Украина большая и малая: что нам делать с многомиллионной диаспорой

23.08.2023 0 By Writer.NS

Эксклюзив. С началом большого витка войны из Украины выехало 7-8 миллионов человек. Четыре миллиона в Европу, два (и не так чтобы добровольно)…в Россию. До США добралось 250 000 беженцев, в Канаду – 650 000. Остальные кто куда. По поводу уехавших в публичном пространстве регулярно возникают срачи идеи, которые грустно читать.

Экспертное мнение колеблется между двумя полярными представлениями о реальности:

1) Эти люди никогда не вернутся, поэтому наша экономика обречена;

2) Эти люди обязательно вернутся и спасут нашу экономику.

Ну то есть та самая «зрада-перемога», наша фирменная украинская Сансара. По чётным числам «ура, скоро всё будет по-прежнему», по нечётным – «всё навсегда плохо, мы пропали». Из такой упрощённой картины мира рождаются идеи вроде забирать гражданство у «невозвращенцев» или закрепостить украинских мужчин, чтобы они не смогли выехать к семьям после войны.

Сработают ли такие модернистские рецепты? Конечно, нет. Вся мировая история учит тому, что люди неохотно ходят строем и, как правило, недолго.

Чтобы вырваться из плена бинарного мышления, давайте лучше посмотрим, как ещё бывает.

Китайцы в Испании

Мне проще писать о том, что вижу каждый день, поэтому расскажу об особенностях испанских городков на севере. В каждом открыты магазинчики со всякой дребеденью, вроде советских «Тысяча мелочей» или современных украинских «Всё по ХХХ гривен». Такой, знаете, филиал Алиэкспресса под домом, куда заходишь за насадкой для душа, кабелем или полотенцем. Цены низкие, качество приемлемое. Проходняк сумасшедший даже в выходные. Магазин на фото наплевал на испанские традиции и единственный в городе работает по воскресеньям. Больше никому такой трюк у нас не удаётся.

В Испании эти магазины содержат китайцы. И работают в них тоже китайцы, целыми семьями. Закупаются, естественно, в Китае. Причём магазины не франшиза, у них разные вывески, разные хозяева и ассортимент различается. Просто как-то так получилось, что китайская диаспора подмяла под себя этот сегмент торговли. «Само собой», угу.

Можно ли считать такие магазинчики заметным драйвером для китайской экспортной экономики? Отвечу: птичка по зёрнышку клюёт.

Не знаю, какие дискуссии ведутся в самом Китае об эмигрантах, но китайцы в эмиграции не ассимилируются, а сохраняют себя и экономические связи с родиной. Китай этим пользуется, в том числе, и чтобы удерживать статус мировой фабрики, несмотря на то, что руководство завода-страны в последние годы слегка не в себе.

Старая украинская диаспора и украинский бизнес

Нынешняя «военная» волна эмиграции далеко не первая, к сожалению. Так уж устроен наш нелёгкий край, что на каждом крутом повороте истории миллионы украинцев бегут, бросая всё, сохраняя Украину лишь в сердце.

Во многих странах существуют многолетние украинские диаспоры. Пример – Канада, где живёт более миллиона потомков украинских иммигрантов. Все эти люди организованы внутри страны и не разрывают своей связи с Украиной. На постоянной основе действует украинский конгресс (в США аналогично), благотворительные и волонтёрские фонды.

Когда Украина обрела независимость, этот миллион этнических украинцев не вернулся в страну, скорее даже прирос в непростые «девяностые». Однако Украина смогла получить от этого прямую выгоду: канадские украинцы оказывают сильное влияние на политику Канады и продавливают помощь нашей стране. Этнические украинцы возглавляют ключевые правительственные ведомства. Канада с 2014 активно помогает перевооружать ВСУ и является одним из наших наиболее последовательных и убеждённых союзников Украины в деле интеграции в цивилизацию Запада.

Упомяну также о функционировании международной организации украинцев BRAMA, международном конкурсе украинского и других организациях, объединяющих украинцев по всему миру. Всё это организовалось не вчера, и существует десятки лет. Конкретно самой Украине, помимо международной известности и репутации, это приносит деньги по образовательным и грантовым программам.

Пока внутри Украины идут дискуссии о том, как бы получше закрепостить народ, прагматичный украинский бизнес делает сейчас то же самое, что истарые эмигрантские круги, и наши китайские коллеги. Закрепляется, используя, где возможно, украинцев, наращивает влияние и формирует новые связи Европы и Украины. У меня нет сомнений в том, что «Нова Пошта» и «Дніпро-М» прекрасно приспособились к реальности, когда у них стало на четыре миллиона меньше покупателей в Украине и на четыре миллиона покупателей больше в ЕС.

Украинские беженцы сейчас скупают недвижимость в Чехии явно не для того, чтобы после войны всё продать и вернуться. Также знаю о покупках недвижимости в Испании, как для проживания, так и коммерческой недвижимости.

Возглавить процесс

Я верю, что невозможно остановить изменения, но можно их возглавить. Массовое переселение украинцев в Европу, Северную Америку и Россию уже состоялось. Российским «направлением», полагаю, успешно занимается кое-какая украинская служба, и это тема отдельного исследования. А вот диаспоры в странах союзницах это полноценные субъекты для разговора с МИД и экономическим блоком. Мы не страна-завод, но у Украины есть свои сильные стороны: общая культура сервиса, квалифицированные технологические кадры, IT, культура, армия, кибербезопасность. Не самый плохой старт для экспансии. Каждый украинец за пределами родины может быть агентом нашего влияния, потребителем нашей продукции и лоббистом.

Особых надежд на государство у меня, впрочем, нет. Украинское государство, как совокупность институтов, нежизнеспособно. Но если хватит ума хотя бы не мешать… Ведь частный бизнес уже прорабатывает всё, о чём я пишу. Например, об IT-сфере мы уже немножко писали, и в будущем я смогу дать больше информации.

Мои личные ожидания

Считаю, что масштабного возвращения не произойдёт, и нужно планировать жизнь, исходя из этого факта. Да, опросы говорят другое, но в опросах не содержится главное условие: дата, когда закончится война. Людям сидеть в эмиграции ещё, минимум, год. За это время большинство окончательно социализируется, найдёт работу выучит язык… У государства Украина не найдётся аргументов, чтобы их вернуть.

Да, будут исключения вроде вашего покорного слуги (которого в нашей диаспоре считают сумасшедшим и плохим отцом из-за желания вернуться). Но одиночки погоды не сделают. Поэтому предлагаю смотреть реалистично: масштабный исход случился уже. В истории Украины это не первый исход, возможно и не последний. Это не катастрофа, а новые возможности.

Я верю, что Украина сможет адаптироваться к изменившейся реальности и выстроит новую экономику, опирающуюся на распределённую по миру сеть украинцев. Верю, потому что ежедневно наблюдаю, как наши люди вгрызаются в Старый свет и меняют застывшую европейскую реальность под себя.

А вот в то, что украинцев получится удержать или насильно вернуть, давя на чувство вины или закрепощая под выдуманными поводами – в это не верю. В нашей истории такие методы не работают.

«Скорбилин»Денис Скорбилин, аналитик трендов Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: