Метамодерн 2023: накануне большого шухера

06.10.2023 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Краткое содержание предыдущих серий: примерно десять-пятнадцать лет назад мир начал неуловимо меняться. Изменились отношения между людьми, изменился ход развития экономики, это повлекло серию политических изменений, потихоньку в воздухе распространился запах большой войны… Уже в 2019 году я бил в набат: Украина (и Россия) обречены на разрушение в новом жизненном укладе. Сейчас уже нет больше ни одной, ни другой страны. Говорил о грядущих эпидемиях дипфейков, и сейчас мы живём в мире, где каждое видео нужно проверять на оригинальность. Говорил о том, что Россия не потянет развязанный ею формат войны, и сегодня с этим уже сложно поспорить.

Давайте ещё раз сверим часы, как делали год назад, и посмотрим, что прямо сейчас происходит в мире сквозь призму философии метамодернизма. Очень рекомендую перед этим или после этого почитать мой первый программный текст, но, в принципе, достаточно и одной самоцитаты.

Мир вползает в эпоху метамодерна, в которой всё будет по-другому. Кроме одного: люди по-прежнему будут убивать, разоряться и с изумлением наблюдать хоровод флагов за окном.

США

На данный момент США наиболее успешно вписываются в эпоху метамодерна. Не уверен, что там осознают философское измерение этого термина, но это и не требуется. Как рыба не особо разбирается в химическом составе воды, так и выросшие в системе перманентной конкуренции американцы нутром чуют перемены и приспосабливаются под них.

Америка легко приняла тот факт, что после краха СССР она расслабилась и потеряла нюх. Сейчас Штаты засуетились, пытаясь вернуть золотые годы биполярного мира. Это должно дать стране, по замыслу, необходимую смесь модернистской серьёзности («Враг! Равный враг!») и постмодернистской вуали («Голливуд и YouTube»).

Это хорошая схема, но есть проблема: нет второго полюса, и не будет. Китай, которому США постоянно предлагают эту почётную расстрельную должность, яростно открещивается и отбрыкивается. Евросоюз, который и должен стать противоборствующей силой, успешно косит под дурачка.

Как временное решение США нашли себе Россию в качестве спарринг-партнёра, и через помощь Украине успешно разогнали свой ВПК и встряхнули партнёров по НАТО. Успех колоссальный, особенно в свете тотального опозоривания российского ВПК. Сейчас в Америке снова осознание: оказывается, производить оружие выгодно, это создаёт рабочие места, разгоняет экономику, да и в международной политике помогает получить неочевидные «плюшки».

Для Украины новая политика США – это палка о двух концах. С одной стороны, можно быть уверенными, что наш главный союзник нас не бросит, поскольку заинтересован в продолжении конфликта с Россией в текущем формате. С другой стороны, США нужно, чтобы наша война продолжалась ещё какое-то время, а Украине нужно как можно скорее победить, чтобы заняться внутренними проблемами.

«Пробуждение» Штатов происходит на фоне их окончательной победы в информационных технологиях. Америка и её ближайшие союзники очень сильно оторвались от остального мира. Самые перспективные нейронные сети развивают Google и Microsoft, ведущие мобильные бренды – американская Apple и корейская Samsung (на американской ОС Android), сервера принадлежат Microsoft, Amazon, Google, Meta. Социальные сети, хоть и стагнируют, но стагнируют под американским контролем. Производство серверного оборудования – опять же американцы, компания Dell там в лидерах. Это означает контроль за мировым потоком информации и поможет выиграть войну с любым противником.

И это проблема для США! Потому что люди всё-таки не совсем идиоты, даже если они россияне, и желающих напрямую воевать с США нет и не будет. Поэтому в дальнейшем, по мере дальнейшего окукливания России, перед США станет задача поиска нового спарринг-партнёра. И тут я вижу два главных риска:

1) Добровольцев не найдётся, почётную должность «второго полюса» будут перебрасывать друг другу, как горячую картошку;

2) В следующем конфликте «украинская» схема не сработает, и США придётся воевать где-нибудь своими собственными силами. Китай, ЕС, экспедиционные миссии в Африке или Ближнем Востоке – не суть важно, хоть бы даже и с рептилоидами на обратной стороне Луны. Важно, что общество в США к войне не готово, и непонятно, потянет ли страна «настоящую» войну.

Также пока непонятно, будет ли обновляться набор общечеловеческих ценностей, которые США будет транслировать на себя и на весь мир. Со стороны видно, что идёт перебор различных смысловых конструкций, но сам процесс далёк от завершения, и мне пока его трудно понять.

Китай

Китай погружается в пучину внутренних проблем, о которых ранее уже писали, и которые со времени публикации лишь усилились. В стране зреет ипотечный кризис, политическую систему потряхивает, а китайская молодежь становится на путь пассивного саботажа через идеологию «танпинг».Всё это очень похоже на поздний СССР, не хватает только своего аналога Афганистана, ага.

Китай с его традиционным коллективизмом, никогда не принимал философию постмодернизма, стараясь затянуть у себя фазу модерна (что отвечало его тогдашней роли в мировой экономике). Наступление метамодерна для Китая это ещё больший кошмар, потому что в этот уклад Поднебесная также не может вписаться без серьёзной перестройки и выработки новых смыслов существования, но с экономикой уже беда. Вдобавок, по Китаю сильно ударили санкции на развитие микроэлектроники и частичный погром внешней разведки. Поэтому Китай наступление новой эпохи осознаёт, но что делать с изменившимся миром, не знает.

Поэтому предложение США поделить мир напополам, как и заискивания опального российского бантустана, Китай воспринимает с ужасом. Мол, своих проблем хватает, а тут вы ещё лезете…

В интернетах, разумеется, можно прочитать и про другой Китай. Этот Китай вот-вот объединится с Ираном и Россией и ка-а-а-ак нападёт на всех и сразу! Но эти публикации как звёзды на небе – если они горят, значит это кому-нибудь очень нужно. Далеко не факт, что Китаю…

Евросоюз

Реальный конкурент США по обустройству планеты это, конечно, Евросоюз. Однако, образование, породившее определение метамодернизма, пока не готово переходить от слов к действиям. Ну или сознательно не хочет.

В Старой Европе стратегические вызовы решаются тактическими средствами. Накопившееся демографические и экономические проблемы закрыли с помощью мигрантов (Украина с миллионами беженцев крайне удачно подвернулась). Заменили крайне затратный «карантин от коронавируса» на «помощь украинским беженцам», чтобы снять нагрузку с малого бизнеса, опять же, только благодаря Украине – носить бы дорогим европейцам намордники еще год, минимум, если бы не великое переселение нашего народа.

В Европе есть куча проблем и конфликтов, маленьких, но очень дорогих сердцу. Где-то сепаратисты, где-то недостаточно мигрантов приняли, прохудился курятник, украинское зерно атакует штаны маленького европейского агрария…

Всё это очень мелко на фоне разворачивающихся событий.

Да, мы видим некоторые подвижки в сторону метамодерна. Ну или хотя бы большую осмысленность действий. Например, Европейский Союз снова заговорил о расширении, у организации появилась какая-то цель. Разгоняется работа европейского ВПК, и европейские оборонные компании постепенно понимают выгоду в том, чтобы быть, а не казаться. Однако всё это больше похоже на реакцию на внешние события, а не стремление создавать события. Если бы не нападение России на Украину, разница между Европой-2013 и Европой-2023 заключалась бы в уходе Великобритании.

Однако, если выбирать между глупостью одряхлевшей Европы и европейским холодным расчётом, я ставлю на последнее. Если Европе удастся отсидеться «в дурачках» до момента, когда Китай вляпается в «маленькую победоносную войну» и сцепится со Штатами, Европейский Союз сможет знатно половить рыбки в тёмной воде. А пока сидит тихонько, не отсвечивает, и пытается поглубже втянуть США в конфликт с Россией.

На мой взгляд, ЕС сейчас в этих интригах и тактических ходах упускает главное: важность самооопределения и важность смыслов. Что такое США, Китай или, например, Россия более-менее понятно. А что такое Европейский Союз, ради чего он существует и что может дать своим членам – это загадка. Не удивительно, что «молодая Европа» в лице восточных славян всё время пробуют Брюссель на зуб. Так ребёнок проверяет границы дозволенного, чтобы очертить картину мира. ЕС не в состоянии артикулировать базовые смыслы своего существования, поэтому венгры пробуют дружить в Россией, а поляки предъявляют Германии старые обидки и подвергают сомнению миграционную политику. Ну ведь правда непонятно, что можно в Евросоюзе, а что нельзя? Про что эта организация, кроме зарабатывания денег?

Эффективна ли модель управления Евросоюзом? Или нужно её реформировать, меняя характер отношений внутри союза?

Вопрос копятся, пути решения не находятся.

В этом и есть главный европейский риск при переходе мира в метамодерн: если ты не принимаешь важные решения, найдётся кто-то, кто примет эти решения за тебя.

Пост-Россия

Я пишу «пост-», потому что Российская Федерация, в том виде, в каком мы её знали, закончилась где-то после президента Медведева. Путин уходил с президентского поста как авторитарный лидер уже-почти-демократической страны, а вернулся в качестве безумного диктатора, повелевающего нищей бензоколонкой с ракетами. И эта бензоколонка, как я и предлагал, окончательно погибла в конце 2022 года. Потому что не смогла выиграть войну, и в принципе не была приспособлена для ведения войны на истощение.

То, что сейчас занимает на политической карте мира место России и продолжает войну, это «пост». И эта пост-Россия находится в стадии глубокой трансформации, начав отвечать на вызовы нового метамодернистского времени.

Интеллектуальные и политические элиты этой страны воспринимают новую эпоху исключительно как «новый Модерн», поэтому о ценности каждого человека речи не идёт. Русских, оставшихся на территориях пост-России, будут заколачивать по самые шляпки. Наблюдая за экономическими, политическими, военными преобразованиями этой страны, я выделяю следующие направления развития:

  • Формирование рынка внутреннего потребления, в первую очередь на нефть и газ. Сюда входит перевод ТЭЦ на газ, масштабная газификация частных домохозяйств, сокращение импорта. Также в комплект обязательно войдёт повышение цен до условно-европейского уровня.
  • Утилизация бедных славянских мужчин с последующей заменой на эмигрантов из Средней Азии. Весь «русский мир» добровольно-принудительно сжигается в топке войны, поскольку в изменившейся реальности представляет опасность для самого Путина. Закончится война, куда пойдут все эти националисты-имперцы? На Москву пойдут. Поэтому Кремль сделает всё, чтобы с войны не вернулся никто. Азиаты из бывших республик СССР толерантны к коррупции, спокойно воспримут бессмертную диктатуру и гораздо более социализированы. Русские вдовы ещё и спасибо скажут: новые мужья, в отличие от старых, не будут рубить им руки и пропивать мебель.
  • «Сильно умных», которые не поддержали войну, последовательно выдавливают за рубеж в эмиграцию. В конечном итоге выдавят всех.
  • Оптимизация оборонного комплекса: минус вундевафли вроде «Арматы», плюс дешёвые эффективные дроны. Модернизация старой техники с учётом «украинского» опыта.
  • В политике пост-России будет Путин, Путин, Путин и Путин. Умрёт этот, оставят «двойника» или голограмму. Отныне Путин бессмертен и проживёт столько, сколько ещё просуществует страна.

Цель всех этих шагов: повысить внутреннюю устойчивость, сохранить власть в руках текущего криминального клана и отгородиться от большого мира. Русский мишка наивно рассчитывает пересидеть, пока «большие» страны будут воевать между собой в рамках очередного передела мира. А потом уже Россия посмотрит, чем можно поживиться на мировом пожарище.

Думаю, нужно похвалить русских уже хотя бы за то, что этот план реалистичнее идеи захвата Украины за три дня и исходит из реальных исходных данных. Однако в этом плане есть серьёзные риски. Например, война с Украиной, которая сейчас помогает утилизировать лишних россиян и реформировать экономику, в какой-то момент начнет очень сильно мешать. А условно-хороших вариантов выйти из войны для пост-России нет.

Ну и к тому же, если дело действительно идёт к Третьей мировой, то российские ресурсы слишком важный ресурс, чтобы пост-Россия просто так отсиделась. Скорее всего, с одной войны её подрядят на другую.

Пост-Украина

Старой Украины уже тоже нет, и больше никогда не будет. Слишком многое разрушено, слишком многие погибли. В пост-Украине, которая существует сейчас, присутствует революционный конфликт гражданского общества и власти. Наше общество прекрасно отвечает ценностям метамодерна и может считаться передовым. Волонтёрское движение, его смычки с украинским бизнесом и наиболее здоровой частью элит прекрасно умеет и в смыслы, и в коллективную деятельность, и ценность отдельного человека со счетов не сбрасывает. Мы в этом смысле, возможно, один из ведущих народов мира, закалённый десятилетием грозных потрясений.

Украинская же власть представляет собой крайне печальное зрелище. Эти люди не хотят меняться, они хотят продолжать воровать по схемам мирного времени, а решение всех своих проблем перекладывают на союзников. Дайте танки, дайте деньги, возьмите нас в ЕС и НАТО и решите за нас все наши проблемы – вот, что слышно от нашей власти на международной арене.

Народу повесили морковку «ЕС-НАТО» перед носом, сталкивают лбами на вопросах идентичности и считают, что стаду довольно и такого управления. Вот только «стада» больше нет ни в количественном смысле, ни в качественном.

Украина переросла свои политические элиты и олигархический способ организации государства, однако без боя эти прекрасные люди власть не отдадут. И от того, как разрешится этот конфликт, зависит то, куда страна пойдёт.

Сейчас убогое украинское государство пока ещё полезно обществу, поскольку переформатирует ВПК в партнёрстве с европейскими компаниями, не мешает интеграции украинского бизнеса в Европу и кое-как поддерживает функционирование ВСУ. Но в дальнейшем противоречия между метамодернистским активным населением и архаичной властью будут усиливаться. В самом плохом раскладе это закончится хаосом. Которого допустить нельзя.

Украинские «элиты» (кавычки уместны) имеют в рукаве козырь, аналогичный русскому: всех недовольных будут выбрасывать за границу. Едва в стране запахнет революцией, в Украине тут же откроют границы для мужчин и таким образом стравят недовольство. Полагаю, после этого власть сделает всё, чтоб эти мужчины не вернулись.

Однако это тактическое решение, а стратегически украинская власть обречена. Даже если она избежит революционной ситуации и избавится от активных недовольных, по мере сокращения количества населения в Украине исчезает дешёвая рабочая сила, и «элитам» придётся договариваться с народом, который к тому времени будет очень рассержен, опытен, лучше организован и вооружён.

Поэтому на долгой дистанции я полагаю, что более высокий уровень организации мышления победит косные криминально-политические кланы. Жаль, это будет болезненный процесс.

Вместо послесловия

Пока что большинством людей наступившая эпоха метамодерна проявляется и воспринимается как некий откат к старому. Будто бы время Модерна вернулось вместе с его тотальными идеологиями, реальными войнами и реальной же политикой. Это, конечно, не так, просто мы все отвыкли жить в осмысленном мире, полном ясных целей и прямых опасностей, и фокус восприятия несколько смещён. На то, чтобы понять и прочувствовать разницу, должно уйти время. На выработку новых смыслов и стратегий тоже нужно время.

Именно в попытке выторговать хоть немного времени Китай, Россия и Европа стараются отсидеться в стороне от тектонических перемен, но сумма вызовов, стоящих перед каждым субъектом, слишком велика, чтобы это у них получилось.

Настало время выбирать и действовать. Отрадно, что Украина оказалась готова к новому времени несколько больше своего исторического оппонента. Посмотрим, что удастся из этого выиграть.

«Скорбилин»Денис Скорбилин, аналитик трендов Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: