Как украинцы создавали ЖКХ-стартап и что из этого вышло

08.12.2020 0 Редакция NS.Writer

Пьяный сантехник дядя Вася, истеричное диспетчерское «работаем до обеда», злобная фигура с гроссбухом и пуховым платком на спине в бухгалтерии. От взаимодействия с ЖЭКами у большинства украинцев стресс и ощущение безысходности.

| Newssky.com.ua

В холдинге Best Business Group собрались показать, что коммунальный быт может быть комфортным, а сами ЖЭКи — очень даже user friendly. Их совместный с Fedoriv Group стартап диджитал-ЖЭКа уже работает. Операционный директор проекта Виталий Скирский рассказал vctr.media о том, как создавали «ДЖЕК», чего это стоило, какова бизнес-модель первого украинского ЖКХ-стартапа и когда он окупится.

Что может «ДЖЕК»

Платформа первого в Украине диджитал-ЖЭКа «ДЖЕК» запустилась в конце октября. Его создатели называют проект «пультом управления домом». Ведь все базовые и предварительно оцифрованные функции эффективного домоуправления впервые собрали в одном месте.

В «ДЖЕКе» жители многоквартирных домов смогут оплачивать все коммунальные счета без дополнительных комиссий. Через аварийную службу сайта или в приложении вызвать сантехника, электрика, слесаря. В кабинете жителя или в мессенджерах узнать, когда и какие отключения планируются, об авариях и ремонтах. Не вставая с дивана принять участие в собрании жителей.

А еще написать управителю — ОСМД, управляющей компании или коммунальному ЖЭКу, что в подъезде перегорела лампочка, разбили стекло или течет крыша. Отследить судьбу этого «письма счастья» и даже получить фидбек. В общем, в ЖЭК ходить больше не нужно. Все можно сделать онлайн.

Если вас не устраивает цена, которую вы платите за газ, в «ДЖЕК» можно сменить поставщика. Об этой возможности знают далеко не все украинцы. Также можно заказать услуги, которые вне компетенции ЖЭКа, но жителям могут понадобиться. Например, частного сантехника, клинера и даже сиделки.

«Нам важно, чтобы на платформе было большинство услуг, которые так или иначе имеют отношение к быту и дому. А не только базовые бесплатные от управителя», — рассказывает операционный директор «ДЖЕК» Виталий Скирский.

В Украине много сервисов, которые предлагают разные ЖКХ-услуги по отдельности. Удобство платформы «ДЖЕК» в том, что тут их собрали вместе. Виталий считает, что из-за этого платформа будет востребована.

«Чтобы решить ту или иную домашнюю задачу, больше не нужно идти в 10 раз мест и стучаться в 10 дверей», — объясняет Скирский.

Кому нужен «пульт управления домом»

Создатели «ДЖЕКа» говорят, что ценность платформы в коммуникации, которую она способна обеспечить. Это расширяет перечень услуг, которые житель может улучшить в своем доме. Например, вы идете вечером домой и видите, что в подъезде перегорела лампочка или разбито окно. Чтобы решить эту проблему, раньше вам пришлось бы звонить или еще хуже — идти в ЖЭК. И вряд ли осознанность по отношению к своему подъезду победила бы перспективу общения с коммунальщиками.

«Смартфоны — часть нашей жизни. Так почему мы тут их не используем? Сфотографировал лампочку или разбитое окно, тут же отправил управителю и получил фидбэк. Все», — делится СЕО «ДЖЕКа».

Он приводит в пример еще одну опцию — если в почтовом ящике лежит отчет вашего ОСМД о проделанной работе, только самые сознательные захватят его с собой и позже прочтут. Но если этот отчет придет сразу жильцу на смартфон, шансов на прочтение больше.

Еще «ДЖЕК» дает возможность жителям общаться между собой по разным бытовым вопросам. Например, вы ушли утром из дома и обнаружили, что сосед из 10 квартиры заблокировал вам выезд. Номера его телефона у вас нет, имени вы не знаете. Но через приложение с ним легко связаться.

«ДЖЕК» обеспечивает коммуникацию, которая в реале невозможна. И управителей с жильцами, и жильцов с управителями, и жильцов между собой«, — подытожил Виталий Скирский.

Управителям платформа нужна не только для коммуникации, но и для автоматизации своих внутренних процессов. Например, для подготовки счетов за коммуналку. Раньше бухгалтеру ЖЭКа нужно было несколько дней выгружать квитанции из бухгалтерской программы 1С в Excel вручную. Затем сверять цифры и периоды начисления. Потом выгружать выписку и отмечать, кто из жильцов оплатил счет, а кто нет. Разработчики «ДЖЕКа» все это автоматизировали.

«Мы ориентируемся на то, как можно облегчить жизнь управителям. Одним важно, чтобы быстро распределили и выполнили заявку от жильца на ремонт. Другим — автоматизация, третьим — коммуникация с должниками. Мы это даем», — подчеркивает Скирский.

Как создавали «ДЖЕК»

Идея диджитал-ЖЭКа принадлежит основателю многоотраслевого холдинга Best Business Group Евгении Дубинской. Ее компании занимаются проектами по энергосбережению, венчурными инвестициями в ЖКХ — проекты, которые производят и продают тепло в коммунальные объекты.

Другие проекты Дубинской — «Фонд развития и инноваций ЖКХ» и «Ассоциация управителей жилья». Компании, которые в нее входят, управляют 25% жилого фонда Украины.

Сервис для управления многоквартирными домами в Best Business Group хотели создать давно. Но в начале карантина стало понятно, что без перевода всех функций ЖЭКа в онлайн просто не обойтись.

«Несмотря на полный локдаун, бытовые проблемы жителей никуда не делись. И даже обострились», — объясняет Виталий Скирский.

Когда идея выкристаллизовалась, Дубинская привлекла к проекту других инвесторов — СЕО Fedoriv Group Андрея Федорива, директора IT-компании Verter.Digital Transformation Анатолия Вовнюка, президента Ассоциации управителей жилья Василия Лимана и директора управляющей компании «Домком Украина» Елену Шамал.

Точную сумму инвестиций создатели не разглашают. Но, по словам Виталия Скирского, даже на первоначальном этапе речь шла о сотнях тысяч долларов. Основная часть денег ушла на разработку. И 28 октября украинцам презентовали открытую бета-версию платформы.

«Сейчас начинается самая активная фаза разработки — система отлаживается с учетом обратной связи от реальных пользователей», — говорит СЕО платформы «ДЖЕК».

Как в Украине встретили первый диджитал-ЖЭК

Техническая часть работы над проектом велась параллельно с просветительской среди управителей. О том, что появляется удобный и нужный им сервис, создатели платформы трубили на всех углах — рассказывали на тематических ЖКХ-форумах, через ассоциацию управителей жилья и в соцсетях. Результат есть — сегодня к «ДЖЕКу» подключились 210 населенных пунктов и 5 000 пользователей.

Но сами управители присоединяться не спешат — с сервисом пока интегрировалось всего 80 из почти 40 000. Поэтому главная функция платформы — возможность онлайн-коммуникации жителя и управителя — не работает. Пользователям сегодня доступны только дополнительные опции платформы — клининг, частный мастер и возможность сменить поставщика газа.

«Пока мы можем только называться „пультом управления домом“. Но станем им, когда к нам придут управители и загрузят все свои счета и услуги», — объясняет Скирский.

Но чтобы донести до управителей очевидный профит «ДЖЕКа», его создатели намерены стучаться везде. Обзванивать управителей лично, привлекать профильную ассоциацию. По словам Виталия Скирского, работает даже сарафанное радио. Но ощутимый эффект могла бы дать поддержка на уровне горадминистраций.

Куда дальше?

Проект развивается не так стремительно, как хотелось создателям, но они уверены в успехе. Поэтому параллельно с работой среди управителей авторы «ДЖЕКа» присматриваются к новым опциям. Например, помогать управителям интегрироваться с тендерными площадками. Так можно будет дешевле закупать все необходимое для энергоэффективности дома.

Еще создатели «ДЖЕКа» планируют развивать аварийно-диспетчерские службы. У крупных управляющих компаний собственные АДС есть давно. Мелкие об этом только мечтают.

«Так я в идеале вижу будущее платформы. Опцией ЖКХ мы не ограничиваемся», — объясняет Виталий Скирский.

На чем и когда «ДЖЕК» будет зарабатывать

Первоначальная цель «ДЖЕКа» — разубедить украинцев в том, что решать коммунальные вопросы возможно только в стрессе.

«Мы хотим, чтобы жителю было не страшно обращаться к управителю. И чтобы тот не отворачивался от него в ответ. Чтобы была радостная коммуникация», — сообщает Виталий Скирский.

Без нее сервис невозможно монетизировать. А зарабатывать создатели «ДЖЕКа» планируют на дополнительных услугах управителю. Например, если он захочет интегрироваться со своими внутренними подсистемами — специфичным бухгалтерским ПО или аварийно-диспетчерской службой.

Зарабатывать будут и на поставщиках бытовых услуг, которые хотят с помощью платформы расширять свою клиентскую базу. Но это произойдет не раньше 2022-2023 года.

«Мы заинтересованы в том, чтобы монетизировать сервис быстрее. Но по нашим расчетам даже до окупаемости еще как минимум полтора-два года», — подытожил СЕО проекта «ДЖЕК».


Поделиться статьей (за награду):