Взлет и падение Педро Кастильо

12.12.2022 0 By NS.Writer

7 декабря Конгресс (парламент) Перу подверг импичменту президента страны Педро Кастильо, избранного летом 2021 года по причине его «моральной неспособности управлять страной».

Педро Кастильо

В истории бывшего учителя начальных классов, как в зеркале отразились все проблемы перуанского общества. Демократия в Перу коррумпирована и слаба по причине отсутствия элит, а путь Педро Кастильно вверх до президента — и вниз, к импичменту, оказался удивительно похож на путь кота из рассказа Джерома «Падение Томаса Генри».

6 июня 2021 года, во втором туре президентских выборов, Педро Кастильо, кандидат от марксистско-ленинской партии Peru Libre, получил50,125% голосов. Это было всего на 0,25%, или 44 тысячи голосов больше, чем у его соперницы от консервативной Fuerza Popular, Кейко Фухимори, дочери экс-президента Альберто Фухимори (1990–2000), с 2009 года отбывающего 25-летнеезаключение за коррупцию, организацию «эскадронов смерти», убивших 25 человек в начале 1990-х годов и ряд других преступлений. В паре с Кастильо, на должность вице-презилента, была избрана юрист и политик Дина Болуарте, 1962 г.р.

Особенности Перу

Экономика Перу состоит из горнодобывающей отрасли и сельского хозяйства. Перу — один из мировых лидеров по добыче меди, серебра и золота, но рост расходов в связи с выработкой доступных месторождений, делает ее зависимой от иностранных инвестиций и цен на металлы на мировом рынке.

Сельское хозяйство Перу существует в сложных природных условиях, и дает всего 8,5% ВВП, но в нем занята значительная часть населения. Это создает критически большой имущественный разрыв и между группами населения, и между регионами. Такой разрыв неизбежно подрывает демократию, в основе которой всегда лежит уважение к законно нажитой собственности каждого члена общества. Слишком большое неравенство воспринимается как явная несправедливость. Оно размывает понятие «законного владения», превращая его в пустой звук. Это раскалывает общество по имущественным группам и обостряет их противостояние, порождая экспроприаторские, и, в противовес им, репрессивные настроения. Sendero Luminoso и наследовавшая ей Militarizado Partido Comunista del Peru, ведущие в Перу с 80-х годов прошлого века вялотекущую гражданскую войну, и ответные репрессии перуанских властей — порождения этого раскола.

Неуважение к закону и собственности ведет к разложению госструктур. Соучастие в коррупционных схемах воспринимается чиновниками как законное вознаграждение, а раскол общества воспроизводит этот подход в каждой новой генерации власти. В сумме, это гарантирует Перу вечную нестабильность.

Человек из народа. Политическая карьера Кастильо

Педро Кастильо Терронес родился в 1969 году, в семье крестьян, третьим ребенком из девяти, в городе Пунья, департамента Кахамарка, беднейшего из регионов Перу. Ему удалось окончить педагогический институт, получив степень бакалавра педагогики и магистра психологии. С 1995 года он работал учителем в начальной школе в Пунье, и вместе с женой держал ферму, выращивая коров, свиней, кукурузу и сладкий картофель.

Входе гражданского конфликта 80-х, Кастильо участвовал в Ronda campesina, крестьянской самообороне, созданной в середине 70-х в Кахамарке для поддержания порядка в отдаленной сельской местности. Затем она распространилась по всей Перу и была узаконена Альберто Фухимори. Ronda campesina защищала крестьян от уголовников и идейных радикалов из Sendero Luminoso и MRTA (Movimiento Revolucionario Tupac Amaru), а также казнила людей за колдовство, неверность и гомосексуализм.

С 2002 по 2017 год Кастильо состоял в партии Peru Posible, основанной бывшим президентом страны (2001–2006) Алехандро Толедо, и баллотировался от нее в мэры города Ангия, но неудачно. (В 2017, после того, как Толедо был обвинен в получении взятки в $20 млн., от бразильской строительной компании Odebrecht, и объявлен в розыск, Peru Posible была распущена. Толедо, экстрадированный из США в 2021 году, находится под следствием в предварительном заключении).

Первый продолжительный опыт политической борьбы Кастильо получил в ходе забастовки учителей в 2017 году, во время правления президента Педро Пабло Кучински (2016 – 2018), возглавив учительский профсоюз. Забастовка окончилась частичным успехом, а власти в отместку обвинили Кастильо в контактах с политическим крылом Sendero Luminoso, Movadef (Движением за амнистию и основные права). Но обвинения не подтвердились, и, скорее всего, были вброшены для подрыва позиций популярного профсоюзного лидера. (Через год Кучински добровольно ушел в отставку в связи с обвинениями в получении взяток от Odebrecht и скандалом, вызванном попыткой помилования Альберто Фухимори в обмен на услуги его семьи по срыву импичмента).

После забастовки 2017 года Кастильо исчез из публичного пространства. В качестве кандидата от Peru Libre он всплыл лишь за шесть недель до старта предвыборной кампании, и рассматривался как проходная фигура, лишенная шансов на победу. Все изменилось после того, как его поддержал профсоюз учителей. На митингах Кастильо размахивал гигантским карандашом, которым писал свой предвыборный лозунг «Нет больше бедных в богатой стране». В ходе предвыборного марафона он много путешествовал, и в течение месяца о нем было написано 32 песни в различных стилях, от Cumbia до современной музыки.

Общая ситуация перед выборами

Вечную перуанскую нестабильность усугубила эпидемия коронавируса. Перу возглавила мировой список смертности, достигшей 0,5% заболевших. Это неудивительно, поскольку ни горнорудная промышленность, ни сельское хозяйство не предполагают удаленной работы. Коронавирусный кризис увеличил разрыв между богатой Лимой, горнорудными районами, ощутившими некоторый спад, и сельской провинцией, попавшей под удар в наибольшей степени. Именно сельская провинция, в итоге, и дала Кастильо большую часть голосов.

Что и кому пообещал Кастильо

В ходе избирательной кампании Кастильо находился в сложном положении. С одной стороны, он представлял марксистско-ленинскую партию Peru Libre,и рассчитывал на голоса ее электората. С другой, этих голосов было совершенно недостаточно для победы. При этом, Peru Libre придерживается догматических левых взглядов и симпатизирует популистским авторитаристам, а ее лидер, Владимир Серрон незадолго до выборов был отстранен от должности губернатора в связи с делом о коррупции.

Кастильо аккуратно дистанцироваться и от левых догматиков, и от Серрона, сосредоточив риторику на включении прав на охрану здоровья и образование в список основных.

Хотя Кастильо и не мог обойти тему борьбы с коррупцией, он вывел из нее Серрона, нанося удары по своей сопернице, Кейко Фухимори, против которой в тот период было открыто несколько дел. Во втором туре Кастильо стремился привлечь к себе левых городских избирателей, явно колебавшихся между ним и Фухимори, как между двумя одинаково скверными вариантами. Он подписал два обязательства, пообещав защищать демократические институты, постоянно повторял, что будет уважать частную собственность, пенсионную систему и бизнес, и ссылался на свой опыт, крестьянский, и профсоюзный. Его главным экономическим советником стал Педро Франке, бывший экономист ВБ и ЦРБ Перу.

«Мы не чависты. Мы не коммунисты. Мы рабочие. Мы предприниматели и мы гарантируем стабильную экономику, уважая частную собственность, уважая частные инвестиции и, прежде всего, уважая основные права, такие как право на образование и здоровье», — заявил он в своем выступлении перед голосованием 6 июня.

Тем не менее, Кастильо не мог совершенно уйти от левой повестки. Он по-прежнему выступал за расширение государственного регулирования, за новую конституцию, где «социальную рыночную экономику» должна была сменить «народная экономика с блэкджеком и шлюхами рынками» (под это определение можно было подвести, что угодно, отчего инвесторы и имущая часть населения сильно напряглись), за большие усилия по защите окружающей среды в противовес «неолиберализму» (еще один повод для инвесторов напрячься), за увеличение государственной поддержки сельского хозяйства, расширение роли государства с «контролера» до «контролера, планировщика, новатора, предпринимателя и защитника» и пересмотр условий распределения прибыли транснациональных добывающих компаний (это вызвало проседание национальной валюты и курсов акций).

Кроме того, Кастильо предложил увеличить бюджет на образование с 3,5% до 10% ВВП и выступил против легализации абортов и равноправного брака, отойдя от типично левой повестки.

Результаты Кастильо и Фухимори в первом туре были скромными: Кастильо набрал 19,1% голосов, Фухимори 13,37%. Остальное они добирали за счет тех, кто изначально не собирался голосовать за них. Иными словами, большая часть избирателей голосовала за меньшее зло: не столько за Кастильо, сколько против Фухимори, и не столько за Фухимори, сколько против Кастильо. Фухимори поддержали даже непримиримые враги ее партии, такие, как писатель Марио Варгас Льоса, видевший в Кастильо, с его с его риторикой против элит и свободного рынка, прыжок в пустоту.

Что (не) сделал Кастильо на посту президента

За 18 месяцев у власти Кастильо назначил пять разных кабинетов министров, и, в общей сложности, более 80 министров, а также множество чиновников местного уровня, не имевших необходимой подготовки. Его администрация не смогла организовать закупку удобрений для посевной, отменив три заявки от частных компаний из-за халатности и коррупции. Денежные выплаты и субсидии перуанцам с низкими доходами регулярно задерживались.

Прокуратурой было возбуждено шесть уголовных дел, в которых Кастильо фигурировал как участник различных незаконных действий, от получения взятки до плагиата, но его защищал президентский иммунитет. Конгресс предпринял две попытки импичмента, не набравшие необходимый минимум в голосов 87 из 130. В октябре генеральный прокурор Перу Патрисия Бенавидес подала в Конгресс конституционную жалобу против Кастильо, назвав его предполагаемым соучастником преступлений в составе организации, отягчаемых его позицией лидера, и обвинив в извлечении незаконной прибыли из общественных работ. Наличие такой жалобы позволяло начать процедуру лишения президента иммунитета.

В начале ноября по всей стране прошли массовые демонстрации с требованием отставки Кастильо. В конце ноября Конгресс призвал президента публично ответить на обвинения, на что Кастильо заявил, что все это клевета. Между тем, в списке разыскиваемых преступников с начала апреля фигурировали два его племянника, причем, за информацию о каждом из них, которая приведет к его поимке, МВД предлагало по $4 тыс. В список был внесен и Бруно Пачеко, бывший секретарь Кастильо, которого оценили уже в $8 тыс. Все трое обвинялись в посредничестве при получении откатов в ходе заключения государственных контрактов на строительство дорог.

Во вторник 6 декабря, произошли два важных события. Командующий армией Перу генерал Вальтер Кордова подал в отставку по «сугубо личным причинам». Это дало Кастильо свободу назначить на его место нового командующего, по своему усмотрению, не консультируясь ни с кем. А Генеральный прокурор Перу вторично подала на Кастильо конституционную жалобу, обвинив его уже не в причастности, а в руководстве преступной организацией, в связи с обнаружением новых доказательств. В жалобе упоминались и два бывших министра, один из которых уже находился в бегах. Были выданы ордера на арест пяти бывших советников Кастильо, и обыски в офисах и домах шести членов Конгресса, и сестры президента Глории Кастильо.

На следующий день, в среду, 7 декабря, Кастильо выступил с обращением к нации, объявив о роспуске Конгресса. Но в сложившихся обстоятельствах он не имел на это законного права. По сути, это была попытка переворота, но вопрос был в том, на кого из силовиков президент сможет опереться. В 1992 году, в аналогичной ситуации, Альберто Фухимори поддержали и Кабинет министров, и военные — и переворот удался.

Но ни Кабмин, ни армия, ни полиция Кастильо не поддержали, заявив о верности конституции. Председатель Конституционного суда сообщил об открытии против президента дела о попытке совершения государственного переворота. Эту позицию поддержала и вице-президент Болуарте, вышедшая в начале этого года из рядов Peru Libre. Впрочем, Peru Libre тоже назвала решение президента атакой на демократию и попыткой переворота, выступив по этому поводу с официальным заявлением.

После этого, Конгресс, собравшись на экстренное вечернее заседание, утвердил импичмент Кастильо 101 голосом «за» при 10 воздержавшихся и 6 «против», причем «против» голосовали депутаты, в домах и офисах которых накануне прошли обыски. Как только решение было проголосовано, Кастильо задержала полиция.

После этого к президентской присяге была приведена Болуарте. Она призвала остановить череду отставок и досрочных выборов, заявила о намерении править до июля 2026 года, когда срок президентства Кастильо должен был закончиться, и призвала перуанское общество к политическому перемирию, для преодоления кризиса, охватившего страну.

Таким образом, с 2018 по 2022 год в Перу сменилось уже 6 президентов, начиная с Педро Кучински, которого сменил вице-президент Мартин Вискарра, отстраненный Конгрессом от должности в 2020.И Кучински, и Вискарра находятся сейчас под следствием прокуратуры, хотя уголовных обвинений против них еще не выдвинуто. Вискарру сменил на пять дней в роли врио председатель Конгресса Мануэль Мерино, подавший затем в отставку по собственному желанию Тогда врио президента стал новоизбранный, после Мерино, председатель Конгресса Франсиско Сагасти, правивший страной до избрания Педро Кастильо.

Но на Болуарте счет президентов, вероятно, не остановится. У нее нет поддержки в Конгрессе, и едва ли она досидит в должности до 2026 года.

Ничего не окончено, кризис продолжается

Неустойчивость власти в Перу отчасти обусловлена и особенностями ее Конституции. Конгресс может сместить президента простым голосованием, объявив его «морально или физически неспособным управлять страной». При этом, внутри Конгресса нет устойчивых фракций, там все очень текуче и изменчиво. В свою очередь, президент может распустить Конгресс, если он дважды откажет ему в доверии, либо заблокировав предложенный им состав Кабинета министров, либо отклонив исходящую от него законодательную инициативу, но не любую, а лишь при определенных условиях. Были или нет соблюдены эти условия, решает конституционный суд.

В настоящее время, начиная с пятницы, в Перу, по всей стране, идут митинги, с требованием перевыборов президента и Конгресса одновременно. Автомагистрали вокруг Лимы в выходные были перекрыты баррикадами, воздвигнутыми группами протестующих, в основном из сельскохозяйственного сектора.

Новый президент Дина Болуарте уже заявила, что готова вести переговоры с политическими и гражданскими силами страны об организации досрочных выборов, и приступила к формированию нового правительства. Кастильо по-прежнему находится под арестом. Мексика предложила ему политическое убежище, в том случае, если он получит возможность уехать из страны.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, обозреватель Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: