Когда Китай начнёт Третью Мировую. Или когда не начнёт

24.08.2022 0 By NS.Writer

Я специально задержал выход этого текста, чтобы не хайпить на кризисе вокруг Тайваня. Сейчас, когда стало очевидно, что Китай не собирается воевать с США, можно в более спокойном умонастроении посмотреть, что происходит в Поднебесной. Потому что есть война или нет войны, но в Китае действительно не всё в порядке.

Преамбула

Автор текста не считает себя матёрым китаистом, однако имел опыт работы в одной китайской корпорации и долгий опыт сотрудничества с несколькими другими. Китай для меня не другая планета, а обычный земной народ со своими интересностями и особенностями. А в целом, законы социума и экономики преимущественно одинаково управляют всеми нами.

Коротко, чтобы не читать весь текст

Китай — мастер ярких образов. Хороших, плохих— неважно. Главное, что миф в китайских вопросах часто обволакивает реальность, скрывая контуры, придавая таинственности образу. Однако за пределами мифа про две тысячи лет непрерывной китайской традиции, мифа про ожившую антиутопию, мифа про будущего завоевателя планеты и многих других ярких шелков, мы видим простую и знакомую картину:

  • Большая страна с некогда сильной экономикой столкнулась с замедлением темпов роста, и рост не получается отыграть;
  • Есть проблемы в строительной отрасли;
  • Руководство страны готовится к переизбранию и, за неимением экономических успехов, пытается понравиться населению другими способами. Лезет в частную жизнь, школьные учебники и в карманы — результат получается ТАК СЕБЕ;
  • В процессе подготовки к переизбранию китайские элиты грызутся, населению это преподносится как «борьба с коррупцией»;
  • В стране глубокий конфликт между «вертикалью» власти и «горизонталью» народа;
  • Попытки решать внутренние проблемы за счёт внешней политики лишь создают новые проблемы. Например, Китай очень аккуратно и умно отжимают от новейших технологий.

Примерно об этом будет весь текст. Без откровений, просто попытка увидеть настоящий Китай без мифов и предубеждений.

Экономика

В этом году экономический рост Китая практически остановился: 0,4% во втором квартале. Причиной этого стали безумные локдауны для борьбы с коронавирусом в рамках программы «нулевой терпимости» к COVID-19. Во многих городах, в том числе и в одном из драйверов экономики Шанхае, с апреля по июль под «домашним арестом» оказались практически все. Меры по остановке эпидемии, принятые властями, были беспрецедентны и бесчеловечны. Заболевших изолировали в плохо подготовленных для этого помещениях. Если в доме кто-то заболевал, остальных жильцов сажали под «домашний арест» на две недели. Проводились регулярные тесты. Города поделили на зоны, ограничили перемещение жителей. Бизнес рухнул, стало не хватать продуктов — тот ещё апокалипсис. Причём за государственный счёт.

Больные коронавирусом китайцы на изоляции в плохо подготовленных для этого помещениях

Сложно критиковать за это власти Китая, у которых не было правильного решения: если ничего не делать, то с китайской плотностью населения «корона» может убивать десятками и сотнями тысяч. А если бороться такими вот драконовскими методами, то эпидемию получается контролировать, но экономика разрушается. Это было в 2020 и повторилось в 2022, разрушительно сказавшись на бюджете страны.

Однако удары эпидемии не единственная причина текущих проблем, а лишь один из усугубляющих факторов. Корень проблемы зарыт гораздо глубже — в естественных факторах.

За счёт высокой демографии и низкой стоимости рабочей силы Китай стал в конце XX века «мировой фабрикой» и быстро-дёшево собирал всё, что попросят. Попутно копируя и воспроизводя у себя, но до поры это особо никого не волновало. Практически все производители перенесли в Китай производство, полностью либо частично, и деньги потекли в Китай рекой.

Дешёвая рабочая сила Китая полностью изменила структуру мировой экономики в начале века, но в мировой экономике невозможно вечно почивать на лаврах

Сейчас в Китае уже и рождаемость не та, и зарплаты заметно выросли, и приходится худо-бедно следить за экологией и условиями труда. Да и конкуренты появились: Вьетнам, Индия, Пакистан тоже готовы собирать технику за мелкий прайс или шить одежду. Это не говоря уже о Тайване и Южной Корее. То есть, объективно, расти прежними темпами в старой экономической парадигме уже невозможно.

При этом оставить всё как есть тоже нельзя. Экономика Китая очень сильно закредитована, кредиты нужно отдавать с прибылей, которых не хватает, и это очень нехорошо. К тому же у Китая хромает рынок недвижимости: цены на неё падают уже 10 месяцев подряд. Если дело дойдёт до банкротств строительных компаний, за ними рухнут банки и всё остальное, как было в США в 2007 году.

В поисках притока денег Китай идёт проверенным методом: он хочет наращивать компетенцию там, где уже кое-что умеет. То есть, увеличить скорость доставки своих товаров на основные рынки и снизить стоимость доставки. Для этого Председатель КНР Си Цзиньпин запустил и активно развивает программу «Один пояс и один путь» (куда входит железнодорожный и морской проекты). Программа очень амбициозная и крутая: Китай вкладывается в строительство на территории других стран новых железных и автомобильных дорог, мостов, формирует новые логистические цепочки. За счёт этого увеличивает свой товарооборот и формирует мощные группы влияния в партнёрских странах. Типичная «мягкая сила», win-win игры и всё, что полагается уважающему себя мировому лидеру.

Логистика — двигатель экономики. Однако в международной торговле есть ещё фактор международной политики

Однако результаты программы, скажем так, не настолько впечатляющие. Или даже так — программа не даёт необходимых быстрых результатов, это игра в долгую. Например, Россия брала на себя обязательства перед Китаем построить один автомобильный мост и один железнодорожный. По этим мостам должны пойти потоки товаров и ресурсов в обе стороны, дело безусловно хорошее.

Однако автомобильный мост «Хэйхэ — Благовещенск» строили шесть лет, движение по нему может быть запустится в этом году, а может быть и не запустится (официальная причина — движение машин не запускается из-за коронавируса). Железнодорожный мост «Нижнеленинское — Тунцзян» ковыряли восемь лет, в этом году домучили, но почему-то в эксплуатацию пока не сдали. То есть, экономический эффект от давно закопанных в эти мосты китайских денег появится лишь спустя несколько лет.

Проект «Нового шёлкового пути», как способ быстро доставлять товары из Китая в Европу по ЖД развивается, и товарооборот с Европой по суше действительно рос. Но процесс был долгим, было много переговоров, изменений, экспериментов. В конце концов, устоявшийся было маршрут через Казахстан, Россию, Беларусь саботировала Россия, развязав идиотскую самоубийственную войну. Поэтому Китаю приходится строить новую логистику: через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Румынию, Венгрию, Словакию и Чехию.

Результат, безусловно есть, товары попадают, куда надо, но теряется время и деньги. А если после Украины Россия полезет воевать с Казахстаном? Что и говорить, тяжело приходится, когда твой сосед по глобусу — злобный русский дурак.

Что мешает

Китаю нужно очень быстро перестроить свою собственную экономику и получить новый экономический рывок, но этому мешают два фактора: внешний и внутренний. США и, в целом «Запад», аккуратно отрезают Китай от некоторых важных технологий. Потому что видят в китайском хайтеке угрозу для себя (заметим, что основания так думать имеются). Поэтому китайцы без проблем могут собирать любые смартфоны, но из мирового телекоммуникационного бизнеса их быстро и решительно выдавили, устроив показательную травлю ZTE и Huawei. Китай не сдаётся, покупает технологии вместе с западными компаниями, ищет лазейки, но ситуация неважная. Вдобавок, Китай отстаёт в производстве полупроводников и поэтому сильно зависит от поставок из других стран, в первую очередь из Тайваня, с которым только что так «удачно» побил горшки. Теперь, надо полагать, китайцев аккуратно отожмут от ещё нескольких технологических направлений.

Финдиректор Huawei после заключения сделки с американскими следователями. Это история, которая тянет не отдельную статью

Вторая преграда на пути к возвращению Великого Китая ещё сложнее: это сам Китай. Надо отдать должное китайцам: они выжали из социалистического строя столько, сколько не выжимал никто. Но всё же это модернистский уклад, пусть даже и «причёсанный». А мировая экономика стоит на постмодернистском укладе, завязана на широкие права и свободы личности, свободу предпринимательства, свободу взглядов. Несовместимые системы. А менять уклад своей жизни китайские элиты не хотят. Точнее даже НЕ ХОТЯТ.

Отцы и дети по-китайски

Нынешний успех Китая сложился во многом благодаря Хайтеку. Китайские смартфоны покорили мир, махина Aliexpress обеспечила культурную и экономическую экспансию по всей планете, автомобили насытили внутренний рынок и постепенно закрепляются на внешних. Внутри страны очень многие процессы завязаны на монструозное приложение WeChat, которое и мессенджер, и социальная сеть, и денежные переводы и куча всего ещё. Без высоких технологий Китаю просто никуда. И Китай это хорошо понимает. Поэтому, несмотря на социалистическую природу, спокойно позволил вырасти цифровым империям Alibaba Group и Tencent, а также китам поменьше, вроде Huawei. До поры до времени даже не особо закручивались гайки цензуры.

Если раньше умами трудящихся владела партия, то теперь чаша весов склоняется к цифровым гигантам, которые знают о китайцах слишком много

Про важность среднего класса и необходимость развития общества потребления там тоже в курсе — страна с сильным средним классом, который много потребляет, крайне устойчива экономически. Какие бы бури не бушевали на мировом рынке, если у тебя состоятельные и платежеспособные граждане, бурю можно пересидеть в родной гавани.

Когда десять лет назад стало ясно, что сверхбыстро развиваться с опорой на внешние рынки, больше не получится, Китай изменил курс. И уже десять лет развивает внутренний рынок и внутреннее потребление. Маяковский бы застрелился: променять социализм на канареек с самоваром! Ух! Но потому советские идиоты и вымерли, что не понимали законов экономики и социологии. Мне очень хочется подчеркнуть в этом месте, что дураков в Китае не водится, это не Россия. Однако Китай вынужден играть теми картами, что имеет, и расклад у него не самый радужный.

Потому что хайтек по определению крайне либеральная и независимая история. Рядовые специалисты востребованы и преисполнены чувством собственного достоинства (а также и формируют значительную часть современного среднего класса). Владельцы хайтек-монстров неизбежно приобретают субъектность в силу доступа к личным данным пользователей и возможности находить закономерности в поведении человеческих масс и использовать их.

Это абсолютно несовместимо с китайским вертикально-ориентированным социализмом, так как делает нравственный авторитет и власть партии излишними.

«Отцы», вышедшие из китайской деревни, убивавшиеся на заводах не понимают и решительно отвергают непонятных китайских «детей» с европейскими именами и вестернизированным образом жизни. Поэтому построение общества потребления в Китае проходит со знакомыми нам особенностями. Рост среднего благосостояния подменяется борьбой с богатыми, как формой справедливости для бедных. Неизбежная ставка на высокие технологии совмещается с прессингом китайских хайтек-империй и попытками зарегулировать их по самые помидоры.

В это время народу на голубом глазу впариваются истории о необходимости чтить традиции предков, бороться с видеоблогерами и поп-звёздами. Где-то здесь проходит и «перевоспитание» уйгуров — поколение «отцов» хочет контролировать все китайские идентичности, чтобы они были только «правильными».

Про социальный рейтинг здесь ничего не пишу, потому что никакого социального рейтинга в Китае нет, есть кредитный рейтинг заёмщиков. Да, с особенностями, от которых у европейцев пошёл бы мороз по коже, но это китайцы делают с собой сами. Так что уровень цифровой диктатуры в Поднебесной сильно преувеличен.

В общем, Китайской коммунистической партии «просто» хотелось бы построить общество потребления, но без философии общества потребления. Чтобы китайцы начали покупать много-много товаров, но при этом продолжали ходить строем и строить социализм. Так не бывает.

При этом благосостояние страны растёт, и если вы посмотрите, например, на топы продаж автомобилей Китая или смартфонов, то увидите там много очень хороших и дорогих продуктов. Лично нам до Китая, как русской армии до львовского метро — рыть и рыть. Но темпы роста недостаточны для такой большой страны, расслоение между богатыми и бедными увеличивается (как и во всём мире). А самое главное: чем дальше Китай идёт по этому пути, тем более очевидно, что политическая система страны себя изжила и должна быть заменена.

Пойти на это политический истеблишмент Поднебесной не может. Во-первых, потому что от власти отказываться дураков нет, это нужно быть святым или безумцем, чтобы добровольно уйти с политической сцены такой огромной страны. Во-вторых, потому что Китай, как у нас часто забывают, в XX веке сорок лет находился в состоянии раздробленности, двух гражданских войн и оккупации Японией. Посмотрите, как нас перепахала Гражданская война и война с Германией и умножьте минимум на два. Поэтому по-человечески очень понятны опасения китайских элит любых крупных перемен — есть страх, что всё развалится, выйдет из-под контроля, и второго шанса на обретение величия уже не будет, ведь трудовой ресурс китайской деревни давно исчерпан. К тому же, вопрос власти у китайцев сакрализирован традицией. Как можно отказаться от «Мандата Неба» или признаться в его утрате?

Очень тяжёлая ситуация, когда всё вроде бы ещё неплохо, но по-старому жить уже нельзя, а по-новому страшно и не хочется. Возникает естественное желание посадить народ под замок, воспользовавшись благовидным предлогом борьбы с эпидемией. Очень чешутся руки убирать политических конкурентов в рамках борьбы со взяточниками, богатеями и аморальными личностями, заодно заигрывая с беднейшими слоями. Так сказать, дать зрелищ, если уж с хлебом туговато. И, конечно же, КОНЕЧНО захочется, когда возможности внутренней политики исчерпаются, слить копящееся в обществе напряжение через маленькую победоносную войну.

А вы бы как-то иначе поступили, да?

Когда Китай развяжет Третью Мировую

Строго говоря, никогда. Потому что в учебниках будущего будет написано, что Третью мировую войну начала Российская Федерация в 2014 году, захватив Крым и часть Донбасса. Это сломало мировой порядок, обнажило слабость и нерешительность «Запада» (мнимую или реальную — мы уже никогда не узнаем, а в учебниках правды не скажут), открыло дорогу военным инструментам. Если Путину можно напасть на самую большую европейскую страну, почему бы одной маленькой скромной стране не аннексировать один крохотный островочек?

При этом я бы не стал драматизировать недавние события вокруг Тайваня: Китай и раньше устраивал учения вокруг него, выражал протесты и предупреждения. Я не думаю, что Китай сейчас хочет войны, просто была возможность заработать очков перед XX съездом Компартии, на котором Си Цзиньпин либо сохранит власть, либо потеряет.

Но если экономика Китая впадёт в рецессию и купировать это будут усилением государственного контроля, борьбой с вестернизацией и архаичностью мышления, у руководства Китая в самом деле появится желание почесать какие-нибудь ракеты или кораблики.

Теоретически, воевать с США (хотя, скорее всего, придётся зарубиться с Индией) Китай будет готов во второй половине «двадцатых», когда будут построены все запланированные ядерные ракеты, усилен военный флот, локализованы важнейшие технологии. Практически, ход мировых событий таков, что вопрос о том, успеет Китай к этому времени или не успеет, решит тот самый «Запад», который либо даст нужные технологии, либо не даст.

При этом, НАТО и особенно США, ещё несколько лет назад жевавшие сопли и сдающие мировые позиции, в этом году раскрутили свой ВПК. Такое совпадение случилось, что Россия напала на Украину, и теперь для Украины запускается ленд-лиз. Поэтому к моменту, когда Китаю гипотетически захочется повоевать, ВПК стран Запада будет разогрет максимально, запасы старого оружия утилизированы об дорогих россиян, а на баланс войск станут новые, улучшенные модели, разработанные с учетом только что полученного опыта войны в Украине. Также, наверное, и какая-то часть войск НАТО уже будет со свежим опытом войны. Есть такая вероятность, что Россия доиграется до прямого конфликта с НАТО, как и хотела.

Поэтому, когда такое теоретическое желание повоевать станет доминирующим в Поднебесной, есть подозрение, что, посмотрев на разгром России в Украине, современные методы войны и готовность США к конфликтам любого масштаба, Китай передумает захватывать Тайвань и всё же найдёт способ решить свои проблемы мирным путём. Например, поучаствует в мирном добрососедском разделе российского наследства и получит на восстановление Сибирь — думаю, никто особо против и не будет, включая даже и самих сибиряков.

Эксклюзив

«Скорбилин»Денис Скорбилин, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: