Не о футболе. Что такое «Шериф»

29.09.2021 0 By NS.Writer

Из какой страны команда «Шериф», почему Майя Санду ничего не сказала о ее победе, и чего в ней больше: спорта или политики, пишет журналист-обозреватель «ДС» Сергей Ильченко.

«Встреча испанского „Реала“ и футбольного клуба „Шериф“ из Тирасполя (Молдова) завершилась в Мадриде со счетом 1:2», — сообщила УЕФА. Полузащитник «Шерифа» Джасурбек Яхшибоев открыл счет на 25-й минуте матча группового этапа Лиги чемпионов. Нападающий «Реала» Карим Бензема сравнял счет с пенальти, а на 89-й минуте второй полузащитник «Шерифа», Себастьян Тиль, забил победный гол.

Для «Шерифа» это второй в его истории матч в группе Лиги чемпионов. В первом матче клуб из Молдовы обыграл донецкий «Шахтер» со счетом 2:0. 19 октября «Шериф» встретится с итальянским «Интером» в Милане.

«Молдавский „Шериф“ — главное открытие Лиги чемпионов», — комментирует победу российский сайт Sports.ru. «Небольшая команда из Тирасполя с бюджетом „Оренбурга“ (около 5 млн евро) прошла в отборе „Црвену Звезду“ (2:1 по сумме двух матчей), загребское „Динамо“ (3:0), обыграла „Шахтер“ (2:0) и даже „Реал“ (2:1) в первом туре группового этапа. Успех „Шерифа“ удивителен. Уровень футбола в стране (в Молдове — авт.) стремительно падает. „Шериф“ — представитель одной из слабейших футбольных стран — в сезоне-2021/22 уже выиграл столько же раз, сколько три российские команды в ЛЧ-2020/21, и заработал четыре годовых бюджета. Как это получилось? И что теперь будет с молдавским футболом и „Шерифом“?».

Надо сказать, что буря восторгов представляется немного раздутой. «Шериф» вышел на сильный, неожиданный, но, тем не менее, лишь промежуточный результат. С этим согласен и тренер «Шерифа», украинец Юрий Вернидуб.

«Пока мы еще не думаем о выходе в плей-офф, ведь ничего экстраординарного мы пока не сотворили. Мы просто движемся вперед шаг за шагом. Впереди еще четыре важнейших матча. Когда наступит пора заключительной игры, тогда и поговорим о следующей стадии», — цитирует Вернидуба сайт УЕФА.

Итак, со спортивной точки зрения победа «Шерифа» интересна, но на сенсацию не тянет. Чтобы понять причины шума, поднятого вокруг нее, оставим в стороне футбол, и разберемся с прилагательным «молдавский», относимым к этой команде. Здесь нас ждут уже нефутбольные, но любопытные открытия.

Чей «Шериф»?

«Шериф» — придворная команда одноименного холдинга, состоящего из компании «Шериф», зарегистрированной в Молдове, и ее дочерних компаний, работающих на территории ПМР, «временно не контролируемой конституционными властями Молдовы». Этот «временный период» длится уже 30 лет, и конца ему не видно. В Молдову холдинг налогов не платит, но беспрепятственно торгует со всем миром из-под молдавской крыши, пользуясь банковской системой и таможней Молдовы. Такой бизнес-рай был создан для «Шерифа» в период 2001-2005 годов, когда Молдовой рулили коммунисты во главе с Владимиром Ворониным. В 2001 году правительство Молдовы приняло постановление № 1001, согласно которому товары, ввозимые в Приднестровье, освобождались от уплаты налогов и сборов в молдавский бюджет, а экономические агенты из ПМР могли получать официальную регистрацию в Молдове и осуществлять на ее основе, уже как молдавские экономические агенты, полноценную внешнеэкономическую деятельность, ничего в молдавский бюджет не платя. В 2005-м было принято еще одно постановление правительства, о регулировании трафика грузов и услуг​, являющихся предметом внешнеторговой деятельности экономических агентов Приднестровья. Эти два постановления (а вовсе не два закона, проведенных через парламент) с тех пор никто не отменил.

При этом, налоговые выплаты «Шерифа» в «бюджет» непризнанной ПМР находятся на уровне 52% поступлений в него. Остальное, за вычетом сущих мелочей, обеспечивают выплаты МолдГРЭС, продающей в Молдову электроэнергию, получаемую в процессе РосПила российского газа.

Сформированный таким образом «бюджет ПМР» идет на содержание «приднестровской государственности». В том числе, на приднестровские силовые структуры; на аресты и содержание в тюрьмах противников тираспольского режима; на совершаемые «неустановленными лицами», никогда не раскрываемые убийства тех, кого по каким-то причинам было неудобно арестовать; на содержание армии ПМР, составляющей, совместно с российскими «миротворцами», вооруженную группировку, угрожающую Украине ударом с юга. К примеру, ударом навстречу российскому десанту, если таковой будет высажен для захвата Одессы. Бюджет ПМР также расходуется на антимолдавскую и антиевропейскую пропаганду, включенную в дошкольное воспитание, в школьные и вузовские программы, во все приднестровское теле- и радиовещание, то есть, промывающую мозги жителей ПМР от рождения до самой смерти.

Нетрудно заметить, что весь этот праздник сепаратизма и торжества нацистских идей «Русского мира» на «временно неконтролируемой территории Молдовы» именно Молдова, по факту, и финансирует, обеспечивая наполнение «бюджета ПМР». На 52% за счет создания для холдинга «Шериф» благоприятных возможностей для бизнеса, а на остальное — за счет соучастия в РосПиле российского газа, через цепочку ГАЗПРОМ — ИнтерРАО ЕЭС — МолдГРЭС — Premier Energy.

Конечно, формально тут нет никакой политики. Молдова, по официальной версии, приняла постановления 2001 и 2005 годов из гуманных соображений, беспокоясь о судьбе «временно неподконтрольного» ей региона. Выбор МолдГРЭС в качестве поставщика каждый раз происходит на основе тендера, организуемого Premier Energy, исходя из наименьшей предложенной цены. Холдинг «Шериф» занимается только бизнесом, и к политическим репрессиям формального отношения не имеет.

Но все это не более, чем ширма. Молдова, по факту, на все 100% контролирует Приднестровье экономически, и совершенно сознательно допускает все, перечисленное выше. Главная причина этого — продажность молдавского политикума.

Прекратив действие постановлений 2001 и 2005 года и закупки электроэнергии на МолдГРЭС, вскрыв реальную роль «Шерифа» в формировании органов приднестровской власти и политики, возбудив уголовные дела за создание неконституционных органов власти и вооруженных формирований против тираспольской верхушки, включая верхушку «Шерифа», причастную, по факту, ко всем преступлениям властей ПМР, и выписав на всю братию ордера на арест, «проблему ПМР» можно закрыть в три дня. Решающую роль здесь, естественно, сыграет отсутствие у Молдовы границы с Россией и нынешняя позиция Украины. Иной вопрос, что у властей Молдовы никогда не было, и сегодня нет желания закрывать проект ПМР. Непризнанная псевдореспублика, со всеми ее репрессиями, преступлениями, пропагандой и военной угрозой Украине, крайне выгодна молдавским властям экономически.

Уяснив все это, вернемся к вопросу о том, чья же все-таки команда «Шериф». Похоже, ее следует признать криптомолдавской: владельцам «Шерифа» иногда выгодно говорить, что он — молдавская команда, а иногда — нет. На выезде — выгодно, поскольку команду из непризнанной ПМР к матчам Лиги чемпионов никто не допустил бы. А в самой ПМР — невыгодно. Там «Шериф» и его успехи являются частью мифа о небывалом расцвете Приднестровья, достигнутого независимо от Молдовы . Вот, кстати, поздравление «премьер-министра ПМР» Александра Мартынова, настолько прекрасное, что грех его не процитировать полностью:

«Хочу поздравить футболистов, руководство и тренерский штаб футбольного клуба „Шериф“ с сенсационной победой над мадридским „Реалом“. Хочу отметить, что такая победа — это большой шаг вперед в развитии не только футбольного клуба „Шериф“, но и Приднестровья в целом. Теперь мы известны всему миру не только нашей культурой, высококачественной продукцией, но и футбольным клубом, который может одерживать грандиозные победы в великих турнирах над великими командами на, поистине, великих стадионах».

Иными словами, формулируя ответ на поставленный выше вопрос следует, очевидно, признать что хотя «Шериф» не является, по сути, молдавской командой — ни с какой стороны, он временами успешно мимикрирует под молдавскую команду, извлекая этим выгоды для своих владельцев. А, поскольку интересы его владельцев переплетены с интересами России, пытающейся сохранить за собой приднестровский плацдарм, то закос «Шерифа» под молдавскую команду выгоден и Москве, и легко подхватывается по команде московскими миньонами в Молдове. Что, собственно и стало основой для шумной сенсации, на пустом, откровенно говоря, месте.

Кому «Шериф» забил голы

Ясно, что «Реалу», и даже два, но мы сейчас не о футболе. А политический гол в ворота Молдовы пропустила Майя Санду.

Она не отреагировала на победу «Шерифа, о которой, в России, Молдове, да и в Украине тоже, говорят сейчас решительно все. Это стало явным выигрышем холдинга «Шериф», играющего против Санду из-за спины не только собственной футбольной команды, но и собственного «государства», в лице ПМР.

Санду поймали в ловушку порочной политики Молдовы, которую она унаследовала, придя к власти, и не изменила до сих пор. Действительно, поздравить «Шериф» как «молдавскую команду», было бы для Санду плохо, ибо это стало бы признанием ПМР, пусть и косвенным. Заявить, что команда не молдавская — тоже плохо, поскольку такая позиция породила бы целый ворох вопросов. Например, почему, в таком случае, «Шериф» играет на выезде как молдавская команда? И тут же следом полетела бы реплика, что, мол, спорт вне политики, и отчего это молдаванам, оказавшимся не по своей виде на «временно неконтролируемой конституционными властями территории» нельзя в футбол сыграть? В «Шерифе», конечно, играют сплошь легионеры, но на такой случай там держат и четверых граждан Молдовы — в запасном составе. А дальше, паровозом, могли возникнуть вопросы о том, отчего это, имея большинство в парламенте и собственное правительство, новая европейская власть Молдовы до сих пор не отменила постановления 2001 и 2005 годов? А, если они, напротив, лишь укрепляют молдавскую государственность, способствуя возвращению Приднестровья под контроль конституционных властей, то как это будет происходить, и в какие сроки?

Словом, Санду и ее окружение зависли от задачи, непосильной для их интеллектуальной мощности. Но тут, так уж счастливо совпало, в Молдову с официальным визитом прибыл президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. «Молдавский треугольник» в лице президента Санду, премьера Гаврилицы и спикера Гросу получил возможность «не заметить» победы «Шерифа». Мол, заняты были, не до футбола, да и не болельщики мы.

Тем не менее, это все равно стало крупным проигрышем Санду. Футбол и выигрыш «Шерифа» куда интереснее условной «улице», чем скучный бюрократ Штанмайер. Отмолчавшись по поводу победы «Шерифа», Санду, и без того теряющая популярность из-за неумения публично общаться и держать удары, не «зависая» на сложных вопросах, позволила еще сильнее изолировать себя и свое окружение от основной массы избирателей, и рискует получить вдогонку песенку шерифовских болельщиков в свой адрес. Что-нибудь такое, неформально-вирусное, с припевом «ла-ла-ла-ла».

А тем, кто все еще интересуется молдавской политикой, молчание Санду продемонстрировало, что у нее нет ни плана, ни домашних заготовок, ни политической воли для реальных действий на приднестровском направлении. Она не готова ни давить на Тирасполь, ни даже искать с ним компромисс, но с возвратом Приднестровья в правовое поле Молдовы. Без этого возврата ситуация останется в стадии нынешней порочной заморозки. Иными словами, Санду уже проиграла Приднестровью. Собственно говоря, ее проигрыш продемонстрировала еще история с приднестровскими номерами. А нынешнее невнятное молчание, в ответ на пропагандистскую кампанию «Ура, молдавская команда „Шериф“ победила», только подтвердило политическую импотенцию новой молдавской власти.

Но приднестровское урегулирование, реальное, а не на словах, то есть, с обязательным возвратом Приднестровья в правовое поле Молдовы, с закрытием всех серых схем, с роспуском незаконных силовых структур и с выводом российских войск — ключевое условие для успеха в Молдове всех прочих европейских реформ в принципе. Опять же, реальных реформ, а не имитирующей их болтовни. Без закрытия проекта «ПМР» в Молдове ничего не сдвинется с места.

А это значит, что в молчании Санду ясно слышно признание полного провала очередной попытки реформ, и неизбежности возврата Молдовы на коррупционные круги ея. По сравнению с этим, два гола в ворота «Реала» — мелочь, о которой и говорить не стоит. «Реалу» и в страшном сне не приснился разгром такого масштаба.

При чем тут Украина

Понятно, что в Украине не могли не заметить победы «Шерифа». Юрий Вернидуб — украинец, и довольно известный в Украине тренер. Но зрелищный спорт вообще, и футбол в частности, в наше время не существуют вне политики.

И вот уже и в украинское информационное поле осторожно вбрасывается отредактированный в Москве взгляд на победу Усика: мол крымчанин, «русский парень из русского Симферополя», «мы же все братья: русские, украинцы, белорусы». И это только начало. Можно не сомневаться, что из победы «Шерифа», что в Молдове, что в Украине, будет выжат весь возможный пропагандистский жЫр.

Подводя итог сказанному, зафиксируем два очевидных, хотя и не очень приятных факта.

Первое. Майя Санду и ее команда с треском продули матч «Шериф» — «Реал». Интересно, они хоть поняли, как их разгромили?

Второе. Зрелищный спорт, как и прочее лицедейство: цирк, кино, стендап и т.п. — политика в чистом виде. Средний избиратель не сможет оценить политика, но легко проголосует за раскрученного кумира, которого ему под видом политика подсунут. То, что такую фигуру еще не вырастили в ФК «Шерифе» — очевидный прокол российских партнеров холдинга и, отчасти, удача Молдовы. Но Молдова не способна этой удачей воспользоваться, а она не будет длиться вечно.

Зато в Украине такая технология поставлена на поток, так что следим за успехами украинских спортсменов, за их окружением и за высказываниями на политические темы: кто им братья, а кто небратья. Собственно, это все. Тренера «Шерифа» и его команду — с футбольной победой. Но именно и только с футбольной.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: