Киноиндустрия РПЦ на примере ТК «Православная энциклопедия». Эксклюзив

06.11.2021 2 By NS.Writer

«Хотели — как лучше, а получилось — как всегда»

Уже в девяностые годы в России появилось много православных телепередач, как публицистических, новостных, так и историко-просветительских. Цель была вполне благородной — приумножение в обществе христианских морально-этических ценностей, популяризация православия, духовно-просветительская деятельность. Поначалу, много чего получалось очень примитивно, низкого качества, однако потом уровень православного телевидения заметно поднялся.

Дальше начали снимать и целые кинофильмы с православными сюжетами, и с этой целью создавались околоцерковные православные кинотелекомпании.

Но до сих пор остаётся неясным, а что же это такое — православное кино? Каково его прошлое и настоящее? Есть ли реальные перспективы у православной кинематографии?

В целом, православное телевидение берёт начало в 1992 году, когда впервые по государственным каналам транслировались богослужения на Рождество и на Пасху. И это неспроста — ведь именно в этом году церковь по большим праздникам стала дружно посещать почти вся тогдашняя российская элита, считая это своеобразным «хождением в народ», а само православие — одной из формой государствообразующей патриотической идеологии.

За трансляцию богослужений отвечал тогда сам референт патриарха Алексия — журналист Державин Николай Иванович, 1962 года рождения, являвшийся в 1995-1999 президентом первого православного медиа-холдинга под названием «Православное информационное телевизионное агентство» (ПИТА).

Именно он в декабре 2001 года стоял у истоков телепрограммы «Православная энциклопедия», ставшей с февраля 2002 года еженедельной, и являлся её первым ведущим в 2001-2003 годах. Музыкальным редактором телепрограммы стала супруга Николая — Державина Виктория Николаевна, 1953 года рождения.

При нём программа была информационно-аналитической и миссионерско-апологетической: достаточно подробно рассматривались попытки т.н. «римско-католической экспансии» в России, критиковалась деятельность сект, поднимались проблемы межконфессиональных отношений.

Каким-то образом, именно в 2003 году директор церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, претендовавший на роль величайшего деятеля православной церковной науки, сумел выжить Державина с очень хлебной должности автора-ведущего этой телепередачи, несмотря на недовольство и недоумение патриарха Алексия (Ридигера), заступавшегося за Державина. Речь шла о критике Кравцом информационно-аналитических программ Державина, его чересчур политизированной риторике, воинственном антиэкуменизме, критике Израиля за его войну с палестинскими арабами, что для Кравца, как еврея по происхождению, было неприемлемо.

Новым автором-ведущим стал близкий к Кравцу священник Алексей Уминский. Уж его-то, выходца из еврейской интеллигенции Москвы, в русском щовинизме и ксенофобии трудно было заподозрить. По всей видимости, Кравец стремился сам стать своего рода референтом, советником патриарха на общественных началах, потому и диктовал свои кадровые назначения.

В реализации этой неугодной для патриарха кадровой перестановки — замене Державина на Уминского, говорят, Кравцу поспособствовал близкий к Кремлю телережиссёр Никита Михалков, игравший то в либерала, то в консерватора.

Именно при содействии последнего при офисе «Православной энциклопедии» 16 мая 2003 года зарегистрировано ООО «Студия Бакалавр», которую сначала, в 2003-2004 гг. возглавлял бизнесмен Васильев Дмитрий Алексеевич, бывший кинотехник. Далее, в 2004-2006 гг. эту студию возглавляла близкая к Никите Михалкову телевизионщица, сотрудница концерна «Мосфильм» Гостюшина Наталья Николаевна, 1955 года рождения, вдова известного киносценариста и режиссера Анатолия Гостюшина. Именно она в 1999 году основала и возглавила телестудию «Остров», конечным бенефициаром которой являлся сам Михалков.

Телестудия Гостюшиной «Бакалавр» была ликвидирована только 4 декабря 2006 года, в связи с образованием кинотелекомпании-фонда «Православной энциклопедии». За это время студией, например, в 2004 г. снят документальный фильм «Русские патриархи», в котором выпускник журфака МГУ Сергей Кравец выступил и автором, и ведущим, и художественным руководителем, и генеральным продюсером фильма — одним словом, сразу четыре зарплаты получил.

Администратором киноленты стала близкая к Михалкову телередактор Маркина Елена Леонидовна, 1963 года рождения. Напомним, что ещё одной предшественницей телекомпании «Православной энциклопедии» была студия документального кино «Остров», которую опять-таки возглавляла Наталья Гостюшина. Эта студия в 2004 г. сняла православный документальный сериал «Земное и небесное», причём делалось это в сотрудничестве с ООО «Православное информационное телевизионное агентство» (ПИТА), директор которого, Владимир Желонкин немало помог в подготовке картины. Позже Кравец сумел каким-то ему ведомым образом отодвинуть ПИТА на второй план.

Параллельно, под фактическим руководством Уминского выходила в эфир по телеканалу ТВ-Центр программа «Православная энциклопедия». Уминский с октября 2003 года постепенно превратил информационно-аналитическую программу в некую смесь околоцерковного ток-шоу и православного туристического путеводителя по разным странам (такое направление создал ещё Николай Державин в своём видеоцикле «Церковь без границ»), с элементами нравоучений и размышлений на духовные темы.

Но при этом напрочь отсутствовали такие важные стороны православной публицистики, как историко-героическая, миссионерско-апологетическая и социально-этическая составляющие. Как-то слишком оторвано от жизни, не находите? Получился такой себе «православный лубок», или православный «клуб кино-путешественников».


Елена Маркина и прот. Алексей Уминский в зарубежной командировке

И действительно, Уминский и Маркина стали очень частыми путешественниками за границу: это гораздо приятнее, чем колесить по России, да и денег на командировках можно отмыть побольше.

Шеф-редактором передачи работала ныне покойная Фоменко Татьяна Николаевна (1962-2007), начинавшая свою работу ещё при Державине, а ответственным редактором являлась Сухорукова Натэлла Юрьевна, 1961 года рождения (в 2001-2007 гг.). Люди эти были, может, и недостаточно опытные в телевизионной работе, но всё-таки — не чуждые православию и по духу, и по содержанию, глубоко эрудированные, соблюдавшие хотя бы элементарные нормы приличия и христианской нравственности.

Однако Кравец и прот. Уминский уже в 2003-2004 гг. произвели зачистку большинства кадров, которых набирал именно Державин.

Так, уже в 2004 г., следом за автором-ведущим Николем Державиным, была уволена с телепрограммы его жена, музыкальная редакторша Виктория Державина.

Вместо неё на должность музыкального редактора телепрограммы «Православная энциклопедия» назначена вообще мусульманка — некая Люкманова Гузяля Асватовна, 1965 года рождения, по совместительству — активистка татарской национальной общины Москвы. На столь вопиющий случай никто не обратил внимания, хотя телепрограмма должна быть, вроде бы как сугубо церковная, конфессиональная. Неужели среди православных никого подходящего на эту должность не нашлось?

Уже в 2005 г. с подачи Сергея Кравца грянули новые перемены: он добился у патриарха Алексия решения о создании целой православной кинотелекомпании, для производства, не много ни мало, православных художественных кинофильмов. Ну а главное — чтобы это была структура, дочерняя от Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», возглавляемого Кравцом. Соответствующий указ патриарха был подписан 1 ноября 2005 года.

Сказано — сделано, и 10 ноября 2005 года была зарегистрирована организация под двойным названием: «Культурный фонд «Кинотелекомпания Православная энциклопедия». Директором новой кинотелекомпании стала близкая к Кравцу и Михалкову администраторша кинофильмов, уже известная нам Наталья Гостюшина. Телепрограмма, поначалу являвшая собой автономную структуру, в 2005 г. стала составной частью кинотелекомпании, и реванш Державина с его командой стал невозможным: его холдинг ПИТА уже не имел на бизнес Кравца и Гостюшиной никакого влияния.

Поэтому уже в 2005 году была уволена предыдущая продюсер и исполнительный директор телепрограммы «Православная энциклопедия» Светлана Лаврентьева, а новым исполнительным директором (продюсером) стала Наталья Гостюшина. Были выдавлены в 2005 году с энциклопедии также талантливый телережиссёр Виссарион Алявдин, директор телепроизводства Владимир Дубровский, администратор и координатор телепроизводства Тимур Гребенкин.

Вместо них Гостюшина привела свои кадры: режиссёром стала Наталья Тутенкова-Сергеева, директором стала Елена Маркина, администратором — Елена Карпова-Марьяновская, а выпускающим редактором стала Емельянова Наталья Михайловна. Кроме того, появилась и совмещаемая должность «художественного руководителя» и «главного редактора», которую занял, как и следовало ожидать, сам Кравец.

В 2007 году уволена Натэлла Сухорукова, а в 2009 году уволена Ксения Мельникова, хотя они внесли большой вклад в развитие телекомпании. Мельникова, например, позднее была видной сотрудницей в детской православной кинокомпании «Радость моя».

В большинстве же случаев, Кравец и Гостюшина в 2005-2007 гг. набирали в коллектив своей телепрограммы и кинокомпании абсолютно светских людей, или же тех, которые считали себя «христианскими либералами». А это значило для последних только одно: можно вести какой угодно образ жизни, если работе не помеха, и ни в чём себя не стоит ограничивать, потому что живём на этом свете один только раз.

Такие «церковные либералы» могут демонстративно нарушать посты, демонстративно ходить в храм на видеосъёмки в коротких юбках, шортах или майках, ну или же, ссылаясь на авторитетный пример самого Кравца, могут не менее демонстративно курить у входа в «Православную энциклопедию» (до того времени, когда курение в общественных местах Москвы окончательно не запретили). Даже сложно сказать: действительно ли в кинотелекомпании «Православная энциклопедии» это были религиозные либералы, «бунтари» и «правдоискатели» в православной среде, или просто — всего лишь замаскированные атеисты, и(ли) агностики, «околоцерковные фрики», клоуны, мастера эпатажа… Впрочем, если речь идёт об эпатаже, то они немного не совсем подходящее место работы для себя выбрали (или, скорее всего, им выбрали).

Под эгидой этой кинотелекомпании, создаются и регистрируются новые телепроекты: с 28 февраля 2007 года — тележурнал «Планета Православия», а с 7 марта 2012 года — тележурнал «Православная энциклопедия».

Кравец и Уминский со своей «челядью» из кинотелекомпании

Всё это стоило немалых денег, которые выделялись для кинотелекомпании из государственных дотаций, ведь она имела статус фонда, параллельно дочернего для синодального учреждения Московской Патриархии — издательства «Православная энциклопедия», возглавляемого Кравцом.

Как говорил в своё время Кравец в одном из интервью:«Накопленный потенциал редакции «Православной энциклопедии» требовал более широкого выхода, поэтому появились интернет-сайт, журнал и телепрограмма«.

На самом деле, просто сам Кравец стремился найти более широкое поле для отмывания государственных дотаций. Да и сам он вёл себя в кинотелекомпании, как какой-то высокомерный барин среди бесправных холопов. Мог просто так нахамить сотрудникам из-за своего плохого настроения, или сорвать прямой эфир якобы «из-за срочного звонка», или из-за того, что по причине чрезмерной занятости «забыл отключить телефон».

Говорят, в этом смысле Кравец пытался подражать Никите Михалкову, о суровом нраве и вспыльчивости которого ходят легенды. Одна из сотрудниц даже записала краткий видеоролик о том, как Кравец за пару минут несколько раз срывал прямой эфир «Православной энциклопедии» во время приёма звонков от зрителей в студии телецентра «Останкино».

Сергей Канев, «беженец» из украинского Крыма в Москву

С подачи Кравца и его друга Евгения Никифорова, в 2005 г. в кинотелекомпанию «Православная энциклопедия» был принят гражданин Украины Канев Сергей Сергеевич, 1973 года рождения, родом из г. Симферополь (Крым, Украина), который ранее работал в рекламно-информационном агентстве «Интер-Крым-ТВ». Но затем якобы из-за преследований украинских «оранжевых властей» решил переехать из «голодного» Симферополя в более сытую Москву.

Там он при покровительстве Никифорова нашёл возможность подработок, а затем и полноценной работы в телекомпаниях «Радонеж», «Благовест» и «Сретение». Далее сосредоточился на работе в качестве сценариста и шеф-редактора кинотелекомпании «Православная энциклопедия».

Правда, причины столь стремительного карьерного роста Сергея Канева остаются не до конца выясненными. Злые языки говорят, что он может быть причастен к «голубому лобби», как и его основной покровитель Евгений Никифоров. По крайней мере, на что-то подобное прозрачно намекает в своих комментариях в соцсетях бывшая сотрудница телекомпании Елизавета.

Заметки Елизаветы Сергеевой о специфических путях попадания через «узкие врата» в православный шоу-бизнес

Кравец и сам не стеснялся заполнять собой, любимым, все мыслимые и немыслимые вакансии во время подготовки и производства новых телепроектов.

Так, в 2005 г. состоялись съёмки 5-серийной художественно-публицистической ленты «Паломничество в Вечный город». Художественный руководитель кинокомпании «Православная энциклопедия» Сергей Кравец (именно такую должность он себе назначил) выступил в качестве «генерального продюсера» фильма. Интересно, в чём же это проявлялось? Какой вообще с неудавшегося журналиста и несостоявшегося кандидата философских наук Кравца мог получиться телевизионщик и кинопродюсер? Но это всё «сглаживалось» за счёт усилий профессионалов. Режиссером-постановщиком фильма стал Владимир Хотиненко, которого уже в 2015 году Кравец и Гостюшина фактически «кинули» с деньгами.

Продюсерский «талант» Кравца проявился, наверное, в том, что в 2011 году он запустил в Киеве достаточно солидный православный бизнес-проект под названием «Православная энциклопедия в Украине». Проект обещал быть денежным, так как имел церковно-политическую направленность, поэтому находился на особом контроле у прокремлёвского так называемого «Попечительского совета Православной энциклопедии». Заказчиком стала Московская Патриархия, которой необходимо было обеспечить информационную поддержку своему ставленнику — митрополиту Антонию (Паканичу), рассматривавшемуся патриархией и Кремлём в качестве наиболее вероятного преемника митрополита Владимира (Сабодана) в должности предстоятеля УПЦ (МП).

Православная киноадминистраторша Елена Маркина также не чурается мирских развлечений

Администратором и главным редактором проекта поочерёдно являлись либо близкая к Никите Михалкову продюсерша Маркина Елена Леонидовна, 1963 года рождения, либо кореспондент московского журнала «Русский дом» Андрей Полушин, либо режиссёр Наталья Емельянова, а шеф-редактором — уже известный нам «беженец из Крыма в Москву» Сергей Канев. От украинской стороны, координаторами проекта стали управляющий делами УПЦ Московского Патриархата митрополит Антоний (Паканич), который при своём косноязычии всё же согласился дебютировать в качестве телеведущего, киевская начинающая режиссерша Тесленко Мария Андреевна, администратор и телепродюсер из пророссийского канала «Интер» Боровых Наталья Владимировна, 1966 года рождения, киевлянка, а также видеоблогер Мельник Владимир Леонидович (1980 года рождения, уроженец г. Сумы). Проект просуществовал до весны 2014 года.

Потом Кравец позиционировал себя уже в качестве не только продюсера, но также совместного сценариста, а иногда выступал и единоличным сценаристом какого-то кинофильма, покупая весь сценарий целиком у какого-нибудь скромного «литературного раба». Честолюбие нашего героя иногда требовало жертв и затрат. Но основной сферой его интересов была финансовая сторона деятельности кинотелекомпании…

Продолжение здесь.

Назар Кармелюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: