Молдова-ПМР: общество, регионы, история разграбления

05.02.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. ЕС вкладывается в развитие Молдовы, в то время как Россия вкладывается исключительно в пропаганду. Более того, Россия прямо заинтересована в молдавской нищете, поскольку это облегчает ей манипулирование обществом. Борьба с российской пропагандой несмотря на громкие заявления совершенно неэффективна, поскольку ей не предлагается убедительная для молдавского обывателя альтернатива. «Протоевропейская» власть бессильна и равнодушна. Она, как уже сказано, вообще о другом. Нет диалога с обществом, по причине отсуствия гражданского общества как такового. Нет политических партий, делающих ставку на здоровый регионализм и национализм, что особенно ощутимо в специфических, отличных от остальной Молдовы регионах – ПМР и Гагаузии. Фальшивые «протоевропейцы», PASовские и условно-пророссийские (на самом деле просто сотрудничающие с Россией, чтобы скинуть PAS) общими усилиями топят любые реальные проевропейские силы, видя в них нежелательных конкурентов.

Как следствие, настроения в низах колеблются от устойчиво-неосоветских до неустойчиво-протоевропейских. Сейчас, по причине полного провала «проевропейской» политики PAS (точнее не провала, а исчерпания возможностей имитации такой политики, прикрывавшей все те же газоэлектрические схемы с российско-приднестровским участием) маятник качнулся в сторону неосоветских настроений.

В обществе отсутствует тема выгоды от сотрудничества с Украиной. Господствуют нарративы неосовесткой и российской пропаганды. Проевропейские пропагандистские конструкции карикатурно слабы и буквально провисают в воздухе, совершенно не связанные с реальностью в которой живёт абсолютное большинство населения.

Пространство влияния PAS сжимается, но коррупционеры из PAS рассчитывают выскочить на европейской (и отчасти украинской) поддержке исходя из того, что никакой более приемлемой для ЕС и Украины альтернативы им нет. Что, к сожалению, правда, хотя и PAS – очень и очень плохой вариант.

Приднестровье и Гагаузия устроены примерно так же, как и Молдова, но обособлены. Обособленность Приднестровья вызвана его отличным от Молдовы этническим составом (к слову, сильно неоднородным на его протяжении, что вызывает внутренние напряжения) и отдельным существованием в период 1918-40 г.г., когда правобережная Молдова находилась в составе Румынии. Это отличие, в силу ряда причин, сознательно укреплялось Москвой в последующий советский период, и усугубилось в результате войны 1992 г. Война была раздута Москвой в рамках «плана Лукьянова», но не с нуля – отправной точкой послужил давний и сложный конфликт лево-и правобережных кланов за контроль над собственностью МССР, вышедших из-под сдерживающего влияния союзного центра. Москва не смогла бы раскачать ситуацию до прямого военного противостояния, не имей она возможности опереться на него.

Гагаузию, а также примыкающую к ней Тараклию отделяет от остальной Молдовы этнический фактор гагаузов и болгар, сильно смешавшихся друг с другом, но слабо смешивавшихся с молдаванами, как коренным этносом. Этносом, сначала не имевшим преференций, положенным переселенцам, которые смотрели на них свысока, а затем, в румынский и последующий советский период получившими перед чужаками ряд преимуществ.

Вместе с тем, гагаузско-тараклийские кланы,в целом, вписывались в правобережное клановое пространство, и находились в общем для него противостояния с кланами Левобережья, державшими под контролем и правобережные Бендеры, имевшие особое значение в СССР, как общесоюзная столица нелегального предпринимательства, его деловой и конвертационный центр.

Эта двойственность, в сочетании с географическим фактором, а, также, тем, что бессарабские гагаузы и болгары оказались по факту разделены между двумя новыми государствами, Молдовой и Украиной, перевесили, и Гагаузия осталась в составе Молдовы, хотя и выторговала себе автономию. Ее в Комрате толкуют весьма расширенно, искусно играя на противоречиях между Кишиневом и Тирасполем. «В хвост» Гагаузской автономии играет и Тараклия.

Молдова-Приднестровье: мнимое противостояние и реальное сотрудничество.

Отдельно нужно затронуть вопрос о нынешнем состоянии приднестровского конфликта. До перехода РФ к полномасштабной агрессии против Украины 24.02.2022, конфликта, как такового уже не было: была лишь его имитация, прикрывающая международный коррупционно-криминальный хаб, работа которого отвечала интересам всех сторон. Переход от конфликта из-за собственности в плоскость криминально-экономического сотрудничества был осуществлен за период 2001-2005 годов группой московских, приднестровских и молдавских функционеров, при посредничестве бывшего советского партаппаратчика и второго президента Молдовы Петра Лучинского, обосновавшегося затем в Москве, и ключевой роли с молдавской стороны другого бывшего партаппаратчика, связанного с общесоюзным организованным криминалитетом еще в бытность первым секретарем горкома КПСС г.Бендеры, а впоследствии третьего президента Молдовы Владимира Воронина.

Этот переход легко прослеживается по датам. В 2001 году правительство партии коммунистов, безраздельно правившей в Молдове, которую возглавлял Воронин, приняло постановление № 1001, согласно которому товары, ввозимые в Приднестровье, освобождались от уплаты налогов и сборов в молдавский бюджет, а экономические агенты Левобережья могли беспрепятственно получать официальную регистрацию в Молдове, и осуществлять на ее основе, уже как молдавские экономические агенты, внешнеэкономическую деятельность – опять-таки, ничего в молдавский бюджет не платя. Поскольку граница ПМР с Украиной не контролировалась Молдовой, приднестровским таможенникам были переданы 2 (две) молдавские таможенные печати, немедленно клонированные в десятках экземпляров, оказавшихся на руках у кого угодно.

Затем, в 2005 году, опять-таки, при Воронине и его коммунистах, было принято еще одно постановление молдавского правительства – о регулировании трафика грузов и услуг​, являющихся предметом внешнеторговой деятельности экономических агентов Приднестровья. Эти два документа до сих пор являются основой для легальной внешней торговли экономических агентов ПМР из-под таможенной и юридической крыши Молдовы без уплаты каких-либо налогов в молдавский бюджет. Было бы нелепо предполагать, что такая странная схема могла просуществовать два десятилетия без теневого вознаграждения молдавским политикам из числа правящего большинства, гарантирующим ее неприкосновенность.

Ровно посередине между этими двумя событиями, в 2003 году случилось и третье: было сорвано принятие т.н. «Меморандума Козака» — плана разрешения приднестровского конфликта через федерализацию Молдовы. Проект был разработан в 2003 году близким к Путину Дмитрием Козаком. Среди прочего, согласно «плану Козака» Россия получала в ПМР постоянную военную базу. Это надежно блокировало любые движения Молдовы в сторону Запада.

План был согласован с Кишиневом и Тирасполем, и подготовлен к подписанию. Но в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года, непосредственно перед прилетом в Кишинев Путина, который был одним из предполагаемых подписантов, Воронин отказался подписывать уже парафированное им соглашение, заявив, что оно дает односторонние преимущества ПМР и фактически ведет к ее признанию, давая Тирасполю возможность блокировать любые внешнеполитические действия Молдовы, которые его не устроят.

По версии, Москвы, ставшей затем расхожей, Воронин пошел на срыв подписания Меморандума Козака под давлением посла США, пригрозившего придать огласке данные о его зарубежных счетах и причастности к уголовным преступлениям в советском прошлом. Но при внимательном анализе, такая версия выглядит сомнительной. Чтобы разобраться, что происходило на самом деле, обратимся к истории приднестровской приватизации.

Напомню, что, с точки зрения международной и молдавской юстиции, ПМР – бесспорная часть Молдовы, пусть и не контролируемая сейчас ее конституционными властями. Приватизация государственных предприятий, расположенных на ее территории могла проводится только через Кишинев, и только по молдавским законам, а любая другая должна была быть объявлена в Кишиневе скупкой краденого. Естественно, что ни о какой регистрации в Молдове предприятий, вновь образованных на базе приватизируемых, не могло быть и речи.

Но ничего подобного со стороны Молдовы предпринято не было, и это не могло быть ничем иным, кроме прямого соучастия верхушки компартии и лично Владимира Воронина в краже молдавской госсобственности, оказавшейся на территории Приднестровья.

Более того, именно в 2005 году, как раз под постановление о беспрепятственной, в обход бюджета Молдовы, внешнеторговой деятельности экономических агентов Приднестровья, был окончен первый этап многоходовой операции по приватизации Молдавской ГРЭС.

История продажи/кражи у Молдовы МолдГРЭС, очень показательна. В 2003 году ее, за символическую сумму в $29 млн, продали подставной бельгийской фирме-однодневке Saint Guidon Invest N. V. Два года спустя 51% акций МолдГРЭС купила финская «дочка» российской группы Интер РАО ЕЭС, RAO NordicOy, уже за $50 млн. Затем, в том же 2005, RAO Nordic купила 100% Saint Guidon, на балансе которой оставался 49%-ный пакет МолдГРЭС. Сумма сделки составила $22 млн. Затем, в ноябре все того же 2005 года, RAO Nordic совместно с Saint Guidon продали в два этапа 37% и 12% акций МолдГРЭС (всего 49%) за $39 млн кипрскому оффшору Freecom Trading Ltd. Наконец, уже в 2008 году, Интер РАО ЕЭС купила за $163 млн Freecom Trading Ltd., собрав, таким образом, под свой контроль 100% акций МолдГРЭС, после чего приступила к ее модернизации.

Действия Владимира Воронина по экономической легализации сепаратистской «ПМР» и его потворство расхищению части молдавской собственности, оказавшейся под контролем Тирасполя, не могли быть совершены «просто так». Вне всякого сомнения, главарь молдавских коммунистов получил свою долю прибыли.

Какую, и каким способом могло бы установить следствие, если бы у очередной новой власти Молдовы хватило духу снять с 79-летнего «отца молдавской коррупции» неприкосновенность. Но такая попытка натолкнется на сопротивление, притом, на международном уровне. Адвокатами Воронина выступят не только российские, но и европейские функционеры. Будут задействованы огромные связи и деньги, и самые неожиданные рычаги давления – слишком уж много незаконных, но высокодоходных операций, начиная с «военно-полевого банка» 14-й российской армии, было завязано за последние 30 лет на тандем «признанная Молдова – непризнанная ПМР», при самом активном участии в них не только кишиневских и российских, но и европейских элит. Слишком много знает Воронин, и слишком многим он, оказавшись перед перспективой окончить дни в тюрьме, может поделиться со следователями.

Очевидно, что многократная перепродажа акций МолдГРЭС была предпринята для легализации этой априори незаконной сделки. Сегодня, даже если новая власть Молдовы заявит о незаконности приднестровской приватизации, нынешние владельцы молдавской собственности будут утверждать, что они — добросовестные приобретатели, введенные в заблуждение прежними властями Молдовы, ни разу не заикнувшимися о том, что сделка незаконна. И чем длиннее цепочка перепродаж, происходивших при полном молчании нескольких генераций молдавских властей, не только коммунистов, тем убедительнее будет выглядеть такая позиция в международных экономических судах.

История приватизации МолдГРЭС –не исключение, а лишь один случай из многих, просто особенно масштабный и яркий, к тому же с интересным развитием событий в дальнейшем. По этой причине на его примере удобно показать ход всей приватизации в ПМР, и основные схемы сотрудничества Кишинева и Тирасполя. Вся остальная приднестровская приватизация проходила по тем же схемам, и при таком же попустительстве молдавских властей, вне всяких сомнений, состоявших в этих схемах в доле.

«Ильченко»Сергей Ильченко, политический обозреватель Newssky

Предыдущая часть

Продолжение


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: