Перемены в Ташкенте – сколько правды в сладких беседах Мирзиёева и Путина? Эксклюзив

02.12.2021 0 By NS.Writer

В условиях усиливающихся санкций Россия пытается открыть для себя в Узбекистане третий, а в перспективе и второй рынок на постсоветском пространстве. Это неоспоримый приоритет внешней политики Кремля.

19 ноября 2021 года кремлевские пропагандисты торжественно сообщили, что Владимир Путин получил перспективного союзника и партнера в лице коллеги из Узбекистана Шавката Мирзиеева, в этот день посетившего Москву с первым визитом после переизбрания на новый срок полномочий. Понятно, что нарастающий каскад западных санкций заставляет РФ делать большую ставку на ускоренное развитие отношений с Узбекистаном.

Двусторонней встрече предшествовал Форум межрегионального сотрудничества России и Узбекистана 17 ноября. Там Путин заявил, что Россия занимает второе место (понятно после Китая) во внешнеторговом обороте Узбекистана. Действительно, формально российские бизнесмены ведут в Узбекистане 150 инвестиционных проектов на 14 млрд долларов, более 20 % товарооборота Узбекистана приходится на Россию. Вопреки или «благодаря» санкциям и пандемии в 2020 году он вырос на 18%. Объем капиталовложений со стороны РФ — по специфической российской методике — заявляется на уровне более 10 млрд долларов.

На встрече Путин с Мирзиёевым демонстрировал сладкие как халва объятия восточной деспотии. Забыл про социальную дистанцию, обнял гостя как старого друга, а потом пожал руку. Показав, что далеко не всем так радуются в Кремле, президенту Украины к примеру, демонстрируют холодное величие. Недавно узаконивший пожизненную госслужбу трясущийся старичок поздравил моложавого узбекского лидера с недавней победой на выборах: — Работа вам предстоит большая и сложная…

«Тяжелая» — согласился восточный правитель Мирзиёев.

«Тяжелая, да» — поддержал Путин: «У вас все получается. Уверенно двигаетесь вперед, страну поднимаете, и результат есть. Люди это видят, поэтому так и отреагировали на выборах на то, что вы сделали за последние годы. Ведь Узбекистан не просто ближайший сосед России, но и союзник». Из каких глубин склероза сочинский сиделец извлёк этого «союзника» — неясно.

Тонкий льстец Мирзиеев в ответ отметил, что результат выборов президента Узбекистана — это результат «совместной работы» персонально с Путиным: «Особенно хочу отметить, что за последние годы произошел прорыв в наших отношениях — таких показателей никогда у нас не было. Углубленная интеграция идет по всем направлениям!».

Немного фактов

Узбекистан — третья по численности страна на постсоветском пространстве после России и Украины — 35 млн. граждан, а в перспективе (с учетом негативной демографической ситуации в Украине) через 10 лет станет второй.

В 2016 году, после смерти Ислама Каримова Шавкат Мирзиёев возглавил классическую автократию, полностью закрытую от мира. Ожидания общества были очень низкими, люди радовались уже тому, что Мирзиёев пришел к власти мирно. Пять лет первого президентского срока Шавката Мирзиёева эксперты в Украине привыкли видеть в фокусе хвалебных статей о реформаторских успехах узбекского руководства во всех ведущих мировых СМИ. The Economist даже объявлял Узбекистан страной года, а Мирзиёева сравнивали с Дэн Сяопином. «Демократические процессы нам необходимы как воздух», — говорил Мирзиёев в своем первом и увы единственном интервью в должности Президента Узбекистана. Но со вторым сроком все не просто: основы режима под угрозой. В первый срок сняты ограничения на обмен валюты, увеличено количество судов, цифровизированы некоторые процедуры взаимодействия граждан с властью. От таких реформ никто не проигрывал, а потому они пользовалась всеобщей популярностью.

На втором сроке придется заниматься более рискованными переменами. С января 2022-го все госслужащие и руководители предприятий с государственной долей свыше 50%, а также их супруги и несовершеннолетние дети обязаны декларировать свои доходы и имущество. Сравнивая с последними событиями в Украине, это серьезный вызов узбекскому чиновничеству, где конфликты интересов встречаются сплошь и рядом. Некоторые из недавних реформ уже приходилось отматывать назад из-за сопротивления системы. В 2018 году президент Мирзиёев понизил пошлины на импорт товаров, но всего через год под давлением региональных кланов повысил обратно. Слишком доступный импорт угрожал благополучию узбекских монополий и тем, кто их контролирует. А вот отношения Ташкента с Москвой пошли в гору. Кремль амнистировал 158 тысяч депортированных узбекских мигрантов, узбекские предприниматели собираются арендовать в России 1 млн га земли, в Ташкенте прошел форум «Валдай», «АвтоВАЗ», как сообщается, начал серийную сборку автомобилей Lada в Узбекистане и так далее.

19 ноября 2021 года, интриги добавил замглавы российского МИДа Андрей Руденко заявив, что подписан «очень серьезный пакет документов в оборонной сфере». Тема слишком чувствительна для узбекского общества, к примеру весной во время визита министра обороны РФ Сергея Шойгу Ташкенту пришлось официально опровергать слухи об открытии в стране российской военной базы.

Ликвидация антироссийской оппозиции

Приступая к своему второму президентскому сроку Шавкат Мирзиёев начал увольнения старой гвардии аппаратчиков, которые, как считается, мешают его программе сближения с Кремлем. 15 ноября в, Мирзиёев сместил Рустама Иноятова с поста своего советника по вопросам координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов. На его место назначен Бахтиер Исламов, в 2003-2008 гг. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в России, напрямую связанный с крупным российским бизнесом.

Иноятов был стойким приверженцем режима Ислама Каримова и долго считался могущественным серым кардиналом.До своего назначения советником президента в 2018 году Иноятов более двух десятилетий возглавлял вызывавшую ужас Службу национальной безопасности, тесно связан с криминальными структурами, а именно так называемым «главой узбекской мафии» Гафуром Рахимовым. Противодействуя российским криминальным организованным структурам в энергетической и горнодобывающей промышленности, господа Рустам и Гафур ставили на союз с Киевом, открывали в начале нулевых украинский колледж и памятник Тарасу Шевченко в Ташкенте. Иноятов и Рахимов также известны тем, что при Каримове бросили вызов его дочери Гульнаре, которая начала с ними публичную войну за влияние, но потерпела поражение, попав под домашний арест, а затем в тюрьму, где и продолжает сейчас находиться.

Однако, вполне может быть, что увольнение Иноятова произошло на основе предварительных договоренностей по обеспечению стабильной передачи власти в течении первого президентского срока Мирзиёева, сегодня стремительно сближающегося с Кремлем.

По образу и подобию

Для нынешнего узбекского режима Россия интересна, прежде всего, с точки зрения импорта авторитарных ноу-хау. За первый срок Мирзиёева Узбекистан внедрил немало законодательных новшеств, позаимствованных у России. Например, закон «О персональных данных», который обязывает интернет-компании хранить данные узбекских пользователей внутри страны. Если в России по нему заблокировали LinkedIn, то в Узбекистане — Тwitter, TikTok, «ВКонтакте» и Skype.

Узбекский режим тщательно изучает российский опыт борьбы с критикой в соцсетях. В узбекском интернете и особенно в Telegram, где Узбекистан занимает второе место в мире по количеству пользователей, расплодились тролли. При узбекском МВД созданы группы «патриотичных блогеров», чтобы отслеживают в соцсетях «негативные идеи и комментарии и работали над формированием атмосферы нетерпимости к таким идеям».

Но особое место занимает российский опыт изменения конституции. В обозримом будущем Узбекистан тоже ждет обнуление президентских сроков. В этом году узбекский парламент принял ряд поправок в конституцию, в основном для уточнения работы судебной системы. В узбекском обществе это толкуется так, что Мирзиёев вступил во второй срок по новой версии конституции.

При этом активное вовлечение Узбекистана в российские «интеграционные проекты» на постсоветском пространстве важно для Кремля с точки зрения возросшего интереса к этой стране со стороны Турции (проект Великого Турана) и США (после вывода войск из Афганистана). Ускоренно продавливается присоединения Узбекистана к ЕАЭС, с рекламой, что такой шаг позволил Ташкенту существенно нарастить приток инфраструктурных инвестиций, увеличить экспорт и усилить промышленную кооперацию.

Общую ситуацию в нынешних «сладких отношениях» деспотических режимов Ташкента и Москвы подчеркивает совместное заявление президентов от 19 ноября 2021 года, где заявлено о необходимости усиления координации деятельности в ООН и… управлении сетью Интернет. На Востоке у Киева остается все меньше друзей идеологического плана. Впрочем, прагматичных отношений это не исключает, как и сделок через регионального лидера, Анкару, в то время как наивные российские геополитические прожекты в Центральной Азии уже не раз лопались от переизбытка рахат-лукума, приведя бывшую сверхдержаву в объятия Талибана.

МишинАндрей Мишин, кандидат политических наук, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: