Почему российские власти передумали бороться с нищетой?

09.06.2021 0 By NS.Writer

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме много о чем говорили: о долларе США, о льготной ипотеке, о налогах, о прививках и т. д. О чем только не говорили. Иногда даже приходилось задумываться: а при чем тут экономический форум? Но я что-то не слышал, чтобы там обсуждали проблему бедности в России. Или это не экономическая проблема? Но это вроде как сегодня не причина, чтобы быть вне повестки форума, пишет доктор экономических наук Игорь Николаев для novayagazeta.ru.

По официальным данным Росстата, за 2020 год в России насчитывалось 17,8 млн человек беднейшего населения — с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (11 312 руб.), доля беднейшего населения в общей численности населения страны составила 12,1%.

Я специально говорю о «беднейшем» населении, а не о просто «бедном», потому что сами понимаете: что такое сегодня 11 312 рублей дохода в месяц? Если вычесть квартплату, расходы на медикаменты и пр. — что останется? Так что эти официальные оценки, конечно, представляются заниженными. Тем не менее власти, казалось бы, осознают важность этой проблемы. Еще в далеком теперь уже 2003 году в президентском послании Федеральному собранию была поставлена задача преодоления бедности. Обращаю ваше внимание, речь тогда шла именно о преодолении бедности.

Прошло много лет, и в указе президента от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» был установлен такой целевой показатель: снизить уровень бедности в два раза по сравнению с 2017 годом. Здесь важно уточнить, что такая задача — снизить уровень бедности в два раза — уже ставилась в 2018 году. Только должно это было произойти к 2024 году. Однако властям стало очевидно, что задача выполнена в срок не будет, поэтому все и сдвинули аж до 2030 года.

Подведем краткий итог упражнениям властей в целеполагании и постановке соответствующих задач по решению проблемы бедности.

В 2003 году в России была поставлена задача преодолеть бедность, а сегодня мы только надеемся снизить ее уровень в два раза к 2030 году по сравнению с 2017 годом.

Не великоват ли срок будет для только частичного решения столь важной проблемы — 27 лет?

Кстати, уточним, что означает решение этой задачи — снижение к 2030 году уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом. А это значит, что в стране должно быть менее 6,5% бедного населения. Сегодня, напомню, почти в два раза больше, и к достижению цели мы практически не продвинулись.

Почему так происходит, ведь богатейшая, казалось бы, страна? А вот значительная часть населения — беднейшая. Да, так, как видим, бывает.

Для большего понимания проблемы предлагаю проанализировать структуру денежных доходов населения России и то, как менялась эта структура в последние годы.

Росстат выделяет четыре основных источника денежных доходов населения: оплата труда наемных работников, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и прочие денежные поступления. Если посмотреть, что происходило с изменением этой структуры в России в ХХI веке, то отметим, что доля оплаты труда в общих денежных доходах населения сильно не изменилась: как была около 60%, так и осталась (по итогам 2020 года — 58,5%).

Зато самые важные изменения происходили с другими составляющими частями денежных доходов. Если доля доходов от предпринимательской деятельности в денежных доходах населения в 2000 году составляла, по данным Росстата, 15,4%, то по итогам 2020 года она опустилась до 5,2% (почти в три раза!). И это не было каким-то снижением, вызванным коронавирусным кризисом в 2020 году. Все 2000-е годы доля доходов от предпринимательской деятельности неуклонно снижалась.

Напротив, доля социальных выплат все эти годы устойчиво росла: с 13,8% в 2000 году до 20,8% в 2020 году. Вообще сегодня доля социальных выплат в денежных доходах населения достигла рекордных значений (по итогам I квартала 2021 года, кстати, 21,7%) — такого показателя даже в советские времена, когда, казалось бы, государство вообще было целиком и полностью ответственно за доходы граждан, не было. Самая высокая доля социальных выплат в денежных доходах населения была зафиксирована тогда в 1985 году — 16,3%. Сегодня этот показатель, как видим, существенно выше того «советского».

И еще. Доля доходов от собственности в денежных доходах граждан в 2020 году составила 4,4%, а в 2000 году она равнялась 6,8%.

Таким образом, в ХХI веке в России в структуре денежных доходов населения произошли очень важные изменения.

Доля социальных выплат заметно увеличилась, а вот доля доходов от собственности, и в особенности доходов от предпринимательской деятельности, сильно снизилась. То есть люди стали гораздо более зависимыми от того, что им даст в виде социальных выплат государство.

Их благополучие стало гораздо меньше зависеть от того, что обеспечивало бы им независимость: от предпринимательской деятельности и от собственности.

Такая реструктуризация доходов граждан по источникам обеспечивает устойчивость действующей власти. Люди зависимы в материальном плане, значит, управляемы. Собственно говоря, сама политическая реальность новейшего времени полностью подтверждает это.

Но есть проблема, огромная проблема, которая очень трудно решается с такой структурой доходов: бедность. Причем, как показала жизнь, эта проблема не решается удовлетворительно даже с поступлением в страну триллионов нефтедолларов от экспорта нефти.

Проблема в том, что только за счет наращивания социальных выплат задача преодоления бедности решена быть не может. Критично важно развивать предпринимательство, укреплять институт частной собственности, делать так, чтобы люди в большей степени сами себя обеспечивали, только тогда появляется шанс уйти от бедности. Можно «раздавать рыбу», а можно «удочки» — это все о том же.

Но делать людей более независимыми с точки зрения их доходов для властей опасно. Ведь независимые люди и думать будут по-другому, и голосовать. Да и, в принципе, большая независимость противоречит скрепам нынешней системы правления в государстве. Сегодня здесь работает другой принцип: «зависим — значит управляем».

Так что у российской бедности есть вполне серьезные политические причины. Был ли это осознанный выбор властей — вопрос дискуссионный. Результат известен: богатая страна и бедное население.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: