По поводу Нобелевской премии Светланы Алексиевич
19.10.2015Любое литературное произведение обитает в треугольнике супероснов автор-текст-читатель.
Постмодернистские гибриды последнего времени характерны тем, что не только автор игнорирует текст и читателя, но и игнорируется сам автор. Эти произведения являются симулякрами, копиями без прототипа. В них, указанные суперосновы являются фиктивными изначально.
Произведения Алексиевич – это возвращение в пространство художественного произведения. В них отчетливо присутствует текст, определена активная позиция читателя, а сам автор выступает модератором не столько текста, сколько самого пространства существования произведения.
Пользуясь логикой критиков присуждения премии, можно «не режиссером» назвать Тарантино. Его «Криминальное чтиво» выглядит как совокупность клипов, а не сюжет. Но именно такой нелинейной является психология восприятия действительности человеком.
Но это не недостатки авторов. Сама наша действительность потеряла целостность и давно стала клиповой.
Светлана Алексиевич только использовала современный язык-технологию общения, но тема размышлений, предложенная ею читателю, из-за дискретности сюжета не утратила целостность и глубину смыслов.