Киноиндустрия РПЦ. Часть 3. Эксклюзив

14.11.2021 3 By NS.Writer

Предыдущая часть здесь.

От Гадалова — до «кидалова».

Но наиболее головокружительной, но в конце, увы, немного скандальной и криминальной была карьера, которую сделал ещё один родственник Гостюшиной — Гадалов Александр Авенирович, 1982 года рождения, родом из Москвы. Он в 2003 году закончил экономический факультет МГУ со степенью бакалавра, а в 2005 году закончил магистратуру по направлению «финансовая экономика». Благодаря связям, уже в 2004 году Гадалов, в ту пору — простой бакалавр, выступил как экономический менеджер в документальном киносериале телестудии «Бакалавр» при Православной энциклопедии под названием «Земное и небесное».

Александр Гадалов, гадает после ареста, в страхе и недоумении

Далее Гадалов почти непрерывно выступал как экономист, финансист или финансовый директор почти во всех кинолентах «Православной энциклопедии», а также в еженедельной телепрограмме под тем же названием. С 2006 года он официально числился, как финансовый директор кинотелекомпании «Православная энциклопедия».

При протекции Гадалова, на должность режиссера монтажа к ним устроился его близкий друг (или нечто иное) — Лузанов Денис Сергеевич, 1978 года рождения, который вместе с Гадаловым в 2006 году учредил телестудию «Тритона». Далее, в 2015 году Гадалов и Лузанов учредили дублирующую организацию — ООО «Тритонафильм» (но в 2019 году Гадалов выбыл из числа учредителей).

Интересно, что один из служебных офисов студии «Тритона», администрация которой расположилась при здании так называемого «центра Винзавод», до сих пор находится по адресу «Православной энциклопедии».

Однако больше всего Гадалов старался сосредоточиться не на кинематографическом, а на телекомуникационном бизнесе. В 2013-2015 гг. Гадалов был главой направления телепроектов в компании «Джейсон энд Партнерс Консалтинг», с 2015 года возглавлял московское представительство казахского телеоператора «АлмаТел Казахстан».

Кстати, это представительство 15 мая 2015 года было зарегистрировано Гадаловым в г. Троицк Новомосковского округа Москвы, при чём учредителем выступило ООО «Цифра Один». Но уже в 2017 г. «Цифру Один» устранили из учредителей московского «Алматела», а новым учредителем выступила кипрская офшорная компания «Трактус инвестментс лимитед» из Никосии. По совместительству, Гадалов стал возглавлять также фирмы: ООО «Компания 2КОМ», ООО «Сетел» и ООО «Цифра Один». Все они относились к казахстанской компании ООО «Алма Групп», которая пришла на российский рынок в конце 2015 года и стала скупать интернет-провайдеров в Москве и регионах.

Александр Гадалов возглавлял самостоятельное ООО «Алмател» с апреля 2017 года. В 2016-2017 годах был директором международного холдинга ООО «Алма Групп», но уступил эту должность Александру Пархоменко и Надежде Рябчевской, которые постепенно довели этот холдинг до банкротства, не без участия Гадалова (в 2021 г. имущество холдинга арестовано по решению суда).

Уже под «занавес», в 2018 году Александр Гадалов и уже известный нам бывший сотрудник «Православной энциклопедии» Денис Лузанов попытались вернуться к телевизионно-продюсерской деятельности, и учредили ещё один клон православной телекомпании — ООО «Доброфильм». Впрочем, выпуск «добрых фильмов» они так и не успели наладить.

Денис Лузанов и Александр Гадалов, известные в прошлом деятели «Православной энциклопедии»

В июле 2019 г. стало известно об изменениях в составе участников ООО «Алма Групп»: вместо экстрадированного из России и находящегося под арестом в Казахстане бизнесмена Жомарта Ертаева (по подозрению в организации хищений), близкого к Гадалову, владельцем «Алма Групп» стал Дмитрий Никулин, к которому тогда перешли 90,5% компании. Тогда же был подан иск о банкротстве «Алма Групп». Интересно, что с 2017 г. ООО «Алма Групп» не владеет и не управляет компанией «Алмател», как раз по причине начавшейся процедуры банкротства, поэтому последнюю записали на кипрскую офшорную фирму. Не без участия Гадалова, начали процедуру банкротства ещё две возглавляемые Гадаловым фирмы: ООО «Алма Проперти» (ликвидировано 28 декабря 2017 года), и ООО «Кибертел» (ликвидировано 5 августа 2021 года). Есть мнение, что все эти процедуры банкротства были фальшивыми, и осуществлялись в целях уклонения от налогов.

Видимо, масштабы офшорных оборудок и мошенничества были настолько велики, что уже в 2020 году наступила вполне ожидаемая развязка. 12 сентября 2020 года один из районних судов Москвы по запросу правоохранительных органов Казахстана (МВД и Комитета национальной безопасности), из-за нанесения большого ущерба экономическим интересам казахских фирм (одной из которых была «Алмател», часть акций котрого принадлежала правительству Казахстана), выдал ордер на арест Гадалова (п.1 ч.2 ст.29 УПК РФ; ст.108 УПК РФ).

Громкий арест Гадалова и обыски в центральном московском офисе «Алмател» произошли 20 сентября 2020 года; разумеется, тогда же Гадалов увольняется со всех занимаемых должностей. Затем обвинения по делу Гадалова были переквалифицированы по другим статьям, в основном — по подозрениям в мошенничестве, совершенном организованной группой лиц (п.2 ч.2 ст.29 УПК РФ; ст.109 УПК РФ). В дальнейшем, 10 марта 2021 года суд заменил Гадалову пребывание в СИЗО на домашний арест, и распорядился наложить арест на его имущество. Последнее решение суда от 3 июля 2021 года касалось продления Гадалову срока домашнего ареста.

Как комментировал арест Гадалова один из его коллег: «Он всегда был приспособленцем (и не „ботаником“ никаким). А тут ещё и предложили деньги, и на должностях, и в схемах, которые он раньше видел только в продюсируемых им кинофильмах.Не было шансов отказать…А выйти тоже нельзя — порука.Результат логичен и предсказуем».

Итак, следствие продолжается…

Ну и вполне возможно, что довольно скоро вскроются дела и о мошенничестве старших коллег Гадалова — Натальи Гостюшиной и Дениса Лузанова, чья деятельность явно не вписывается в те примеры нравственности и благочестия, которые проповедует их кинотелекомпания через свою документалистику.

И это видно даже по крайне неудачным сценариям тех художественных фильмов, которые были одобрены и готовились командой Кравца-Гостюшиной в 2014-2015 годах: например, «Монах и бес», где бес предстаёт своего рода нейтральным, чуть ли не положительным героем, и «Наследники», где слова телеведущего про преподобного Сергия Радонежского чередуются с отборной матерщиной, а слова молитвы и колокольный перезвон чередуются с похабщиной и пошлостью.Но теперь вернёмся к другому фильму.

В 2014-2015 годах «Православной энциклопедией» снимался фильм «Сергий Радонежский», в последний момент переименованный в «Наследники». Некоторые непонятки с финансированием этого фильма привели к разрыву между компанией Гостюшиной-Кравца и Хотиненко. Если сначала Елена Маркина, Елизавета Сергеева и другие активно занимались продюсированием и организацией съёмок, то на завершающем этапе «Православная энциклопедия» вдруг отказалась от продолжения работы.

Как рассказывал об этом сам Хотиненко: «Продюсеры, заказавшие фильм о Сергии Радонежском, отказались от постановки, и мне пришлось взять их функции на себя. И тут возникли проблемы с продвижением (…) Потом поймем, что „наследники“ больше схожи с манкуртами, их декларируемая вера поверхностна и на практике легко отлетает, никого этим не смущая. Дела и слова могут быть не связаны друг с другом, и мы лжем самим себе, того не замечая. С этой сцены и начнется все более очевидный разлад между духоподъемными теориями и монотонно пещерной практикой жизни».

В итоге, Хотиненко закончил съёмки сам, и сделал из фильма, по его формулировке — «публицистический памфлет с элементами религиозного диспута». Правда, хотя творческий коллектив для завершения работы Хотиненко подобрал новый, но в титрах он выражает особую благодарность Сергею Кравцу, а также бухгалтеру кинокомпании Светлане Калугиной и финансовому директору Александру Гадалову.

Разумеется, Гостюшина такой обиды простить не могла (её в титрах Хотиненко даже не упомянул).

В итоге, уже 31 августа 2017 года на сайте радиостанции «Эхо Москвы» (в студии которой Кравец несколько раз давал интервью) в колонке «Центра управления расследованиями» публикуется разгромная статья под названием «Сергий Радонежский» дождался конца сметы«. В ней основным объектом нападок и даже карикатурных коллажей стал почему-то сам Хотиненко, хотя он был всего лишь исполнителем. А ведь заказчиками и продюсерами киноленты, через которых проходило основное «отмывание» денег и «липовые» сметы, являются именно руководители кинокомпании «Православная энциклопедия»: Кравец, как бенефициар, и Гостюшина, как директор. Но как раз про них в статье, как ни странно, не сказано ни слова.

Почему? Не потому ли, что именно они выступили заказчиками оскорбительной статьи против Хотиненко — формально исходящей якобы от оппозиционной платформы, чтобы тем самым отвести подозрения и обвинения от себя?

Елена Гостюшина и Елизавета Сергеева на презентации фильма «Орлеан»

В 2014-2015 гг. при участии Натальи Гостюшиной, как продюсера, силами принадлежащей ей телестудии «СТН-фильм» (с офисом при здании «Православной энциклопедии») был снят изобилующий эротическими сценами трагикомический фильм «Орлеан». Не очень то и по-православному получилось, не находите ли?

Но зато в этом фильме в качестве ассистента художника-постановщика была задействована родная дочь Натальи Гостюшиной — Гостюшина Елена Анатольевна, 1984 года рождения. Ну а что здесь такого, ведь бизнес — это дело семейное.

Самое интересное, что Гостюшина кинула сценариста Арабова и режиссера Прошкина со съёмками фильма «Орлеан», не заплатив им всех обещанных денег, и не доверив их людям проведение постпродакшена, за которое взялись представители «Православной энциклопедии», и её фактического клона — телестудии «Тритона» (например, та же Лиза Сергеева была ассистентом постпродакшена).

Кстати, в интернете удалось найти каталог фильмов 25-ого Котбусского кинофестиваля (г. Котбус, Германия) 2016 года, где адрес СТН-фильм совпадает с адресом «Православной энциклопедии» (хотя в базе данных ЕГРЮЛ РФ указано совсем другое местонахождение), а рабочий телефон продюсера фильма «Орлеан» Александра Гадалова совпадает с рабочим телефоном «Православной энциклопедии». Таковы были анкетные данные создателей фильма «Орлеан», предоставленные ими на Котбусский кинофестиваль.

Скриншот из альбома-каталога Котбусского кинофестивался очень сильно «попалил» Александра Гадалова и его энциклопедию, как местонахождение студии «СТН-фильм»

Вероятно, руководители «Православно энциклопедии» в конфликтах с режиссерами и в иных нештатных ситуациях 2014-2015 годов, вместо того чтобы пенять на зеркало, очень активно искали «крайних» в своих рядах, и не без труда, но всё же их нашли. Поговаривают, что в роли «козлов отпущения» выступили администратор и координатор производства фильмов «Православной энциклопедии», а также координатор энциклопедической телепрограммы Сергеева-Тутенкова Елизавета Валерьевна, 1984 года рождения, и её мать, бывшая режиссёр еженедельной телепрограммы «Православной энциклопедии» и некоторых документальных церковных телефильмов Сергеева-Тутенкова Наталья Николаевна, 1952 года рождения. Обоих в 2015 году уволили, при довольно туманных обстоятельствах. Интересно, что также в 2015 году уволился из «Православной энциклопедии» и бывший научный консультант несколькихеё документальных кинолент, бывший глава пресс-службы и администратор интернет-сайта этой кинотелекомпании Петрушко Владислав Игоревич. Неужели простое совпадение?

Наталья Сергеева-Тутенкова и её дочь Елизавета Сергеева, общее увлечение — элитные виды хмельных напитков

Истинные причины увольнения называются разные. Говорят, что Наталье Сергеевой и её дочери Лизе, за многолетние и весомые труды обеих во благо церковной киноиндустрии, сначала клятвенно обязались выделить от «Православной энциклопедии» давно обещанную квартиру в новом доме на Шаболовке, который был построен к 2015 году по заказу Московской Патриархии и «Православной энциклопедии», специально для приезжих сотрудников. Строительство дома для энциклопедистов — это отнюдь не вымысел, а реальность, подтверждённая документами о реализации договора соинвестирования, заключённого с мэрией Москвы при участии директора «Православной энциклопедии» Сергея Кравца. Лиза ради этого даже поменяла адрес своей регистрации с Москвы (где она проживала по улице Байкальской) на Ростов Великий, Ярославской области, чтобы потом иметь юридические основания для получения бесплатного жилья в Москве.

Но обещанную квартиру им Кравец с Гостюшиной так и не дали, всё разделили между своими детьми, ну и про свою приближённую «директрису телеканала» Елену Маркину, юриста Алексея Сорокина и прочих «заинтересованных лиц», разумеется, не забыли.

Однажды, опрашивая медийщиков на тему «Как восстановить репутацию после корпоратива», я услышал шуточное «уволиться». А теперь вот смотрю на обилие кадровых перестановок и думаю, то ли шутка была пророческой, то ли пили в этом году действительно много.

Также в августе 2015 года написал заявление о своём уходе и финансовый директор кинотелекомпании «Православной энциклопедии» Гадалов Александр Авенирович — по официальной формулировке, из-за того, что он перешёл на более высокую и ответственную должность, возглавлять Московское представительство ТОО «Алма ТВ». Интересно, что несмотря на это, в 2015-2016 годах Гадалов числился ещё и бухгалтером в клоне «Православной энциклопедии» — по сути, фэйковой телестудии «СТН-фильм» (директор и учредитель — Наталья Гостюшина), снявшей за 8 лет своего существования всего 2 фильма («Тамарка» и «Орлеан»). Потом оказалось также, что его увольнение из энциклопедической кинокомпании являлось фикцией.

Ведь достаточно скоро после своего мнимого «увольнения» из православных структур, как ни странно, Гадалов стал «по совместительству» сотрудником на старом месте: в заключительных титрах еженедельной телепрограммы «Православная энциклопедия» за 2016-2019 годы он снова упоминается, как финансовый администратор данного телепроекта. Вероятно, таковым он являлся и к моменту своего ареста в сентябре 2020 года, обстоятельства которого до сих пор остаются туманными.

В 2011-2019 гг. под руководством Натальи Гостюшиной, как директора, и Александра Гадалова, как финансового администратора, существовал даже клон от кинокомпании «Православной энциклопедии» — телестудия ООО «СТН-фильм», офис которой размещался всё там же, при здании энциклопедии. Учредителем телестудии выступила Гостюшина.

В 2019 г. возникли новые финансовые скандалы, после чего Гостюшина сняла с себя обязанности директора и учредителя телестудии, и далее краткий период в 2019-2020 гг. директором, учредителем и впоследствии ликвидатором фирмы являлась её подруга — Юрина Наталья Викторовна. Также в студии «Тритона» Гадалов в 2017-2019 годах продюсировал четыре фильма (на правах со-продюсера): в 2017 — «Турецкое седло» (с явной пародией главного героя на В. В. Путина); в 2018 — «Агасфер»; в 2018 — «Жизнь раз»; в 2019 — «Керосин».

Но в 2019 году неожиданно выбыл из числа учредителей этой студии, по сути — залёг на дно. Правда, это не спасло Гадалова от ареста в сентябре 2020 года, не связанного, на первый взгляд, с его кинопродюсерской деятельностью. Но это — только на первый взгляд…

После 2015 года дальнейшее развитие энциклопедии происходило очень вяло. Например, как свидетельствует изданный Министерством культуры РФ протокол первого этапа отбора заявок в неигровом кино от 1 ноября 2016 года, предложенные Гостюшиной от «Православной энциклопедии» для производства за государственные средства фильмы «Великанская орда» (вероятно, прототип позднейшего сервала Тимура Алпатова) и «Обрусевший Никола» были отклонены для дотаций. Но это и логично: если в 2014 году Кравец и Гостюшина вернули деньги государству, не сумели их рационально использовать по назначению, то зачем же им требовать дотации снова?

Еженедельная телепрограмма «Православная энциклопедия» также являла и продолжает являть собой, в основном, всё тот же «православный лубок», что и 10-15 лет назад. Заунывная пафосно-слащавая речь протоиерея Уминского, примитивное музыкальное сопровождение — вот и всё, чем запомнились рядовому зрителю эти передачи. После увольнения Лизы Сергеевой, которая бессонными ночами неутомимо готовила или редактировала яркие и оригинальные сценарии для новых выпусков телепередач (например, о Ростове Великом, куда она часто ездила, или в уникальное исчезающее село Остеево Ростовского района, на берегу известной ещё в древнерусских летописях реки Нерли), а наутро организовывала сложный производственный или съёмочный процесс — с её уходом их уровень существенно упал, и оригинальности стало меньше.

Прот. Алексий Уминский, сняв рясу, не чурается мирских утех

В условиях «кризиса жанра», постепенно изжил в себе журналиста-публициста и автор-ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия» прот. Алексий Уминский, который несколько отошёл от духовных дел, и неожиданно для самого себя включился в политические баталии.В сентябре 2019 он подписал «Открытое письмо священников» в защиту заключенных по «московскому делу». 9 апреля 2020 года Уминский заявил в видеообращении:

«Здравствуйте, я священник Русской Православной Церкви Алексей Уминский. И сегодня я бы хотел обратиться в защиту и поддержку заключенного Алексея Навального».

Всё бы ничего, но такие заявления являются лицемерным самопиаром, игрой на публику, ведь раньше Уминский активно поддерживал Путина, в 2012 г. отказался одобрить «белоленточные протесты». Да и сейчас он остаётся автором и ведущим телепрограммы «Православная энциклопедия», которая полностью существует за счёт дотаций Кремля, а в уже упоминавшемся цикле телепрограмм энциклопедии «Трудные вопросы истории» 2015 года их ведуший Уминский прямо выступал с апологией Ельцина и Путина. Какой же он после этого оппозиционер и либерал? Скорее всего, речь идёт о псевдолиберализме, игре в «оппозиционность», попытке «перестраховаться», обеспечить себе в случае катаклизмов надёжный «заграничный тыл».

В 2015-2017 гг. новым администратором телепрограммы «Православная энциклопедия» упоминается недавний выпускник вуза Борискин Роман Максимович, параллельно — техник телекомпании ТВ-Центр. В 2017-2018 гг. следующим администратором был Баскин Сергей Константинович, по совместительству — директор ООО «Арбис-медиа».

Попытался было внести новое дыхание в православную тележурналистику работавший в 2018-2020 гг. директором и исполнительным продюссером телепрограммы канала ТВ-Центр «Православная энциклопедия» Верин Илья Владимирович, 1984 года рождения, параллельно с работой на околоцерковной телестудии продюсировавший и светские телепрограммы — про природу, про животных, и т. д. В тандеме с Вериным работала его давняя коллега по телевилению Марина Антошина, являвшаяся шеф-редактором.

Но уже в начале 2020 года Верин ушёл из «Православной энциклопедии». Он в паре с Юлией Лебедевой, уволившейся с телеканала «Царьград», стал продюсировать новую интересную телепрограмму под названием «Экономка», с примесью лёгкой эротики и эпатажа.

Кстати, его подруга Юлия Лебедева, 1988 года рождения, родом из Ульяновска, в марте 2020 года была освобождена от должности заместителя директора телеканала «Царьград», и в приложении «Instagram-stories» рассказала, как проводит время после увольнения.

«Стоило уволиться с православного канала, как сразу я поехала в Амстердам, нажралась кексов с известными ингредиентами и сходила на улицу красных фонарей за самым развратным бельем. Такая я», — сказала на камеру девушка.

Мы не порицаем журналистку за ее поступок. Вызван он, скорее всего, отвращением к лицемерию, которым приходилось заниматься Лебедевой, чтобы соответствовать требованиям работодателя. В случае с «Царьградом» — занималась ещё и околоправославным политиканством, политической пропагандой под прикрытием религиозности.

Не имея внутреннего требования души и чувства вкуса к христианскому благочестию, она вынуждена была изображать последнее. Поэтому, слава Богу, что Лебедева нашла в себе силы прекратить лицедейство и пошла искать работу, более соответствующую личностным ее устремлениям. А ведь кто-то этих сил в себе никогда не найдёт — тот же Кравец, та же Гостюшина.

Видимо, Кравец вообще склоняется к мысли о ликвидации кинотелекомпании «Православная энциклопедия», доходы от деятельности которой с каждым годом падают. Зато у Кравца появилось новое место отмывания денег — медиаредакция с телестудией новообразованного в январе 2020 года интернет-портала «Большая Российская энциклопедия». Координатором медиаредакции стала уже известная нам Елена Маркина с «Православной энциклопедии». Туда же устроились дочь Кравца — бывшая репетиторша по истории и французскому язику, выпускница лингвистической школы 2007 г. и истфака МГУ 2012 г. Кравец Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, и её близкая подруга (или нечто большее), историк искусства Татарская Анна Анатольевна, 1999 года рождения. Видимо, эту медиаредакцию ждут всё те же распилы и отмывания бюджетных средств — благо, опыт у Кравца и его семейства накопился богатый…

Кстати, Кравец в 2019 году заявил «Журналу Московской Патриархии» в свойственной ему высокомерной и претенциозной манере следующее:

«Корреспондент. Ваш церковно-научный центр успешно снимал много интересных документальных и художественных фильмов, которые имели высокий зрительский рейтинг и были отмечены фестивальными призами. Почему давно не появляются новые картины?

Кравец: Пока нет идей. Те фильмы, которые мы сняли, сначала рождались у меня в голове. А потом уже приходили профессиональные сценаристы, режиссеры, и начиналась работа. Сейчас я не могу придумать и не могу самому себе объяснить, зачем это нужно».

А правда, зачем вообще это нужно Кравцу, кроме как для «выбивания» больших дотаций, отмывания денег? А когда механизм отмывания денег на «православной телекиностудии» существенно усложнился, то тут же для Кравца исчезла необходимость и «насущная потребность» снимать православное кино…

Кстати, почему Кравец приписывает все идеи кинофильмов его телекомпании себе, любимому? Странно.. А вот что сказал в 2012 г. режиссер фильма «Орда» Андрей Прошкин про своё творение:

«Православная организация лишь предложила сценарий, а скорее даже идею, потому что сценарий мы практически заново написали, начальный вариант был ужасен. Насколько я уже сейчас понимаю, отношение православной церкви к этой картине неоднозначное. Например, есть такой фестиваль „Лучезарный ангел“, вчера мне сообщили, что они отказались включить картину в свой конкурс. Согласитесь, странная ситуация, когда картина о русском святом не попадает в конкурс такого фестиваля. Я боюсь, что такие вещи говорят о некоей косности этой корпорации».

Так что нечего Кравцу спекулировать на вере и религиозности наивных обывателей, приписывая себе «очень православные» фильмы, и даже авторство их сюжетов.

Неискренность в таких серьёзных вещах, как вера, всегда заметна, и действует разрушительно. Телезрители начинают воспринимать лицемерие, как норму в православной среде.

Кто-то устроился в тёпленьком местечке в церковных или околоцерковных структурах, и будет всю жизнь лицемерить, лукавить, приспосабливаться, чтобы не лишиться хорошего заработка.

Ну а тем самым — такие люди наносят Православию гораздо больше вреда, чем любые внешние гонения. Что и доказывает нам современная история православной околоцерковной киноиндустрии России и Украины.

Назар Кармелюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: