Греховные корни «православного викиликса» 2 Кривды и правды религиозной журналистики. Эксклюзив

03.06.2021 0 By NS.Writer

Начало по ссылке.

Нормальному человеку непонятно, зачем делать гадости, вредить тем людям, которых не знают, которые не переходили дорогу, которые не были прямыми конкурентами и так далее. Это действительно сложно понять, но, скорее всего, тут имеет серьезная нравственная патология. И она проявляется именно тогда, когда делают гадости непосредственно из «любви к искусству». Очень любят школьные, недалекие педагоги и на своих форумах, и за рюмочкой водки скучно перетирать про «духовно-нравственное воспитание», не понимая сути ни духовности, ни морали. Но в реальности мы наблюдаем целые стада «духовно-нравственных» сволочей. И тут религия (в любой её конфессиональной ипостаси) очень часто становится порванным фиговым листочком, через который всякий срам просвечивается. Но вернемся к нашим баранам, точнее к «телицам вифинским» (а проще говоря, жирным коровам, пасущимся на денежных лугах) и продолжим наши наблюдения.

Кстати, вот незадача: комментатор сайта Черноморца-Штейникова Димон Злой (он же — Дмитрий Горевой) до 2014 года жил в Москве и учился в ПСТГУ, где закончил отделение религии при богословском факультете ПСТГУ. А вот в 2014 или 2015 году вдруг переехал в Киев, где поступил на магистратуру по специальности религиоведения философского факультета Киевского национального университета, который закончил в 2016 году.

На работе в Раде Д. Горевой (справа) сначала комплексовал и стеснялся

Параллельно обрёл новый вид деятельности, после отъезда из Москвы — стажировался с 2015 года в Верховной Раде, был стажёром-помощником сначала у бойца батальона «Айдар», депутата от Волыни Игоря Лапина, а далее в 2016-2019 гг. — работал на платной основе у депутата-религиоведа Виктора Еленского. В 2016-2020 годах параллельно работал платным автором и техническим редактором на сайте РИСУ, куда попал по рекомендации подруги Юрия Черноморца — преподавательницы Татьяны Калениченко.

А уже в начале 2018 года Дмитрий Горевой и Татьяна Деркач, проработав кратковременно в 2016-2018 годах обозревателями на сайте Александра Нойнеца «Петр и Мазепа», а также сотрудничая с ресурсом кандидата богословия УПЦ-КП Александра Ефременко «Духовный фронт Украины», неожиданно для всех объявили о создании некоего «научно-исследовательского института религиозной безопасности». Хотя сами ни к науке, ни к высокой учёности прямого отношения не имеют, учёной степени добыть не сподобились.

Потом, учитывая негодование со стороны настоящих учёных-религиоведов: Анатолия Колодного, Людмилы Филипович и других, эта парочка зарегистрировала свою структуру 16 февраля 2018 года под более скромным и нейтральным названием: «Центр религиозной безопасности». Также они основали в конце 2018 года интернет-ресурс данного общества, сайт «Церквариум». Как объясняла сама Деркач: «Cerkvarium — нещодавно створений проект, зосереджений на темі автокефалії. Тут, зокрема, працюють із грецькими першоджерелами».

То есть, изначально подчёркивалось, что это якобы — не внеконфессиональный проект, а ресурс, специализирующийся на православной церковной автокефалии, чуть ли не информационный орган ПЦУ.

Одновременно появился и анонимный телеграмм-канал «Churcher_info», не без их участия, но об этом расскажем позже.

Околоцерковная журналистка Татьяна Деркач издала в 2018 г. достаточно насыщенную фактами книгу «Московский Патриархат в Украине: анатомия предательства». Хотя, конечно, не лишённую и определённых передёргиваний. Пиар этой книги она провела во время прошедшей в Киеве в агентстве УНИАН 22 января 2018 г. коллективной пресс-конференции на тему: «Открытое обращение участников АТО к украинскому народу, Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, правоохранительным органам и органам местного самоуправления об антигосударственной деятельности на территории Украины церквей Московского Патриархата». Говорят, сейчас Деркач-Александрова готовит новую русскоязычную книгу под названием «Оккультизм русского мира», с последующим переводом её на украинский язык.

Наряду с весьма здравыми статьями, были у Деркач и явные провокационные опусы. Так, она неоднократно говорила о неспособности к диалогу с УПЦ КП тогдашнего митрополита УПЦ МП, вл. Александра (Драбинко), по причине его «бюрократичности и коррумпированности». Посмертно порочила митрополита УПЦ МП Владимира (Сабодана), называя его слабой и безвольной фигурой, «марионеткой Москвы». Далее Деркач писала о невозможности объединения и диалога между УПЦ КП и УАПЦ, называя последнюю «маргинальной структурой» и «пятой колонной Москвы». Она же говорила о том, что иерархи УПЦ МП не должны приглашаться к созданию Объединенной Украинской Церкви, так как это будет попытка МП сохранить свои традиции внутри новой Церкви, внести туда свой имперский дух, имперскую идеологию и так далее.

Логика таких высказываний проста: для Деркач величайшими незыблемыми авторитетами были патриарх Филарет (Денисенко), послушание которому всех иерархов ею виделось как неотъемлемый момент интеграционного процесса («Филарет и иже с ним — малое стадо, поддерживающее чистоту веры» — так она прямо писала, чуть ли не в стиле русских старообрядцев), а также ближайший соратник Филарета — ныне покойный протоирей Валерий Семанцо. Все, кто не с ними, были в её глазах «отщепенцами», провокаторами и далее по списку.

Большим благом для православных Украины стал тот факт, что к советам Деркач не иметь дела с УАПЦ и УПЦ МП в руководстве УПЦ КП не прислушались, и новосозданная ПЦУ стала действительно равноправным объединением трех украинских церквей, а не «реинкарнацией» УПЦ КП. В целом, дальнейшая работа на благо УПЦ КП, с 2019 года — в поддержку ПЦУ выглядела как-то не очень убедительно.

Так, Деркач стала внештатным обозревателем греко-католического сайта РИСУ (Религиозно-информационная служба Украины). Туда же, как упоминалось выше, устроился корреспондентом и Дмитрий Горевой. Позже редактор РИСУ Тарас Антошевский очень расхваливал Татьяну, хоть и не имеющую профильного образования, но вроде прослушавшую в 2014 г. какие-то курсы в римско-католическом Институте религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве: «Тетяна глибоко вкорінена у проблематику, володіє іноземними мовами, читає першоджерела. Вона зробила серію розслідувань про сепаратистські середовища в єпархіях УПЦ МП та видала їх книжкою. Зараз вона напряму працює з представниками Вселенської патріархії».

Но, тем не менее, их и далее привечали в руководстве УПЦ КП. А уже в конце 2018 — начале 2019 года Горевой, Деркач и третий редактор их сайта «Церквариум» Илья Бей («специалист по греческой филологии» из Запорожского университета, со степенью магистра), только в 2016 или 2017 г. перебежавший из УПЦ МП в УПЦ КП, стали главными спикерами в рамках кампании по «популяризации Томоса Константинополя» среди тёмных народных масс. Они ездили с лекциями по всей Украине, как своего рода агитаторы, объясняя людям важность и необходимость Томоса. Хотя вряд ли в их агитации ПЦУ сильно уж и нуждалась, да и все трое не имели учёных степеней, потому и лекции их носили довольно примитивный, чисто популяризаторский характер.

Из них кратковременно к УПЦ-КП имел прямое отношение только Илья Бей, ставший советником у епископа УПЦ-КП Фотия (Давиденко), остальные двое были и остаются больше связанными по месту работы с УГКЦ.

Илья Бей в эфире московского телеканала «Союз» (2011 г., скриншот)

Кстати, ещё в 2011 году Илья Бей давал интервью для программы московского православного телеканала «Союз» под названием «Крест над Европой: Словакия». В нём он, во время съёмок в Прешове, говорил, что Ужгородская уния в Словакии не прижилась, население и далее втайне исповедовало православие вплоть до 19 в., а уже в 20 в. происходит массовое православное возрождение.

Хотя не только… Был Илья Бей замечен в 2011 г. (будучи на тот момент сотрудником КДА) и на тусовках движения «Фемен», тесно связанного с ЛГБТ-сообществом (поскольку часть его участниц были лесбиянками и бисексуалками), а также с антиклерикальными силами: например, движение «засветилось» в акции крестоповала в Киеве в 2013 г. Но отметим, что он женат.

И. Бей (крайний справа) с участницами движения «Фемен». Тоже 2011 год.

Но это осталось в прошлом, а с 2018 года он, Деркач и Горевой занялись наполнением сайта «Церквариум». Бей даже позволил себе там наехать на своего бывшего шефа по Киевской духовной академии, митрополита Антония (Паканича).

Но суть не в этом. Грамотно «раскрутившись» на своих блогах и публицистике, все трое широко распиарили себя, не просто как «религиозных обозревателей», а как великих «учёных-религиоведов» (Колодный, Саган, Юраш, Еленский, Говорун и другие нервно курят в сторонке), ведущих конфессиональных аналитиков и «церковных экспертов».

Посыпались пожертвования на их сайт, который несколько раз «выходил из строя» якобы из-за атак российских хакеров, а потому надо было его срочно «ремонтировать», спасать, во имя блага Украины и украинского православия. Также Деркач и Горевой отдельно проводили сбор пожертвований на создание англоязычной версии сайта. Благодаря тому, что при поддержке УПЦ КП в 2017-2018 гг. их стали приглашать для комментариев на различные рейтинговые телеканалы, они стали узнаваемыми личностями, поэтому со сбором денег проблем не возникло.

Сама не имея богословского образования, Деркач смело поучает богословов ПЦУ, говорит об их низком уровне, призывает к новаторству и модернизму. Чего стоит её очередное «богословское» заявление (май 2020 г.): «Повірте, що дискусія про онлайн-причастя — це взагалі квіточки порівняно з тим, з чим богослів’я ХХІ століття матиме справу вже скоро. Те, що сьогодні здається неприпустимим модернізмом, завтра може виявитись дитячим садочком. Нам прийдеться розбиратись з етикою постгуманізму, трансгуманізму та техногуманізму, які відкриють двері для постсакраментальної теології. Умовно кажучи, з питаннями вирощуванняТіла Христового в пробірці та створенням сім’ї з біолюдиною, надрукованою на 3-D принтері (ні, я не шуткую). Важко уявити, як тут можна буде спертись на Святе Передання та вчення святих отців (…) Чесно кажучи, поки наявний у нас богословський рівень пастирів (які найчастіше просто звикли ховати голову в пісок) не надає оптимізму, що вони здатні справитись з цими викликами та задачами без скочування в фундаменталізм. Інакше історія Церкви, яка почалась з катакомбного християнства, завершиться християнством печерним».

Впрочем, для этого случая у Деркач существует возможность перейти (вернуться) в свой родной протестантизм, судя по последнему пассажу — в наиболее модернистские его течения, какую-нибудь «общину протестантов восточного обряда».

Тогда же объектом нападок со стороны Деркач стал её бывший единомышленник, владыка Евстратий (Зоря), до 2019 г. — глава Информационного управления УПЦ КП, в рамках которого они какое-то время тесно сотрудничали. Деркач упрекнула Евстратия за его критику «онлайн-причастия» и осуждение совершившего сию «процедуру» клирика ПЦУ: «12 травня 2020 р. Не вважав за необхідне „поспілкуватися приватно“. А дарма. В Церкві як соборній структурі так не робиться. Хтось не порадився з архієреями — і бац, ти вже навряд чи православний.Євстратій Зоря, знаєте, якби я радилась щодо кожного свого допису з архієреями, краще б тоді взагалі не починати щось робити. Мені теж за це прилетить обратка? Ви могли б висловити свою особисту позицію щодо практики, яку застосував о.Ігор, але не щодо йогоо собистості, допоки не було розставлено крапки над і щодо його статусу в ПЦУ. Ну, і Ви перший почали публічну критику».

Какой-то не очень церковный тон общения с архиереями, не находите?

Деркач и Горевой сидели на двух стульях, работали со структурами УПЦ-КП (с 2019 г. ПЦУ) через сайт «Церквариум», но одновременно трудились в структурах УГКЦ. А может, даже на трех стульях? Ведь Бей и Горевой вплоть до 2017-2018 года публиковались в России, что наталкивает на определенные размышления.

Так, в 2015 году на гранты Российского научного фонда вышла статья: Горевой Дмитрий Александрович. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ. 2015. Сер. 1. Богословие. Философия.Вып. 5 (61). С. 75-90. Также Горевой дважды выступал соавтором коллективных монографий, изданных ПСТГУ: 1) Психология религии: между теорией и эмпирикой / под ред. К. М. Антонова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015; 2)Отечественная и зарубежная психология религии: параллели и пересечения в прошлом и настоящем. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. Но в 2017 году сотрудничество прекратилось, поскольку Горевой стал писать статьи против МП. Однако сотрудничество с УГКЦ продолжалось, при этом Горевой пытался внедряться в УПЦ КП, просился в её синодальные отделы. Правда, игра в два ворота уже в 2019 году постепенно стала приходить к завершению.

Также и Бей уже после начала гибридной войны, напечатал в Санкт-Петербурге свой перевод с польского 3-го тома книги Томаша Зелинского «История античных религий» (2014 г.), а далее — и 4-го тома (2016 г.), и 5-го тома (2018 г.). Возможно, с филологами и религиоведами Петербурга его связал киевский религиовед и философ, до 2016 года — верный апологет УПЦ МП Юрий Черноморец, к кафедре которого в Национальном педагогическом университете в Киеве Илья Бей был прикреплён, и по протекции последнего не позднее 2017 года стал младшим научным сотрудником Центра изучения религии Национального педагогического университета им. Драгоманова.

Кстати, Черноморец и сам в 2013 году вместе с другим редактором Д. С. Бирюковым издал в Петербурге редактируемый им двухтомник Сергея Епифановича «Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения», а в 2017 году этот же двухтомник был повторно издан в том же Петербурге.

И. Бей вместе со своим другом в Запорожье на акции в поддержку толерантности к ЛГБТ (фото из соцсетей).

Порою Илья Бей, который претендует на эпистемологические высоты, пишет весьма странные вещи, например, в его рецензии на монографию «профессора, доктора богословских наук и магистра богословия архим. Гавриила (Кризины)» он проявил свое незнание банальных вещей. Ведь, как известно, высший титул поглощает низший. Если человек доктор (хабилтованный, dr. hab. по-европейски) каких-либо наук (как в данном случае, богословских, как вл. Гавриил), то он уже не кандидат (доктор философии в области…в европейской терминологии), и тем более не магистр. В целом его опус носит откровенно предвзятый характер. Да и писалась рецензия явно не по ранжиру: негоже обычному магистру (а таковых нынче пачками выпускают почти все вузы) на доктора писать, особенно критическое. Ведь правил субординации никто не отменял, в том числе и для не взошедших звезд, да и сияющих тоже. И не хватило хитрости ту рецензию Черноморцем, его патроном и советником Антония (Паканича), например, подписать. Хотя даже сам протодиакон Андрей Кураев её перепостил в своём «Живом журнале», с одобрительными комментариями в адрес автора — а значит, хоть кому-то это пригодилось, получило высокую оценку и признание в «белокаменной». К тому же учеба Ильи Бея в докторантуре (по-нашему аспирантуре) на гуситском (что как-то странновато для православного «эксперта») факультете Пражского Карлова университета, среди родных ему чехов и словаков, судя по всему, не заладилась, ведь уже 10 лет прошло. Видимо, он настолько утомился, работая на русские издательства (вплоть до 2018 г.), что сил не хватило даже на слабенькую кандидатскую, да и своими делами он только обрезал себе пути в западных частях Украины, к слову говоря. Так-то вот бывает…Ну и в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова, кроме стажировки по квоте университета в опять же протестантском Лувенском университете, ничем особым Бей не отметился, поэтому вскоре вернулся в Запорожье…

Но почему он проявляет такую активность в нападках на УУБА, желая нейтрализовать академию, и ослабить Православие на Закарпатье? Уж не является ли сторонником идей Великой Словакии, или даже членом неонацистской партии «Наша Словакия»? А ведь доктрина последней носит исключительно католический характер, как при режиме клирофашиста Иозефа Тисо…

Продолжение следует по ссылке.

ВерстянюкИван Верстянюк,
обозреватель

Редакция не всегда разделяет мнения авторов публикаций


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: