У украинских полярников появился собственный ледокол

08.11.2021 0 By NS.Writer

В начале февраля Украина купила у Великобритании ледокол — специально для того, чтобы украинские полярники, которые работают в Антарктиде, больше не зависели от других стран и могли самостоятельно добраться в любое время на полярную станцию «Академик Вернадский». Тратить деньги на фрахтовку чужих кораблей за границей теперь тоже не надо, пишет currenttime.tv.

«Мы 20 лет зависели от фрахта иностранного судна, более того: нужно было успевать перевезти все за короткий период в 3 месяца, пока в Антарктике нормальная ледовая обстановка, — объясняет Евгений Дикий, директор Национального Антарктического научного центра Украины. — Теперь ситуация меняется полностью: мы не просто не зависим от чужого фрахта, но и сможем компенсировать затраты по работе нашего ледокола, обслуживая станции других стран, тех, у которых нет своего флота. Но самое главное — логистика нашей станции становится круглогодичной».

Ледокол обошелся в $5 млн из выделенных Украиной на науку в этом году. Судно получило название «Ноосфера»: это не просто корабль-перевозчик, но целая научная лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием:

«Вот это, например, дночерпалка, которая позволяет отбирать пробы донных отложений, — показывает команда корабля. — На корме — огромная лебедка, которая позволяет погружать различные аппараты на глубину до 8 км, то есть мы покрываем 90% дна Мирового океана. А это — батометр: он состоит из разных контейнеров, которые открываются и закрываются только на определенной глубине. То есть мы опускаем его на 100 метров — открылся один контейнер. Потом подняли на 50 метров — открылся еще один, всосал воду и закрылся. На разной глубине в одном и том же месте могут быть разные течения: например, сверху теплая вода, а внизу холодная. Или сверху холодная, а снизу — теплая соленая вода. Соответственно, там могут обитать разные микроорганизмы».

Хотя на воду корабль спустили в начале 90-х, ученые уверяют, что он в прекрасном состоянии: его рассчитывают использовать еще как минимум лет двадцать. Сейчас «Ноосфера» проходит техобслуживание в Одесском порту. Автономность плавания у корабля составляет 2 месяца, по расчетам ученых, корабль 8 месяцев будет находиться в море и 4 месяца проводить на суше на техническом обслуживании. Сами же исследования с использованием ледокола обойдутся примерно в $6,5 млн в год. На борту ледокола могут работать до 50 ученых, а его команда состоит из 27 моряков. Правда, их еще надо подобрать: пока что в штате лишь член предыдущего британского экипажа, старший механик из Латвии. Именно он поможет новеньким освоиться с судном.

«Судну „Джеймс Кларк Росс“, которое стало „Ноосферой“, 30 лет, но оно входит в число 20 лучших научно-исследовательских кораблей, — подчеркивает Александр Заклецкий, пресс-офицер „Ноосферы“. — Соответственно, мы можем ставить перед собой разные задачи и выполнять их».

Планы у полярников на первый украинский ледокол грандиозные.

«На самой станции планируется постройка новых строений, потому что станция у нас достаточно старая и находится в изношенном состоянии, — говорит Юрий Отруба, научный сотрудник Национального Антарктического научного центра Украины. — Поэтому, чтобы произвести эти операции, нам нужно собственное судно, чтобы доставлять на станцию габаритные грузы».

Кроме обслуживания полярников на украинской антарктической станции ученые с помощью ледокола хотят изучать климат, морскую биологию, природные ресурсы, почву и фауну. Теперь им доступен почти весь Мировой океан. Всего на борту «Ноосферы» можно разместить восемь полноценных лабораторий, и из-за этого украинские ученые уже окрестили ледокол «Институтом на воде». Только так называемых мокрых исследовательских комнат тут предусмотрено шесть: температура в них может меняться от плюс двадцати до минус двадцати градусов Цельсия, в зависимости от необходимых опытов. Но исследовательское оборудование ученым нужно докупать самим: британцы продали Украине только сам ледокол, без научного оснащения.

В стандартном режиме работы судно потребляет до 17 тонн дизельного топлива в сутки, но если лед слишком толстый, расход может увеличиться вдвое. Корабль также оснащен сенсорами, которые облегчают его путь среди льда:

«Сама система управления компьютеризированная, но есть много сенсоров и входящих данных, которые нужно человеку осмыслить, — рассказывает капитан Олег Новосильний: именно он привел корабль в украинский порт. — Многовековые льдины бывает очень сложно отличить, потому что многолетняя — твердая как камень. Но если корабль встретится с ней и ударится об нее, могут быть повреждения корпуса, вплоть до пробоины».

Британское прошлое первого украинского ледокола выдают лишь отдельные детали. В столовой все еще осталась марка с изображением королевы Елизаветы II и элементы традиционной британской сервировки, например, кольца для салфеток.

Когда работы по техобслуживанию судна закончат, а его документы — переоформят, на корабль наберут команду и докупят научное оборудование. После этого «Ноосфера» отправится в первую экспедицию в Антарктику — на станцию «Академик Вернадский», а Украина вернется в большую науку. Как ожидается, это произойдет еще до конца 2021 года. А непосредственно научной деятельностью на борту ледокола начнут заниматься с осени 2022 года, когда команда освоится с управлением судном.

«Теперь у нас наконец-то, через 20 лет перерыва в целое поколение, есть с чем выйти в Мировой океан, в частности, в его полярные районы — Арктику и Антарктику, которые на сегодняшний день являются наименее исследованными и наименее используемыми, — подчеркивает Евгений Дикий. — А значит, они являются наиболее перспективными частями Мирового океана».


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: