Украинский Кайрос

17.06.2022 0 By NS.Writer

С огромным любопытством наблюдаю, как украинские мыслители и примкнувшие к ним граждане внезапно начали адвокатствовать «хорошим русским» и «великой русской культуре». Примерно в логике, которую давно сформулировал наш Митець: «не можна мстить, повинні ми любити всіх підарасів, злодіїв, убивць. Вони ж усі народ, всі богоносці». И прочего «непротивления Злу насилием». Давайте, говорят, различать военные преступления и культуру народа, это же (видимо) совершенно не связанные вещи.

Иллюстративное фото

Психологический механизм такого адвокатствования мне понятен, в основе он — очень «русскомирский». Судите сами.

Узок их круг, страшно далеки они от народа

В последние месяцы я задаю «хорошим русским» один единственный вопрос: что вы собираетесь делать с глубинным народом/болотной хтонью/орками? Подразумевая, что элита нормирует и окультуривает общество, в этом её прямая обязанность. «Хорошие русские» разводят пушистыми лапками и отвечают голоском зайки Зуби: мы не знаем, их слишком много, а нас слишком мало, у нас выстроен страновой концлагерь и вообще мы ждём, когда на месте путинского режима останутся только горемычные развалины. Вот тогда наш чудесный духовный народ прозреет, взойдет дружными всходами истинной народной культуры и позовёт нас, интеллектуалов, владети ими и княжети. И тут уж мы — уххх!

Я искренне сочувствую этим интеллектуалам, вынужденным жить в режиме «свой среди чужих, чужой среди своих». Это — вестернизированные элиты, которые столетиями пытаются прививать идеи цивилизации на болотистую московскую почву. Но получается плохо. Московская социокультурная матрица пожирает любые стратегии на завтрак и регулярно воспроизводит воинственных вождей-психопатов, развязывающих геноцидные войны против соседей и опрокидывающие россию в очередную Поруху. А случайных либеральных правителей, уважаемые российские мечташечки, либо очень быстро свергает, либо физически уничтожает.

Заодно, кстати, периодически делая из вестернизированных интеллектуалов козлов отпущения и предоставляя хтони выместить на этих чужеродных элементах всю горечь исторических обид. Не забываем, что Пётр Первый, обалдев от осознания дистанции отставания Московии от европейских стран, пытался по-быстрому «переделать народ». Искоренял московскую культуру калёным железом, загоняя население в прокрустово ложе чуждых европейских норм. И, кстати, спешно «украинизируя». О чём писал ещё в 1927 году Николай Трубецкой в статье «К украинской проблеме».

Кто знает, может вследствие этой травмы глубинный народ проникся подсознательной ненавистью как ко всему западному, так и ко всему украинскому? Кстати, поучительная история для любителей порассуждать о том, что «нам нужно менять культуру».

Как бы там ни было, вестернизированные интеллектуалы, не имея возможности полноценно исполнить роль элиты, выбрали путь эскапизма. Затворились в маргинальных, по сути, замкнутых сообществах. Предались Игре в бисер, славянофильским мечтаниям, рефлексивным возгонкам и созданию виртуальных литературных/художественных миров. Последнее особенно примечательно, ведь какое искушение в том, чтобы не сидеть всю жизнь, «як сорока на лозині», донося что-то птичьим языком до узкого круга единомышленников, а выступить полноценным драматургом и сценаристом собственного, пусть и виртуального, Мира. Где ты — не отщепенец, а Демиург. Да? Да.

Это я к чему? Не нужно путать, собственно, культуру и продукты деятельности интеллектуалов и прочих служителей Мельпомены, называя их культурой. Это ведь разные и часто — конфликтующие феномены. Кроме случая, когда интеллектуалы становятся элитой и нормируют общество.

Можете начинать бросать в меня гнилыми помидорами, но ровно то же, я полагаю, происходит в украинской интеллектуальной среде. Як «відокремленому підрозділі стражденного русского міра, де інтелектуал чекає, коли на нього сформується історичний запит». Эскапизм, презрение к социальному (к, собственно, культуре, как она есть), трагедия невостребованности и некая сервильность по отношению к власти и вообще ЛПР, маскируемая под самокомплиментарное «аристотелево влияние». С неизменной, кстати, критикой украинских, собственно, властей, стиля «ничтожества, жалкие комедианты» (сравнительно с кем, а?). И народ неподходящий, и управленцы — мелочь пузатая для титанов мысли. Надеюсь, я ничего не упустила?

Мне отмщение и Аз воздам

Иллюстративное фото

Но, оставим русскомирскую корпорацию интеллектуалов в покое. Пусть себе адвокатствуют, а что им ещё остаётся? У нас есть дела поважнее. А именно: истинная, глубинная культура Московии, регулярно генерирующая геноцидные войны, которые, как огненные языки, веками подъедают украинский лиофильный культурный континент. В отличие от фантазмов и обморочных рефлексий эскапистских интеллектуалов, это — реальная угроза, с которой приходилось иметь дело нашим предкам и, если мы не окстимся, придётся иметь дело ещё и нашим внукам.

В плане осмысления этого ужаса чудо как хорош украинский теперь гражданин Александр Глебыч Невзоров. Обладающий блестящим критическим мышлением и, вследствие этого, рубящий правду-мать без фиговых листов иносказаний. Так и говорит Глебыч: вот сейчас, когда цивилизационный налёт окончательно слетел, Московия занялась производством того, что умеет лучше всего: тысяч трупов, разрухи, нищеты, голода, пыток, унижений и рабства. А касаемо культуры, как продукта деятельности интеллигенции, в разговоре с какой-то возвышенной мечташечкой обозначил: культура наша вторична, скопирована с западных образцов, и, разумеется, ни в коей мере не влияет на общество и не «улучшает» его. Так и хочется спросить: вы зачем дали Глебычу гражданство? Чтобы слушать его «не ухом, а брюхом»?

Вопрос на диво прост: что нам с этим делать? Ответ тоже на диво прост. Ну либо мне он понятен, поскольку базово я — не гуманитарий, а человек с базово математическим образованием. Заодно — меня воспитывала прабабушка, дочь православного священника, так что я имела возможность прослушивать целые фрагменты Библии в самое советское время наизусть, без искажений. А позднее ещё увлеклась волшебным миром игр.

Ответ лично для меня предельно рационален. И в религиозном, и в философском, и в игровом, и в итеративно-математическом контекстах.

В своё время я не только теоретически ознакомилась с замечательной игрой под названием Парадокс заключённых, но и провела достаточно таких игр с разными группами людей, чтобы рассмотреть в их результатах неумолимое действие Закона Божьего.

Суть игры заключается в том, что за сотрудничество в каждой из итераций она вознаграждает игроков, а за отказ от сотрудничества — наказывает. Так что конечный результат каждого зависит от внутренней порядочности и умения договариваться.

Чтобы читать дальше и понимать, предлагаю ознакомиться с матчастью в статье «Парадокс заключённых». Кстати, на эту игру, как пример действия универсальной закономерности, ссылался Роберт Сапольски в цикле лекций «Биология поведения человека».

Обратите внимание на итеративную игру разных стратегий, которую осуществил Роберт Аксельрод. Абсолютным победителем стала библейская, по сути, стратегия Око за око. Которая предполагает немедленное возмездие в эквивалентном размере за отказ от сотрудничества/попытку победить за счёт оппонента. Библия — не просто сборник поучительных рассказов, но некая рабочая методичка, которую стоит увидеть в Метатексте. Позднее Христос уточнил этот вопрос, предложив прощать, как только оппонент раскается, и вернуться к кооперативной версии игры (а не быть безвольной тряпкой и вечно проигравшим, как многие себе это понимают). Просто потому, что стратегия Злопамятный в итеративной версии игры оказалась второй с конца. Интересно, вы так когда-нибудь рассматривали Библию?

Возвращаясь к нашим отношениям с Московией. Мы сможем воспитать в ней хоть какой-то проблеск осознанности, если включим режим «Око за око» с возможной опцией прощения в случае раскаяния. В стиле: как прекратить обстрелы Харькова? Симметрично ударить по Белгороду. Но если Московия раскается и предложит переговоры — идти на них незлопамятно и отслеживать следующий ход. Хотя, справедливости ради, сейчас она раскаивается только в том, что плохо подготовилась к войне и убила мало украинцев. Какой-то гипнотический Амок, честно говоря. Значит, нужно подготовить для неё много-много воспитательных эпизодов в стиле Око за око. Боже, что скажут обо мне поборники толерантностной религии и прочие михрюточные философы? Плевать. Поскольку в том числе кризис либеральной идеологии выпустил на волю этого монстра, и лично я для себя давно нашла ответ ровно в духе Парадокса заключённых. Вот он — «Уважение культурных традиций».

Припоминаю одну из игр в Парадокс, которую я вела, где после переговоров лидер группы взял на себя повышенные обязательства и решил самолично сыграть «отказ» ради сиюминутной победы, хотя до этого было договорено играть в кооперацию. Примерно в духе Путина. Взрыв возмущения мы с котренером не скоро купировали, а если точнее — в четыре руки держали игроков за штаны, пока отступник бежал огородами «домив». А то бы побили.

Примерно в этом духе Московия бежит сейчас в самоизоляцию, после безответственного сования пальцев в розетку игры в Парадокс и реакции всего мира на этот эпизод.

Ещё пару раз — и она начнёт догадываться, что это не мир злонамерен по отношению к ней, это что-то вечное и неизменное возвращает её в стойло после эксперимента отступничества, чисто из любви и сочувствия. Как бы говоря: «глупое болотное существо, всякий раз, когда ты нарушаешь договорённости — наступаешь на грабли Парадокса заключённых, выходишь из кооперации, получаешь немедленное возмездие и проигрываешь итеративно. Делай уже что-то со своей манерой врать, воровать, убивать, генерально — вытирать ноги о Декалог, ведь всем этим ты роешь себе историческую могилу».

На этом фоне мерехлюндии интеллектуалов, что российских, что украинских, выглядят, честное слово, беспомощно. Наверное, не стоит обращать на это внимания, либо, если обращать — то чисто номинально, из уважения “к сединам«/медийному весу. Да, теория «непротивления Злу насилием» в этом контексте тоже играет новыми красками — походит на поделку Зла, которое не желает закономерно быть наказанным. Заметка вам на манжетах в копилку осмысления Великой культуры…

Исследователи утверждают, что люди сходили с ума, пытаясь выиграть в Парадокс заключённых джекпот и никак не выигрывали его. «Мне отмщение и Аз воздам» — не угроза седенького дедушки, сидящего на облаке и обозревающего нарушения Закона, как Нацполиция, с опорой на бдительных бабушек. Предзаданная закономерность работает и итеративно перемалывает любых дерзких игроков, независимо от входящих мотиваций. Сомневаетесь? Сыграйте.

Украинский Кайрос

Иллюстративное фото

Конечно же, для того чтобы иметь возможность немедленно и симметрично отвечать, Украина должна стать сильной и субъектной страной. Сейчас, на фоне разрушенной экономики и инфраструктуры, миллионов беженцев, безработицы, пустого бюджета, коррупции, которая никуда не исчезла, это пожелание выглядит фантастическим. В таком виде Украина никому не нужна и мне непонятен оптимизм граждан, которые уверены, что «сейчас дадут миллиарды денег на восстановление» и мы заживём по-прежнему. По-прежнему, говорите? А разве не прежнее состояние страны сделало её лёгкой жертвой агрессии и заставило бегать по миру с протянутой рукой, умоляя предоставить деньги и вооружение?

Ситуация была бы безнадёжной, если бы не одно «но». А именно — глобальный системный кризис и, по- видимому, последующий переход к новому технологическому укладу. Такты фазовых переходов всегда сопровождаются нечеловеческими потрясениями. Например, при переходе от палеолита к неолиту погибло 80% человеческой популяции. Ещё до начала драматической развязки кризиса (к сожалению, всё опять стартовало на нашей территории) эксперты обсуждали гигантские проблемы, которым этот кризис сопровождается и возможные катастрофические их последствия.

Украина грамотно воспользуется окном возможностей, если станет экспериментальной территорией, на которой будут реализованы проекты, решающие эти проблемы. Вот в случае такой амбиции нам дадут и технологии, и ресурсы на их внедрение. За последующее право масштабировать найденные и оттестированные украинцами решения. А Украина — одной из первых перейдёт к новому технологическому укладу. Тем более, что терять нам особо нечего, война избавила нас от несущего фундамента предыдущего технологического уклада и расчистила территорию под строительство, не побоюсь этого слова, нового мира.

Но, разумеется (возвращаясь к Парадоксу заключённых), нам нужно будет обуздать наш фирменный индивидуализм и научиться играть в кооперативную версию игры на всех уровнях. Без этого никакие технологии и деньги не пойдут нам на пользу.

Боже мой, как нам нужна интеллектуальная элита, способная привить принцип кооперации, как норму! Обладающая и пониманием важности этой нормы, и инструментами для её внедрения в культуру.

Обозревая пул публичных украинских интеллектуалов, я испытываю горечь, отчаяние и сумрачную тоску. Сплошные проповеди и нравоучения, стиля «чувства добрые я лирой пробуждал». Или стиля «вот если бы вы не были такими дебилами, а прислушались ко мне — мы давно ходили б золотих чоботях». Я бы в этом месте посоветовала переквалифицироваться в священников, коль скоро есть такая тяга к духоподъемным проповедям или порицанию грехов, если бы не пример Андрея Шептицкого с его историей успеха столетней давности. Яркий пример того, как интеллектуал и духовный пастырь стал элитой и помог народу/пастве выбраться из чудовищно кризисной ситуации. Построив на базе церковных приходов образовательный контур, а вслед за ним — нравственную, с точки зрения христианской этики, экономику. Которая впоследствии дала невообразимо чудесные плоды. А мог бы пафосно начать рассуждать «через губу», что мова и вышиванки исключают построение современной промышленности…

В общем, уважаемые интеллектуалы, прежде чем обижаться на весь мир за свою невостребованность, вспомните о том, что украинцам в этой непростой ситуации нужны элиты, а не интеллигенция. И тем более, не импортная интеллигенция, так и не ставшая элитой в родной стране.

Финализируя. Да, мы переживаем драматичный период нашей истории. Но Кайрос, бог счастливого случая, улыбается нам с небес и протягивает руку. И только от нас зависит, ухватимся мы за неё или обвалимся в катастрофу. Кстати, греки частенько изображали Кайроса с козацьким чубом, за который можно ухватиться и выскочить в благоприятную ситуацию. Есть ли в стране элиты, способные это организовать? Вопрос открыт…

Эксклюзив

ГладкевичКатерина Гладкевич, Фонд Вильяма Д. Донована за международный мир


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: