Арсений Анциперов: «Гражданское общество объявляет войну остаткам Системы»
05.01.2015Существует ли в Украине управленческий хаос? Через какие этапы может пролечь наш путь в НАТО? На каких основаниях строится в Украине новое государство? Об этом и другом – в интервью с Арсением Анциперовым, руководителем «Буковинского партнерского агентства» (БПА) и выходцем из силовых кругов.
Арсений Николаевич, вот буквально на днях состоялась динамичная дискуссия, организованная отметившим в этом году 10-летний юбилей “Буковинским журналом”. Как бы Вы оценили ее качество?
Дискуссия получилась достаточно интересная и содержательная. Участники – представители, так сказать, вольнодумствующей, как ранее говорили, интеллигенции рефлексировали на животрепещущие темы недавнего прошлого и ближайшего будущего.
Точки зрения разные и, порой, спорные, что и придало живости этому мероприятию. Почти обошлось без морализаторства и менторствования. «Буковинский журнал» – в определенной мере — «явление» в местной интеллектуальной жизни, подтвердил свою способность нащупывать животрепещущие темы и держать руку на общественном пульсе.
Можно ли говорить о ситуации управленческого хаоса в стране и как, на Ваш взгляд, ее преодолеть?
К сожалению «управленческий хаос» имеет место в Украине уже давно – с момента закладки фундамента кланово-олигархической системы, отцом-основателем которой является Л. Кучма. Я, лично, прочувствовал это в период пребывания на государственной службе при президенте В. Ющенко. Министерства и ведомства, областные и районные администрации существовали автономно в формате похожем на мафиозные группы, разделившие и борющиеся за сферы влияния. При Януковиче положение кардинально усугубилось. Трудно ожидать, что 2014 год уже изменил ситуацию – при власти те же силы и те же люди. Система жива! При ней живы «схемы», которые позволяют обогащаться за счет бюджета, войны. Но эта система – нежизнеспособна, она уничтожает сама себя. Имеют место тенденции качественных изменений в стране, носителями которых и «заказчиками» выступает гражданское общество. Не без перегибов и разочарований, но «процесс пошел» независимо от традиционных «власть предержащих». Ибо альтернативы нет: либо Украина – это демократическое европейское государство, либо униженная колония Московии.
На данный момент, следует ли констатировать, что Украина отказалась от внеблокового статуса, и, если да, то что дальше?
Инстинкт самосохранения Системы под угрозой Кремля подсказывает ей, что надо искать защиты у сильного союзника. При этом парадоксальным является то, что наш политикум имеет иллюзии, что Украине позволят стать членом НАТО, не меняя Системы. Общество же видит в евроатлантической интеграции не только гарантии безопасности страны перед внешней угрозой, но и возможность построения государства , свободного от коррупции и олигархата.
Какова роль гражданского общества в том, чтобы толкать Украину и дальше по дороге врастания в ЕС и атлантической интеграции?
Как бы нам не хотелось, но гражданское общество в Украине еще слабо и недостаточно организовано. Главная проблема – не изжитая еще вера в хорошую власть, которая обо всем и всех позаботится. Так было в 2005, когда приведя к власти В. Ющенко, народ из участника политической жизни превратился в наблюдателя за тем как рушатся идеалы и надежды Помаранчевой революции.
2014 год – это Рубикон, страна и народ уже не будут прежними, пролитая на Майдане и фронтах АТО кровь стучит в сердца миллионов сограждан. Главная задача сейчас – это построение эффективных институтов гражданского общества, способных влиять не только на власть, но прежде всего на само общество. Такими могут быть массовые организации – новые независимые профсоюзы, военно-патриотические объединения. Яркий пример – рождение волонтерского движения.
Общество тотально должно осознать истину, понятную каждому европейцу – власть, чиновники – наняты гражданами для предоставления услуг. Работодатель власти – народ. Тогда наш путь к ЕС станет осознанной волей народа Украины, а не манипулятивной технологией политократов.
Есть такое впечатление, что в ответ на российскую агрессию консолидируется, в старинных терминах геополитики, “лимитроф”: страны Балтии, Польша, Украина, страны Восточных Балкан. Что из этого может получится?
Наш европейский путь будет весьма тернистым в силу разных внешних и внутренних причин. И прежде всего внутренних – общество еще не консолидировано на основе общих ценностей и видения перспективы страны. Влияние «русскаго мира» оказалось большим, чем мы могли предположить, ибо мониторинг и прогнозирование общественных процессов, упреждение негативных и опасных трендов находилось в сфере ответственности тотально коррумпированных и профессионально разложившихся государственных ведомств, до недавнего времени фактически служивших северному соседу.
Использование близкого нам ментально опыта евроинтеграции, построение моделей сотрудничества на основе исторического наследия и геополитической целесообразности подсказывает необходимость активизации партнерства в формате Украина-Польша-Балтия-Восточные Балканы. Новая Европа ближе нам по духу и ментальности, у нас ярче видны общие угрозы и перспективы. Мы говорим на близких языках, пережили многое вместе. Именно здесь находятся наши наиболее преданные союзники на пути в ЕС и НАТО. Полагаю, что партнерство в этом формате должно стать одним из приоритетов официальной и народной дипломатии. Хороший пример – создание украинско –польско –литовского батальона, который может стать прообразом региональной оборонной конструкции на переходной, до вступления в НАТО, период.
По-моему, геополитически и экономически ось от Балтики до Черного моря может сыграть существенную роль в этом столетии.
Какую роль играют Черновцы и Буковина — или могут сыграть — в процессе европейской и атлантической интеграции страны? Что, в этом приложении, может предложить одна из старейших организаций края — “Буковинская партнерская агенция” (БПА)?
Буковина и город Черновцы, расположенные в центре Карпатско-Дунайского региона могут и должны быть местом наработки и апробации новых моделей европейского партнерства. Именно многообразие культур и традиций, толерантность, склонность к кооперации и консенсусу исторически сделало этот регион «Европой в миниатюре».
Мы можем и должны стать «европейскими воротами» для Украины и площадкой для внедрения успешных практик межрегиональной евроинтеграции. Со своей стороны, “Буковинская партнерская агенция” (БПА), с позиции более чем 15 летнего опыта деятельности готова, вместе с коллегами и партнерами, стать инициаторами и модераторами диалога между стейкхолдерами в Украине и Европе. Наша общая задача, – реализация исторического шанса возвращения Украины в семью европейских народов, не допустить того, чтобы Соглашение про Ассоциацию с ЕС «заболтали» чиновники и политиканы.
И — last but not the least — из Вашего карьерного опыта, как Вы считаете, меняется ли в лучшую стороу система защиты национальных интересов Украины?
Это целая тема для обсуждения. Если коротко, то такой системы скорее нет. Исторические и драматические события конца 2013 и 2014 годов показали антинародность и нежизнеспособность государственной машины в Украине.
В условиях Отечественной войны за Независимость ярко проявилась вся гниль и предательство госструктур, погрязших в коррупции и моральном разложении. Нельзя прибивать старой кляче новые подковы и надеяться, что она будет лучше везти воз решения задач возрождения украинской государственности.
Сегодня наилучшими примерами защиты национальных интересов являются добровольческие батальоны, волонтеры, герои АТО-фронта, гражданские активисты в сфере борьбы с коррупцией.
«Карфаген должен быть разрушен» – старые прогнившие ведомства должны быть упразднены, а новые институты государственной и общественной безопасности созданы под новые задачи и вызовы времени, исторической перспективы государства. Переименования не решают главной проблемы построения современной и эффективной системы защиты национальных интересов. Верю в то, что у нас достаточно патриотов и профессионалов для решения этих задач.
Беседовал Максим МИХАЙЛЕНКО