Православные автокефалии. Часть 2. Александрийский Патриархат. Эксклюзив

08.11.2021 1 Редакция NS.Writer

Престол святого Марка, или…. Папа всея Африки

Православный Патриархат Александрии и всей Африки является вторым по величине православным в мире после Вселенского Патриархата Константинополя. Он находится в общении со всеми Православными (Восточными) Церквами мира, кроме, понятное дело, Московского патриархата, который уходит в раскол со всем мировым Православием. Александрийский Патриархат распространяет свою церковную юрисдикцию на все страны африканского континента. Христианство пришло в Александрию очень рано через еврейские диаспоры. Тем не менее, именно евангелист Святой Марк считается как по традиции, так и в свете различных письменных источников основателем церкви в Египте и, по сути, на всем африканском континенте.

Чтобы дальше рассмотреть нашу тему нам надо ввести понятие гео-экклезиологии.

То есть исторический подход, который учитывает патриархаты в их взаимных отношениях, а также в их отношениях с политической властью, уделяя особое внимание таким вопросам, как территориальная юрисдикция, сфера юрисдикции, понятие влияния, зоны сопротивления, само-представительство и пропаганда, а также столкновения церковных структур между собой по разным причинам. А главной характеристикой гео-экклезиологии является конкуренция между различными моделями отношений (игры и борьбы) между епископскими престолами и политической властью, с их собственной территориальной логикой и стратегиями, применяемыми для достижения превосходства в обществе.

Само собой, все эти проблемы уходят вглубь, если не веков, то тысячелетий. Поэтому необходим исторический анализ. Но начнем с официального титула предстоятеля Александрийской Церкви. Он по-восточному пышный и красивый: «Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, тринадцатый Апостол и Судья всей вселенной». Почему столько их у него?

Папа — потому что этим греческим словом издревле титуловали не только римского епископа, но и других архиереев наиболее почитаемых кафедр. Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки — потому что область канонической юрисдикции Александрийского Патриарха действительно включает в себя все указанные территории.

Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев — потому что в отличие от других Поместных Церквей, во времена Римской империи на канонической территории Александрийского Патриархата не было системы провинциальных митрополий (при которой епископы городов подчинялись епископу главного города провинции, а уж последний — патриарху). Таким образом, непосредственно патриарху подчинялись не только сотни священников второго по величине города империи, но и сотни (от 100 до 300) епископов других городов Египта, Ливии, Пентаполя и т.д. Потому и титул такой.

Из всех Православных патриархов только у патриарха Александрийского имеется титул Папы. То есть это реальный ужас для «высокодуховных московитов», которые считают, что Православного Папы не существует, или что патриарх Варфоломей стремиться стать таковым. Православный папа есть, и живет он в Африке, поскольку, начиная с VII века по настоящее время, сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам. Титул «блаженнейший» носят на Востоке также Патриархи Александрии и Антиохии — так сложилось исторически.

Судия вселенной — потому что Александрийский Патриарх что в 1019 году рассудил спор византийского императора Василия Второго с константинопольским патриархом Сергием Вторым и примирил спорящих. За это и получил от византийского императора данный сан (право носить одну императорскую кампагию он получил почти на 400 лет раньше, тоже от императора).«Тринадцатый Апостол», потому что Александрийскую церковь основал апостол и евангелист Марк.

Святой Марк прибыл в Египет в 43 году нашей эры, тогда Египет получил свет веры благодаря миссионерской работе апостола. С первых лет своего существования Александрийская церковь расширила свою деятельность не только на Египет и Ливию, но и на страны Африки к югу от Сахары. История ее овеяна немеркнущей славой. Она дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого (+ 373) и Кирилла Александрийского (+ 444). Из этой Церкви вышли знаменитые богословы — пресвитер Климент Александрийский (+ ок. 216) и его преемник Ориген (+ 251), ставшие основателями научного богословия и положившие начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии. Александрийская Церковь является родиной монашества. На ее священной земле подвизались основоположник восточного иночества преподобный Антоний Великий (+ 356), первый устроитель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий (+ 348), знаменитые египетские аввы Паисий Великий (+ 400), Пимен Великий (+ 450) и другие.

Историю церкви можно разделить на несколько периодов: от основания до первого Вселенского Собора в 325 году; с 325 г. до арабского завоевания Египта в 642 г.; с 642 по 1517 год, когда Египет перешел под власть турок-османов; от турецкого завоевания до освобождения Греции от турецкого ига в 1821 г.; с 1821 г. по настоящее время.

В 451 году на Вселенском соборе в Халкидоне была учреждена Пентархия, пять церковных образований, которым каноническая традиция Церкви наделила патриаршим саном. Александрийский Патриархат — один из пяти древних патриархатов согласно каноническому порядку, установленному в 451 году: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Он остался верен соборной вере неразделенной Церкви первых веков и в общении с другими Православными Патриархатами после великого раскола 1054 года, отделившего Западную Церковь от Восточной Церкви.

В отличие от Римской и Константинопольской, не была Церковью столицы империи. В итоге после возвышения Константинополя Александрийская Церковь стала третьей по чести, а после Великой схизмы 1054 года – второй среди Православных Церквей.

Ещё в V веке эту Церковь постиг серьёзный раскол на не принявшую деяний IV Вселенского Халкидонского собора миафизитскую коптскую и православную греческую Александрийские Церкви. Именно тогда большинство египетских и эфиопских христиан стали миафизитами, православным же осталось греческое этническое меньшинство Египта. И только активная поддержка Ромейского царства (Византийской империи) и лично императора Юстиниана Великого позволили Александрийской Православной Церкви закрепиться в Египте.

На протяжении первых веков жизни Александрийской церкви преследования и ереси представляли двойную угрозу, но Церковь выдержала это и никогда не теряла стойкости. Весь период арабского владычества был также длительным мучением для христиан в Египте. Александрийский Патриархат не раз находился под угрозой полного исчезновения из-за жестоких мер, предпринятых египетскими правителями. Когда турки захватили Египет в 1517 году, для христиан наступила новая эра. Преследование прекратилось. Патриарх получил от султана фирман, охраняющий все патриархальные привилегии и гарантирующий, что Патриархату будет позволено выполнять свои функции в мире. Не все было гладко, но более-менее удавалось существовать.

XIX век вполне можно назвать периодом возрождения церкви. Этому способствовал ряд исторических событий. После экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет началось не только развитие научной египтологии, но пошла-поехала борьба за власть в этой стране. Победителем оказался албанский военачальник Мухаммад Али (+ 1849), родоначальник впоследствии египетской королевской династии. Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу – мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву. Религиозная политика Мухаммада Али была сугубо прагматичной. Заботясь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после греческого восстания 1821 г. по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений.

Духовное возрождение продолжилось ив ХХ веке. До этого времени лишь малая доля средств, которые выделялись клирикам Александрийского Патриархата из казны Российской Империи и русскими частными жертвователями, достигали Египта. И только благодаря щедрой поддержке императора Николая I удалось восстановить главные египетские православные обители – монастырь святого Георгия и монастырь святого Саввы, а также открыть греко-арабское училище в Каире.

Знаковые и определяющие события произошли в 1920-х годах. Именно они и определили не только гео-эклезиологию, но и современное положение Александрийского Патриархата. В 1925 году на престол святого Марка был избран владыка Мелетий (Метаксакис; 1871–1935), успевший установить добрые отношения с Великобританией и ставший своего рода первым православнымгеополитикам и, соответственно, мастером гео-эклезиологии. Именно он закрепил за канонической территорией всю Африку и начал миссионерское продвижение вглубь Чёрного континента. Тогда и появился титул «Папа всея Африки». За это все Метаксакиса и сегодня глубоко почитают в Александрийском Патриархате.

Он активно проявил себя в организации и расширении пришедшего в упадок древнего Патриархата. Папа Мелетий, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.

На Александрийской кафедре папа Мелетий (Метаксакис) тоже успел многое. При нем была проведена календарная реформа и принят реформированный Новоюлианский кадендарь, практически совпадающий с западным Григорианским (кроме Пасхалии, которая продолжает вычисляться по-старому), введенный вскоре и во многих других Поместных Церквах. Продолжились и экуменические контакты с Англиканской церковью. В 1930 г. Патриарх Мелетий был участником Ламбетской конференции, где вёл переговоры о единстве между англиканами и православными и признал хиротонии, совершенные в Церкви Англии.

Понятное дело, для РПЦ имени Сталина папа Мелетий — это просто инфернальная фигура, его они клянут до сего дня, хотя, как мы видим, он сделал много доброго для своей кафедры и Африки в целом.

Нынешний папа Федор Второй продолжает его политику. Так, в 2012 году впервые Джастин Уэлби, предстоятель Англиканской церкви, в сопровождении англиканских епископов Египта был принят греческим православным патриархом Александрии и всей Африки. Джастин Уэлби выразил радость по поводу теплого приема в Александрийском Патриархате и пожелал, чтобы «дружба между нашими Церквами еще больше развивалась и чтобы любовь становилась все более и более искренней». В глазах архиепископа Кентерберийского Африка, где представлены две церкви, «это континент, полный жизни и веры, но также полный войн, и его жители страдают от этих проблем….Англиканцы и православные борются как церкви, чтобы преодолеть страдания африканского народа», — сказал Предстоятель Англиканской церкви.

Во время своего первого визита в Александрию 12 октября 2012 года Джастин Уэлби, архиепископ Кентерберийский и примас Англиканской церкви, и греческий православный патриарх Александрии обратились с посланием к миру и примирению.«Разделение церквей и народов — это роскошь», — подчеркнул папа Федор II, повторив слова Джастина Уэлби. Многие греческие православные патриархи посещали Англиканскую церковь. «Фотий, Мелетий, Парфений прибыли в Англию во время совместных конференций с Англиканской церковью», — сказал Федор II, поблагодарив англиканцев за пожертвования лекарств нуждающимся в Африке людям и его общий вклад в дело миссии церкви в Африке.

Следующий аспект гео-эклезиологического наследия папы Мелетия сводится к следующему. Чтобы избежать умножения канонических юрисдикций и проблем, которые могут возникнуть в результате этого, как в некоторых регионах Европы и Соединенных Штатов Америки, все православные верующие, в какой бы юрисдикции они ни находились (греческая, русская, сербская, болгарская, ливанская, американская, румынская и т. д.), присутствующие на африканском континенте, все находятся под юрисдикцией Папы всея Африки.

Духовная семинария, отвечающая за подготовку африканского духовенства, была открыта под эгидой Патриархата в Найроби, Кения, в 1981 году. Наиболее характерный аспект жизни Александрийского Патриархата — литургический. В настоящее время на Африканском континенте Божественная литургия совершается на десятках языков в более чем 1 тыс. приходов со штатом около 500 священников. Число православных христиан превышает 1 млн чел. и стремительно растет. Литургия свт. Иоанна Златоуста переведена и опубликована на 50 африканских языках; кроме того, на этих языках публикуются книги, содержащие все литургии правосл. Церкви, другие таинства и службы. Иными словами, литургия, она и в Африке литургия. Ибо там молятся Христу и славят Богочеловека.

Знаково и символично, что второй первосвятительский престол («Судья Вселенной», как ни как) Православного мира оказался вторым, кто признал ПЦУ. В то время как несколько африканских священников (их моральный облик неясен) Александрийского патриархата оспаривают недавнее решение их патриарха Феодора II Александрийского о признании новой автокефальной Православной церкви Украины. Они решили обратиться к антихристу Гундяеву. Ясен пень, Москва уже готовит свой ответ. РПЦ имени Сталина фактически не исключает открытия приходов в Африке, если Александрийский Патриархат поддержит украинский раскол, заявил митрополит Волоколамский Илларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Кричать «Африка наш» нецелесообразно, поскольку у них и так храмы пустеют, в то время как на Черном континенте активно идет миссия.

Отметим, что священники, прикомандированные из России для служения в Африке, на временной основе становились членами александрийского духовенства. Московский Патриархат также в порядке возмездия объявил, что готов вывести из-под юрисдикции Александрийского Патриархата приходы Русской Православной Церкви, расположенные на африканском континенте, которые будут напрямую подчиняться власти товарища Гундяева. Хотя по канонам, на которые в Москве давно плюют, Александрийский Патриархат — единственный патриархальный орган юрисдикции для всех Церквей православной традиции на африканском континенте.

Решение РПЦ МП — это всего лишь политическое решение, которое должно соответствовать политике Путина (вполне логично, что украинские православные не подлежат опеке со стороны России, учитывая состояние отношений между Россией и Украиной)… Русские православные будут таким образом оказываются изолированными внутри православного мира, а реально уйдут в раскол.

В завершение кратко расскажем еще об одной прогрессивной инициативе престола святого Марка: расширении служения женщины в Церкви, возрождении института диаконисс, который существовал в древней Церкви примерно с І по IX век. Это служение не было священническим: диакониссы никогда не принимали участие в совершении Таинств. Призвание таких служительниц Христа состояло в организации социальной жизни в Церкви, благотворительности, помощи священникам в катехизации народа и, самое главное, в наблюдении за духовным преуспеянием и даже поведением во время богослужения прихожанок той или иной общины.Это служение возродилось на Руси еще в ХІХ веке, в Марфо-Мариинском монастыре, настоятельницей которого была великая княгиня и преподобномученица Елизавета Феодоровна, а также подвижница украинской Холмщины, игумения Екатерина (гр. Ефимовская). Но лихолетье ХХ века не дало реализовать эти планы. Но их посыл не пропал даром.

Синод греческого православного патриархата Александрии и всей Африки, который проходил в патриархальном центре Александрии с 15 по 17 ноября 2016 года под председательством патриарха Феодора II, принял решение о повторном введении института женской диаконии, назначив комиссию епископов для тщательного изучения этого вопроса. Потенциальная роль диаконисс в миссионерской работе была раскрыта на Синодальном собрании митрополитом Камерунским Григорием в рамках выступления. В заключительном коммюнике Синодального Собрания, члены Синода Александрийского патриархата хотели подчеркнуть, что «различные подходы к проблемам церковной жизни не являются для нас отклонениями от православной истины, а представляют собой адаптацию к африканской реальности».

В итоге, Священный Синод Александрийского Патриархата возродил институт диаконисс в ноябре 2016 года. Наконец, 17 февраля 2017 года Патриарх Феодор II посвятил в диакониссы несколько темнокожих женщин, обязанностью которых стала помощь в миссионерской деятельности в Катангской митрополии, в Таинстве крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности африканской Церкви.

Итак, как мы видим, много доброго и полезного, происходит в Александрийском патриархате, одной из прогрессивных институций современного православного мира. Будем надеяться, что ПЦУ со временем заимствует оттуда данные инициативы.

Иван Верстянюк, обозреватель


Поделиться статьей:

                               

Подписаться на новости:




В тему: