Православные автокефалии. Церковь Чешских земель и Словакии: островок веры в атеистической стране

29.09.2022 0 By NS.Writer

Церковь Чешских земель и Словакии представляет, как древнюю, так и очень современную историю. Нынешняя церковь занимает землю Великой Моравии, где братья св. Кирилл и Мефодий начали свою миссию к славянам. А ныне Православная Церковь не только в государствах-преемниках бывшей Чехословакии представляет собой веру меньшинства, существующую на периферии посткоммунистических обществ, но и в случае Чешской Республики, в одной из самых светских и атеистических стран мира.

Иллюстративное фото

В данной Церкви наличествуют две епархии в Словацкой Республике и две в Чешской Республике, где номинально проживает около 30 000 верующих из более десяти миллионов жителей. Но с учетом того, что существует довольно высокий уровень иммиграции из бывшего Советского Союза и других стран Восточной Европы, соответственно, на самом деле их может быть около 100 000, то есть, около одного процента населения в целом.

В настоящее время в Чешской Республике, католицизм сегодня является доминирующей религией, хотя отношение к нему в обществе прохладное, как следствие Гуситских войн XV века. Однако в 2021 году православная церковь там настолько выросла, что стала второй по величине конфессией в стране. По результатам переписи 2021 года Православная Церковь Чешских земель и Словакии насчитывает 40 681 верующего в Чехии. Таким образом, она стала больше, чем Чешско-Братская евангелическая церковь (32 577) и Чехословацкая гуситская церковь (23 610), которые до этого года занимали второе и третье места.

В Словакии православное присутствие меньше — 10 приходов и 23 000 верующих; в то время как в Чешской Республике насчитывается 100 приходов и 51 000 верующих, которые используют славянский обряд. Общее число православных в обеих странах составляет немногим более 74 000 верующих.

Таково в общих чертах положение сегодня. Но за ним стоит история нескольких столетий. Ведь там, где нынешние Чехия и Словакия, раньше была граница Римской империи, идущая по реке Дунай. В поздней Римской империи определенно были следы миссионерской деятельности, помимо некоторых устных преданий о проповеди либо апостола Павла, либо его непосредственных сотрудников, особенно в области Паннония, которая является современной Венгрией, и некоторых ее южных частях, а также Словакии и нашего Закарпатья. Там определенно существовали апостольские церкви, и в поздней античности на границе процветала христианская миссионерская деятельность.

Другой источник христианизации этой территории, вероятно, также восходит к Миланской церкви. Во времена святого Амвросия на границе современной Чехии и Словакии существовало маленькое германское королевство, и его королева по имени Фритигила отправила епископу Амвросию письмо с просьбой прислать к ней миссионеров. Мы не уверены, не произошло ли это, потому что святитель Амвросий тем временем почил, и были другие изменения, с приходом славянских племен и так далее. Но это определенно один из источников христианизации.

Затем были франкские королевства и империи, которые также стремились посылать миссионеров, в том числе по политическим причинам, чтобы, так сказать, не пускать язычников у себя на пути. Раньше бытовало заблуждение, что все они говорили исключительно на латыни, но, похоже, это не так. Многие из них должны были обучаться славянскому языку, иначе они не смогли бы взаимодействовать с населением. А учитывая тот факт, что наиболее активными среди этих так называемых франкских или германских миссионеров были монахи ирландского или ирландско-шотландского происхождения, очень увлеченные изучением местных языков и действительно весьма плодовитые в миссионерской деятельности, можно предположить, что это действительно было так.

Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии (ныне Украина).

Восточно-православный церковный строй просуществовал на территории современной восточной Словакии и соседних регионов благодаря своей близости и влиянию Киевской Руси, особенно среди русинского (украинского) населения, до середины XVII века, когда в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической церковью. Во времена репрессий оставшиеся восточно-православные христиане из региона поддерживали связи с соседней восточно-православной епархией Буды Сербского Печского патриархата, а затем с Карловицкой митрополией. Один из самых северных приходов Сербской православной церкви существовал в словацком городе Комарно с местной церковью, построенной в 18 веке; он функционирует и сейчас.

В 1918 году подавляющее большинство населения было формально римо-католиками. После создания Чехословакии были сняты правовые ограничения, направленные против восточного православия. В новом государстве восточно-православные общины располагались в основном в восточных частях страны, в том числе в Карпатской Руси, вошедшей в состав Чехословакии в 1919 году. В этом регионе располагался город Мукачево, традиции которого восходят к древним временам. Поскольку в Чехословакии не было восточно-православных епископов, местные лидеры обращали внимание на Сербскую православную церковь, потому что сербы были исторически и этнически близки Чехии; к тому же в Австро-Венгерской империи православные приходы были в их юрисдикции. Процессу формирования Православной Церкви в Чехословакии способствовала и массовая эмиграция из бывшей Российской империи.

Среди тех, кто стремился восстановить связи с Восточной православной церковью, был и католический священник Матей Павлик, который много лет интересовался восточным православием. Сербская Православная Церковь согласилась принять его в полном общении, и он стал архимандритом с именем Горазд, в честь святого Горазда Моравского (предположительно уроженца Закарпатья, то есть этнического украинца), ученика и преемника святого Мефодия. 25 сентября 1921 года архимандрит Горазд был хиротонисан во епископа Моравского и Силезского в Соборе Святого Архангела Михаила в Белграде Сербским Патриархом Димитрием. Епископ Горазд получил юрисдикцию над Чешскими землям.

Владыке Горазду удалось объединить большинство православных верующих под юрисдикцией сербского патриарха.В 1942 году Чешское Сопротивление убило нацистского губернатора Гейдриха в Праге. Гейдрих имел репутацию жестокого и бессердечного нациста. Адольф Гитлер называл его «человеком с железным сердцем», а другие называли его «мясником». В течение пяти дней после его прибытия в Прагу были казнены 142 человека, и именно Гейдрих был одним из ключевых организаторов Холокоста, который привел к уничтожению более шести миллионов евреев и людей других национальностей, славян в том числе.

Сегодня, глядя на исторические фотографии груд изможденных тел в нацистских концлагерях, мы спрашиваем: «А кого-нибудь это волновало? Почему никто не остановил это зло? Почему никто ничего не сделал?» В мае 1942 года группа мужественных людей все-таки предприняла действия, чтобы остановить это зло. Союзные силы ранее спрятали в регионе несколько членов чехословацкой армии в изгнании. Кодовым названием их миссии было «Операция Антропоид», целью которой было устранение и убийство Рейнхарда Гейдриха. Утром 27 мая 1942 года Гейдриха везли в его пражский офис в машине с открытым верхом. Выйдя на проезжую часть, чехословацкие солдаты открыли огонь из пулемета и бросили бомбы, что привело к гибели Гейдриха через несколько дней.

Нацисты развязали волну террора в отместку за убийство Гейдриха. 9 июня в деревне Лидице было расстреляно 172 мальчика и мужчины в возрасте от 14 до 84 лет, женщины и дети были отправлены в концлагеря. Та же картина повторилась в деревне Лежаки: все взрослые были убиты. В Праге чехословацкие солдаты нашли убежище, спрятавшись в св. Кирилло-Мефодиевском православном соборе. Когда через несколько дней об этом узнал епископ Горазд, он сильно встревожился, понимая, что если об этом узнают немцы-оккупанты, то вся Чешская Православная Церковь подвергнется репрессиям. Перед отъездом в Берлин для участия с митрополитом Серафимом (Ляде) в одной из хиротоний к епископату он попросил, чтобы бойцов сопротивления как можно скорее перевели в другое место. Однако гитлеровцы нашли тайник и 18 июня 1942 года семеро из них были расстреляны в крипте собора.

Неудивительно, что нацисты обратили свой гнев на руководство Православной церкви: епископ Горазд Павлик со своими священниками отцами Владимиром Петреком и Вацлавом Циклом были замучены и расстреляны. Ян Сонневенд, Вацлав Орнест и Карен Лоуда, миряне православного собора в Праге, также были подвергнуты пыткам и расстреляны. Жена Сонневенда Мария, дочь Людмила и ее муж были отправлены в концлагерь Маутхаузен, где все они были казнены.

Убийство Рейнхарда Гейдриха поднимает тревожные богословские и этические вопросы. Св. Павел в своем послании к римлянам писал: «Никто не воздает злом за зло… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Римлянам 12:21). Это библейское учение ясно, но остается вопрос: разрешен ли когда-либо акт насилия, чтобы остановить большее зло?

Был ли акт чехословацких партизан необходим, чтобы попытаться остановить нацистские зверства против евреев и других? Некоторые богословы и специалисты по этике называют эти вопросы «теорией справедливой войны». Эта теория утверждает, что война всегда является злодеянием, которого следует избегать, но существуют исключения, такие как защита невиновных или предотвращение большего зла и насилия. В то время как теория справедливой войны была предложена св. Августином, епископом IV века в Северной Африке, другие отцы ранней церкви согласны с тем, что война и насилие всегда являются злом, но иногда они являются меньшим из больших зол. Церковь всегда выступала за мир и стремится к мирному разрешению разногласий. Однако на протяжении всей истории существует множество примеров досадной необходимости в войне и актах насилия для защиты невинных и прекращения зла.

В 1999 году Патриарх Константинопольский Варфоломей резюмировал учение нашей Церкви: «Война и насилие никогда не являются средством, используемым Богом для достижения результата. По большей части это происки дьявола, используемые для достижения незаконных целей. Мы говорим «по большей части», потому что, как известно, Православная Церковь в отдельных случаях одобряет вооруженную защиту от угнетения и насилия. Однако, как правило, мирное разрешение разногласий и мирное сотрудничество более угодны Богу и полезнее человечеству».

Но вернемся к событиям Второй Мировой. Тогда два священника собора и другие православные были арестованы. Епископ Горазд не пытался спастись, но, желая предотвратить репрессии Чешской Церкви, взял всю ответственность на себя. Он написал немцам три письма со словами: «Сдаюсь властям и готов понести любое наказание, вплоть до смерти». 27 июня 1942 г. епископ Горазд был арестован и подвергнут пыткам. Он был расстрелян 4 сентября 1942 года. Ему было шестьдесят три года. Также были расстреляны два священника собора. Православной церкви в Богемии и Моравии было запрещено действовать, а ее храмы и часовни закрыты. Православных священников сослали в исправительно-трудовые лагеря в Германии. Со своей стороны, митрополит Серафим (Ляде), управлявший православными приходами в Германии, мужественно отказался выступать с каким-либо заявлением, осуждающим епископа Горазда.

К 1946 году политическая власть Советов пришла в страну, за нею следом последовала ее верная, хотя и битая служанка — РПЦ МП имени Сталина. Тогда патриарх Московский действовал независимо от Константинополя (то есть неканонически начал игру на чужом поле), взяв на себя юрисдикционное руководство Чехословацкой Православной церковью. Это было одной из причин, по которой Фанар некоторое время косо смотрел на антиканонический статус церквей Чехословакии и Польши. Надо отметить, что территории отдельной Чехословацкой православной церкви были значительно сокращены в результате советской аннексии большей части ее бывшей территории в Подкарпатской Руси. Но вскоре после этого, в 1950 году, были расширены благодаря якобы свободному возвращению в православие католиков византийского обряда Прешовской епархии в Словакии. Эти «воссоединившиеся» конгрегации продемонстрировали свои истинные чувства в 1968 году, когда многие из них решили вернуться к католичеству восточного обряда.

В 1951 году Московский патриархат мега-волюнтаристски (без согласования с Царьградом, которому по канонам принадлежит вся диаспора) объявил Православную церковь Чехословакии автокефальной под руководством митрополита Пражского. Константинополь сначала не принял этот статус и объявил ее автономной церковью, находящейся под юрисдикцией Константинополя. Только в 1998 году Константинополь признал автокефалию, даровав Томос этой церковной структуре.

Страна политически вновь разделилась на свои основные составные части, а именно на чешские земли и Словакию, после краха коммунизма в последнем десятилетии 20-го века. Однако даже при таком политическом расколе православные оставались едины, несмотря на национальное размежевание.

Церковь Чешских земель и Словакии стал одной из тех, кто пока гибридно признал ПЦУ. 20 ноября 2019 г. в Свято-Михайловском соборе в Киеве вместе с блаженнейшим Епифанием сослужил Исайя (Сланинка), епископ Шумперкский Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Священный синод Православной церкви Чешских земель и Словакии в феврале 2020 года заявил о сохранении «сдержанного отношения» к Православной церкви Украины «до достижения всеправославного консенсуса» по вопросу её автокефалии, а архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав выразил поддержку главе УПЦ (МП) Онуфрию (Березовскому). В связи с произошедшим в ноябре 2019 сослужением епископа Шумперкского, викария Оломоуцкой и Брненской епархии Исаии (Сланинки) и митрополита Киевского Епифания, Священный синод на своём декабрьском заседании настоял на ранее оглашённой позиции и потребовал от своих членов, чтобы в своей заграничной деятельности они с уважением относились к этому постановлению. Проще говоря, они заняли выжидательную позицию, желая удовлетворить «и ваших и наших».

После этого произошли и позитивные события. На том же Синоде 8 февраля 2020 года Православная Церковь Чешских земель и Словакии канонизировала как святых мучеников нескольких священнослужителей и мирян, замученных нацистами во время Второй мировой войны. Среди новых святых священники отец Владимир Петрек, отец Вацлав Цикл и миряне Ян Сонневенд, Вацлав Орнест, Карел Лоуда и их семьи. Все эти православные христиане пострадали за Христа со своим епископом Гораздом Павликом, ранее причисленным к лику святых мучеников в 1987 г. Эти мученики известия известны как «Святые Новомученики Богемские» и поминаются каждый год в день их праздника 5 сентября.

В заключении отметим, что ждем, пока ПЦЧЗС, выйдет из гибрида и признает ПЦУ, при этом не будет засматриваться на ватную публику, окопавшуюся в Праге. Кипр в свое время дал пример положительного выхода из гибридного состояния. Посмотрим, кто будет следующим.

Эксклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: