Теолог о смерти Алексея Навального

21.02.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. О смерти известного оппозиционера сейчас говорит весь мир. В наем очерке мы не станем во оный раз анализировать/критиковать его ошибки, хотя его не-антипатия к российской имперскости и слова про известный бутерброд и грызунов — не то, с чем стоит смиряться. Мы поговорим о другом, о том, как проявлялась у него христианская позиция в той стране, где 80% населения считает себя православными, хотя их все два раза (без их воли) приносили в храм (на крещение и отпевание), а духовной жизни они не вели от слова «совсем».

Проще говоря, в стране почти полностью атеистической или оккультной (менее 2% регулярно посещающих храмы РПЦ МП имени Сталина истеройдови  неврастеников не в счет).  А парадокс Христианства в России, в том, что о Христе и Евангелии говорят там оппозиционеры.

Надо сугубо подчеркнуть, что от человека, который борется со злом требовать некой моральной стерильности, дело сатанинское. Теперь поясню. Одна из главных сатанинских идей нашего века разоружающая человека перед лицом зла, это идея будто борец со злом должен быть химически чистым ангелом.

Иначе всё. Борьба со злом недействительна. И действительно никаких ангелов среди людей нет. Все люди грешны. Всё люди порочны и лицемерны, просто одни больше а другие меньше. Нет идеально морально безупречных людей, как нет идеально здоровых, как нет идеально образованных. Но из этого нельзя сделать вывод, будто злу нельзя сопротивляться, а борцов с ним можно критиковать за отдельные промахи.

Как мне написала монахиня Августина из Кракова по поводу смерти Навального:«зло глумится и как будто торжествует, усугубляя страдания. И на этом фоне сильные мира сего демонстрируют умственную неполноценность и полное бессилие совершить возмездие. А толпа кричит: «Не святой, а значит не достоин сожаления и памяти». Но тут восстаёт из праха образ героя, ошибающегося, признающего свои ошибки, но одного из немногих, который понимал, как надо сопротивляться злу и бесстрашно действовал. Он безусловно раздражал всю эту шваль, живя как человек в нечеловеческих условиях, сохраняя Богом данное достоинство. Думаю, благодаря ему эта безумная эпоха будет вспоминаться как эпоха Навального, а не кремлёвского упыря.

Вот именно, что мы также призваны быть справедливыми, а учительствующая Церковь –  давать понимание несмышленым, в чем же оная состоит. И если ненависть живёт в сердцах у так называемых добрых, то в чем их существенное отличие от злых?

Алексей хоть и романтик, но погиб не зря. Слушая его обращение, на случай своей смерти, я понял, что он пошел ва-банк: даже предполагаемую смерть использовал, чтобы разрушить своим бесстрашием зло. Просто невероятный, эпический подвиг! А его нелицемерная близость к Богу, вполне может привести его на алтарь. Ведь мудрость Божья, отнюдь не человеческая! Св. Фаустина вот стала Апостолом Божьего Милосердия, а Алексей – по Божьей иронии, может представлять и справедливость. И в этом уже торжество Добра!» И она полностью права. Рассмотрим, как христианская права реализовывалась жизни Навального.

Навальный каждое выступление в суде превращал в проповедь Евангелия. Последний суд который был в 19 февраля 2024 года на был по иску Алексея к администрации колонии, которая не давала ему иметь Новый Завета в камере.

Это самая яркая проповедь о Христе в эти дни.

Сразу замечу, что среди регулярных посетителей храмов РПЦ МП имени Сталина читать Библию «не принято», потому что они это считают проявлением «баптистского американского духа», а сами попы  эту книгу тоже не открывают.

И это  на фоне молчания тех кто призван говорить о Евангелии  и Христе, но вместо этого целует взасос полицейский сапог.  Где тут Христос? Конечно в словах изможденного узника которого убили по прямому указанию старика Кабаева из Кремля. Убили с полного одобрения моральных дегенератов завернутых в парчовые тряпки лживо именующих себя  «христианами».

Мы сегодня говорим о человеке, убитом безумным от алчности и властолюбия диктатором, и не имеет никакого значения медицинская причина смерти.После 300 дней в бетонной коробке при +10с° кажется умер бы и более здоровый человек. И это убийство независимо от инструмента его исполнения. Сейчас независимо от глубины веры или неверия есть потребность скорбеть. Но есть и одна важная уже духовная причина.  Не злиться, избежать зла и ненависти.

Нормально иметь негодование на зло, и священно желание пресечь зло. Всеми морально допустимыми способами прекратить совершение зла. Это можно сказать что моральный долг, который каждый обязан реализовывать в силу своих сил и возможностей. Не стоит злодей и убийца ни наших нервов, ни здоровья. И какими силами человеческими это кажется невозможным.

В тюрьме Алексей судился за доступ к книге Нового Завета, -Евангелию. Об это Евангелии я хочу и сказать.

Фактически в центральном тексте нашей цивилизации говорится о трех важных Хороших новостях.

  1. Нерелятивная Истина существует. Нет никакой «правды злодея». Есть только одна Истина, и она  –Христова.
  2. Есть высшая Справедливость. Вечная награда тем, кто хотел и искал этой справедливости. Да конечный акт этой Справедливости называется последний Суд Божий.
  3. Есть Спасение от сотворенного человеком зла. Есть возможность познать и Истину и совершить Справедливость.

Истина, которой мы хотим в таким минуты. Бог – есть. Бог сущий вне материи и наших причинно- следственных связей, но при этом бесконечно близкий к человеку. Бог есть Любовь.  Бог возлюбил человека и стал Человеком.

Св.Афанасий, папа Александрийский, писал, что«Бог стал Человеком, что бы человек стал богом».  Но близость Бога не только радость.

Великий проявитель и уравнитель, Бог который гораздо близок к нам, чем мы сами. Но эта близость опасна. Для того, кто искал истины и справедливости тот получит утешение от Бога. Но кто препятствовал справедливости и отрицал истину – будет посрамлен и осуждён на Божьем Суде.  Это короткое изложение Истин Христианской веры.

Теперь о добродетели.   Путь к Богу лежит через добродетели веры надежды и любви. Через преодоление зла. Вор и злодей могут думать будто могут «поймать бога за бороду», давая большие деньги церковной иерархии или на благотворительные проекты. Это не так. Как говорил святой Иоанн Златоуст «от преступного приобретения милостыни неугодны Богу, и не только не избавляют вечного наказания, но и большим делают адский огонь».

Путь к Богу лежит через добродетель. И одна из добродетелей справедливость. Евангелие говорит нам «Блаженны голодные и жаждущие справедливости». Но в этой борьбе за справедливость важно сохранить себя от ненависти. Зло хочет не просто нашей погибели, зло хочет, чтобы мы стали злом. Оно хочет рас- человечить нас. Потому зло прежде всего будет стремиться уничтожить человеческое в людях.

Отсюда такая если угодно «сатанинская» уловка зла, –  требовать от борца со злом некой моральной стерильности и безупречности.

Если есть хоть какое пятно на нимбе святого, говорить «ну не все так однозначно». Любой живой человек в жизни совершил массу ошибок и недостойных поступков. Безгрешен только Бог, а человеку свойственно идти путем тернии и ошибок, сквозь последствия собственной глупости и греховности. Но именно это и ценно. Важна не ошибка, а её преодоление. Важна не безупречность для борьбы со злом, а стремление победить зло не уподобляясь ему. Зло желает, чтобы мы были озлобленными животными.

Наша задача реализовать себя как Людей.  Сделать это можно в Боге, через реализацию добродетели.  В том числе и исполняя Божью заповедь о справедливости.

Среди современных христиан, особенно в границах бывшегоСССР, распространено отрицание мужества как добродетели и страх борьбы со злом в обществе.

Это итог многих лет духовной деформации христианской жизни под прессингом безбожного атеистического государства, которое лживо декларировало «свободу совести», на практике разрешая и даже предписывая атеистическую пропаганду, а верующим разрешая только «удовлетворение культовых потребностей», то есть ограничивая их свободу совести только правом на проведение богослужений.

В результате сформировалась система восприятия вопросов веры и жизни в христианской духовности как никак не связанной с общественной жизнью. Как будто христианская жизнь должна быть замкнута в гетто церковной оградки.

И главное, создалось ложное представление будто борьба за справедливость в общественных отношениях–  это нечто внешнее и невозможное для христианина. То есть воспитали целые поколения христиан, уверенных будто библейское увещевание, –  «Стремись к справедливости, только к справедливости, и тогда ты будешь жив и будешь владеть той землей, которую отдает тебе Господь, твой Бог». (Второзаконие 16:20;перевод РБО) не для них. Тем более, что синодальный перевод (который в среде библеистов заслужил эпитет “сильно дальний”) пишет «правды ищи», а традиция советского христианства предполагает любое упоминание правды трактовать как упоминание «высшей истины» богословского характера, в то время как оригинал библейского текста прямо говорит именно о земной справедливости.

И библейский текст прямо говорит об общественных отношениях.

Бог обращается тут не к персональному отдельному человеку, но к своему Народу как к коллективной сущности. То есть внутри Народа Божьего Бог Израилев требует стремиться к справедливости.Это требование не упразднилось  в Новом Завете и актуально в Новом Народе Божием  – Церкви, которая призвана провозглашать библейские увещевания для всех народов, в том числе и для народов и наций среди которых она пребывает. Но для этого необходимы добродетели любви и мужества.

И первый шаг мужества, это не прятать трусость за маской кротости и смирения. Интеллектуально признать добродетельность борьбы со злом в общественных отношениях. Многим очень трудно сделать даже этот первый шаг. Хочется погружения в баюкающие грёзы рассуждений о «наше дело духовное, бороться с земным злом – бессмысленно, мы духовные люди думаем о духовном, но надо сначала победить зло в себе…достигни бесстрастия вначале». Но это сладкие грёзы, призванные замаскировать трусость, которая и в Христианстве считается пороком.

А не только у древних римлян.Именно  в этом нам видится основнойхристианскиймессендж Алексея Навального, который в своей  политической деятельности, по мнению историка Александра Палия воплощал именно украинский,а не российскийпаттернповедения за то и был убит Кремлем. Отец Навального был украинцем,  а мать русская. Поэтому он так и любил свободу и боролся за неё как и все украинцы.Украинские корни были и у Талькова, и у Политковской, не только у Навального. И все они пытаются сделать из Московии подобие Украины. И, конечно же, это не получается, и не получится ввиду сугубо азиатского менталитета московитов.Навальный – украинец, и по крови и по внешности, а скорее  всего, он –  полещук. Так называют себя жители Украинского Полесья. Поэтому такой и характер бесстрашного бунтаря. Светлая и вечная память. Ведь то, что делал Навальный не зря. Путина забудут, а вот Навального будут помнить, как помнят непонятых декабристов.

Фраза Алексея насчёт Крыма  была вынужденной.Сами подумайте, вокруг беснующая толпа кричащая «крым-наш»,  а он тут заявляет что Крым вовсе не наш и его нужно вернуть.Он тогда бы он стал оппозиционером не только для власти, но и для немалой части населения.Обратите внимание как он ответил на этот вопрос, он не сказал что Крым –это неотъемлемая историческая часть России,он уклончиво увильнул,  что раз уж взяли не обратно же отдавать,хотя считал он тогда, я уверен иначе.В тот момент для российского политика по-другому было нельзя.

Мы  не отрицаем, что были у Навального ошибки в мировоззрении(имперскость,  некоторый  шовинизм) но, скорее всего, оно изменилось после 24 февраля 2022 года. Как у многих людей, которые до войны весьма лояльно относились к России, а сейчас просто ее ненавидят.

Некоторые клирики РПЦ уже успели заявить, что «народная канонизация» Навального (которая де факто началась) – это «политика», и типо «ничем не лучше политизации» РПЦ. А  я считаю такую позицию лицемерной.

Церковь всегда в политике.Любой, кто считает, что знает «что такое хорошо и что такое плохо» и считает нужным об этом публично высказываться, –находится в политике. Всякий кто публично сказал “не убивай/ не кради”– политик. Церковь – коллективный политический актор.

Это нормально. В здоровом обществе должно быть много независимых коллективных политических акторов: партий, движений, даже такие институты как, парламент, армия и судебная система должны быть самостоятельными политическими акторами. Как это было в России до 1917 года. Когда единственный политический актор в стране – государственный аппарат, – это не нормально. Это тоталитарное государство.

И вот когда Церковь становится частью государственного аппарата в тоталитарном государстве – это отвратительно. И это ни в коем случае не «тоже самое»,  когда Церковь является независимым политическим актором.

Лицемерные попки тут прямо лукавят когда делают вид, что не видят этой разницы.  Эта разница принципиальна и огромна. К сожалению само понимание «церкви» в российском обществе искажено. А толпа обжор и пьяниц наряженных в черный шелк и золотую парчу одобряет зло либо молчит, хотя и называет себя «церковью», конечно, ею не является, хоть и нудит о «традиционных ценностях».

РПЦ была создана политиками (большевиками), воспитана ими и сейчас большевиками управляется. РПЦ и генерал Кирилл – неотъемлемая часть кремлевской машины войны. Причем наиболее агрессивная, авангардная часть. Церковь – голос Бога на земле. И мы видим, что Навальный – поднял голос против зла цитатой из Евангелия.

Яков Ясинский, теолог, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: