А что с корветами? И не только с турецко-украинскими

17.01.2023 0 By NS.Writer

Широкое применение UV любых типов, тем более, на большом удалении от баз ставит вопрос о платформе, с которой возможно управление ими, и на которой небольшие UV могут доставляться в район их применения, базироваться и обслуживаться. По сути, это развитие концепции авианосца, как плавучей базы ударных средств, но на новой основе.

Корвет F511 «Heybeliada» в Средиземном море, сентябрь 2014 года

Чтобы разобраться в современных тенденциях в этой области и перейти от них к тенденциям развития флотов в целом, нам придется вернуться к корветам типа Ada, и к упомянутому проекту MILGEM. Турция удобна как пример: она не самая продвинутая технически, и не самая богатая, а ее флот предназначен для задач на ограниченных ТВД, черноморском и средиземноморском. Вместе с тем, турецкий флот быстро развивается, получает новые корабли, и делает это системно, в рамках единой концепции. Эта концепция достаточно очевидна, поскольку не слишком сложна и многопланова, как, к примеру, у флота США. Уровень военного кораблестроения в Турции хотя и не запредельно продвинут, но высок, и постоянно растет. Наконец, столкнувшись с исключением из ряда проектов в рамках НАТО, Турция сумела найти им адекватную замену. Безотносительно к политическим причинам такого хода событий турецкий опыт в этом вопросе интересен.

Иными словами, Турция — крепкий середняк, который уверенно развивает флот, опираясь на идеи и концепции, доказавшие эффективность. Воздерживаясь от новейших, и по этой причине, спорных экспериментов, она, вместе с тем, приглядывается к более крупным флотам, прежде всего, к US Navy.

Начнем с проекта MILGEM (Milli Gemi — Национальный корабль). Он предусматривает постройку четырех корветов типа Ada (введены в состав флота), одного корвета радиоэлектронной разведки ELINT на базе Ada (введен в строй в январе в режиме опытной эксплуатации и обучения специалистов), четырех фрегатов типа Istanbul (головной корабль в процессе достройки) и восьми эсминцев ПВО класса TF-2000 (в стадии проектирования). Водоизмещение Ada — 2500+ тонн, Istanbul 3000+ тонн, TF-2000 8500+ тонн. Istanbul представляют собой укрупненные Ada, которым добавили систему вертикального пуска ракет турецкой разработки (США из-за сложных отношений с Анкарой не стали продавать свою), дополнительное электронное оборудование и средства для высадки небольшой десантной группы. Надо сказать, что грань между корветом и фрегатом, как классами кораблей, довольно условна. Оба класса — корабли охранения и прикрытия, но корветы ориентированы на береговую оборону, а фрегаты — на действия в открытом море. Тип Babur, водоизмещением в 2900 тонн, который Турция строит для Пакистана — промежуточный между Ada и Istanbul.

И Ada, включая Ada-ELINT, и Istanbul, и, в перспективе, TF-2000, имеют ангар и посадочную площадку. На них может базироваться и обслуживаться вертолет, или несколько БПЛА с вертикальным взлетом. Специализация этих кораблей по ТВД. Istanbul продолжает линию фрегатов Barbaros/Salih Reis, два из которых (Barbaros) были построены в Германии, а два последующих (Salih Reis), усовершенствованные и выделенные в отдельный тип, в Турции, с участием немецких специалистов. Примерна та же форма сотрудничества развивается сейчас между Турцией и Украиной.

TF-2000 — тоже корабль охранения и прикрытия, но еще более автономный и мореходный, с расширенным кругом задач и более мощным вооружением. В состав его вооружения войдут и ракеты для стрельбы по наземным целям, то есть, TF-2000 сможет активно участвовать в десантных операциях.

Что будут охранять эти корабли охранения? Во-первых, гражданские суда — например, зерновозы. Пример: мгновенный возврат Путина в зерновую сделку после короткого разговора с Эрдоганом. Разворот московского диктатора ясно показал, что Турция уже сегодня способна самостоятельно контролировать ситуацию в Черном море. А, еще, все три типа кораблей, строящихся в рамках MILGEM, могут охранять десантные корабли. Такие, как достраивающийся сейчас Anadolu — универсальный десантный корабль и одновременно легкий авианосец.

Тут тоже есть интересный поворот: после исключения из программы F-35B Турция стала достраивать Anadolu как носитель дронов BayraktarTB3 — палубной версии Bayraktar TB2, разработанной специально для него. TB3 оснащен более мощным турбовентиляторным двигателем TEI PD170 турецкой разработки взамен импортного Rotax 912с воздушным винтом, и может нести высокоточные боеприпасы семейства MAM, ракеты с лазерным наведением L-UMTAS и CIRIT и управляемые бомбы. Вероятно, со временем появится и палубная версия более тяжелого Bayraktar Akıncı.

На кораблях проекта MILGEM Bayraktar TB3 базироваться не смогут. Но с них можно осуществлять управление ими, с целью снижения рисков для Anadolu, будущего флагмана турецкого флота. Их также можно использовать для наведения ПКР и ракет корабль-земля, которые будут стоять на вооружении TF-2000.

Как вписываются в эту концепцию другие виды UV и какие виды UV разрабатываются в Турции?

Известно о двух противолодочных комплексах на основе UV, NB57 ASW и RD09 ASuW, которые сейчас проходят испытания. Но конкретной информации о них в открытых источниках нет. Зато беспилотный катер ULAQ уже поставлен в серийное производство и относительно подробно описан. Правда о планируемых размерах серии не сообщается. Согласно турецким источникам несколько катеров в настоящее время проходят испытания в режиме опытной эксплуатации. Среди потенциальных покупателей называют Катар.

ULAQ — катер, длиной 11 метров, с заявленной грузоподъемностью в две тонны. Данных о водоизмещении нет. Максимальная скорость 35 узлов, дальность 400 км., операционная дальность управления — 200 км. Сообщается о нескольких вариантах поставки, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, вертолетными ракетами Cirit, противотанковыми L-UMTAS, крылатыми ракетами ÇAKIR с боевой частью в 70 кг и дальностью 150 км., и даже полноразмерными ПКР ATMACA с боевой частью 220 кг и дальностью в 250 км. По массогабаритным показателям ATMACA и характеристикам ULAQ, это, в принципе, возможно, хотя и на пределе. Но существование такого варианта вооружения все же вызывает сомнения. Во всяком случае, в турецких источниках о нем нет ни слова — но в британских он упоминается. Существует также противолодочный вариант ULAQ-2 легкие торпеды ORKA + 12 гидроакустических буев; пожарный катер, противоминный охотник и радиоэлектронный разведчик.

Катера ULAQ могут управляться с борта всех типов кораблей проекта MILGEM, а базирующиеся на этих кораблях разведывательные беспилотники оказывать дополнительную помощь при выводе их в атаку.

Очевидно, что такие комплексы повсеместно получат самое широкое распространение уже в ближайшем будущем. Недаром относительно недорогие, но хорошо вооруженные и мореходные фрегаты и корветы, могущие стать платформами для управления USV, стали сейчас самыми востребованными классами кораблей во всех флотах мира.

Эксклюзив

С. О’Кнечли

Предыдущая часть

Продолжение


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: