Православные автокефалии. Антиохия. Политическое положение

21.09.2022 0 By NS.Writer

Глава Антиохийской Церкви носит титул: «Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока». Антиохия — современная Антакья — находится на территории Турции и де-факто не имеет отношения к современной Антиохийской Церкви. Греческий («Румский», то есть римский, как его именуют арабы) Антиохийский патриархат — один из древних на Востоке патриархатов Вселенской церкви; стоит третьим в диптихе православных автокефальных церквей — после Константинопольского и Александрийского. Поскольку большинство верующих там арабы, представители этого патриархата не любят, когда его называют греческим.

Православные автокефалии. Антиохия. Политическое положение

Антиохийская православная церковь во всем мире возглавляется Патриархом Антиохии Иоанном X и является крупнейшей арабской православной христианской церковью в мире с церквями на Ближнем Востоке, в Европе, Северной и Южной Америке и Австралии.

Но красивый титул «всего Востока» — это своего рода дань старой византийской традиции. Во-первых, Константинопольский патриарх является Вселенским (что означает, что ему по канону подчиняется вся диаспора, то есть население обитаемого мира, Ойкумены, что неверно переводят на европейские языки, в том числе и на английский, как Экуменистический Патриархат). Во-вторых, Александрийский патриарх имеет титул и почетное наименование папа (поэтому, когда говорим папа римский, это не просто красивое словоупотребление, а и напоминание о том, что православные имеют тоже своего папу — Александрийского и «всея Африки»).

А вот Антихиохийскому, в-третьих, досталось скромная роль — только всего Востока. Таким образом, специалистам в области канонического права предстоит еще разобраться, кому должны принадлежать номинально автономные Православные Церковь Японии, приходы Китая и епархии в Индии и Азии (в том числе и на пространстве распавшегося почти треть века назад СССР). Но и без глубокого изучения данного вопроса уже ясно: не Москве. Уж не ей открывать лже-экзархаты на Черном Континенте и засылать своих рясофорных эмиссаров в Токио, Гонконг и Шанхай. Но, как мы покажем ниже, уже по этому поводу возникли разногласия, но не с Москвой, а с Иерусалимом…

А пока вернёмся к историческому обзору. После падения Османской империи и решений Лозаннской конференции Антиохийскому патриархату пришлось жить в новых социально-политических условиях. А для этого необходимо было заключать коалиции с политическим силами, в частности с арабскими освободительными движениями, которых обычно называют «арабскими националистами».

И церковный ответ не заставил себя долго ждать. В 1931 г. в Дамаске был избран митрополит Трипольский Александр III (Тахан), который стоял на позициях арабского национализма, выступая, в частности, в поддержку палестинских арабов, боровшихся с сионистской колонизацией. В 30-х гг. ХХ века значительная часть православных, вместе с мусульманами выступая за независимость Сирии, поддерживала арабское национальное движение…

В свое время (с сентября 1897 по апрель 1900 года) учился Александр в КДА, свободно говорил по-русски и по-украински; позже он стал настоятелем Антиохийского подворья в Москве. Патриарх довольно часто бывал в СССР. В год начала Великой Отечественной войны Александр III обратился к христианам всего мира с просьбой о поддержке всей антифашисткой коалиции. Обратим внимание на этот факт, поскольку позже нам это пригодится. Впоследствии он 4 раза посещал Москву, где участвовал в интронизации Патриарха Алексия I (1945 г.) и праздновании 40-летия восстановления Патриаршества (1958 г.).

При нём было воздвигнуто и отреставрировано множество храмов, в том числе патриарший кафедральный собор; обустраивались богоугодные заведения, школы и патриаршие монастыри. Особое внимание он уделял подготовке образованных священнослужителей: студентов посылали изучать богословие в Халкинскую богословскую школу, богословский факультет Афинского университета и Парижский Сергиевский институт (заметим — не в возрожденную гебистами Московскую «духовную» академию), публиковалось большое количество книг. Несмотря на определенные пророссийские симпатии (чему способствовало его обучение и служение в столицах Российской империи) патриарх четко понимал антихристианскую сущность Совдепии и действовал по принципу «доверяй, но проверяй». Отсюда проистекали и его осторожные шаги в области экуменизма. Эту линию активно продолжили его преемники.

После кончины Александра III (1958) на Антиохийский престол был избран старейший по хиротонии архиерей, Феодосий VI. В 1970 г. Предстоятелем Антиохийской Церкви становится Илия IV. Новый Патриарх приложил много усилий для укрепления единства епископата, клира и мирян. Одной из труднейших задач была проблема централизации церковного управления; в 1972 г. был принят новый, ныне действующий Устав Антиохийской Православной Церкви. Укрепляя связи с православной арабской диаспорой, Илия IV посетил Северную и Южную Америку и др. страны. Выступление Патриарха на мусульманской конференции в Лахоре (Пакистан) вызвало большой резонанс среди арабов-мусульман, называвших Илию «Патриархом арабов». У многих осталось в памяти его обращение к верующим во время зарубежных поездок: «Антиохия — это Вы! Вы — Антиохия!» Патриарх скоропостижно скончался в 1979 г. в возрасте 65 лет. Таким образом, Антиохийская церковь не отмежевалась от арабского национализма, при этом сумела интегрировать его с экуменизмом, об этом скажем чуть ниже.

Его преемник Игнатий IV в 1942 г. он был одним из организаторов православного молодежного движения, которое развивалось в Ливане и Сирии во время второй мировой войны. В 1962 г. владыка Игнатий возглавил богословскую школу при Баламандском монастыре. Под его патронатом вскоре здесь было создано богословское училище. Под руководством Патриарха Игнатия в Антиохийской Церкви прошли реформы, способствовавшие обновлению монашеской жизни, построено много новых монастырей и храмов, возобновлены и открыты древние обители. Важнейшим его успехом стало открытие первого на Востоке Православного университета.

Патриарх Игнатий особенно активно укреплял связи с другими христианскими общинами, но особенно с теми, чьи корни находятся в Антиохии. Его Блаженство и Священный Синод Антиохии с энтузиазмом восприняли участие Антиохийской Церкви в общих переговорах между представителями всех Восточно-Православных и дохалкедонских (прежде всего сиро-яковитами, которые в свое время отпочковались от Византии) Церквей, а также с униатами (сирийскими греко-католиками, мелькитами).

22 июля 1991 г. Патриарх Антиохийской (Восточной) Православной Церкви Игнатий IV официально встретился с Патриархом Сирийской (Яковитской) Православной Церкви Игнатием-Заккой I. На этой официальной встрече два патриарха подписали пастырское соглашение, который призывало к «полному и взаимному уважению между двумя церквями». Оно также запрещало переход верующих из одной церкви в другую, но предусматривало совместные заседания двух святых синодов, когда это уместно, и предусматривало будущие правила для общения верующих и евхаристического сослужения духовенства из двух церквей. Антиохийская церковь ожидает, что эти инструкции будут опубликованы, когда верующие обеих церквей будут готовы, но не раньше. Иначе вновь начнется «борьба за традицию» и прочие проявления фанатизма, дух которого противоречит методологии Антиохийской богословской школы.

Этим его экуменистическая деятельность не ограничилась. В Анба Бишое в Египте и в Шамбези в Швейцарии были проведены переговоры с христианским церквами разных традиций, в результате которых были достигнуты соглашения в 1989, 1990 и 1993 годах. Тогда Патриарх Игнатий IV и Священный синод Антиохийской Православной Церкви приветствовали соглашения как позитивные шаги отказ от ненависти и разделению.

Патриарх Игнатий также курировал участие в двусторонней комиссии с мелькитской греко-католической церковью, которая изучает пути преодоления конфликта XVIII-го века между мелькитскими греко-католиками и антиохийскими православными. В результате свершилось нечто беспрецедентное: мелькитский (униатский) патриарх Максим V выступил на заседании православного священного синода в октябре 1996 года.

Таким образом, антиохийские иерархи и теологи продолжают изучать возможность более тесного общения и более дружеских встреч со своими сиро-яковитскими, мелькитскими и маронитскими собратьями, с которыми имеют общее наследие великой Антиохийской богословской школы. Эти решения, дипломатическая деятельность и другие действия Патриарха Игнатия и Священного Синода вызвали критику со стороны некоторых радикально-фанатичных элементов Православной Церкви и особенно со стороны российских и некоторых афонских и греческих старостильных групп «сопротивления», которые отгородились стеной от общения с большей частью мирового христианства вообще и православия в частности.

Из церквей, получивших порицание за «экуменизм», Антиохия, вероятно, получила бы высокий бал. В Сирии православным (в отличие от РФ, где они по-прежнему создают свою изоляционистскую субкультуру, напоминающую гетто) также довольно успешно удается интегрироваться в обществе. Все правившие здесь в XX в. режимы носили светский характер и не налагали на христиан каких-либо ограничений, как это было в Османский период. В конституции провозглашена свобода вероисповедания, Рождество и Пасха являются официальными праздниками.

Христианские общины имеют право приобретать землю, строить храмы, больницы и другие учреждения; церковные структуры пользуются внутренней автономией, сами выплачивают жалованье священникам. Единственный конфликт между государством и АПЦ произошел в 1967 г., когда епископы отказались подчиниться закону о государственном контроле над программами частных религиозных школ, и власти в ответ национализировали все христианские учебные заведения.

Православные являются крупнейшей из конфессий Сирии (более полумиллиона), в последние десятилетия ее удельный вес в составе населения сокращается по причине более высокой рождаемости у мусульман и массовой эмиграции христиан на заработки в богатые страны Персидского залива и в Северную и Южную Америку. А там, как мы писали в прошлом очерке, наличествует большие диаспоральные епархии.

17 декабря 2012 года, через двенадцать дней после смерти предыдущего патриарха, в Баламандском монастыре Успения Пресвятой Богородицы (Ливан) прошло заседание Священного Синода Антиохийского Патриархата, посвящённое выборам 158-го Патриарха Антиохийского и всего Востока.

Избрание Патриарха владыки Иоанна (в миру Хани Язиджи) стало неожиданностью, так как по уставу 1973 года Патриархом мог стать только иерарх, прослуживший в сане митрополита не менее 5 лет (митрополит Иоанн прослужил 4 года и 8 месяцев). Однако Синод изменил Устав и в итоге митрополит Иоанн был избран Патриархом Антиохийским во втором туре, обойдя конкурентов. 10 февраля 2013 года в храме Честного Креста Господня в Дамаске состоялась его интронизация…

И после его избрания начались нелады во внешней политике Патриархата. Священный Синод Греческого Православного Патриархата Антиохии со штаб-квартирой в Дамаске объявил 27 июня 2013 года о разрыве церковного общения с Иерусалимским Патриархатом. Таким образом, священники и диаконы Антиохийского Патриархата и всего Востока больше не должны участвовать в торжествах, проводимых под председательством священников, рукоположенных Патриархом Иерусалимским. Это решение было принято после попыток примирения в конфликте территориальной юрисдикции между двумя патриархатами в отношении Греческой православной церкви в Катаре.

Напомним, что патриарх Антиохии имеет титул «Месопотамии и всего Востока», то есть право именно на эти земли и страны. Видимо, считаться с этим в Иерусалиме не пожелали. И в марте 2013 года Иерусалимский православный патриархат назначил находящегося под его юрисдикцией архимандрита Макария архиепископом Катара, тем самым создав новую епархию этого патриархата на канонической территории Антиохийского патриархата. В течение нескольких лет этот священник служил «в целях экономии» в православном приходе Дохи, столицы Катара, в звании экзарха Иерусалимского Патриарха.

Чтобы положить конец нарушению его прав и избежать подрыва единства Православия, Антиохийский Патриархат обратился за посредничеством Вселенского Патриархата и других сестринских церквей, а также правительства Греции, не найдя проблемы. Согласно заявлению Антиохийского Патриархата, в июне 2013 года в Афинах между конфликтующими сторонами было достигнуто соглашение, которое сегодня не соблюдается Иерусалимским Патриархатом. То есть между двумя патриархами состоялась своего рода небольшая схизма.

Интересно подумать, а чтобы было бы, если Патриарх Антиохии заявил бы о своих правах на епархии в Средней Азии, а также на японскую квазиавтономную Православную Церковь? Но вместо этого они решили прогнуться под Москву, забыв про заветы Александра Третьего.

Так, в начале февраля 2019 года в интервью украинской газете «Вести», взятом во время празднования десятилетия интронизации тов. Гундяева Патриарх Антиохийский о ПЦУ заявил, что вопрос Украины находится в пределах канонической территории РПЦ. Но этим дело не ограничилось. Через три года 2 марта 2022 состоялось заседание Священного Синода Антиохийской Церкви под председательством Патриарха Иоанна X. Относительно войны в Украине в коммюнике говорилось, что «Отцы выражают сочувствие пастырям Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием». Комментарии излишни.

Синод выразил надежду, что «духовные и исторические связи между русским и украинским народами, вышедшие из одной купели, будут способствовать разрешению конфликта, достижению примирения и укреплению мира». А это уже перепев необдуманных заявлений того же самого товарища Березовского.

Слова «война», «вторжение» и, конечно, какие-либо упоминания о России, начавшей наступление, отсутствуют в этом заявлении Православной Церкви, а пожелания и сочувствие адресованы исключительно зависшей в каноническом вакууме УПЦ Митрополита Онуфрия. Синодальные отцы также обратились к международному сообществу с призывом отменить экономические санкции, которые негативно сказываются на средствах к существованию, здоровье граждан и на будущем их детей.

Напомним, что патриарх Александр Третий выступал против фашизма, а его преемник, патриарх Иоанн Десятый, фактически поддерживает рашизм. Какие ветры дуют в Дамаске нынче?

Что можно сказать в завершении данного очерка? Если именно в Антиохии впервые появилось имя Христианин, то теперь мы видим, что это только имя (название), а не сущность. Известный роман «Имя розы» использует философскую метафору о соотношении имени и сущности. В итоге получается, что когда от розы остаётся только имя, пропадает весь смысл. В монастыре происходит пожар, ученый монах и его молодой ученик покидают обитель.

А что же дальше может произойти в Антиохийском Патриархате? На кострах живьем жгут людей путинские бесо-орки на территории Сирии. Но одно дело — огонь земной, другое дело — огонь вечный. Так, не рискуют ли попробовать вечный огонь те иерархи, что отказались следовать правде Божией, в частности, долго не могут признать ПЦУ и продолжают лебезить пред предтечею антихриста в Кремле? Открыто не называть войну войной, да еще призывать мировое сообщество ограничить санкции? Чтобы сберечь честь могли бы хотя бы промолчать. Но в их случае молчанием предаётся Бог, а в словах торжествует бес. Видимо, сейчас осталось в том Синоде только имя христианства, но не сущность…

Эксклюзив

 

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: