Почему Турция не поддерживает вступление Финляндии и Швеции в НАТО – и почему это важно

21.05.2022 0 By Chilli.Pepper

После десятилетий нейтралитета два скандинавских государства, которые до сих пор не входили в Организацию Североатлантического договора, отреагировали на вторжение России в Украину, заявив о намерении присоединиться к возглавляемому США альянсу. Но на их пути есть серьезное препятствие: Турция, публикует статью newssky.com.ua со ссылкой на spacewar.

Все более автократичный и антидемократический президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не согласится на вступление этих двух стран. И как члену НАТО, для вступления Финляндии и Швеции требуется одобрение Турции.

Эрдоган — единственный среди лидеров НАТО, публично заявивший, что он против вступления двух стран в альянс.

Укрывательство террористов или обиды?

Оппозиция президента Турции основана на его мнении, что Финляндия и Швеция поддерживают «террористов». Эрдоган имеет в виду, что обе страны предоставили защиту и вид на жительство членам Рабочей партии Курдистана, или РПК — основной вооруженной группировке, оказывающей сопротивление жестокому обращению Турции с миллионами курдских граждан. Бедственное положение курдов страны, являющихся частью большой, но не имеющей гражданства этнической группы в регионе, долгое время было яблоком раздора между Турцией и частью международного сообщества.

Несмотря на то, что РПК внесена США и ЕС в список террористических группировок, Финляндия и Швеция не хотят экстрадировать членов группировки в Турцию из соображений прав человека. В ответ Эрдоган назвал Швецию «рассадником» терроризма и заявил, что ни одна из стран не имеет «четкого и открытого отношения» к террористическим организациям, добавив: «Как мы можем им доверять?»

Гнев Эрдогана на Финляндию и Швецию также усугубляется тем, что в стране проживают последователи турецкого ученого и священнослужителя Фетхуллаха Гюлена. Эти последователи являются частью образовательного и политического движения, с которым Эрдоган был связан, но порвал с которым, когда оно стало более могущественным. Президент Турции обвиняет гюленистов в организации неудавшегося переворота против его правительства в 2016 году.

Вся международная политика носит локальный
характер. Как будто этого было недостаточно, нейтральные северные европейцы осудили вторжение Турции в Сирию в 2019 году. В ходе этой операции турки нацелились на Рожаву — социалистический и феминистский автономный курдский анклав недалеко от турецкой границы. Дело осложнялось тем, что сирийцы Рожавы, несмотря на их связи с РПК, были союзниками американских войск. Курды Рожавы сыграли решающую роль в отражении группировки «Исламское государство» в Сирии, но позже были оставлены администрацией Трампа, которая отвела войска США от турецкой границы, позволив своему союзнику по НАТО начать военную операцию против курдов.

Внешняя политика почти всегда тесно связана с внутренними проблемами. В случае с турецким правительством главный страх — это угроза его власти со стороны курдов, а также международное давление в связи с репрессиями Турции в отношении этой группировки.

Курдскому населению Турции не разрешены свободные выборы в восточной Анатолии, где они составляют большинство. Между тем образовательные и культурные учреждения на курдском языке находятся под фактическим запретом.

Дальнейший путь для НАТО
Финляндия и Швеция — нейтральные страны, не обязанные идти на стратегические компромиссы, на которые США и НАТО вынуждены идти, чтобы сохранить целостность альянса. Обе страны до сих пор были свободны в том, чтобы занять моральную позицию в отношении позиции Турции в отношении прав курдов, и официально протестовали против репрессий против диссидентов, ученых, журналистов и групп меньшинств.

Между тем, страны НАТО уклонились от своих соратников, согласившись объявить РПК террористической организацией.

Так что же все это делает с заявкой Финляндии и Швеции на членство в НАТО?

Правила вступления в стратегический альянс требуют единогласия действующих членов НАТО.

Таким образом, Турция может фактически наложить вето на въезд Финляндии и Швеции.

Противостояние подчеркивает основную проблему, с которой сталкивается альянс. Предполагается, что НАТО будет союзом демократических стран. Тем не менее, некоторые из его членов, особенно Турция и Венгрия, неуклонно двигались от либеральной демократии к этнонациональному популистскому авторитаризму.

Финляндия и Швеция, с другой стороны, соответствуют параметрам членства в НАТО более четко, чем некоторые из нынешних членов альянса. В то время как Соединенные Штаты заявляют, что война в Украине является борьбой между демократией и автократией, противостояние Турции скандинавским странам, протестующим против ее уклона в сторону нелиберализма, проверяет единство и идеологическую согласованность НАТО.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: