Одним на вход, другим на выход: как война изменила IT индустрию в Украине и России

30.05.2022 0 By NS.Writer

Отрасль IT была на слуху ещё до войны. В Украине её называли одним из основных источников притока валюты в экономику. Налоговая искала новые способы доить «этих программистов». Кто-то завидовал высоким зарплатам, кто-то мечтал «войти в IT»… До войны принципиальных различий между украинским IT и российским было не так уж много. Война изменила всё.

Украина

С началом военных действий предложений работы стало меньше, получить свою первую работу в IT стало практически невозможно. Приходится конкурировать с более опытными спецами, потерявшими работу. Это касается и продуктовых компаний, разрабатывающих собственный сервис или программу, и аутсорсеров (организаций, продающих труд программистов международным компаниям). Практически везде произошли более-менее заметные сокращения и приостановлен найм новых людей. Однако есть надежда на скорое восстановление…

Борис Саркисов, консультант в проектном управлении и автоматизации бизнеса, program manager в Amazon:

Случилось то, чего в мирное время нельзя было даже представить: рынок сотрудника в IT превратился в рынок работодателя. Количество вакансий сократилось, и стало меньше количества резюме на рынке.Международные компании считают весь регион рисковым, им проще нанять человека в мирной стране и не вникать в его проблемы и состояния. Как вариант, украинцам и россиянам предлагают релокацию в безопасную страну (если получится выехать). При этом, некоторые компании поискали в Польше программистов, пообщались с местными кадрами и снова начали набирать украинцев—найм команды у нас остается быстрым, в отличие от Европы.

Поэтому не всё так плохо.

Также замечу, что, в целом, по рынку зарплаты практически не порезали. То есть, все понимают, что война войной, а качественные специалисты, синьоры и миддлы, по-прежнему на вес золота.

А вот джунам сейчас сложно: начинающие специалисты пока не нужны. Но эта ситуация не навсегда: международный рынок труда по-прежнему нуждается в качественных специалистах, которые выпали или выпадают из международных цепочек. Так что работа будет для всех, кто готов учиться и работать.

Сложнее приходится украинским продуктовым компаниям, то есть бизнесам, разрабатывающим собственные приложения и сервисы. Они оказались между двух дней: из-за войны украинский рынок сильно просел вместе с доходами и, вдобавок, усилилась «утечка мозгов» в иностранные компании.

Ольга Стрельник, руководитель PR направления украинского маркетплейса автозапчастей Avto.pro:

Украинские продукты страдают, так как специалисты уходят в аутсорс, где зарплаты выше и не зависят от военных действий. Поэтому наши продукты нужно пытаться интегрировать в Европейский союз — в ЕС огромный рынок и большие возможности. Украинские продуктовые компании конкурентоспособны. Мы работаем не хуже, а чаще и лучше европейских айтишников! Об этом говорит, например, то, что до войны в Украине было больше компаний-единорогов(частных фирм, оцениваемых в $1 млрд и выше — прим. ред.), чем в других европейских странах. Мы уверены, что сейчас лучший момент для украинских компаний, чтобы закрепиться в Европе. Здесь Украина не выходит из новостей, и это большой бонус для консервативных европейских стран, где ценится личный контакт и отношение.

Сама Avto.pro выводит на испанский рынок сразу несколько продуктов (включая даже испаноязычный Youtube), продолжая поддерживать при этом и украинский филиал, а также помогая украинцам находить запчасти и ремонтировать свои автомобили.

Если рассматривать переход в IT-отрасль, как свою личную долгосрочную цель, для украинцев сейчас открыты прекрасные возможности. Да, работу «сегодня» без опыта и хорошего резюме, скорее всего, не получится получить. Но пройдёт полгода-год, и спрос на кадры восстановится. Если начать готовиться к этому прямо сейчас, то как раз можно успеть подготовить солидную базу знаний. Вот здесь можно посмотреть список бесплатных для украинцев курсов по IT специальностям. И за полгода как раз осилить один-два курса.

По ту сторону фронта

Сектор IT в России переживает не лучшие времена, это коснулось как продуктовых компаний, так и ауторсеров, работающих на иностранных заказчиков. Первые столкнулись со снижением популярности их продуктов за границей. После начала войны многие стали отказываться от российских сервисов, таких как, например, Tilda. Российский рынок из-за санкций испытывает серьёзные проблемы. Вот почему продуктовые российские компании стали получать меньше денег и теряют долю международного рынка.

Что же до аутсорса и фрилансеров, то серьёзным ударом для россиян и беларусов стало исключение их из самой популярной площадки получения заказов Upwork (а также из Fiverr, Shortlist и нескольких поменьше). Конечно, есть менее брезгливые площадки, и русские фрилансеры на них даже успешно зарегистрировались, но заказчики-то остались на Upwork и прекрасно там себя чувствуют, нанимая украинских специалистов. Украинцы этим пользуются: указывают национальность в профиле, вешают флаги на аватарку.

Борис Саркисов, консультант в проектном управлении и автоматизации бизнеса, program manager в Amazon:

Прямой аутсорс в России сворачивается и переезжает, так как собственники боятся отжима бизнеса под предлогом «национализации». Остаются работать российские продукты, кому важен офис именно в России. Адекватным и опытным россиянам предлагают переезжать в другие страны. Всех россиян, кого можно беспроблемно заменить, заменяют на специалистов из других стран.

Помимо проблем с получением заказов, русский аутсорс столкнулся с тем, что не может получить деньги за работу. В России больше не работают Western Union, PayPal, Wise, Payoneer. Как-то ещё пытается работать Paysend (система переводов с российскими корнями), но в стратегической перспективе додавят и её.

С рынка РФ ушли Visa и Mastercard, отключен Swift у части российских банков. Для русских айтишников это означает, что деньги получить трудно и через месяц-два будет ещё труднее. Пока ещё есть всякие замороченные способы вроде нестабильных криптовалют или ненадёжных лазеек с китайскими картами UnionPay, но с ними имеется один нюанс. Заказчик работ должен быть настолько заинтересован в российском специалисте, чтобы заморачиваться с этими средствами платежа. Ведь разработка ПО это не дизайн, не копирайтинг — проекты тянутся месяцами и годами, и замена специалиста на них всегда сопряжена со срывом сроков и потерей денег. От русских айтишников международным работодателям нужна стабильность и предсказуемость — ни того, ни другого больше нет ни у одного жителя России. В большинстве случаев проще нанять за те же деньги украинскую команду, чем вникать в запутанные финансовые трудности россиян, которые усложняются с каждым месяцем войны.

Поэтому россияне сейчас «голосуют ногами», выезжая везде, куда их ещё пускают — самыми популярными маршрутами стали Армения, Грузия, Турция. Либо… покупают тур в Узбекистан, где им пока ещё открывают карты Visa/Mastercard в местных банках. Это достаточно иронично: московские хипстеры ездят на поклон к презираемым узбекам, чтобы выпросить себе кусочек пластика «на покушац».

Естественно, международные работодатели российских айтишников смотрят на происходящее с кислой миной. Очевидно, что узбекские карты рано или поздно прикроют, а китайские лазейки закроются. Рынок криптовалют не в лучшем состоянии, и пока не может быть надёжным платёжным средством. Вот почему россиянам ищут замену, либо предлагают переехать.

Хотя куда переезжать гражданам страны-террориста, испортившей отношения со всеми соседями и поставившей мир на грань мировой войны? Где русский — там проблемы. Это может быть даже и несправедливым мнением (в России много адекватных специалистов, да и войну поддерживают далеко не все), но компаниям нужно зарабатывать и страховать риски. А это неизбежно приводит к упрощениям не в пользу обладателей красных паспортов.

Остаётся ещё внутренний рынок с зарплатой в рублях, отдыхом в Краснодаре и «антикризисной» Lada Granta без ABS и подушек безопасности за 600 000 рублей. Как говорится, «кому и кобыла невеста» — сколько-то IT специалистов в России в любом случае будет трудоустроено. Порадуемся за них.

В общем, ситуация в русском IT очень понятная: работы стало меньше, денег стало меньше и в рублях. Вот и повоевали. Парам-парам-пам. Фьюить!

Что будет дальше

В конечном итоге, всё определит война. После того, как масштабное российское наступление скукожилось до самоубийственных атак на укрепления ВСУ в нескольких областях, украинский рынок начал восстанавливаться. Если обстановка на фронте будет плюс-минус такой же, украинские компании смогут работать и развиваться. Аутсорс также приспособился, переехал из опасных городов поближе к западной границе. Люди привыкли к текущим эмоциональным нагрузкам и возвращаются к работе. Всё хорошо, пока небо украинского мира держится на солдатских плечах.

В России всё также зависит от войны: пока Россия угрожает миру, российский IT-бизнес остаётся запертым на внутреннем рынке, теряет деньги и специалистов. Месяц-два-пять в таком состоянии протянуть можно. Но в конце пути наступит неизбежная фаза вырождения в неосоветские шарашки, зарплату 120 рублей (теперь, в лучшем случае, это будет железный алтын или внешрубль) и задушевные беседы с куратором из ФСБ.

Глобально же, сектор IT продолжит расти. Кровавая русско-украинская война остаётся печальным, но периферийным событием. Мир продолжает производить все больше программных продуктов, для развития которых нужны специалисты. Операционные системы, микроэлектроника, мобильные приложения, виртуальная и дополненная реальности, космос, автопилоты, современное вооружение, связь — Человечество не откажется от развития, и кадровый голод в IT только усиливается. Вдобавок, в IT появляются новые направления.

Борис Саркисов, консультант в проектном управлении и автоматизации бизнеса, program manager в Amazon:

Я вижу это как вторую волну диджитализации. В первую волну бизнес осваивал компьютерные системы, а сейчас происходит революция данных. Очень много информации можно собирать из открытых источников, обрабатывать и получать преимущество над конкурентами (можно даже выборы в США выиграть — прим. ред.). Это уже не просто история о том, что где-то нужны программисты и тестировщики: нужны ВСЕ. Маркетологи, проектные менеджеры, дата саентисты и аналитики — все эти вакансии прекрасно закрываются украинцами, которые отлично знают английский и обладают схожей с Западом ментальностью. А клепать сайты в будущем будет индийский аутсорс.

Поэтому украинцам стоит осваивать новые профессии уже сегодня. Благо это сейчас бесплатно.

«Скорбилин»Денис Скорбилин, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: