Истребители 5-го поколения будут «критически важными» в войне. F-35 и F-22 и лучшие самолеты России и Китая

05.05.2021 0 Редакция Steelgrey

Вопросы стоимости и закупок F-35 вновь поставили усовершенствованный истребитель в поле зрения Конгресса.

Два F-22 ВВС США (сверху) и два F-35. ВВС США

На слушаниях в Комитете по вооружённым силам Палаты представителей в апреле представители Джон Гараменди и Дональд Норкросс — председатели подкомитетов по тактической авиации и сухопутным силам и готовности соответственно — ясно заявили о своем разочаровании программой и сказали военным не ожидать дополнительных денег на нее.

Высшие командиры США, однако, настаивают на том, что F-35 и F-22 — два американских самолета пятого поколения — незаменимы.

В марте адмирал Филип С. Дэвидсон, тогдашний глава Индо-Тихоокеанского командования США, заявил сенатскому комитету по вооруженным силам, что истребители пятого поколения «составляют основу любого нашего планирования действий на случай кризиса на театре военных действий», и назвал их «критически важна для любой будущей войны, которую мы могли бы иметь».

Двумя днями позже адмирал Джон К. Акилино, преемник Дэвидсона, сказал комитету, что он «будет обеспокоен, если мы уменьшим наши возможности по выпуску самолетов пятого поколения. Я думаю, что они необходимы для победы».

На отдельных слушаниях в сенате и комитете Палаты представителей по делам вооруженных сил в апреле генерал Тод Уолтерс, глава европейского командования США и Верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе, заявил, что F-35 был необходим «для обеспечения нашего конкурентного преимущества» и что США а его союзники будут «ослаблены», если его производство сократится.

Все официальные лица назвали серьезной проблемой создание российских и китайских самолетов пятого поколения.

«Ящер» и «Молния»

Два F-22, вверху, и два F-35. USAF

Представленные в 2005 и 2016 годах, соответственно, F-22 Raptor и F-35 Lightning II были призваны открыть новую эру, в которой технологии скрытности играли доминирующую роль в составе истребителей ВВС.

«F-35 и F-22 фундаментально связаны. Они двоюродные братья», — сказал для Insider Дуглас Бирки, исполнительный директор Института аэрокосмической энергетики им. Митчелла.

Самолеты должны были работать в тандеме, при этом F-22 использовался в качестве платформы для доминирования в воздухе, а F-35 превосходно выполнял задачи по нанесению ударов по земле, хотя он также был способен вести бой воздух-воздух.

F-22 может нести восемь ракет класса «воздух-воздух» или две 1000-фунтовые бомбы и две ракеты «воздух-воздух» во внутренних отсеках вооружения.

F-35 может нести 18 000 фунтов ракет и бомб внутри и на внешних узлах подвески. Для ближнего боя F-22 имеет 20-мм вращающуюся пушку, а F-35 — 25-мм вращающуюся пушку.

Сопровождающий ВВС проводит обходную проверку F-22 на базе ВВС Эглин во Флориде, 10 августа 2020 г. ВВС США / Сэмюэл Кинг-младший.

F-22 выполняли миссии сдерживания и наносили удары в Сирии, в то время как F-35 ВВС и Корпуса морской пехоты поражали цели в Ираке и Афганистане.

Но их комплекты электроники и стелс-покрытия не менее важны, чем их вооружение, особенно для F-35.

В то время как F-22 лучше ведет воздушный бой, F-35 имеет гораздо более совершенную электронику. «Его способность понимать боевое пространство не похожа ни на что другое. Он буквально покрыт датчиками», — сказал Бирки о F-35.

Это дает пилотам F-35 огромное преимущество, особенно благодаря способности реактивного самолета мгновенно объединять данные других F-35 и дружественных самолетов, что позволяет им видеть гораздо больше поля боя. Армия и ВВС уже отрабатывали использование датчиков F-35 для наведения дальнего артиллерийского огня.

Несмотря на задержки и перерасход средств, высокопоставленные военные США заявляют, что F-35 чрезвычайно ценен, и что другие страны, выставляющие его на вооружение, ощущают то же самое.

«Могучий Дракон»

Китайский истребитель-невидимка J-20 на авиасалоне в Чжухае, провинция Гуандун, 1 ноября 2016 г. REUTERS / Stringer

Первым неамериканским истребителем пятого поколения, поступившим на вооружение, стал китайский Chengdu J-20, также известный как Mighty Dragon. Представленный в 2017 году, он был разработан в ответ на F-22 и F-35.

Считается, что китайская стелс-программа основана на планах, украденных у США. J-20 похож на F-22 и играет аналогичную роль в воздухе и перехватчике для ВВС Народно-освободительной армии (НОАК).

У него нет пушки, но у J-20 есть внутренние отсеки для вооружения, в которых может быть размещено шесть ракет класса «воздух-воздух».

В настоящее время считается, что J-20 уступает своим американским аналогам в прямом воздушном бою, отчасти потому, что китайцы изо всех сил пытались создать эффективные двигатели.

Ранние модели были маломощны и не имели вектора тяги, что позволяло пилоту управлять направлением тяги двигателя.

J-20. Reuters

Первоначально китайцы использовали двигатели российского производства, но теперь устанавливают на J-20 отечественные двигатели: WS-10C в настоящее время устанавливается в качестве временной меры, пока не прибудет WS-15.

WS-15 поставит J-20 «на один уровень» с F-22 и будет доступен в течение двух лет, сообщили The South China Morning Post в апреле китайские военные источники.

Но у Китая в будущем есть три очевидных преимущества.

Большинство вероятных сценариев боевых действий, с которыми он сталкивается, находятся вблизи его территории, что снижает затраты на развертывание и содержание для Китая по сравнению с американскими реактивными самолетами пятого поколения, которые должны развертываться и действовать с передовых баз или кораблей.

J-20 также все еще находится в производстве, что означает, что он может быть доработан и усовершенствован, в то время как программа F-35 теперь сталкивается с ограничениями бюджета, а производство F-22 полностью прекращено.

Значительно усовершенствован и ракетный арсенал Китая класса «воздух-воздух».

«Преступник»

Российский Су-57. Объединенная авиастроительная корпорация.

Су-57, известный в НАТО как «преступник», — это российский самолет, участвующий в конкурсе пятого поколения.

Официально он был введен в эксплуатацию в декабре, но первый полет он совершил в 2010 году и находится в разработке с 2002 года.

Четыре внутренних отсека для вооружения могут нести шесть ракет класса «воздух-воздух», еще шесть могут быть прикреплены к внешним узлам подвески на крыльях. Он также имеет 30-мм одноствольную автопушку для ближнего боя.

О Су-57 известно немного: его размер, форма и максимальная скорость около 2 Махов [удвоенная скорость звука — ред.] (аналогично J-20 и F-22) предполагают, что он предназначен для доминирования в воздухе, как F-22.

Россия имеет опыт производства передовых технологий радиоэлектронной борьбы, но некоторые аналитики скептически относятся к скрытным возможностям Су-57 по сравнению с его американскими и китайскими аналогами.

Су-57. Associated Press.

Два Су-57 дважды отправлялись в Сирию, но ненадолго и без выполнения боевых задач.

«На самом деле они не отправляли его туда в больших количествах или на длительные периоды, так что это наводит на мысль, что некоторые из проблем, которые будут в разработке, вероятно, все еще находятся в разработке», — сказал Бирки.

Но у России грандиозные планы на Су-57.

Она надеется приобрести 76 из них к концу 2028 года, чтобы использовать их для испытаний гиперзвуковых ракет и, начиная с 2024 года, задействовать вместе с ними беспилотные летательные аппараты С-70 «Охотник-Б».

Дрон будет «верным ведомым», которым будут управлять летчики Су-57.

Стелс — это будущее

KF-21, первый отечественный истребитель в Южной Корее, на церемонии запуска в Сачхоне, 9 апреля 2021 года. Yonhap via REUTERS

В то время как сегодня в гонке пятого поколения доминируют США, Китай и Россия, многие страны намерены создавать свои собственные истребители пятого и шестого поколений.

Южная Корея недавно представила истребитель-невидимку (хотя и менее скрытный, чем F-35), который она разрабатывает вместе с Индонезией и надеется выпустить на рынок к 2028 году.

Индия, Турция и Великобритания надеются выставить свои собственные реактивные самолеты пятого или шестого поколения между 2028 и 2035 годами, в то время как Япония намерена выставить на вооружение истребитель-невидимку шестого поколения к 2035 году. Франция, Германия и Испания также совместно работают над созданием истребителя-невидимки. Истребитель шестого поколения они надеются ввести в строй к 2040 году.

«Тот факт, что это широко распространяется, показывает вам, что для того, чтобы быть актуальным в современной боевой среде, вы либо пятое поколение, либо вы дорогая цель», — сказал Бирки.

Модель нового реактивного истребителя Tempest на авиашоу в Фарнборо в Великобритании, 16 июля 2018 г. Reuters

ВВС США работают над собственным истребителем шестого поколения, известным как программа Next Generation Air Dominance (NGAD).

Демонстрационный образец NGAD уже был запущен, но генерал Марк Д. Келли, глава боевого авиационного командования, выразил обеспокоенность, что США, возможно, не смогут «развернуть этот потенциал перед кем-то вроде Китая, который использует его против нас».

Комментарии Келли отражают сложность будущих конфликтов и важность самолетов-невидимок для их преодоления.

«Войны, на которые мы все чаще обращаем внимание и для которых строятся F-22 и F-35, — это войны, в которых, если мы не добьемся успеха, жизнь кардинально изменится в очень плохую сторону», — сказал Бирки. «Нам нужно проснуться и действовать соответственно».


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: