыны без промедления попытались реализовать эту двойную близость, чтобы навести мосты между двумя частями Европы, так долго разделенными. Таким образом, Румынская Православная Церковь принимает активное участие в экуменическом диалоге как на национальном, так и на международном уровне.

На национальном уровне Румынская Православная Церковь организует и участвует в сессиях меж-христианского и межрелигиозного диалога. Кроме того, по инициативе Его Святейшества Даниила, Патриарха Румынии, в 2011 году был создан Консультативный совет культов Румынии как представительный орган признанных культов в Румынии, который регулярно собирается для анализа и принятия решений по проблемам, связанным с текущими проблемами.

На международном уровне следует прежде всего отметить тот факт, что в мае 1999 г. Румыния была первой православной страной, пригласившей Папу Иоанна Павла II (1978-2005 гг.); прием, который зарезервировали для него иерархия и люди румынских верующих, был восторженным! Затем в октябре 2002 года сам Патриарх Феоктист отправился в Рим, чтобы откликнуться на приглашение Папы Иоанна Павла II. В сентябре 2007 года, проведя в Сибиу третье Европейское экуменическое собрание, первое такое в православной стране, Румынская православная церковь продемонстрировала свою заинтересованность и открытость к экуменическому диалогу.

Вместе с другими автокефальными православными церквями Румынская православная церковь участвует в международных диалогах с Римско-католической церковью, древними восточными церквями, протестантскими церквями, Англиканской церковью, церковью старокатоликов и т. д. Таким образом, после подготовки и контактов между двумя мировыми войнами, некоторые из автокефальных православных церквей стали соучредителями Всемирного совета церквей в 1948 году, что значительно поддержало и облегчило богословский диалог, двусторонний или многосторонний, между различными христианскими церквями.

Встречи румынских патриархов и римских пап продолжились и в третьем тысячелетии. Встреча с патриархом Румынской православной церкви в 2019 году. После встречи с политическим руководством страны Франциска встретил патриарх Румынской православной церкви Даниил. В частности, он призвал «не поддаваться соблазнам культуры ненависти и индивидуализма, которая больше не является идеологической, как во времена атеистических преследований, но, тем не менее, более убедительна и столь же материалистична». Затем два высоких прелата встретились в огромном православном соборе Спасения нации, где Папа объявил собравшимся на румынском языке «Hristos a înviat!» (Христос воскрес). Между православными и католическими религиозными песнями Даниил и Франциск произнесли «Отче наш», патриарх на румынском языке, папа на латыни.

Румынская Православная Церковь, глубоко вовлеченная в экуменический диалог, убеждена, что через этот диалог она дает как ответ на молитву Иисуса Христа о том, чтобы все были едины (Иоанна 17:21), так и динамичное свидетельство своих духовных сокровищ всем тем, кто находится за его пределами, с целью подготовить путь, ведущий к единству всех христиан.

Как и в других странах региона, Православная Церковь пользуется своим статусом, реальным или предполагаемым, как исторический гарант румынской культуры и языка и символ духовного сопротивления коммунизму. Признаки благочестия очень распространены в повседневной жизни: православный крест легко носить на шее, интерьеры часто украшают иконы, пассажиры автобуса крестятся сами, иногда рискуя равновесием, когда автомобиль проезжает перед церковью, лобовые стекла такси часто украшают распятиями, свисающими с зеркала заднего вида. Признаки религиозности иногда контрастируют с либеральной атмосферой улиц больших городов, или с иногда смелыми нарядами, которые можно увидеть там.

В Румынии несколько лет назад торжественно открыт самый большой православный собор в мире. Этот собор высотой 120 метров, по большей части недостроенный, уже стоит более 100 миллионов евро. Титаническому зданию понадобится семь лет, чтобы появиться из-под земли. Собор «Спасения румынской нации» высотой 120 метров сможет вместить до 5000 верующих, и он поднимется даже выше, чем здание румынского парламента, второе по значимости административное здание в мире после Пентагона в США. Сложно сказать, чего тут больше: римского, или византийского?

Для своих верующих, проживающих за пределами ее исторической территории, Румынская Православная Церковь создала две митрополии в Европе, архиепископство в Америке, две епархии возле Румынии и епархию в Австралии. Аналогичным образом, есть церковные подразделения, расположенные за пределами Румынии, которые находятся в непосредственном ведении Румынского Патриархата, а именно: Представительство Румынского Патриархата в святых местах (Иерусалим, Иерихон и Иордания), Представительство Румынского Патриархата при европейских институтах (Брюссель), Румынский православный приход в Стамбуле (Турция), Румынский православный приход в Софии (Болгария), Румынский православный приход в Никосии (Кипр). Кроме того, есть также румынские православные подразделения, которые поддерживают духовную и культурную связь с румынским патриархатом, а именно румынские учреждения на горе Афон (Продрому, Лаку и другие).

Перед началом «ковидной эры», а проще говоря, в феврале 2020 года Румынская Церковь поставила вопрос о признании ПЦУ. Тогда наддунайский Синод постановил, что Румынская православная церковь может признать ПЦУ, если получит гарантии прав и свобод румыноязычных церковных общин на Буковине, которые сейчас находятся в ведении РПЦ МП. А тут сама соль да самый перец. Ведь высказан фактический намек на признание в обмен на гарантии прав и свобод румыноязычных общин на Буковине и объединение их в румынский викариат, но в составе Украинской Церкви. Также Румынская Церковь настаивает на необходимости консультаций с румынскими православными в Украине, которые заинтересованы в сохранении этнической и языковой идентичности. Уточняется, что имеется в виду возможность получать религиозные книги на румынском языке. В связи с этим отмечается, что украинский православный викариат действует в Румынии с 1990 года.

Возможно, именно РумПЦ станет следующей церковью, которая признает ПЦУ. Будем наблюдать за ходом событий.

В заключение следует отметить, что позиция румынской церкви, скорее, является позицией преданного зрителя. Таким образом, румынское православное духовенство требует уважения канонических правил игры (автокефалии), но также заботится о поддержании плавного хода шоу, то есть братского единства и духовного единства Православия. В Бухаресте также может быть проведен возможный собор, посвященный автокефалии Церкви Украины на все-православном уровне. Еще неизвестно, займет ли тогда Румынская православная церковь реальную позицию посредника в этом политико-религиозном конфликте, даже если можно с уверенностью сказать, что о «четвертом Риме» не будет и речи.

ВерстянюкІван Верстянюк,
обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: