Защитить Чернобыль во время вторжения? Зачем, спрашивают некоторые украинцы

22.01.2022 0 By Chilli.Pepper

Украина инициировала оборонительную стратегию для Чернобыльской зоны отчуждения, одного из самых радиоактивных мест на Земле, которое находится на кратчайшем пути между Россией и столицей Украины Киевом, публикует перевод репортажа, опубликованного в ntimes, newssky.com.ua.

Заброшенный город Припять, Украина, недалеко от украинско-белорусской границы. Город был эвакуирован 27 апреля 1986 года, на следующий день после Чернобыльской катастрофы.

ЧЕРНОБЫЛЬ. Украинские солдаты с автоматами Калашникова за плечами патрулируют тихий заснеженный лес, минуя дома, которые так давно заброшены, что лианы вьются в разбитых окнах.

Поля лежат под паром, города опустели, а вся Чернобыльская зона на севере Украины все еще настолько радиоактивна, что кажется, это последнее место на Земле, которое кто-либо хотел бы завоевать.

Но в то время как большая часть внимания вокруг потенциального вторжения России сосредоточена на наращивании войск и ежедневных боевых действиях на востоке, кратчайший путь из России в столицу Украины Киев лежит с севера. И он проходит через изолированную зону вокруг Чернобыльской АЭС, где расплавление реактора в 1986 году вызвало самую страшную ядерную катастрофу в истории.

В одном из несоответствий войны это делает Чернобыль территорией, которую, по мнению Украины, ей необходимо защищать, вынуждая свои вооруженные силы развертывать силы безопасности в жутком и все еще радиоактивном лесу, где у них есть оружие и оборудование для обнаружения радиационного облучения.

«Неважно, заражено ли оно или здесь никто не живет», — сказал подполковник Юрий Шахрайчук из украинской пограничной службы. «Это наша территория, наша страна, и мы должны ее защищать».

Украинский пограничник во время совместного патрулирования с украинской полицией в Чернобыльской зоне отчуждения.

Сил в районе, известном как Чернобыльская зона отчуждения, будет недостаточно, чтобы отразить вторжение, если оно произойдет; это в основном для обнаружения предупреждающих знаков. «Мы собираем информацию о ситуации на границе» и передаем ее в спецслужбы Украины», — сказал полковник Шахрайчук.

Концепция Чернобыльской зоны отчуждения, созданная советскими властями три десятилетия назад, заключалась в том, чтобы путем изоляции ограничить смертоносность после аварии на атомной станции. Радиоактивные частицы, оставшиеся в почве или застрявшие под защитной конструкцией разрушенного реактора, пока они медленно распадаются, не представляют большой опасности для солдат, пока эти солдаты не задерживаются в сильно облученных районах. Но земля должна быть заброшена, в некоторых местах на сотни лет.

©Нью-Йорк Таймс

Два месяца назад правительство направило в этот район дополнительные силы из-за возросшей напряженности в отношениях с Россией и Беларусью, союзником Кремля, граница которого находится в пяти милях от сгоревшего реактора и куда Россия недавно перебросила войска.

“Как это может быть?” — сказал Иван Ковальчук, украинский пожарный, который помогал тушить пожар на станции в первые дни после аварии, рискуя жизнью вместе с россиянами и людьми со всего бывшего Советского Союза. Он сказал, что возмущен тем, что Россия потенциально может угрожать зоне в военном отношении.

«Мы вместе ликвидировали аварию», — сказал г-н Ковальчук. «То, что они делают это с нами сейчас, просто заставляет меня жалеть людей в Украине», — сказал он.

В поселке Залесье, расположенном менее чем в двух милях от Чернобыля, до аварии проживало более 3000 человек.

Реактор № 4 Чернобыльской АЭС взорвался и сгорел во время испытаний 26 апреля 1986 года, выбросив примерно в 400 раз больше радиации, чем при бомбардировке Хиросимы. Тридцать человек погибли сразу после аварии, большинство из них от радиационного облучения; исследования долгосрочных последствий для здоровья были в основном безрезультатными, но предполагают, что в конечном итоге от рака могут умереть тысячи человек.

Хотя эта зона непригодна для жизни, она привлекает туристов для коротких визитов, принося некоторый доход, и рассматривается в Украине как поучительный момент в недавней истории.

На момент аварии Украина была советской республикой, и изначально советские власти пытались скрыть катастрофу. Чтобы не вызывать подозрений, через несколько дней они устроили первомайские парады в Украине, проведя школьников через кружащуюся радиоактивную пыль.

Такое бессердечное отношение способствовало разжиганию антисоветских настроений в России, Белоруссии и Украине, наиболее пострадавших республиках, и сейчас эта авария рассматривается как одна из причин распада Советского Союза пять лет спустя.

Чернобыльская зона занимает около 1000 квадратных миль и проходит по кратчайшему прямому маршруту от белорусской границы до Киева. Хотя это не обязательно наиболее вероятный маршрут вторжения с севера, поскольку он заболоченный и густо засажен деревьями, Украина не исключает его.

Украинский пограничник на въезде в Беларусь в Чернобыльской зоне отчуждения. До прошлой осени украинско-белорусская граница протяженностью 700 миль практически не охранялась.

До прошлой осени 700 миль границы между Украиной и Беларусью почти не охранялись, особенно в облученных районах. Около 90 миль границы отделяют украинскую зону от такой же изолированной и облученной территории в Беларуси, называемой Полесским государственным радиоэкологическим заповедником.

Ситуация изменилась в ноябре на фоне миграционного кризиса в Беларуси и наращивания войск в России.

Сочетание этих двух событий было зловещим. Москва начала стягивать войска таким образом, что предполагались планы вторжения в Украину через Беларусь. Киев также опасался, что Беларусь может устроить провокацию, например, направить мигрантов к границе с Украиной, как это сделала Беларусь с Польшей, и разжечь искру войны.

В ответ Украина направила на белорусскую границу дополнительно 7500 пограничников. Полковник Шахрайчук из пограничной службы сказал, что не может раскрыть, сколько именно отправилось в Чернобыль. Но опасения по поводу вторжения из Беларуси только усилились на этой неделе, поскольку Россия направляет туда войска и технику в преддверии запланированных на февраль совместных учений с Беларусью.

Во время недавнего визита в пограничный район было замечено всего около дюжины солдат, но официальные лица заявили, что другие патрулируют в другом месте.

Зона — печальное место для работы. В первые дни после аварии около 91 000 человек были эвакуированы всего за несколько часов.

Полка в заброшенном доме в зоне отчуждения.

Леса росли вокруг их бывших домов. Глядя в окна, можно увидеть одежду, обувь, посуду и другие остатки обычной жизни, лежащие вокруг, покрытые пылью и лишайником.

В крупнейшем городе Припять, который сейчас является городом-призраком, пропагандистский плакат до сих пор превозносит достоинства гражданской атомной энергетики. «Пусть атом будет рабочим, а не солдатом», — говорится в нем.

Риск дальнейшего распространения радиации в результате войны кажется минимальным. Но один объект в зоне особенно уязвим: новая арка из нержавеющей стали стоимостью 1,7 миллиарда долларов над разрушенным реактором, оплаченная в основном США и примерно 30 другими странами. Она была завершена в 2016 году для предотвращения распространения высокорадиоактивной пыли.

Город Чернобыль до сих пор частично заселен рабочими, которые живут там во время вахт. Они поддерживают защитную оболочку над поврежденным реактором, дорогами и другой инфраструктурой.

«Это плохо, это страшно», — сказала Елена Бофсуновская, продавец продуктового магазина, о возможности военных действий возле разрушенного реактора.

«Мы не знаем, что убьет нас раньше, вирус, радиация или война», — пожимая плечами, сказал рабочий, стоявший у прилавка магазина, Алексей Прищепа.

Г-н Прищепа сказал, что он предпочел бы, чтобы Украина построила оборонительные рубежи южнее, отдав облученную зону кому угодно. — Это пустырь, — сказал он. «Здесь никогда не вырастет урожай».

Крупнейший город Припять превратился в город-призрак.

До российского наращивания основной проблемой безопасности в Чернобыле был незаконный сбор грибов и сбор металлолома, деятельность, которая может привести к распространению радиации за пределы зоны. Полиция также регулярно задерживает искателей острых ощущений, незаконно въезжающих для осмотра достопримечательностей.

Большую часть времени солдаты в патруле практически не подвергаются радиационному риску. Но долгоживущие части остаются, создавая в лесу невидимые, смертельно опасные горячие точки. Некоторые излучают уровни радиации в тысячи раз выше нормы. Солдаты наметили маршруты, чтобы избежать этих мест, которые давно были нанесены на карту учеными.

Тем не менее, во время патрулирования в зоне солдаты должны носить на шее шнурки с устройствами, которые постоянно контролируют облучение; по протоколам патрулирования в зоне, если военнослужащий наткнется на сильно облученный участок, его снимают с дежурства во избежание дальнейшего облучения.

По словам полковника Шахрайчука, пока никто из пограничников, направленных в зону в ноябре, не получил высоких доз.

«Есть очень опасные места, которых следует избегать, — сказал майор Алексей Вегера, служащий в чернобыльской полиции. Бойцы этих сил, привыкшие работать в этом районе, сопровождают пограничников в патрулях.

«Мы стараемся быть осторожными», — сказал он. — Но что я могу сказать, я к этому привык.

Вид на город Чернобыль. «Это плохо, это страшно», — сказала Елена Болсуновская, продавец продуктового магазина, о возможности военных действий возле разрушенного реактора.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: