Детали геномного анализа: взлет и падение скифов

28.03.2021 0 By Chilli.Pepper

Скифы Евразии издавна считались весьма мобильными воинами-всадниками. Их культурное влияние на империи, с которыми они сталкивались и торговали, служило свидетельством широкого геополитического диапазона скифов.

Иссыкский золотой человек — сакский воин в золотой одежде — один из национальных символов Казахстана

Однако, несмотря на обилие скифов в исторических записях Греческой, Римской, Персидской и Китайской империй, происхождение, организация и эволюция скифов остались неясными.

Согласно новому исследованию геномов древних скифов, упадок более оседлых групп бронзового века и подъем скифских культур в период железного века последовали за ростом генетического оборота по всей Евразии.

Исследователи секвенировали 111 древних геномов как из скифских, так и не скифских археологических памятников в степях Центральной Азии.

Анализ геномов помог исследователям определить отношения между разными группами и то, как они менялись с течением времени.

Данные, подробно опубликованные в пятницу в журнале Science Advances, свидетельствуют о том, что в конце бронзового века этот регион был населен довольно однородными группами пастухов.

Однако после первого тысячелетия до нашей эры геномные данные предполагают, что группы с востока, запада и юга начали перемещаться в регион, создавая более разнообразные генофонды.

Археологи ранее заявляли, что скифская культура имеет как восточное, так и западное происхождение. Последние исследования показывают, что восточное происхождение более точно соответствует геномным данным.

Однако авторы недавно опубликованного обзора предполагают, что ни одна история происхождения не может объяснить возникновение скифской конфедерации.

«Вместо того, чтобы найти поддержку одной из двух крайних гипотез, то есть единого происхождения с рассредоточением населения по сравнению с множественными независимыми источниками с только культурной передачей, мы нашли доказательства как минимум двух независимых источников происхождения, а также рассредоточения и смешивания населения», – писали исследователи в статье.

Один из основных генетических источников того, что стало известно как скифский народ, возник на востоке, среди гор Алтая, распространившись на юг и запад в течение железного века, смешиваясь с местным населением по мере своего развития.

В Горном Алтае находятся одни из самых ранних скифских захоронений, и последний генетический анализ предполагает, что самые ранние скифские народы состояли из нескольких местных культур современного Казахстана, в том числе сак, тасмола и пазырык.

Исследователи обнаружили на западе еще одну группу, берущую свое начало в Уральских горах, распространившуюся на восток в Причерноморско-Каспийскую степь в то же время, когда алтайские народы двинулись на запад.

В отличие от жителей Алтая, группы с Урала – производные от ранних савроматско-сарматских культур – оставались более генетически стабильными, что предполагает меньшее смешение.

После первого тысячелетия нашей эры геномные данные выявили новые источники генетического оборота и событий смешения – изменений, которые соответствуют упадку и исчезновению скифских культур в регионе.

Исследователи подозревают, что скифские культуры были вытеснены восточными племенами, людьми конфедераций Сюнну и Сяньбэй. Расширение персидских империй с юга привело к дальнейшему генетическому обороту по среднеазиатской степи.

В то время как последние результаты подчеркивают динамизм ранней истории человечества в евразийской степи, другое исследование скифской культуры, опубликованное ранее в этом месяце в журнале PLOS One (исследовались территории Украины), предполагает, что на практике они были менее кочевыми, чем предполагалось археологическим и геномным анализом. .

Исследователи из Мичиганского университета в сотрудничестве с археологами из Германии проанализировали изотопный состав скифских останков, чтобы определить их истории путешествий.

Находки показали, что жители среднеазиатских степей были ненамного мобильнее своих предшественников.

Хотя небольшой процент людей активно перемещался по региону – возможно, воины и торговцы, – большинство людей собирались вокруг городских центров, жили и питались там, где выращивали урожай и разводили скот.

«Скифская эпоха явно была периодом противоречий, с убедительными доказательствами сложных взаимодействий между агро-скотоводами и скотоводами, которые способствовали агрегации населения в городских районах», – заявила в пресс-релизе Вентреска Миллер, ведущий автор статьи PLOS One.

«Это исследование подчеркивает потенциальное использование изотопного анализа для прямой оценки преобладающих моделей экономики и мобильности в скифскую эпоху», – сказал Миллер, доцент антропологии в Мичигане.

Оба исследования скифской культуры предполагают, что этот регион был намного более сложным, чем предполагают популярные истории.

Ученые надеются, что в будущем геномный, изотопный и археологический анализы можно будет объединить, чтобы пролить свет на то, как взаимодействовали люди из разных городских поселений, а также то, как скифы перемещались между городскими и сельскими окрестностями.

«Таким образом, мы можем уйти дальше от предполагаемых стереотипов миграции и кочевничества в сторону динамичного и комплексного понимания глобализированных скифских обществ», – сказал Миллер.

Материалы:

  1. https://www.spacewar.com/reports/Genomic_analysis_details_rise_fall_of_the_Scythians_999.html
  2. https://advances.sciencemag.org/content/7/13/eabe4414
  3. https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0245996

Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: