Московская ересь мессианства

15.10.2022 0 By NS.Writer

Русский мессианизм — это взгляд на русский (а теперь уже и на вне — этнический российский) народ как на избранный. Эта идея на протяжении веков занимала некоторых из самых известных русских писателей (особенно истерика Достоевского и местами графомана Толстого, а также менее раскрученных, хотя и более талантливых и вменяемых их коллег по цеху). Через страдания и приверженность православию русский народ будет «искупать» заблуждения человечества.

Путин

Давнее представление о России как об «избранной» нации с исторической миссией обычно представляют, как клише, практически не имеющее отношения к политике. Однако, как в публичном, так и в официальном постсоветском дискурсе отмечается возрастающее развертывание нескольких взаимосвязанных псевдо-христианских мессианских идей и понятий, что ставит вопрос о том, как следует понимать его живучесть и современное возрождение.

Мессианизм часто называют одной из неотъемлемых черт российской культуры и политики. Это действует почти как самоочевидная истина, то есть все знают о русском мессианизме, и поэтому нет необходимости вдаваться в подробности. Аннексия Крыма, война в Украине и так называемый “консервативный поворот” в российской политике возродили разговоры о российском мессианизме. Некоторые политологи истолковали эти события как проявление возрождения российского мессианского империализма. Но нужно отметить, что печально известный и кровавый русский империализм основан на мессианизме, он всего лишь его секулярная версия, если угодно обнаглевшее, незаконнорождённое дитя.

На протяжении большей части ХХ века, когда было обычным делом разъяснять «характер» или «национальную сущность» народов и государств, «мессианство» считалось существенной чертой национального характера России. Считалось, что русское православие с его мистической и потусторонней перспективой наполнило российскую политику великим образом духовного предназначения России, чтобы вести человечество. Первоначально оно описывало религиозное явление, но также используется в политическом контексте, особенно в случае России, где оно является неотъемлемой частью национальной культуры.

Но есть мнение, что некоторые народы традиционно являются мессианско-озабоченными, в том числе квазиправославная Россия и жёстко-католическая Польша. А на юге — сербы. Такой вот милый славянский мир, занявший собой весь восток и половину центра Европы, а также — преимущественно, и север Азии. Но в данном случае займёмся именно Россией.

В русском же сознании, прежде всего религиозном, произошла ориентация на потусторонность и пренебрежение посюсторонностью, в результате чего социальная и бытовая жизнь в массовом сознании утрачивала свою ценность. Люди искали смысла и правды за пределами обычного бытия. На такую ментальную обстановку прекрасно ложился миф о земном рае для последующих поколений. Такая, полу-гностическая установка по Н.А. Бердяеву и привела к формированию социалистических симпатий у русского крестьянства. К этому всему органично приросло и мессианство с его мифом об национальной исключительности россиян.

Надо отметить, что если изначально мессианство было религиозной идей (пусть трижды еретической), то со временем оно стало политической доктриной, которую воспринимают априорно, некритически, если угодно, оно стало своего рода идеологией, которая обещает спасение как религия, но при этом изображает из себя науку.

С момента своего возникновения в идеологии «Третьего Рима», зародившейся в Московии, до своего пика в советском экспансионизме, мессианизм считался стабильным фактором российской политической и интеллектуальной жизни.

В ХХ веке историки и другие наблюдатели России использовали русский мессианизм для объяснения самых разнообразных явлений русской истории: экспансионистского стремления и превращение марксизма в своеобразный эсхатологический большевизм. Ученые, часто без особых оснований утверждают, что русская культура пропитана мессианскими идеями и что на протяжении всей истории русские писатели, «недоделанная» интеллигенция, которая не желает разобраться в элементарных вопросах и только продуцирует богомерзкие мифы, революционеры, идеологии всех мастей и эпох, советские бюрократы находились под влиянием этой веры «в великое предназначение России» (Совдепии, РФ).

Учитывая растущую значимость мессианизма в современных дебатах о России, удивительно, к нашему сожалению, весьма мало было получено существенных данных и анализа, касающихся современной динамики этого явления. Что касается фундаментального вопроса о том, является ли современная российская внешняя политика мессианской, мнения разделились.

Некоторые считают, что мессианизм исчез с распадом СССР. Это также позиция, с которой согласилось бы большинство российской путинской политической элиты (они как дьявол убеждают нас в своем не-существовании, иными словами, трещат на все лады, что мессианизм умер, и у них типа как «светское» государство).

Другие, однако, настаивают на том, что чувство миссии является неотъемлемой частью современного российского мировоззрения. Мы разделяем их позицию.

Когда Путин вернулся на пост президента России в 2012 году, его недоверие к Западу, паранойя по отношению к демократии и страх перед растущим либерально-демократическим средним классом достигли новых высот. В ответ кремлевский карлик и предтеча антихриста по-совместительству, сформировал инструментальную и гибкую форму современного российского мессианизма, построенную на четырех переплетающихся столпах: мессианстве, национализме, евразийстве и политизированной памяти.

Именно поэтому нам необходимо исследовать связь между новой концепцией внешней политики Российской Федерации с 2013 г. и псевдо-христианским мессианизмом в современной российской интеллектуальной мысли.

Я подчеркиваю, что данное явление носит не просто псевдо-христианский, а уже реально антихристианский характер. Догматика католицизма и православия учит нас, что мы искуплены Христом для вечной жизни, которую можем получить через таинства, прежде всего покаяние (это несколько упрощенно). В то время российский мессианизм, забыв о Творце и Искупителе мира, пытается внедрить и внедряет идеи о том, что якобы сам народ (партия, правительство, воинство и так далее) обладает некими мессианскими чертами. То есть тут наблюдается попытка отменить уникальность Христа, а взамен, из сброда, населяющего РФ, сотворить нового «Спасителя». Это уже и кощунство, и разрушение Христианства.

Если им не нужен Господь Иисус, то вопрос уже не риторический: кому они служат. А служат тому, кто приходит и не просто против Него, но и в место Него, то есть Антихристу.

Данная тенденция проявляется и в политической жизни Швабростана. «Консервативный поворот» в российской политике связан с возвращением к культурно-политической идеологеме «Катехон», которую некоторые правые интеллектуалы предлагают в качестве основы новой российской государственной идеологии, внешней политики и политики безопасности. Богословская концепция Катехона (от греческого ό Κατέχων, «удерживающий»), нечто, защищающее мир от прихода антихриста, берет свое начало в Византийской империи. Ведь «удерживающий» — это то, что удерживает от немедленного воцарения в мире абсолютного зла, которое будет персонифицировано в человеке греха — антихристе. Только мощное государство (Совдепия, Швабростан — это собирательный образ мощной государственности на все века) в состоянии сдерживать его приход. Такая идея как раковая опухоль пропахала мозги шваброидов, научила их по-язычески поклоняться не Творцу, а творению (в данном случае государству и его лидерам), сформировала ложную аксиому российского этатизма. Об этом периодически, хотя не всегда полнокровно, говорит и советник Арестович.

В русской традиции это понятие представлено в известном учении о Москве как Третьем Риме, восходящем к XVI веку. Термин «катехон» в современном российском политическом дискурсе относительно новый и восходит к постсоветской рецепции политического богословия Карла Шмидта. Примерно в царствование Николая I (1825–1855) славянофилы сформулировали ряд специфических идей. Хотя степень приверженности каждого из них русскому мессианству различалась, они разделяли веру в уникальность России.

Концепция России как Катехона напрямую связана с политикой национальной безопасности и обороны, поскольку используется как идеологическая основа для новой волны милитаризации и антизападных настроений, а также для действий России во время войны против Украины. Этой идеей были обусловлены и трактовки украинских патриотов как «неонацистов», а также пропагандистские клише об украинцах как «неправильном народе». Отсюда же и истребление мирного населения в Буче и не только. Если народ российский превращается в коллективного антихриста, то все зверства внутри страны (могилизация, аресты и так далее) и Украине (Голодомор и современные геноцид, пытки, убийство, адский садизм) — это у меня лично вызывает реакцию не удивления (закономерности я тут изложил), а гнева и отвращения.

Идея российского мессианизма возникла изначально как религиозная, потом выйдя из христианства и отойдя от него, она стала политической, точнее идеологической. А теперь посмотрим на то, как она возвращается в религиозные круги. Да, и они оказались подвержены этой доктрине, которая понемногу уже и там вытесняет остатки подлинного Христианства (во всех конфессиях). В России самое химически чистое «православие», самое католичное католичество и самый баптистский баптизм, самое пятидесятое пятидесятничество и т.д. И российские христиане обязаны своей истовостью исцелить остальной, погрязший в грехе мир. Конечно, мощнейшего апофеоза эта идеология достигает именно в РПЦ, которая даже пошла на раскол с Константинопольским патриархатом, и начала устраивать свои параллельные структуры на территориях других православных поместных церквей…

Но и среди католиков я такую идеологическую схему тоже встречал. Мол, Католическая Церковь в кризисе (а когда она вообще не была в кризисе?) погрязла в (перечень деградаций элементов) и только обращение России и массовый рекрутинг россиян в духовенство и правящие круги КЦ вытянет ее из кризиса. Этот бред даже описывал Кураев в своей книге «Вызов Экуменизма», при этом приписывая такое забавное мнение правящему тогда святому Иоанну-Павлу II.

В чем причина такого странного идеологического конструкта?

«Мессианство», иными словами представление о том, что российская нация выделена из человеческого рода в некое особое сообщество наделенное некими сверхкачествами с какой-то Великой Целью. В таком случае российская нация оказывается, как бы «богоизбранным народом». Напомню тут одно из песнопений РПЦ «Земле Русская… новый доме Евфрафов, уделе избранный…». Обратите внимание на грамматическую форму «звательный падеж», то есть церковный гимн, обращенный к государству и нации как к некой сущности. Для мировой церковной гимнографии обращение к предметам, — не проблема. В конце концов есть «молитва Кресту» со словами «Радуйся, …Кресте» и колядка с припевом «Ой, радуйся, Земле»

Но проблема именно в выделении российской «земли» (почвы) и «нации» (крови) в некие сакральные реалии. Обратите внимание, что у постоянно обвиняемых в национализме украинских, или белорусских, политических активистов нет сакрализации ни крови, ни почвы. Нет устойчивых выражений типа «Святая Украина» или «Святая Беларусь», даже церковно-патриотические гимны «Боже великий Единый» и «Магуты Божа» обращены к Богу, а нации (мы) и земля показаны просителями даров, а не обладателями.

Не раз обращал внимание, как даже политически вменяемые православные россияне пытаются в порядке примирения использовать льюисовскую формулу «Святой Англии» для конструирования «Святой Украины» или «Святой Беларуси», но не находят широкого отклика у верующих в этих странах. Саркастически замечаю, что нормальному человеку для любви к отечеству не нужно его сакрализировать, он любит его и профанным, и грешным.

Из этой сакрализации нации и государства и актуализируется «теологическая» концепция о «Великих Целях». Попы типа Ткачева или Лемешонка постоянно педалируют тему, что вся цивилизация «во зле лежит» и российский народ призван ее от этого зла очистить путем построения некого имперского сверх-государства которое будет распространять «истинную веру» и «правильные ценности». И, естественно, уж коли российское государство — «божественное» то любое сопротивление ему автоматически «сатанинское». Поэтому в бесноватой риторике апологетов идеологии «русского мира» украинские военные постоянно называются «сатанистами». Мы можем ясно видеть, как идеология «мессианства» российской политической нации явилась прямым путем к обожествлению конкретного государства.

Из всего этого следует важный духовный вывод. В аскетическом языке есть понятие «прелести», или должного духовного состояния, когда человек уверен в том, что он стойко на пути святости, или даже уже обладает ею, но при этом такая уверенность явно болезненна и пахнет беснованием. Один из признаков того, что его духовное состояние — ложно, это «срыв моральных тормозов». Если прелестник интеллектуален, то может создать псевдо-теологическое объяснение любых своих практик. Особенностью прелестника является постоянное самооправдание. Самыми разными способами. И даже если вдруг следует признание своих ошибок, то фишка прелестника — прощение без покаяния («давайте перевернем эту страницу»).

Почему очень важна в духовной жизни — самокритика и умение слушать критику других людей? Дело в том, что ключевые добродетели — трезвенность, мужество и смелость, смирение и умение сомневаться.

Первым делом прелестник теряет трезвенность и постоянно «теряет голову» от ощущения собственной «бого-избранности», а отсутствие смелости и мужества мешает ему признать факт собственной ошибочности. Отсутствие смирения мешает услышать голос со стороны. То есть, если угодно «график деградации» приблизительно ясен. Аналогично происходит и деградация коллективных сущностей. Более всего яркий, хотя немного банальный, пример — тоталитарные секты.

Путинскую Россию многие политологи называют «государством-сектой». И один из самых ярких признаков «прелести» фактически на уровне одержимости, это уверенность в святости в сочетании с крайней моральной деградацией. В ситуации с преступлениями российской армии оправдывающий «силлогизм» выглядит так, — «они сражаются с нелюдьми, с дьяволом и сатанистами, а против них можно использовать любые способы борьбы». И, конечно, при знакомстве фактологией, противоречащей «ощущению святости» человек в состоянии прелести идет простым и вызывающим отвращение окружающих путем отрицания.

Печально известный «митрополит» Тихон (Шевкунов, известный также как «духовник антихриста» и «подслушник Шептунов») прямо заявляет, что все российские солдаты — «святые», а все военные преступления, совершенные ими — «клевета врагов». В крайнем случае «так надо было». То есть, это категорический отказ признать собственную погрешимость.

Самое частое обвинение в «русофобии» влечет заявление «русские такие же люди как все». Что делать?Ответ прост: трезветь.Избавляться от миражей и фантазий, для начала через признание своей «неизбранности». Признание совершенных грехов и преступлений. Следующий пункт: покаянне. А это —перемена трех модусов. Модуса мышления (собственно греческое «метанойя» — «перемена ума»), модуса — действия (образа жизни), модуса отношений с Богом…

Важнейшим маркером покаяния является желание исправить последствия преступлений и грехов. То есть необходимо посильное удовлетворение справедливости (кстати одна из спорных тем между православием и католичеством). Католичество считает удовлетворение справедливости обязательным, православие — нет. И, конечно, это может казаться невозможным. Похмелье тяжелого алкоголика может его убить, но детоксикация необходима. Осознание совершенного зла не разрушит только при условии надежды на милосердие и прощение. И только тогда получаемое обновление может стать целительным.

Наконец, про одну духовную проблему. Как политико-идеологическая конструкция может стать серьезным препятствием на пути духовной жизни. Я наблюдал это в среде православных (всех толков) и среди католиков в России. Наверняка среди протестантов это тоже встречается, просто мои знакомства с протестантами ограничены в основном политическими единомышленниками. Это представление, будто весь остальной христианский мир деградировал, и именно российские христиане, — закваска, которая вернет весь остальной мир к «чистоте истинной веры». В русском мессианстве цель — «сохранение» некоей русской цивилизации, а значит, в предсказуемой перспективе последует неизбежный уход остатков РФ в изоляцию, что в итоге приведет к окончательной деградации и полному саморазрушению.

Эксклюзив

СкавронскийМартин Скавронский, россиевед, dr. had, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: