Киноиндустрия РПЦ. Часть 2. Эксклюзив

13.11.2021 0 By NS.Writer

Начало здесь.

По мере того, как «Православная энциклопедия» осваивала увеличивавшиеся с каждым годом суммы государственных дотаций, возрастали и аппетиты её руководства.

В наиболее крупных размерах, отмывание денег происходило на самых высокобюджетных фильмах, таких, как «Паломничество в Вечный город» (2005 г., ведущим одной из серий стал сам Никита Михалков), «Поп» (2009 г.), «Орда» (2011 г.), «Наследники» (2014-2015 гг.).

Например, в фильме «Поп» постпродакшеном занималась частная фирма режиссера фильма Владимира Хотиненко — студия «Рой» (по сути, почти что фиктивная структура). А финансовым директором этого же фильма выступил кандидат от Кравца и Гостюшиной — Александр Гадалов, нынешний фигурант уголовного дела о мошенничестве (но об этом расскажем позже).

Мошенничество проявилось в том, что в 4-серийном документальном цикле «Религии мира» в 2009 г., несмотря на оригинальный русский текст, был допущен явный плагиат зарубежных видеосюжетов (например, выпусков на канале «Дискавери»), но здесь Кравец перестраховался: им была нанята для данного сериала продюсер Обознова Наталья Васильевна (она же в 2009 г. снимала для энциклопедии фильм «Кронштадтский пастырь»), с которой потом со скандалом расторгли отношения. Но и сам сериал в широкий прокат не вышел, в силу понятных причин…

При съёмках фильма «Поп» режиссер Владимир Хотиненко поступил очень экономно: почти всё снималось в Белоруссии, а ведь это было в разы дешевле, чем в России или в Латвии, где изначально планировалось снимать, с целью придания фильму как можно большей исторической и географической достоверности (тем самым удалось сэкономить и «отмыть» немалые суммы). Но и в этом случае наших героев ждали неожиданности. Фильм стали готовить ещё в 2008 г. под рабочим названием «Псковская духовная миссия», состоялись первые кинопробы, но вдруг планы наших героев чуть было не сорвались. Дело в том, что Латвийская Православная Церковь (Московского Патриархата) в 2007-2008 годах сняла документальный фильм под таким же названием — «Псковская духовная миссия». При чём, Кравец и режиссёр Владимир Хотиненко ещё в 2006 году анонсировали на всю страну в телепрограмме «Православная энциклопедия» начало съёмок нового фильма под названием «Псковская миссия», однако Кравец достаточно примитивно и односторонне объяснял суть исторического сюжета для фильма:

«Сначала немцы их (Псковскую миссию) поддерживали, а потом поняли, что священники просто объединяют людей в любви к Церкви и Родине, а не в верности новому режиму. Миссия была разгромлена. Тех, кого не успели репрессировать немецкие власти, репрессировала советская власть, когда территория была освобождена».

Режиссерами и сценаристами латвийского фильма с тем же названием стали супруги Валентин и Нина Маргевичи из Риги — сотрудники документальной студии Латвийской православной церкви («Студии православных латвийских фильмов»). Далее, в 2009 году они же сняли фильм «Крест и свастика», также про Прибалтийскую (Псковскую) миссию. Все эти благие начинания православных Латвии привели к конфликту Кравца с архиепископом Рижским и Латвийским Александром (Кудряшовым) — в адрес последнего, а также координатора фильмов прот. Александра Голикова со стороны Кравца посыпались обвинения в плагиате, в «украденных идеях» и даже в «кинопиратстве» (?!). Себя Кравец представлял, как чуть ли не «правую руку» патриарха Алексия. Неясно, чем бы всё закончилось, если бы не смерть Алексия в конце 2008 года, после которой конфликт постепенно угас сам по себе.

Знаю это достоверно, так как часто приходится бывать в Латвии, где я учился в университете. Со стороны Кравца такие «наезды» на очень уважаемого в Риге митрополита выглядели как-то по-мальчишески примитивно. Вместо того, чтобы предложить взаимовыгодное сотрудничество, он обрушился с упрёками и нападками. В итоге, вместо планировавшегося Кравцом и Гостюшиной фильма «Псковская миссия», изначально задумывавшегося как художественно-документальный проект, пришлось делать какую-то примитивную беллетристику. Про непростую судьбу духовенства Латвии в период оккупации также приходилось много слышать, ещё в студенческие годы от преподавателей истории Рижского университета, хотя их позиция тогда была натянутой, «просоветской». Однако несколько фальшивый образ священника, нарисованный в написанном по заказу Кравца душещипательном киноромане его «однокашника» Александра Сегеня «Поп» и в одноимённом фильме «Православной энциклопедии», является слишком уж наивным и наигранным.

Интересно, только меня смутила режиссерская находка: встреча немцев ликующей ребятнёй, и нашествие партизан под женский вой? Неясно также, кому больше сочувствует церковь: злым коммунякам или добрым фашистам? Всю «патриотическую картинку» сельского попа портят сцены его совместных трапез с гитлеровским офицером, помощи немцев в колке дров на поповском дворе и задушевные беседы их на темы высоких философских материй. А как вам «добрые каратели», восстанавливающие храмы? А как вам «поп» (кстати, чисто советский термин), проживающий в доме отдыха под охраной полицаев (которые только девок щупают), выметающий из церкви детские рисунки и тетрадки?

Мнимый «героизм» православного духовенства, якобы тайно сотрудничавшего с советскими партизанами — это тоже из разряда фантастики, ведь почти все клирики находились под постоянным наблюдением гестапо и гестаповской агентуры. Спасение евреев и освобождение узников концлагеря силами священника в этом фильме — это тоже, в абсолютном большинстве случаев, из разряда фантастики. Версия о том, что митрополит Сергий (Воскресенский) был убит именно фашистами, а не советскими агентами, тоже рассыпается в пух и прах, в свете новейших исследований латвийских историков. А ведь именно владыка Сергий выведен в фильме «Поп» чуть ли не положительным героем, хотя реально он был типичным приспособленцем, в данном случае — фашистским коллаборантом, очень преданным и верным для оккупационных властей…

Ничего не говорится и про тех священников Псковской миссии, которые боролись за независимость Латвии и Эстонии, были патриотами своих стран, а ведь это — очень важный и яркий момент их пастырского служения. Может, Кравец специально выбрал такую спорную и протеворечивую тематику фильма, чтобы был скандальный пиар? В своё время, в 2009 г. Кравец попал в скандал, когда наговорил много неправды в эфире документального фильма «Тайна пропавшей иконы: Казанская». Его коллегам из комиссии по изучению подаренного Ватиканом в 2004 г. списка Казанской иконы Богоматери долго пришлось потом отдуваться, оправдываться. Как сообщал религиозный эксперт Дмитрий Хафизов из Казани в своём интервью:

«Та экспертиза, которая опубликована в прессе — это обман, который подкинул Сергей Кравец. Его в последнюю очередь всунули в нашу комиссию. Мы договорились, что до определенного момента не разглашаем итоги экспертизы, а Кравец сразу же дал в СМИ информацию, что это икона конца XVIII века. А в экспертизе написано „не позднее начала XVIII века“. Надо было дополнительно делать экспертизу доски».

Тогда же Кравец выступил с эпатажным заявлением против возвращения ватиканского списка иконы в Казань, поскольку татарам этого не нужно, и потребовал оставить его в Москве или в Ярославле, потому что в этих городах данная икона чаще всего являла свои чудеса.

Самого Кравца данный случай характеризует, как «патологического самопиарщика» (термин не мой, а журналиста Максима Шевченко), ну или как «блестящего промоутера» (каким Кравец себя всегда называл): как он мог делать экспертизу по искусствоведению или истории, если сам не имеет соответствующего образования? А чего стоит опубликованная с подачи Кравца дезинформация о том, что якобы наш герой защитил в Институте философии АН СССР диссертацию кандидата философских наук на тему «Эстетика Павла Флоренского», растиражированная интервьюировавшим его журналистом? Эту фантастическую подробность можно найти в предисловии к интервью: «Руководитель „Православной энциклопедии“ Сергей Кравец: „Это иллюзия, что мы знаем православное вероучение“» (Журнал «Нескучный сад», 2011 г., № 12, с. 48-52). На самом же деле, никакой аспирантуры Кравец никогда не заканчивал, и кроме диплома журналиста по литературоведению, ничего у него больше и нету…

На эти эпатажные и провокационные заявления наложился снятый в 2010-2011 гг. фильм «Орда», где татарские актёры Мосфильма принципиально отказались сниматься. Разумеется, про себя любимого Кравец никогда не забывал: например, в фильме «Орда» он выступил генеральным продюсером, а Гостюшина — просто продюсером. Финансовым директором фильма выступил всё тот же Александр Гадалов. Сначала фильм заказали команде Константина Лопушанского, но потом переключились на Андрея Прошкина, как менее дорогого, и близкого к Михалкову режиссёра.

Сергей Кравец в 2012 г. на премьере фильма „Орда“, довольно скалясь, впервые объявил себя „продюсером международного уровня“ (видимо, на уровне СНГ)

Наверное, и личная скандальность Кравца, и сложные ситуации при производстве первых же крупных фильмов энциклопедии «Поп» и «Орда» — все эти неоднозначности обусловили дальнейшие сложности в развитии киноиндустрии в телекомпании Гостюшиной, когда уже не каждый режиссер соглашался иметь с ними дело.

Далее, стремясь повысить рейтинг и расширить круг зрителей, Кравец и Гостюшина решили прибегнуть к самой что ни на есть «клоунской пошлятинке». В 2013-2014 годах были проведены первые кинопробы, отбор артистов и подготовка к съёмкам художественного фильма «Монах и бес», где режиссером выступил Николай Досталь, а сценаристом — уже известный Кравцу по фильму «Орда» Юрий Арабов. Однако в итоге всё закончилось конфликтом между Досталем и компанией Кравца-Гостюшиной.

В сценарии фильма есть такие слова из диалога на исповеди:

«— Значит, во всех грехах каешься? А в воровстве?

— А разве это грех в России?»

Эти слова являются ключевыми для понимания дальнейших процессов в «Православной энциклопедии», на последующее развитие которых действительно накладывается зримый отпечаток некой, не киношной, а вполне себе реальной «бесовщины».

Начиналось всё с предоставления субсидий на фильм, но с особой оговоркой…

Летом 2013 года Кравец в интервью прот. Алексию Уминскому заявил, что готовится фильм о попытке искусить праведника, по сценарию Юрия Арабова, и это — своего рода фантасмогорическая история, «немножко ироничная, очень тонкая, и, на мой взгляд, очень веселая святочная комедия в лесковско-гоголевском стиле».

На возражение Уминского, что в православном кино нету жанра комедии, Кравец ответил:

«Ограничения по жанру для кинематографа, который хотел бы заниматься православным аспектом, вообще нет, это может быть всё, что угодно, за исключением тех жанров, которые изначально предполагают наличие какой-то бесовщины».

Вот оно что! Оказывается, под православную тематику можно приспособить всё, что угодно, вплоть до эротики… Ведь это же не «бесовщина», наверное?

7 октября 2013 года в решении Попечительского совета Фонда кино оговаривалось:

«Предоставить на условиях стопроцентной возвратности на производство проекта «Монах и бес» (Культурный фонд «Кино-телекомпания „Православная энциклопедия“) из возвратных средств, при условии выхода производства в монтажно-тонировочный период».

Сперва, надо понимать, что Кравец и Гостюшина, принимая в производство в 2013 году фильм «Монах и бес», хотели существенно «удешевить» съёмки, а именно — провести их не в Израиле или в Иордании, как сначала планировал Досталь, а где-то в пещерных храмах Украины (как один из вариантов — в Киево-Печерской лавре), на что уже дал предварительное согласие тогдашний управляющий делами УПЦ Московского Патриархата митрополит Антоний (Паканич). С ним Кравец тесно сотрудничал ещё с 2011 года, когда они совместно стали выпускать телепрограмму «Православная энциклопедия в Украине». Антоний не собирался брать много денег за съёмки, к тому же местные продюсеры и киношники, связанные с Киевским Ионинским монастырем, были готовы по очень приемлемой цене провести ряд работ, связанных с подготовкой фильма, лишь бы только «раскрутиться» на общероссийском уровне. Часть расходов пообещал покрыть кинопродюсер, член Партии регионов Андрей Деркач из Киева. Именно так «энциклопедистам» удалось бы «отмыть» не одну сотню тысяч рублей.

Но дальше случилось то, что Кравец и Гостюшина не смогли заранее предвидеть.

В Киеве в октябре 2013 года начались народные протесты, переросшие в Евромайдан, победивший в феврале 2014 года. Телепрограмма «Православная энциклопедия в Украине» с её редакцией в этот период как-то очень быстро и спонтанно закрылась, да и повод нашли вполне благовидный: вот, мол, из-за нехватки государственных дотаций прервали, «заморозили» работу всей кинотелекомпании и телепрограммы, а не только киевского филиала, с февраля по август 2014 года (лишних вопросов в таком случае уж точно никто не задаст). В этих условиях, один из координаторов и ведущих «Православной энциклопедии в Украине», одиозный киевский священник Андрей Ткачёв срочно бежал в Москву, и организовывать в Украине съёмки кино (в данном случае — не православного, а скорее псевдоправославного) оказалось попросту некому; да и вряд ли кто-либо рискнул бы отправлять российских киношников в Киев в тот период. К тому же в течение 2014 года и рубль очень быстро обесценился.

Обесценившиеся 30 миллионов рублей (миллион долларов — к концу 2013 года, а к концу 2014 года — уже вдвое меньше) несостоявшиеся продюсеры фильма — Кравец и Гостюшина в декабре 2014 года вернули государству, но виновным во всей этой истории сделали Досталя.

Досталь оправдывался следующим образом:

«Сначала Юрий Арабов (сценарист) повел меня в „Православную энциклопедию“. Это такая кинокомпания, которая снимала „Орду“. Мы решили, что раз на „Орду“ они дали с учетом других поступлений 14 миллионов долларов, то и на наш проект у них три-четыре миллиона найдется. И мы пошли к Сергею Кравцу. Он взялся. Под это дело Фонд кино выделил нам миллион (долларов). Но в „Православной энциклопедии“ год наш проект проволынили. Дополнительных денег так и не нашли».

Вот как Досталь комментирует дальнейшее развитие событий:

«Корреспондент: Неужели вы из газет узнали, что ваши продюсеры вернули государству миллион?

Досталь: Я узнал об этом раньше, но в газете это было подано очень уж громко. Конечно, продюсеры вернули средства, не я. Они вынуждены были это сделать поскорее, поскольку год проходит — идут штрафные санкции, проценты. С них, слава Богу, ничего сверх выделенного бюджета не взяли».

Позже Досталь нашёл уже другого продюсера и другую студию, доведя до конца съёмки фильма. Кстати, 13 октября 2016 года именно фильм Досталя «Монах и бес» стал победителем 14-ого Всеукраинского православного кинофестиваля «Покров» в Киеве, где Досталь лично представлял своё трагикомическое творение. Возможно, это произошло по протекции «Православной энциклопедии».

Хотя киевская презентация картины сопровождалась сильным негодованием части зрителей.

«Вряд ли оправданы сцены с демонстрацией интимных частей тела, как можно такое показывать детям?» — заметил на презентации преподаватель воскресной школы одного из киевских храмов.

Резюмируем это всё словами самого Досталя:

«Мы все обуреваемы бесовщиной. Это наша раздвоенность, растроенность, наша множественность. Святой человек — это тот, кто единство какое-то в себе чувствует. Единственность! А наша множественность: хотим и это, и то, и тут ухватить, и там… Вот это и есть бесовщина. Она в нас во всех, по-моему, сидит. Мы даже не понимаем этого. Или мы не называем все это бесовщиной. Наше тщеславие, гордыня, желание сделать карьеру, жажда власти, социального продвижения… Материальные дела. Как-то так…»

А между тем, с увеличением дотаций со стороны государства, кинотелекомпанию потрясают новые кадровые перестановки. В основном, в этот период на работу сюда стали активно брать «своих».

Елизавета Сергеева, администратор кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в 2008-2015 годах, в какой-то степени актриса (в жизни и в работе), nеперь перешла из киноиндустрии в кинологию

С подачи Гостюшиной, новым администратором в кинотелекомпанию «Православная энциклопедия» в 2008 году была принята дочь их режиссера Натальи Сергеевой — Сергеева Елизавета Валерьевна, 1984 года рождения, которая к тому времени как раз закончила вуз (психологический факультет при Институте сферы социальных отношений). При этом была уволена предыдущая администратор и координатор программы — Паньковская Елизавета Юрьевна, 1985 года рождения, не успевшая проработать в православной телекомпании и года.

Также там проходила небольшую телевизионную практику и другая дочь Натальи — Сергеева Анна Валерьевна, 1979 года рождения, позже устроившаяся в межгосударственную телерадиокомпанию «Мир».

Также в «Православную энцилопедию» устроились: оператор Ломаев Андрей Сергеевич, 1964 года рождения, и его жена, сценарист и режиссер Ольга Ломаева.

Как видим, со времени создания кинотелекомпании «Православная энциклопедия» открывается широкое, невиданное ранее пространство для семейных бизнес-проектов. Прежде всего, это касается самой Гостюшиной и её детей.

Сёстры Елена и Анна Гостюшины, участницы бизнес-проектов своей мамы

Например, старшая дочь — Гостюшина Анна Анатольевна, 1982 года рождения, уже в 2005 году была задействована, как ассистент режиссера в 5-серийном фильме «Паломничество в Вечный город». Кроме того, в фильме «Смутное время» 2006 года мама-продюсер устроила Анну на работу гримёром. Интересно, что уже в 2011 году с подачи подруг мамы — кинопродюсеров Ольги Столповской и Марии Шабат, начинавших свою практику также в «Православной энциклопедии», Анна Гостюшина снялась в роли «менеджера судьбы» в эротическом фильме «Случайная связь» телестудии «Малевич». Правда, там её роль не была связана с эротикой.

Далее, в 2012 году Анна Гостюшина имела небольшой опыт телеведущей: она являлась автором и ведущей социально-политической программы «Общество» на телеканале «День-ТВ».

Прославилась Аня с того времени своими острыми выступлениями против «белоленточников», гневно критиковала либерализм. Хотя у самой, как оказалось, мужем является широко известный в узких кругах московский дизайнер одежды и по совместительству ЛГБТ-активист, бывший юноша-модель одной из московских дизайнерских студий Дияров Дмитрий Владимирович, 1984 года рождения.

Неплохо устроилась и младшая дочь — Гостюшина Елена Анатольевна, 1984 года рождения, получившая образование художницы. Она ещё в 2005 году была задействована, вместе со старшей сестрой Анной, как асистент режиссера в 5-серийном фильме «Паломничество в Вечный город». Кроме того, в фильме «Орда» 2012 года она работала художником-декоратором, а в фильме «Орлеан» 2015 года была ассистентом художника-постановщика. Все указанные фильмы продюсировала её мама.

Жанровые и тематические рамки кинопродукции «Православной энциклопедии» постепенно расширялись. Например, в 2013 г. снял документальный фильм «Неизвестная звезда Голливуда — Ольга Бакланова», продюсером которого стала Наталья Гостюшина, а генеральным продюсером — Сергей Кравец. В центре внимания фильма — голливудская актриса русского происхождения Ольга Бакланова-Дэйвис. Хотя неясно, какое она имела отношение к православию, и почему именно её биография стала темой фильма, снятого «Православной энциклопедией» за счёт государственных дотаций? Что здесь назидательного и поучительного? Разве что только в одной фразе из фильма есть упоминание о православии: «Ольгу Бакланову похоронили и поставили над ней русский православный крест».

Но это же можно сказать про большинство жителей России…

Идеям монархизма служит 12-серийный фильм «Династия», в котором в качестве исполнительного продюсера впервые выступила Елизавета Сергеева. В 2015 г. был снят фильм в жанре ток-шоу под названием «Трудные вопросы истории» с апологией Ивана Грозного, Бориса Ельцина, и других. Режиссером выступила Наталья Емельянова. Суть такого видео вполне понятна: что бы ни творили они с народом, но главное здесь — это их преданность православию.

Также в 2014-2015 гг. снимался документальный фильм «Сестры милосердия, ангелы земные». Начала его снимать кинотелекомпания «Православная энциклопедия». Дальше — то ли денег не хватило, то ли ещё что-то случилось, и завершала производство фильма в 2015 г. телестудия Дениса Лузанова «Тритона», при поддержке Российского военно-исторического общества. Директором ленты выступила Сергеева Елизавета Валерьевна, генеральным продюсером — Гадалов Александр Авенирович, а основным продюсером — Лузанов Денис Сергеевич.

К тому времени, в 2015 г. все они числились сотрудниками студии «Тритона», при чём последняя была в какой-то степени клоном «Православной энциклопедии».

Продолжение здесь.

Назар Кармелюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: