Южная Каролина: снова побеждает Трамп – и снова Хейли рано списывать со счетов

26.02.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Праймериз Республиканской партиив Южной Каролине прошли по почте с 12 по 22 февраля, и очно, на избирательных участках, 24 февраля с 8:30 до 18:00. Результаты: Трамп 60%, Хейли 40%. А, поскольку Трамп победил в абсолютном большинстве округов, то ему досталось 47 выборщиков от штата из 50. То есть, по сути, Трамп получил 94% потенциала штата на национальном съезде, который пройдет в июле.

Читайте также: Чем кокусы (caucuses) отличаются от праймериз (primary)?

С одной стороне это выглядит как тяжелое поражение для Хейли, поскольку Южная Каролина – её родной штат, в котором она два срока была губернатором. С другой – ситуация была достаточно предсказуема: Южная Каролина -один из самых консервативных штатов в стране и поддерживает Трампа всякий раз, когда он фигурирует в избирательных бюллетенях. Согласно опросу первичных избирателей, проведенному CNN, более 4 из 10 назвали себя сторонниками движения MAGA, а примерно 8 из 10 назвали себя консерваторами. Лишь треть респондентов признали президента Джо Байдена законным победителем выборов 2020 года.

Читайте также: MAGA: National Socialist American Workers Party

Это уже пятая победа Трампа после Айовы, Нью-Гэмпшира, Невады и Американских Виргинских островов.

Читайте также: Айова задает тренд? Трамп – абсолютный фаворит в гонке республиканцев

Читайте также: Трамп выиграл праймериз в Нью-Гэмпшире, но Хэйли выступила достойно

Читайте также: Пока – только Байден и Трамп

Вместе с тем, всё это пока только начало формирования пула выборщиков на национальном съезде, сопровождаемое попытками выстроить прогнозы об исходе предварительного голосования в других штатах. И тут уже важны нюансы, которых сразу не видно.

Начнём с того, что праймериз в Южной Каролине являются открытыми. В республиканских праймериз могли принять участие не только независимые избиратели, но и зарегистрированные демократы, в том случае, если они не голосовали на демократических праймериз три недели назад. Согласно экзит-полам 69% из участвовавших в праймериз были зарегистрированными республиканцами и 31% – независимыми или даже демократами. Некоторое число избирателей-демократов специально не участвовали в праймериз своей партии, чтобы на праймериз Республиканской партии проголосовать против Трампа, то есть за Никки Хейли.

За Хейли голосовало большинство участников праймериз в двух самых больших городах Южной Каролины – Чарльстоне (150 тыс. населения) и Колумбии (136 тыс.). Зато вся провинциальная часть штата отдала голоса Трампу. По данным экзит-полов NBC News, за Трампа голосовали 75% из числа избирателей, не имеющих образования выше школьного. Именно по их мнению Трамп способен обеспечить безопасность страны и обладает умственными способностями стать президентом. Иными словами, MAGA рулит.

При этом, MAGA достаточно монолитна: 9 из 10 избирателей, поддержавших Трампа, в ходе тех же экзит-полов заявили, что ими двигала именно поддержка Трампа, а не возражения против Хейли.В то же время только около половины ихбирателей Хейли голосовали за неё, и почти столько же – в первую очередь, против Трампа.

Перечень проблем, волнующий избирателей, также очень показателен. Согласно результатам экзит-полов 37% участников праймериз заявили, что иммиграция и контроль над ней была вопросом, который имел для них наибольшее значение при голосовании, за ним следовали экономика (33%), внешняя политика (13%) и аборты (10%).

Среди избирателей, которые назвали иммиграцию самым важным вопросом, 82% поддержали Трампа и только 18% Хейли. 7 из 10 участников праймериз в Южной Каролине прямо заявили, что доверяют Трампу в обеспечении безопасности границ больше, чем Хейли. О том, что большинство нелегальных иммигрантов в США должны быть депортированы в страны, из которых они прибыли, заявили 66% участников праймериз. 30% заявили, что иммигрантам следует предоставить возможность подать заявление на получение легального статуса. Для сравнения, в 2016 году за депортацию нелегалов выступали 44% участников праймериз в Южной Каролине, а за возможность легализации для них – 53%.

В центре предвыборной кампании Хейли находится внешняя политика. В последние дни перед праймериз она критиковала Трампа за то, что он несколько дней ждал, прежде чем прокомментировать смерть Навального, а затем за то, что уклонился от обвинений в адрес Путина. Она также осудила недавние высказывания Трампа о том, что он не стал бы защищать от нападения России тех союзников по НАТО, которые, надеясь на помощь США, недостаточно тратят на собственную оборону. Очевидно, Хейли надеялась, что открытые праймериз в Южной Каролине привлекут к ней голоса независимых избирателей и даже некоторых демократов, решивших остановить Трампа. Отчасти это сработало, но в недостаточной степени.

По данным экзит-полов только 21% участников праймериз определяли себя как умеренные консерваторы или либералы, что лишь немного выше, чем 19%, которые сказали то же самое на партийных праймериз 2016 года.

Тем не менее, позиции Трампа и Байдена внутри их партий принципиально отличаются. Результаты Байдена близки к 100%, а позиции Трампа выглядят шаткими. “Я бухгалтер”, — прокомментировала результат Хейли. “Я знаю, что 40% — это не 50%. Но я также знаю, что 40% — это не какая-то крошечная группа”.

Но совсем простая арифметика здесь не работает. Точнее, здесь работают несколько систем счисления, накладывающихся друг на друга.

Во-первых, выборщики от штатов будут стремиться быть лояльными своим избирателям. И это работает на Трампа. Причём, 40% тут определенно не срабатывают, поскольку победитель по округу получает всё: сравним формальные 60%, полученные Трампом в Южной Каролине, и фактические 94% по числу поддержки выборщиков.

Во-вторых, участники съезда (те же выборщики от штатов) будут учитывать вероятность победы того или иного кандидата. Здесь все не так очевидно, но пока что Трамп по опросам немного опередает Байдена. Что с Хейли, и как она соотносится с Байденом, если будет выдвинута она – не ясно, можно только гадать, объективных данных нет. И решающего преимущества Хейли – настолько очевидного, чтобы достаточное число выборщиков изменили свою позицию, пойдя на большой политический риск для себя, здесь тоже не просматривается. В общем, на этом этапе 40% оказываются фикцией.

Но и национальный съезд – это ещё не конец.

Дальше будет самое главное – ноябрьские выборы. Которые могут проходить в противостоянии Байден – Трамп, или в треугольнике, включающем Хейли как независимого кандидата. При наличии у Хейли денег и политической воли на продолжение своей кампании до самых ноябрьских выборов, условные 40% в её поддержку могут растащить электорат GOP.

Конечно, не на 40%, которые тоже очень сложносоставные, и больше похожи на 30% в масштабах США. Но этого и не требуется. Минус 7-10% для поражения Трампа будет достаточно. Вопрос в том, нужно ли Хейли доводить дело до такой развязки, и какие силы могут побудить её к этому. Пока очевидных мотивов не видно, как не видно и таких сил. Теоретически такая возможность есть: при достаточной финансовой поддержке и достаточной личной решимости Хейли может сделать долговременную, далеко выходящую за рамки нынешней кампании, ставку на раскол GOP. Партии, стремительно превращающейся в партию MAGA. В современную кальку гитлеровской NSDAP на американский манер, и на перезапуск республиканского проекта в его классическом виде.

Но это пока чистая теория, которой для практического воплощения недостаёт, как минимум, двух составляющих: обновлённого республиканского, то есть, либерально-консервативного, праволиберального проекта, отвечающего современным вызовам и условиям, и достаточных ресурсных сил, заинтересованных в его реализации.

А пока теория не приблизилась к практике, мы приходим к тому же варианту Байден-Трамп, с совершенно непредсказуемым результатом, поскольку соперники идут, в общем-то, голова-в-голову. Последние опросы  опросы показывают поддержку 45% против 41%, в пользу Трампа, при этом 14% еще не определились.Иными словами, отрыв довольно зыбкий. Это в значительной степени повторяет ситуацию 2020 года, но при многократно возросшей ожесточённости противостояния.

В том числе и потому, что заметно усилилась роль расовой составляющей, по крайней мере, на Юге: в той же Южной Каролине чернокожие избиратели исторически составляют около двух третей электората на праймериз Демократической партии. Трамп пытался преодолеть этот барьер, и привлечь на свою сторону голоса черных избирателей. При этом, в качестве одного из аргументов, доказывающих его близость к черному электорату, он приводил открытые против него уголовные дела (?!). Как бы то ни было, барьер преодолен не был. Заметного прорыва в поддержке GOP черными избирателями не случилось.

Тем не менее, в штабе Трампа наблюдается явный перелом в настроениях. Хейли уже не критикуют – её просто игнорируют. Все усилия направлены на нанесение ударов по Байдену и на объединение Республиканской партии вокруг Трампа.

Это отдельная проблема: Трамп доминирует среди консервативных избирателей, но на президентских выборах в ноябре 2020 года эти избиратели, согласно опросам, составляли всего 37% процентов от общего числа голосовавших за него. Остальные 63% идентифицировали себя как умеренные или либеральные — две категории, которые Трамп уступил Хейли в Южной Каролине.

И, наконец, ещё не все штаты сказали своё слово. 27 февраля пройдут праймериз в Мичигане, причем, впервые за нынешнюю кампанию, праймериз обеих партий придутся на один и тот же день, что будет означать ситуацию, максимально приближенную к ноябрьским выборам.

А пятого марта, в супервторник, первичные выборы пройдут в 15 штатах: Алабаме, Аляске, Арканзасе, Калифорнии, Колорадо, Мэне, Массачусетсе, Миннесоте, Северной Каролине, Оклахоме, Теннесси, Техасе, Юте, Вермонте и Виржинии, а также на территории Американского Самоа.

Продолжаем наблюдать за развитием ситуации.

«Ильченко»Сергей Ильченко, политический обозреватель Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: