Преподобная Гаврилия – новый праздник Вселенского Православия

28.03.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Глядя издалека, сегодняшний мир Православия может показаться гардеробом разных пальто: у нас есть украинское православие, греческое Православие, сербское и т.д., все с разными традициями и стилями. Однако под этим большим разнообразием и разнообразием течет поток живой воды нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Жизнь новой святой, преподобной матери Гаврилии Греческой, свидетельствует об этой глубокой традиции Дыхания Жизни. Она свидетельствует о Православии без границ, о любви, охватывающей весь мир.

3 октября 2023 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации геронтисы/старицы Гаврилии (Папаянни). День памяти назначен на 15(28) марта. В этом году это происходит впервые. Решение о канонизации святой Гаврилии было инициировано Патриархом Варфоломеем и озвучено Митрополией Леросу, Калимносу и Астипалеи, обратившейся с соответствующим обращением в Синод Вселенского Патриархата.

Мать Гаврилия (†1992) была греческой православной монахиней, известной своей заботой о бедных и больных. Геронтиса означает, кроме старшей монахини, которая присматривает за младшими, духовное лицо, ведущее других мудрыми советами и знаниями, данными от Бога, в молитвах.

В течение своей долгой жизни, несмотря на свою популярность, мать Гаврилия оставалась иконой присутствия Бога для своего народа. Исцеляла ли прокаженных в Индии, или разговаривала с байкерами в Греции, она всегда передавала окружающим любовь к Богу. Ее жизнь – это тропа чудес.

Геронтиса Гаврилия родилась в Константинополе 15 октября 1897 года в семье Гелиаса и Виктории Папаянни, происходивших из уцелевшей византийской аристократии, и была четвертым и последним ребенком в этой семье. Аврилия (как ее тогда звали) была живой и общительной девочкой. Каждый раз, когда гости звонили в дверь их дома, маленькая Аврилия умоляла мать не открывать их, чтобы сама встретить гостей и услышать их новости. В школе она рассказывала многочисленным друзьям о своих приключениях и замечательных людях, которых встретила. Она особенно любила свою мать и, будучи самой молодой из четырех, ее очень любили брат и сестры.

Юная Аврилия особенно любила географию. В детстве она часами рассматривала карту мира и мечтала обо всех местах, которые хотела посетить. Позже в жизни это желание ее сердца было исполнено. Она много путешествовала (Греция, Индия, Палестина, Франция, Восточная Африка, США, Синай и снова Греция), говорила на многих языках и имела много духовных детей.

После печально известных событий начала ХХ века, краха империи, преследования греческого населения властями Ататюрка ее семья переехала в Салоники в 1923 году. Она поступила в Аристотельский университет в Салониках и стала второй женщиной, которую когда-либо приняли в греческий университет. После изучения философии и ботаники в Греции она уехала в Англию, где впоследствии изучала физиотерапию.

Хотя в детстве Аврилия была очень говором, в Англии она научилась искусству молчания. Заботясь о некой мисс Брайт, известной как феминистка и суфражистка, Аврилия вскоре научилась «закрывать рот» и доверять все свои мысли Христу и ангелам. Каждый раз, когда она начинала рассказывать мисс Брайт о своей личной жизни, англичанка просто продолжала читать и полностью игнорировала то, что говорила наша молодая Аврилия. Это искусство молчания она уже как мать Гаврилия впоследствии приведет к совершенству, когда тысячи людей разделят с ней свое сердце, а она, как немой свидетель, с безраздельным вниманием будет слушать их страдания.

В Англии, где она оставалась до конца Второй мировой войны, ее почтили за заслуги во время войны и после нее.

В 1945 году она вернулась в Грецию, где в первые послевоенные годы работала в Миссии беженцев друзей и в Американской фермерской школе в Салониках. Позже она открыла свой терапевтический кабинет в Афинах до 1954 года.

Она всегда отдавала деньги, получаемые за физиотерапию, бедным. На своей двери она часто вешала мешок с едой для голодных. А тем, кто не мог позволить себе, бесплатно проводила физиотерапию.

В ее кабинете была великая икона Христа, омывающего ноги Своим ученикам, а во время сеансов она соблюдала суровую тишину. Беседовали только пациенты, которые, чувствуя любовь и внимание Аврилии, изливали ей свое сердце. Существует трогательная история о молодом парне, который, хотя его ноги были исцелены, делал вид, что все еще чувствует боль, потому что ему так нравилось присутствие Аврилии. В этот период своей жизни Аврилия молилась Иисусовой молитвой во время работы, рассказывая о себе только тогда, когда ей задавали вопросы. Однажды богослов спросил ее, почему она так беспокоится о ногах, а не о сердце человека, на что он просто ответил: «От ног до сердца».

В марте 1954 умерла ее мать. Это, вероятно, глубоко повлияло на нее, поскольку ее мать представляла для юной Аврилии именно целомудрие любви. После ее смерти Аврилия провела ночь в молитве, а ближе к утру она почувствовала Несотворенный Свет Божий. После этого ее жизнь полностью изменилась. Аврилия покинула свою физиотерапевтическую практику, продала то немногое, что у нее было (лишь несколько книг), и приготовилась пойти по призванию, которое было в ее сердце: Индия.

Госпожа Аврилия никогда не была в Индии, и раньше она ее особенно не привлекала, но сердцем она знала, что именно туда Бог хочет, чтобы она попала. Поэтому Аврилия покинула Грецию и отправилась по суше в Индию, где в течение пяти лет работала с беднейшими из бедных, даже с прокаженными. Позже мать Гаврилия рассказывала, как в этот период своей жизни, где бы она ни ходила в церковь, она всегда слышала один и тот же отрывок из Евангелия: «Иди, продай, что имеешь, раздай нищим и следуй за Мной». Это был знак, который позволил ей отправиться в Великое приключение ее жизни. Она работала с Бабой Амте и его семьей, которые строили и организовывали села-общины для прокаженных в Индии. Она не принимала вознаграждения за свои услуги, всегда полагаясь на Божье провидение.

Из-за серии провиденциальных встреч Аврилия оказалась в ашрами (индуистском монастыре) Шивананди, известного гуру того времени. Здесь Аврилия стала известна как «сестра Лила из Греции».

Живя среди последователей другой религии, сестра Лила никогда не подвергалась опасности синкретизма и никогда не отступала от Христа. Она просто любила всех вокруг, как заповедал нам Спаситель мира.

Однажды молодой монах-язычник ашрама по имени Чидананда остался недоволен советом старейшины. Будучи монахом всего несколько лет, он ушел в свет на собрание. Там он разозлился, не в силах противостоять соблазнам этого мира. Вернувшись в монастырь, преподобный спросил своего старца, что случилось, и старец сказал: "Гнев тоже на людей". Отчаянно отыскивая более исчерпывающий ответ, Чидананда пошел к сестре Лили и спросил у нее совета. Сестра Лила ответила, что, живя в одиночестве, иногда легко забыть свое греховное состояние. Когда отшельник возвращается в мир, он видит, где он находится духовно, а затем может вернуться на свою гору, чтобы улучшиться. Она также дала ему экземпляр «Добротолюбия», что принесло молодому монаху пользу. Позже, когда он стал старейшиной общины, он всегда советовал посещавшим монастырь европейцам читать именно «Добротолюбие», ища мудрости в собственной христианской традиции.

Многие места, где жила сестра Лила, и многочисленные приключения, которые она пережила (например, встреча с тигром в джунглях), слишком многочисленны, чтобы здесь перечислять. Вспомним лишь, что после благословенного периода отшельника в Гималаях сестра Лила почувствовала призвание стать православной монахиней. Примечательно, что, несмотря на свой духовный наклон, до этого она никогда не думала стать монахиней – и никогда не посещала монастырь. Она даже испытывала такую ​​сильную неприязнь ко всему черному, что умоляла родителей позволить ей носить темно-синюю одежду после их похорон во время траура. Опять же благодаря провиденциальной встрече сестра Лила знала, куда Бог хочет, чтобы она пошла: в монастырь в Вифании. Но денег у нее не было, потому что она всегда клялась быть полным безденежьем. Тогда ее друзья в Индии, также не богатые, пришли к ней и сказали: «Вместо того, чтобы предлагать эти деньги в нашем храме, мы предлагаем их тебе, чтобы ты могла стать монахиней для своего Бога».

После пострига в монахини под именем Гаврилия (от архангела Гавриила, потому что она особенно чтила ангелов) для нее начался новый период жизни.

Она пробыла в Вифании три года. В апреле 1962 года поступило известие, что Константинопольский Патриарх Афинагор хочет отправить православную монахиню в экуменистическое сообщество Тезе во Франции. Сестра Гаврилия поехала сначала в Тезе (она с детства свободно говорила по-французски), а впоследствии и в Америку. В Штатах ее попросил протестантский миссионер Стэнли Джонс рассказать об Иисусовой молитве. Там она также встретила Мартина Лютера Кинга и Элеонора Рузвельта.

В 1963 году она вернулась в Грецию. Она была пострижена в малую схиму святым Амфилохием (Макрисом) на Патмосе в пещере святого Антония под монастырем Благовещения Пресвятой Богородицы непосредственно перед тем, как она с монахиней Томасиной снова уехала в Индию. Старец Амфилохий с энтузиазмом воспринял идею монахини, которая была бы открыта для активной просветительской деятельности в мире. Однажды в Индии она провела три года в Нани Тал в Уттаре-Прадеш. Между 1967 и 1977 годами она путешествовала миссионерской деятельностью в Восточной Африке, в Европе, в частности, посещала старых друзей и духовных отцов Льва Гилле и Софрония Эссексского. Она снова вернулась в Америку и ненадолго в Синая, где архиепископ Дамиан пытался восстановить женское монашество.

Она много путешествовала с большой заботой и любовью к народу Божию. Некоторые из ее духовных детей нашли ее в Иерусалиме у Гроба Христова; другие нашли ее на миссионерском поле в Восточной Африке. В 50-60-х годах она была духовным проводником и утешением для тысяч людей во всем мире. Она молилась о всех их поименно в своем ежедневном молитвенном правиле.

На протяжении многих лет, начиная примерно с 1977 года, она жила спрятанной в маленькой квартире, которую она называла «Домом ангелов» среди шума, смога и путаницы центральных Афин. Это скромное жилище было местом приюта для всех, кто приходил к ней, ища слова утешения.

В 1989 году переехала к Свято-Покровскому скиту на острове Эгина, недалеко от монастыря святого Нектария. Там она продолжала принимать многих посетителей. В начале Великого поста в 1990 году она была госпитализирована по поводу рака лимфатической системы. Сорок дней она провела в больнице, выходила на Страстной неделе и причащалась на Пасху. К удивлению ее врачей, дальнейшие тесты показали, что рак удивительным образом исчез.

Геронтиса наконец-то пошла на подвиг затвора. Имея только одну спутницу-монахиню, она в последний раз в своей жизни переехала на остров Лерос. Там основали монастырь в честь Святых Архангелов. Только в этот последний год своей жизни она приняла Большую Схиму из рук о. Дионисия из скита святой Анны на Афоне. Он пришел, чтобы посвятить ее в большую схиму с сохранением имени Гавриила в часовне Панагии в Кастро на вершине Лероса.

Затвором она завершила свою жизнь, в течение которой она много путешествовала с большой заботой и любовью к народу Божию. Некоторые из ее духовных детей нашли ее в Иерусалиме у Гроба Христова; другие нашли ее на миссионерском поле в Восточной Африке. В 50-60-х годах ХХ века у нее было несколько тысяч духовных друзей со всего света! Она молилась за все день и ночь!

Мать Гаврилия очень поддерживала миссию и часто отмечала следующие слова: «Если вы не достигнете того момента, когда вы почувствуете, что вы и другой являетесь одним – любым другим: темнокожим из Африки, индейцем, китайцем, мусульманином, иудеем, христианином – если вы не осознаете, что все мы являемся детьми Боже, если ты не чувствуешь этого, Воистину – с большой буквы – тогда… ты все еще раб!». Ее жизнь свидетельствует о том, насколько она была примером этого учения.

Она жила и двигалась среди инославных и часто нерелигиозных людей (сама она рассказывала, что восемь раз объездила мир), но не проявляла синкретизма в своей духовной жизни и в вопросах поклонения Богу как Творцу Вселенной. В 1996 году ее биография жизни под названием «Подвиг любви», написанная ее покорной монахиней Габриелией Георгиу, была напечатана на греческом языке. В 1999 году книга была переведена на английский, а в 2000 году – на русский. С тех пор она имела 15 греческих изданий, 2 английских и была переведена на арабский, французский и сербский языки. Всем советую и благословляю прочитать эту книгу, потому что она, к счастью, и в свободном доступе.

Матушку Гаврилию полюбили по всему миру, в Синод Вселенского Патриархата начали обращаться с просьбами о ее канонизации и рассказывать о ее многочисленных чудесах.

Для нее все человечество было одной большой семьей: семьей человечества. Или, используя слова святого преподобного Софрония (Сахарова), пригласившего иметь Гаврилию стать настоятельницей своего сестричества в Эссексе (от чего она отказалась), она носила «всего Адама» в своем сердце. Хотя она была греко-православной, матушка Гаврилия полностью вышла за пределы страны и религии. Она действительно видела Христа в каждом, кого встречала, и это позволило ей открыть свое сердце всему миру. Великая Любовь, о которой она свидетельствует, открывает дверь к потоку Православия, который может показаться забытым: великое учение о том, что во Христе нет ни иудея, ни грека, ни мужчины, ни женщины, но все в Нем одно. Нося в сердце все человечество, мать Гаврилия полностью приняла «Нового Адама» Христа, так что вся жизнь ее стала свидетелем о Нем.

Хотя ей было уже за 80, многие отмечали, что матушка выглядела намного моложе и передвигалась всегда очень легко и тихо. Окружающим казалось, что она никогда не чувствовала усталости. А она говорила: "кто любит, тот не устает". Приведем цитату из воспоминаний схимонахини Гавриил: «Ангелы всегда готовы нам помочь. Я это видела воочию. Воображаемыми глазами. И притом в самый трудный момент… Говорила и говорю: «иду от хорошего к лучшему». И пусть будет хуже и труднее телесно, но всегда радостно. Потому что знала: это в программе Божией… Как Ангелы нас охраняют. Я наблюдала за этим. Они как бы ставят какую-нибудь защиту вокруг нас. Мы об этом просим каждый вечер на вечере: «…Защити нас святыми твоими Ангелами, и ополчением их соблюдаем и наставлять достигнем в соединении веры». По свидетельству духовных чад схимонахиня Гавриила «советовала читать Евангелие, каждый день одну главу утром и одну вечером. Пророк. Послание Иакова, каждый день, а также «Лествицу» Иоанна Синаита (Лествечника). Святого Исаака Сирина, труды Святого Максима Исповедника. прп. Нил. Святого Симеона Нового Богослова. «Следование Христу» преподобного Фомы Кемпийского».

28 марта 1992 г. в возрасте 95 лет схимонахиня Гавриила мирно почила в Боге. По свидетельству присутствовавших при ней, сразу после этого в течение двух минут было слышно радостное ангельское пение. Так эта угодница Божия отправилась в свое последнее и главное путешествие в Горный Иерусалим. Тело подвижницы было погребено внутри крепостных стен у монастырской церкви Панагия ту Кастру на острове Лерос.

Геронтиса Гаврилия ушла из этого мира так и не достроив монастыря в честь святых Архангелов. С годами шесть ее духовных чад действительно стали монахами, но никогда не находились с ней больше одного или двух одновременно. Только ангелы могли сосчитать количество жизней, которых Бог коснулся и изменил через нее. Ее биография и собранные произведения были опубликованы на греческом языке в 1996 году благодаря работе ее последней монашеской дочери и вклада многих, многих других, кому дорога Геронтиса.

Она никогда не искала славы земной. В течение своей долгой жизни она никогда не разрешала публиковать ничего о ней, а своим детям разрешала фотографировать только в последние годы. Те, кого через нее коснулся Бог, называли ее Геронтисой, что можно перевести на украинский язык как «великая старица».

Каждый, кто знал Геронтису, понял, что Бог не оставил нас без Своих святых до сегодняшнего дня. Несколько слов, записанных здесь, едва свидетельствуют о ясности и любви ее души. Слова – только орудие этого мира; чудо Геронтисы было окутано тайной тишины будущего мира. Она была воплощением смирения и любви.

Преподобная мать наша Гавриила, моли Бога о нас!

ИеромонахИеромонах Феофан (Скоробогатов)Полоцкий,

доктор богословских наук.


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: