Греховные корни «православного викиликса» 3. «Чёрный пиар» по заказу кураторов. Эксклюзив

04.06.2021 1 Редакция NS.Writer

Начало по ссылке.

Религия всегда очень часто переплеталась с политикой, иерархи лебезили перед властями, что не способствовало популярности церкви в народе. Одно время казалось, что это осталось далеко позади в дремучих временах Совдепии, но увы, если не высшее начальство, то низшее звено решило следовать данной «традиции». В этом очерке мы вскроем материалы о том, кому именно служат украинские горе-религиоведы.

Вполне можно чисто по-человечески понять и того же Черноморца, и Горевого, и Бея: такова жизнь, нужно побольше крутиться, чтобы пожирнее зарабатывать. Поэтому ребята готовы дружить и с издательствами России, и с интернет-ресурсами УГКЦ, причём делая это одновременно.

Хотя вряд ли в руководстве ПЦУ их поняли и поддержали, слишком уж двойная или тройная игра получается. В итоге, ПЦУ стала уклоняться от финансирования проектов Деркач и Горевого, отдельные связанные с ПЦУ спонсоры отошли от них… Хотя и приглашали этих «религиозных экспертов» на торжества по поводу годичного юбилея интронизации митрополита Епифания (Думенко) в 2020 году, на другие официальные церковные мероприятия, но всё равно остался некий горький осадок — отношения уже не те… Вроде были даже некие перепалки и недоразумения, трения с представителями пресс-службы бывшей УПЦ-КП, а ныне ПЦУ, где наших героев не всегда понимали и воспринимали, мягко говоря (особенно после необоснованных публичных нападок Александровой-Деркач на Евстратия (Зорю) из-за его осуждения практики «онлайн-причастия» в мае 2020 года, которую наша религиозная публицистка вздумала поддержать). Ну а месть «обиженных» в отношении ПЦУ не заставила себя ждать… Она воплотилась в 2019 году в телеграм-канале «Churcher_info».

А именно — в публикациях «инсайдерских» данных, которыми этот помоечный канал якобы щедро снабжали верные и преданные читатели. Авторы рекламируют такие же помоечные сайты со сливом переписок и интимных фотографий разных знаменитостей, в том числе и священного сана, популяризируют их, хотя обычным людям не совсем ясно: зачем?

Правда, ответ на этот вопрос дала Татьяна Деркач в своём более раннем комментарии на сайте «Религия в Украине», от 11 июля 2011 года: «Є сексуальні збоченці, які схильні об”єднуватися у сексуальні меншини. Най грець з ними, вони самі по собі, ми — самі по собі. Але ж ми говоримо про ЄПІСКОПІВ ЦЕРКВИ! Різницю ловите? На єпіскопів навіть, за великим рахунком, не може розповсюджуватися законодавставо про захист приватної інформації, тому що вони, єпископи ті, обираються не за світським законодавством на державні посади, а на церковні за канонами церкви. І за тими канонами у єпіскопів має бути бездогання приватна репутація. У них можуть бути проблеми, навіть сімейні трагедії. Але напрямок поведінки нікого не повинен спокушати. Отже, на єпископів не має розповсюджуватися вимога до толерантності до сексменшин чи що. Невже право гомосексуалістів очолювати православну церкву або їїєпархії — це ознака демократичності держави???»

Вообще-то не принято у православных «наезжать» на епископов (об этом есть рекомендации в каноническом праве), вселенские соборы запрещали собирать клевету и неподтверждённые слухи на иерархов (а факты «мужеложества», действительно, очень сложно подтвердить в принципе), но, видимо, наша компания так не считает.

А являются ли они православными? Или вообще — внеконфессиональные атеисты? Это пока для нас загадка. Та же Татьяна Деркач закончила в 2014 году курсы в римско-католическом институте св. Фомы Аквинского в Киеве, а сейчас продолжает перепечатывать свои материалы о межправославных конфликтах на протестантском сайте «Мир вам». Также Деркач имеет постоянные контакты с такими весьма специфическими религиозными деятелями маргинальных структур из России, как епископ Григорий (Лурье), и его интернет-пропагандист Александр Солдатов.

Есть версия, что она и до 2005 года печатала под псевдонимами различные пропагандистские материалы в поддержку харизматов на протестантских сайтах, и сейчас, уже после перехода в православие, продолжает трудиться на этом поприще.

Несмотря на то, что Горевой неплохо устроился в УГКЦ, работает с 2019 года главой отдела проектов и программ Института религии и общества УКУ (своего рода «бюрократической надстройки» над сайтом РИСУ) — тем не менее, на указанном телеграмм-канале выпускаются мстительные статьи, которые коснулись львовского духовенства УГКЦ. Например — темы отмывания львовскими греко-католическими клириками бюджетных денег на памятники церковным деятелям, реставрацию зданий, и реализацию иных проектов. Возможно, Горевой таким образом борется за очищение изнутри своей греко-католической конфессии? Хотя, например, в истории с постепенным переходом Исиченко из УАПЦ в УГКЦ в 2019-2020 годы (вместе с его Димитриевским храмом г. Харькова, восстановленным на деньги УАПЦ) авторы заняли нейтралитет. В последнее время канал опубликовал эксклюзивные данные об экономической деятельности и земельных участках УГКЦ во Львове, которые для церкви якобы беспорядочно передаёт местная власть.

Вероятным источником инсайда являлась жена Горевого из команды мэра Львова Андрея Садового — Стахурская Марта Тарасовна , место работы которой — управление инвестиций и проектов при департаменте экономики Львовского горсовета. Только за 2019 год она заработала 267 тыс. гривен, а её муж Горевой — 192 тыс. гривен. Казалось бы, чего людям ещё не хватает для полного счастья?

Наверное, определённого ореола героев, борцов за полное очищение Украины от «враждебных конфессий». В погоне за новыми регалиями, они готовы поучать и СБУ, и Генпрокуратуру, считая себя ведущими экспертами в сфере религиозной безопасности. Недаром с их подачи в украинском сегменте «Википедии» появилась статья «Украинско-русская религиозная война», наполненная заимствованиями с уже названной выше книги Деркач 2018 года.

Непонятно, правда, какая может быть религиозная война между украинцами и русскими (не россиянами — гражданами РФ, а именно русскими) на территории Украины? Никаких межэтнических и межконфессиональных конфликтов в основе войны на Донбассе (региона, кстати, наполовину протестантского) никогда не лежало, кроме сугубо внешних факторов: агрессивной политики и империализма со стороны РФ. Хотя Кремлю, конечно, очень хотелось бы, чтобы в противостоянии появился и религиозный мотив. Есть религиозная экспансия России в Украине, но это не межрелигиозная, или этноконфессиональная война, как утверждают наши «эксперты». Подобная манипуляция терминами — достаточно опасная вещь, которая может использоваться в интересах Кремля для ещё большего нагнетания страстей и разжигания конфликта в Украине.

Манипуляция прослеживается и в самом названии некоммерческой структуры Деркач и Горевого: «Центр религиозной безопасности». У кого-то это наименование может ошибочно ассоциироваться с деятельностью СБУ, с иными правоохранительными органами, что в корне неверно. Также манипулятивным является и название их сайта «Церквариум». Ведь для не информированных людей будет казаться, что это чуть ли не полуофициальный церковный сайт.

В 2019 году Деркач и Горевой даже сделали в определённом роде «медвежью услугу» для ПЦУ. В частности, уже после прихода к власти Зеленского, на сайте журналиста телеканала «1+1» Сергея Гальченко «Религиозная правда» наши «всезнающие» блогеры (названные почему-то «журналистами») опубликовали письмо, в котором обвинили в активизации деятельности УПЦ-МП и пророссийских пропагандистов Украины именно СБУ, РНБО и Генпрокуратуру — никого, мол, не сажают, ничего не делают для подавления деятельности УПЦ-МП. Источник по ссылке.

Они потребовали рассекретить материалы допросов священников Ровенщины, вызванных для дачи объяснений в СБУ в 2019 году, прочие оперативные материалы, а также доложить им о ходе следствия СБУ, проводившегося в отношении других священнослужителей УПЦ-МП. Вот, например, громкое обвинение: «Насправді ця ситуація не є новою, адже протягом усіх 27 років незалежності представники УПЦ (МП) робили все це, СБУ весь цей час закривала очі на очевидне порушення законодавства, фактично дозволяючи під прикриттям свободи віросповідання безперешкодно розповсюджувати агресивну ідеологію „руського міра“, що загрожує національній безпеці та суверенітету України».

На самом деле, здесь прослеживается очевидная манипуляция, так как именно спецслужбы провели очень большую и кропотливую работу на религиозном направлении, хотя и достаточно мало освещённую в прессе. Именно СБУ в 2008 году возбудила уголовное дело относительно сепаратистской деятельности против Дмитрия Сидора из Ужгорода, и довела его до суда. Достаточно мягким стал в 2012 году вердикт суда для Сидора — три года условно, но вряд ли в этом состоит вина СБУ. Силами СБУ в 2014 году удалось пресечь деятельность достаточно агрессивной секты «правоверных греко-католиков», основанной во Львовской области гражданами Чехии и Словакии (так называемыми «подгорецкими отцами») в целях спровоцировать раскол в УГКЦ. Также СБУ довела до суда дело прот. Владимира Марецкого из Луганска в 2014 году, а в 2015 году возбудила дела по фактам пропаганды сепаратизма, которой занимались священники Одесской епархии Алексей Греку, Георгий Дорош, Андрей Новиков и Олег Мокляк. Кроме того, силами СБУ из Украины в разные годы были депортированы отдельные священники — граждане Румынии, пропагандировавшие румынский шовинизм. Но авторы письма всего этого почему-то не замечают. А может, просто не знают?

Дальше в «открытом письме» Деркач и Горевого возводятся новые обвинения и подозрения в адрес СБУ: «Наскільки ми знаємо, в державні та правоохоронні органи останніми роками активно інфільтрувались адепти „руськогоміра“ під виглядом представників „канонічної віри“. І зрозуміло, що на даний час ці особи активно сприяють УПЦ (МП) в підривній діяльності проти України. На наших очах відбувається повзучий реванш антиукраїнських сил під прикриттям релігійної діяльності. Важко та болісно усвідомлювати, що державні органи, які створено задля захисту національної безпекиУкраїни, і співробітники якої присягали на вірність Україні та Закону, виявились настільки безсилими та слабкодухими, що не можуть довести до кінця подібного роду справи, які вже було відкрито, і надати адекватну оцінку всій іншій проросійській діяльності інших представників УПЦ (МП)».

Так и неясно, к чему призывают авторы письма: то ли к очищению рядов СБУ от всех прихожан УПЦ-МП, которые там служат (своего рода чисткам по религиозному признаку), или же к борьбе с «пятой колонной» и «агентами влияния» внутри СБУ? Но такая борьба, в основном — негласно, уже давно ведётся силами контрразведки СБУ, управления внутренней безопасности, и другими отделами, причём достаточно результативно. А бессилие и слабость — это уж точно не про СБУ, сотрудники которой проявили героизм на Донбассе, 24 из них погибли, около 100 получили ранения разной тяжести, начиная с 2014 года. Можно сколько угодно призывать СБУ к более жёстким мерам против УПЦ-МП, к арестам наиболее скандальных и агрессивных священнослужителей, но реально ли поможет это в объединении украинских церквей? Не создаст ли это ореол мучеников и «исповедников веры» вокруг клириков УПЦ-МП, в результате репрессивных действий? Не усилит ли это антиукраинские настроения и недоверие к Украинскому государству в рядах УПЦ-МП? Легко изображать из себя советников для СБУ по религиозным вопросам, не понимая всей глубины проблем украинского православия. Если, конечно, в данном случае не имела место осознанная провокация, с учётом того, что сам Горевой до 2017 года открыто работал на всё тот же «русский мир», уже проживая в Киеве. И не пошёл же он в 2014 году воевать на Донбасс, хотя относился тогда к призывному возрасту, и вполне подпадал под мобилизацию. Как удалось «откосить» нашему герою, остаётся загадкой (возможно, «пересидел» сложный период в России). По крайней мере, уж точно не ему подобало бы судить о «бессилии» и «слабости» силовых структур Украины.

В поисках других враждебных в отношении Украины религиозных структур, Горевой проявляет кричащую безграмотность, когда и он, следом за Деркач, сделал «разоблачительное» заявление о необходимости «воссоединения» самостоятельной Мукачевской епархии (греко-католической церкви Закарпатья) с УГКЦ, якобы с целью украинизации закарпатских униатов, которых стремятся ассимилировать Венгрия вместе со Словакией, и повторяет то же самое в своих видеороликах. Деркач и Горевой также голословно заявляют о «недружественности» руководства Мукачевской епархии в отношении Украинского государства.

Во-первых, какое «воссоединение», если к УГКЦ или Галицко-Львовской митрополии данная церковная единица никогда не принадлежала? А во-вторых, почему Горевой и Деркач, называющие себя апологетами ПЦУ и автокефалии, вдруг стали ратовать не за присоединение закарпатских греко-католиков к ПЦУ (что было бы логично, так как тесные связи Закарпатья с Киевской митрополией и с Константинополем давно известны), а именно за мнимое «воссоединение» с галицкими греко-католиками?

А ведь ещё в 2020 году на эту тему опубликовал подробные комментарии выдающийся историк и богослов, преподаватель Ужгородской богословской академии им. Св. Теодора Ромжи Владимир Фенич на страницах уникального церковно-научного издания Мукачевско-Ужгородской епархии — журнала «Наукові записки богословсько-історичного науково-дослідного центру імені архімандрита Василія (Проніна)» (2020, № 7, стр. 102, 110), процитирую в русском переводе: «Откровенные и правдивые слова владыки Нила настолько возмутили аффилированных с УГКЦ внеакадемических „экспертов“, что в пылу классического великодержавного шовинизма в комментариях к интервью они набросились на смиренного епископа-францисканца и всю МГКЕ / Закарпатье с традиционными оскорблениями, ругательствами, проклятиями, угрозамии обвинениями в сепаратизме. За всем этим „интеллектуальным дискурсом“, очень далеким от христианской морали, молча наблюдал Верховный архиепископ УГКЦ. Отсутствие официального заявления с его стороны дает основания думать, что у Святослава (Шевчука) и его окружения снова начали серьезно рассматривать вопрос инкорпорации (поглощения) Мукачевской епархии в структуры УГКЦ. Известие об очередном „крестовом походе“ большой украинской Церкви против маленькой Мукачевской епархии в очередной раз дошло до Ватикана(….) С одной стороны, Русинская Мукачевская епархия еще с сентября 1937 года находится под прямой юрисдикцией Римского Престола, указанный статус был подтвержден 8 января 1993 г. за подписью секретаря Конгрегации восточных церквей кардинала Акилле Силвестрини. А с другой стороны, вместе с Питтсбургской митрополией в США и Пражским экзархатом в Чешской Республике, МГКЕ относится Святым Престолом к отдельной Ecclesia sui iuris (Церкви своего права)».

Не так ли, странно выглядит, когда, столь рьяно выступая за новые приобретения и присоединения для Верховного Киево-Галицкого греко-католического архиепископства, «внеакадемические эксперты» Горевой и Деркач стесняются указать свою истинную конфессиональную принадлежность — к УГКЦ? А вместо этого — твердят о своей внеконфессиональности, универсальности. Между тем, лгут они и о том, что униатский закарпатский епископ Нил (Лущак) является украинофобом, ведь под руководством последнего украиноязычные богослужения совершаются во всех крупнейших греко-католических соборах Закарпатья: в Ужгороде, Мукачево, Хусте и Тячеве.

Кстати, дружественный Бею «анти-раскольнический» сайт из Запорожья «Raskolam.net», основателем и редактором которого является его друг и бывший коллега по работе в сектоведческом центре УПЦ МП Владимир Носков, неоднократно перепечатывал статьи из телеграмм-канала «Churcher_info». Аналогично действует и ранее дружественный Горевому херсонский сайт УПЦ-МП «Серафим» (seraphim.com.ua), регулярно перепечатывающий в русском переводе украиноязычные материалы данного канала, несмотря на всю их «желтизну»… Вот уж поистине «палево». Стоило епископу Запорожскому УПЦ-КП Фотию (Давиденко) уволить Илью Бея с должности своего платного сотрудника, коим он являлся с 2017 года — как на этом канале вскоре появился слив переписки с участием Драбинко, свидетельствующей якобы о гомосексуальной ориентации Фотия. Странное совпадение, не так ли?

Но еще одно обстоятельство побудило нас обратить внимание на Закарпатский регион и подробно «закопаться» в этой специфической теме. Так, один из последних опусов «телеграмщиков» удивляет: будто бы из-за внутрицерковных интриг и доносов были уволены из Мукачевско-Карпатской епархии ПЦУ (правящий епископ там Виктор Бедь) якобы «пользующиеся доверием клирики» Ростислав Криворучко и Михаил Чабан, которые имели отношение к какой-то клевете на свое непосредственное священноначалие, с которой они апеллировали к Епифанию. Правда, молчат авторы «сенсационного слива» от том, что эти клирики — да, в целом обычные люди, но их подвела присущая им многолетняя алкогольная зависимость. Именно из-за зеленого змия они не могут долго задерживаться в одной епархии, не могут долго уживаться с мирянами одного прихода, поэтому опыт блужданий по юрисдикциям у них достаточно богат. Никакой теории заговора, или гуцульской магии, в их увольнении искать не стоит.

Итак, двое наших героев, Илья Бей и Димон Горевой, по меньшей мере, до 2017-2018 годов тесно сотрудничали с церковными или светскими учреждениями России, и только на третьем году после Евромайдана вдруг «прозрели», будто бы даже и «украинизировались». Бывшая сотрудница налоговой службы Татьяна Александрова-Деркач (после скандального развода с мужем вернула себе девичью фамилию Александрова) имеет свою особую и необычную историю перехода от протестантской к православной религиозной публицистике. Но всех трех объединяет русское происхождение, русскоязычность (по крайней мере в бытовом общении), а также основное общее предпочтение: какой-то необычный, можно сказать, болезненный интерес к гомосексуальной теме, что отразилось и в публикациях их совместного, судя по всему, телеграмм-канала «Churcher_info».

Но главными мишенями канала стали архиереи Михаил (Зинкевич), Афанасий (Шкурупий), Димитрий (Рудюк), Евстратий (Зоря), Александр (Драбинко) и Виктор (Бедь). Почему именно они? Вероятно, как наиболее деятельные и авторитетные представители интеллектуального ядра ПЦУ.

В последнее время авторы телеграмм-канала очень сильно смакуют каждую деталь из взломанной и обнародованной российскими хакерами переписки, которая якобы принадлежала митрополиту ПЦУ, вл. Александру (Драбинко). То же самое в унисон с ними делают прокремлевские пропагандисты Анатолий Шарий, Дмитрий Джангиров, а цитирует их московский политтехнолог Кирилл Фролов. Не думаю, что всё это случайно появилось, и совпало во времени.

Следовательно, на провоцирование раскола и нестроений в ПЦУ брошены достаточно большие силы, это и явные сторонники МП, махровые украинофобы, и просто «обиженные» блогеры, которых руководство ПЦУ и бывшее (до 2019 года) руководство Украины, как они считают, обделило вниманием, недоласкало, недофинансировало. А может, просто их уже «перекупили» какие-то другие «кураторы»?

Хотя нашим обозревателям и многопрофильным экспертам, если повезет со спонсорами, можно будет отойти от столь неумелой и «палевной» интернет-конспирации, и благодаря щедрым финансовым вливаниям — запросто получится создать свою газету, «развиртуализироваться». Хотелось бы предложить им эксклюзивные варианты названий, например: «Церковная экспресс-газета», «Верующий плейбой» или же «Православный бульвар красных фонарей». Здесь же самое главное: побольше креатива и пикантности, побольше клоунской пошлятинки. Это в наше суровое и скорбное время особенно остро востребовано.

ВерстянюкИван Верстянюк,
обозреватель

Редакция не всегда разделяет мнения авторов публикаций


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: