Новые концепции морской войны на примере США

18.01.2023 0 By NS.Writer

Ключевой задачей ВМС США является глобальный контроль над Мировым океаном. Это требует большого флота, и планы американских ВМС на период 2023–2052 г.г. предусматривают численность US Navy от 321 до 404 пилотируемых кораблей, и от 45 до 204 больших ПЛ. Это немедленно вызывает два вопроса: почему разброс в цифрах так велик, и где в этих планах место UV.

Иллюстративное фото

Большой разброс вызван вторичностью цифр: число кораблей и ПЛ рассчитывается приблизительно, исходя из перечня задач, которые должен решать USNavy, и оценки возможностей «среднего корабля» того или иного класса. Но понятие «корабля» в его классическом виде быстро размывается. Военно-морская классика, в виде, к примеру, эсминца УРО типа Arleigh Burk, в 150 м длины и 9500+ тонн водоизмещения, несущего огромный набор разнообразных вооружений буквально на все случаи войны, и способного решать множество различных задач, становится анахронизмом.

Универсальный корабль при выполнении каждой конкретной миссии несет много лишнего для этой миссии оборудования, которое подвергается риску потери или повреждения безо всякой пользы. Он чудовищно дорог на всех этапах своей жизни: в проектировании, постройке, эксплуатации, ремонте и модернизации. Он норовит устареть уже на стадии проекта, и ему это, в некоторой степени, всегда удается. В отличие от кораблей 2МВ, или даже 60-х годов прошлого века, он плотно заполнен оборудованием, критически важным для управления им, как единой, взаимосвязанной системой. Это означает, что даже единичное попадание может надолго вывести его из строя полностью. И, хотя системы защиты такого корабля совершенны и многослойны, риск попадания есть всегда. Иными словами, концепция большого и универсального корабля пришла к своему пределу. Современное развитие технологий требует настолько большой сложности и многообразия, что их уже нет смысла реализовать в едином объекте.

То, как избыток сложности ведет к ее обрушению, демонстрирует история авианосца Gerald Ford. Введенный в эксплуатацию в 2017 году, с опозданием на три года, он уже пять лет не может совершить оперативное развертывание из-за многочисленных неполадок.

В основе новой концепции флота — относительно простые платформы с экипажами и UV разных классов, управляемые с этих платформ и базирующиеся на них. Третий элемент составляют, при необходимости, десантные корабли, которые также могут выступать в роли платформ управления. Из этих кубиков, по принципу «ничего лишнего», собирается группировка для выполнения конкретной миссии.

Но смена концепции не будет ни быстрой, ни легкой. Спрос на классические военные корабли и ПЛ разных классов остается. В бюджетном запросе ВМФ США на 2023 финансовый год заложено $27,9 млрд на закупку двух ударных ПЛ типа Virginia (SSN-774), двух эсминцев типа Arleigh Burk (DDG-51), фрегата УРО типа Constellation (FFG-62), десантного корабля типа LPD-17 Flight II, танкера-заправщика типа John Lewis (TAO-205) и буксира-спасателя типа Navajo (TATS-6). Отдельной статьей расходов включен запрос на десантный корабль типа LHA-9. Вместе с тем, корабли построенные по старой концепции «все в одном» будут, по мере поступления на вооружение различных UV, все чаще использоваться в роли платформ управления. Это будет делать их собственные боевые возможности избыточными, и определять направление вероятных модернизаций: разгрузка от части вооружения, переносимого на платформы UV, и усложнение электронных систем, необходимых для управления всё большим числом беспилотных аппаратов.

В перспективе, большие и сложные корабли «все в одном» выживут только в узкой нише платформ для использования тех видов оружия, которые трудно перенести на UV ввиду их габаритов и сложности. В качестве примера здесь можно указать эсминец УРО Zumwalt, головной корабль серии из трех эсминцев, спущенный на воду в 2013 году.

Вооруженный 80-ю ракетами Tomahawk, с упором на атаки береговых и наземных целей, тип Zumwalt первоначально планировался в серии в 32 единицы. Затем, в несколько этапов, эти планы были сокращены до трех единиц, из который по факту построен только один корабль. При этом, боевые качества Zumwalt нисколько не разочаровывают — напротив, он оказался очень хорош, но хорош избыточно, и слишком дорог. Настолько дорог, что использовать такой корабль в бою, подвергая его риску, командованию флота сложно уже просто психологически.

Помыкавшись несколько лет в качестве уникальной, но не особо нужной и крайне дорогой в эксплуатации боевой единицы, Zumwalt, похоже, нашел свое место. В настоящее время отрабатывается его использование в качестве носителя гиперзвуковых ракет. Правда, ракеты поступят только к 2025 году. Сейчас идет отработка их будущего применения, освоение сложных систем управления ими и подготовка к модернизации эсминца. Число Tomahawk будет уменьшено, хотя часть из них, по-видимому, оставят. Помимо гиперзвуковых ракет Zumwalt получит также дополнительные системы защиты и ПКР для ведения морского боя на дальней дистанции.

Число таких кораблей, очень больших — почти 16000 тонн до модернизации, а после нее, вероятно, еще больше; крайне дорогих и сложных, неизбежно будет ограничено. Собственно говоря, они и не нужны в большом количестве. Не исключено, что, после всех экспериментов, Zumwalt останется единственным в своем классе, а два его систер-шипа так и не будут построены.

Но вернемся к UV, которые могут быть поставлены на вооружение US Navy в ближайшем будущем. Тему UAV ввиду ее необъятности и специфичности рассматривать не будем, ограничившись только USV и UUV.

Несомненно, США накопили самый большой и продолжительный по времени опыт экспериментальной эксплуатации различных USVи UUV, включая USV больших размеров. Тем не менее, эти работы пока не привели к созданию боевых систем, способных стабильно встать на вооружение флота, за исключением единичных экземпляров. Причина тому в высокой планке требований, которую устанавливает как технический уровень US Navy, так и глобальность стоящих перед ним задач. Создание океанских USV и UUV, достаточной автономности и надежности, выходит за пределы возможностей современных технологий, хотя их появления и можно ожидать уже в ближайшее десятилетие. Системы USV и UUV уровня береговой обороны, способные надежно работать, и имеющие приемлемую стоимость уже могут быть реализованы — мы обсуждали это на примерах Украины и Турции. Но командование US Navy не видит смысла заказывать их в значимых масштабах, хотя в небольшом количестве такие системы использует.

Противоминные UUV Mk 18 Mod 1 Swordfish (вес — около 70 кг) и Mk 18 Mod 2 Kingfish (около 300 кг) были разработаны еще в конце 90-х. Оба были закуплены ВМС США в нескольких экземплярах и поставлены на вооружение отдельной экспедиционной противоминной роты, где эксплуатируются и поныне. В мае прошлого года было объявлено о замене UUV Mk 18 Mod 1 Swordfish на UUV Lionfish тех же размеров и массы.

UUV Littoral Battlespace Sensing, представлявший собой развитие Kingfish поставлялся для US Navy с 2010 года, а в 2013 был официально принят на вооружение. Всего поставлено около 200 аппаратов. Военно-морское океанографическое управление (NAVOCEANO) использует их для сбора океанографических данных.

Следующей после Littoral Battlespace Sensing модификацией стал модульный UUV Razorback, появившийся в 2018, и способный стартовать из торпедного аппарата, в том числе и с ПЛ. Но его возвращение на ПЛ через торпедный аппарат долгое время было невозможно. Только в ноябре нынешнего года появилась информация о модифицированных Razorback, вступивших в строй год назад, и способных справиться с этой задачей. Помимо разведывательной версии сообщается об аппарате для поиска донных мин Viperfish. Все девять Razorback, способных возвращаться на ПЛ, эксплуатируются на Тихом океане, в составе Первой эскадрильи беспилотных подводных аппаратов (UUVRON-1).

Первые эксперименты с USV Spartan Scout — надувной моторкой длиной 2,7 м, грузоподъемностью 1,4 тонны, вооруженной крупнокалиберным пулеметом были проведены еще в 2001 году. Прототипы год от года росли, и в 2016 году Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) в рамках проекта ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel) представило невооруженный USV-тримаран Sea Hunter, водоизмещением 145 тонн при длине 40 м, может развивать скорость в 27/12 узлов, имеет автономность 70 суток и стоитпримерно $120 млн. Он способен самостоятельно выходить в заданный район и обнаруживать дизельные малошумные ПЛ. Обнаружив подлодку Sea Hunter должен сопровождать цель, вызывая вооруженные корабли или самолеты для ее уничтожения.

В дальнейшем на Sea Hunter было поставлено и собственное вооружение, но подробности о нем не сообщаются. После длительных всесторонних испытаний и доводки Sea Hunter в 2021 году был передан в состав US Navy для дальнейшей эксплуатации.

Эксплуатационные расходы Sea Hunter составляют $15–20 тыс. в день. В качестве альтернативы ту же миссию могли бы выполнять эсминец или специализированный UAV. Но эксплуатация эсминца обойдется в $700 тыс. в день, а подходящего UAV— $300 тыс. в день.

В настоящее время на Тихом океане, в рамках программы Ghost Fleet Overlord проходят испытания несколько невооруженных прототипов USV, способных стать базой для создания противолодочного корвета, радиоэлектронного разведчика, малого транспортника/ танкера, патрульного катера. А в Персидском заливе, у берегов Бахрейна, испытывается разведывательный USV Saildrone Explorer, с питанием от солнечных батарей, пятиметровой мачтой с жестким парусом, длиной 7 м, средней скоростью 3 узла и автономностью в год и более. Это нечто среднее между буем и судном, и результаты его испытаний уже получили оценку флота «выше всяких похвал». В ходе испытаний иранцы предприняли попытку украсть дрон, но ее пресек вертолет Sea Hawk, прибывший к месту событий.

Опыт эксплуатации экспериментальных USV и UUV обобщен в техзаданиях на проектирование больших, малых и подводных UV. Большие LUSV должны иметь длину 60–100 м, водоизмещение 1000–2000 тонн и представлять собой универсальные платформы для установки различных модулей с вооружением, включая системы вертикального пуска для 16–32 ПКР и наземных ракет. При выполнении отдельных миссий допускается наличие на борту нескольких членов экипажа, для которых должен быть предусмотрен жилой модуль. Планируется закупка одного LUSV в 2025 финансовом году по цене $315 млн, двух LUSV в 2026 году общей стоимостью $522,5 млн, и трех- в 2027, общей стоимостью $722,7 млн.

Малые MUSV определяются как имеющие длину от 15 до 55 м и водоизмещение в пределах 500 тонн, способные выполнять функции разведки, радиоэлектронной борьбы и ретранслятора связи в составе группы USV. Кроме того, такой корабль должен быть в состоянии нести полезную нагрузку, эквивалентную 40-футовому транспортному контейнеру, обладать автономностью не менее чем 60 суток и дальностью 9000 км при крейсерской скорости 16 узлов.

Перечень требований, надо сказать, довольно жесткий. Запрос сделан на перспективу, в ожидании предложений от производителей, и до 2027 года включительно закупка MUSV не предусмотрена. Впрочем, при наличии привлекательного предложения, она все-таки возможна.

Программа XLUUV, также известная как Orca, была начата Boeing в инициативном порядке в 2016 году. В 2019 году проект был выбран ВМС из двух конкурирующих — вторым был проект Lockheed Martin. 80-тонная дизельная подлодка Orca XLUUV, длиной 26 м, представляет собой реконфигурируемый UUV модульной конструкции, доставляемый к месту использования кораблем-носителем. Ее скорость 8/3 узла, запас хода до 10500 км, автономность — несколько месяцев. Модули преимущественно разведывательные, но есть и варианты с вооружением — торпедами и донными минами. План предусматривает закупку шести единиц, по одной в 2024 и 2025 годах и по две в 2026 и 2027. Цена, в зависимости от наполнения, может варьировать от $107,6 млн до $115,6 млн.

Посмотрим теперь, как развиваются флоты Китая, Великобритании, Индии, Пакистана и РФ. Знание того, что в морской войне повсеместно идет переход от концепции корабля, который «может всё» в своем классе к модульным системам вооружения и эскадрам из UV и платформ управления ими, комбинируемым сообразно предстоящей миссии, позволит не увязнуть во второстепенных деталях.

Эксклюзив

С. О’Кнечли

Предыдущая часть

Продолжение

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: