Папа Бенедикт XVI: от гитлерюгенда до кандидата в святые

04.01.2023 1 By NS.Writer

Папа-эмерит Бенедикт XVI вернулся в Отчий дом. Пресс-служба Святого Престола объявила, что Почетный Папа скончался в 9:34 утра в субботу в своей резиденции в монастыре Mater Ecclesiae, который 95-летний почетный Папа выбрал в качестве своей резиденции после ухода из петровского служения в 2013 году. По состоянию на утро понедельника, 2 января 2023 года, тело почетного папы будет находиться в базилике Святого Петра, чтобы верующие могли отдать дань уважения.

Папа Бенедикт XVI

Уже несколько дней состояние здоровья Почетного Папы ухудшилось из-за преклонного возраста, о чем пресс-служба сообщила в своих обновлениях о развитии ситуации. Сам Папа Франциск публично поделился новостью об ухудшении здоровья своего предшественника в конце последней общей аудиенции в этом году, 28 декабря. Правящий Папа призвал людей молиться за папу-эмерита, который был «очень болен», чтобы Господь утешил его и поддержал «в этом свидетельстве любви к Церкви до конца». После этого приглашения возникли и умножились молитвенные инициативы на всех континентах, наряду с излиянием посланий солидарности и близости со стороны светских лидеров. 28-го декабря 2022 года, во второй половине дня принял таинство Елеопомазания (соборования), в том же монастыре в конце Святой Мессы.

В феврале 2022 года Почетный Папа упомянул о его грядущей смерти, указав, что он спокоен. «Довольно скоро я окажусь перед окончательным судьей моей жизни», — писал Папа Бенедикт в письме. «Хотя, оглядываясь назад на свою долгую жизнь, у меня могут быть большие основания для страха и трепета, тем не менее я бодр, ибо я твердо верю, что Господь не только справедливый судья, но и друг и брат, который сам уже пострадал за мои недостатки, а значит, и мой защитник, мой «Утешитель». В свете судного часа благодать быть христианином становится для меня еще более ясной. Оно дарует мне знание и даже дружбу с судьей моей жизни и, таким образом, позволяет мне уверенно пройти через темную дверь смерти». Он оставался активным до последнего.

Он руководил католической церковью менее восьми лет, пока в 2013 году не стал первым Папой, который ушел в отставку после Григория XII в 1415 году. Хотя кардиналы мира не поедут в Ватикан на конклав для избрания преемника, ожидается, что многие из них прибудут в Вечный город, чтобы попрощаться.

Как внутри, так и вне церкви Бенедикт XVI был признан выдающимся умом и добрым человеком. Йозефа Ратцингера будут помнить как одного из поистине великих христианских умов последних 100 лет; человек, который сочетал веру и разум с элегантностью и ясностью выражения в необычайной степени, но при этом излучал личное смирение на протяжении всей своей жизни. Он был теологическим партнером философского гения Кароля Войтылы и верным сыном Второго Ватиканского собора и его задачи подлинной реформы.

Некоторые вопросы, которые сейчас могут задать многие: кем был этот бывший понтифик? Как его папство повлияло на христианский, особенно на католический, мир? Каким будет его наследие?

Он был, мягко говоря, человеком глубокой учености и непоколебимой цели. «Бенедикт XVI был великим папой, — сказал Франциск в 2014 году. — Великим силой и проницательностью своего интеллекта, великим своим значительным вкладом в теологию, великим своей любовью к Церкви и людям, великим своими добродетелями и своей религиозности».

История его жизни, безусловно, была убедительной. Родился Йозеф Ратцингер в 1927 году в сельской местности Германии, он был младшим из трех детей. Его отец был полицейским, мать — поваром в разных отелях. Молодой Ратцингер, очевидно, был застенчивым и образованным мальчиком, который оказался не в том месте и не в то время. Его отец ненавидел нацистов, но ни отец, ни сын не могли избежать истории. Его призвали в программу гитлерюгенд — это было принудительно, а не по личному выбору — и он служил в нацистской армии, когда в 1943 году в армию были призваны семинаристы. В последние дни войны Ратцингер стал армейским дезертиром и в течение нескольких мучительных месяцев он был пленником союзников.

После рукоположения в сан священника в 1951 году он продвигался по служебной лестнице, в основном в роли богослова, преподавая в различных университетах. Диссертация Ратцингера на степень по богословию в Мюнхенском университете была посвящена идее святого Августина о народе Божьем. Его докторская диссертация по теологии в 1957 году была посвящена святому Бонавентуре, и, к его тревоге, ему пришлось пересмотреть ее, чтобы удовлетворить возражения одного из оппонентов, который увидел в ее подходе к откровению «опасный модернизм», вспоминал потом Ратцингер.

Будущий папа преподавал богословие во Фрайзинге, а затем в Бонне. С 1963 по 1966 год он преподавал в Мюнстере, а с 1966 по 1969 год — в Тюбингене, где в 1968 году наблюдал «очень бурный взрыв марксистского богословия».

В 1969 году он стал профессором Регенсбургского университета.В 1962 году, в возрасте 35 лет, он сопровождал кардинала Йозефа Фрингса из Кельна в качестве секретаря или богословского советника на Втором Ватиканском соборе, посетив все четыре сессии. Понимание Ратцингером божественного откровения как источника Священного Писания и традиции, которое вызвало проблемы в его богословских трудах, в частности в Догматической конституции Совета о Божественном Откровении, «Dei Verbum».

У него действительно были преданные последователи бывших аспирантов, которые периодически встречались с ним на протяжении многих лет для обсуждения богословских вопросов. Даже после того, как в 1977 году он был назначен архиепископом Мюнхенским, он продолжал руководить своими докторантами, которые не закончили свои диссертации. Но всегда было ясно, что он учитель. Иезуит, который привел группу американцев, чтобы встретиться с Бенедиктом на папской аудиенции, представил папу как «мой друг». Папа поправил его: «Вы были моим учеником, а не моим другом».

В 1972 году Ратцингерв месте выдающимися теологами ХХ века Гансом Урсом фон Бальтазаром, Анри де Любаком и другими основали теологический журнал «Communio». В 1977 году в его жизни произошло изменение направления, до этого направленного в сторону богословия. Папа Павел VI назначил его архиепископом Мюнхенским, а позже в том же году он стал кардиналом. Через три года своего понтификата, в 1981 году, папа Иоанн Павел назначил кардинала Ратцингера префектом Конгрегации доктрины веры, отдела курии, ответственного за продвижение и защиту католической веры. В этой роли, как и в годы его пребывания на посту папы, его положение уважаемого теолога оказалось неоценимым. Это было его ремеслом и — в профессиональной жизни за его иерархическими должностями — его призванием.

В 1984 г. Ратцингер издал инструкцию, обращающую внимание на «некоторые формы теологии освобождения, в которых недостаточно критически используются концепции, заимствованные из различных течений марксистской мысли». Два года спустя за этим последовало более позитивное наставление о «христианском учении о свободе и освобождении», которое лежит «в основе евангельской вести». В течение шести лет, предшествовавших его публикации в 1992 году, кардинал Ратцингер возглавлял комитет, разработавший Катехизис Католической Церкви, проект, выдвинутый Чрезвычайным Синодом Епископов в 1985 году при поддержке Папы Иоанна Павла II. Он стремился стать органическим синтезом основ католической доктрины в отношении как веры, так и морали в свете Второго Ватиканского собора.

Ратцингер посетил Англию в 1988 году, чтобы прочитать ежегодную лекцию Фишера перед католическим капелланом в Кембридже на тему «Потребительский материализм и христианская надежда». Когда в 2005 году капеллан собирал средства для новой часовни, Ратцингер, в то время Папа Римский, прислал пожертвование в размере 2000 фунтов стерлингов из собственного кармана.

На похоронах Папы Иоанна Павла в 2005 году в качестве декана Коллегии кардиналов. он проповедовал проповедь, как и на мессе для собравшихся для избрания нового папы, когда сказал: ««Взрослая» вера — это не вера, следующая веяниям моды и последним новинкам; зрелая взрослая вера глубоко укоренена в дружбе со Христом».

19 апреля 2005 года кардинал Ратцингер в возрасте 78 лет был избран 265-м Папой Римским и выбрал имя Бенедикт. Комментируя этот выбор, он сослался на папу Бенедикта XV (1914–1922) как на апостола мира и на основателя монастыря св. Бенедикта Нурсийского (480–547), «жизнь которого напоминает о христианских корнях Европы». Он был первым немецким папой почти за 1000 лет.

В 2012 году Папа Бенедикт канонизировал святую Хильдегарду Бингенскую, теолога, естествоиспытателя и композитора XII века, и объявил ее доктором Церкви. Она была одной из немногих выдающихся женщин в средневековой церкви и присоединилась к рядам святых Терезы Авильской, Екатерины Сиенской и Терезы Лизье — всего четырех женщин из 35 святых — которые были объявлены Учителями Церкви.

16–19 сентября 2010 г. во время первого государственного визита Папы в Великобританию он встречается с королевой Елизаветой II, архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом и причисляет к лику святых англичанина, принявшего католичество, кардинала Джона Генри Ньюмана.

Его глубоко ортодоксальные взгляды понравились его собратьям-священникам, которые восхищались его приверженностью католической догме, и в конце концов в 2002 году он стал деканом Коллегии кардиналов. Его взгляды почти на все аспекты христианского учения нашли точную формулировку в его десятках книг, в котором затрагивались такие разные темы, как контроль над рождаемостью и диалог между конфессиями.

Бенедикт чувствовал личную боль, размышляя о зле сексуального насилия в церкви. С 2001 года он поставил тогдашнюю Конгрегацию доктрины веры на службу кампании, чтобы предотвратить дальнейшие злоупотребления. Во время Крестного пути в Страстную пятницу 2005 года, за несколько дней до своего избрания, он воскликнул: «Как много грязи в Церкви». В 2010 году, обращаясь к жертвам сексуального насилия в Ирландии, он сказал: «Я открыто выражаю стыд и раскаяние, которые мы все испытываем». Он мог только смотреть на пример Христа: «Как и ты, он все еще носит раны своих несправедливых страданий».

Понтифик пересматривает противоречивые комментарии о презервативах и СПИДе в книге и говорит, что мужчины-проститутки, использующие презервативы, могут сделать первый шаг к более ответственной сексуальности. Папское учение о женщинах было особенно противно образованным женщинам, которые видели в церкви защиту патриархальных ценностей. Описание гомосексуализма как «внутренне ненормального» раздражало, особенно молодых людей. Однако в качестве папы Бенедикт предпринял ряд решительных шагов, которых не сделал его предшественник Иоанн Павел II. Что наиболее важно, Бенедикт наказал Марсиала Масиэля Деголладо, кровосмесительного двоеженца, серийного педофила и могущественного основателя «Легионеров Христа», важного католического религиозного ордена, лишив его разрешения проповедовать или проводить мессу публично. Он также раскритиковал ирландских епископов за их неправильное решение кризиса в церкви, вызванного сексуальным насилием. Для многих переживших сексуальное насилие со стороны священнослужителей этих действий было недостаточно.

Тем не менее, его взгляды, часто отмеченные принципиальностью, принесли ему прозвище «Божий ротвейлер», а иногда он возмущал широкую общественность, как, например, когда в 2006 году — в первый год своего папства — он атаковал ислам, преследуя Мухаммеда таким образом, который создал шум. «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и там вы найдете только злые и бесчеловечные вещи», — печально сказал он.

Бенедикт разозлил многих протестантских лидеров в 2007 году, когда он сказал, что только католическая и православная церкви являются истинными церквями, потому что у них есть законные епископы; остальные, по его словам, являются лишь «церковными общинами». Евреи были расстроены, когда в 2009 году он отменил отлучение от церкви антисемитских епископов-раскольников.

Он был человеком честного ума, который, хотя и был непреклонен во многих отношениях, принял веру своего детства с необычайной страстью и с энергией и настойчивостью погрузился в пласты богословия. Он верил в то, что считал неопровержимой истиной Евангелий, и его решительная позиция имела благородный оттенок. Больше всего ему не нравилось то, что он называл «диктатурой релятивизма». Он выступал за развитие «дружбы со Христом… которая открывает нас всему хорошему и дает нам критерий, по которому можно отличить истину от лжи и ложь от истины».

Папа Бенедикт был одним из величайших теологов своего времени, преданным вере Церкви и непоколебимым в ее защите. Во всем, не в последнюю очередь в своих письмах и проповедях, он взирал на Иисуса Христа. Было совершенно ясно, что Христос был корнем его мысли и основой его молитвы.

Став папой, Бенедикт продолжил свои богословские работы и выпустил три важных энциклики или папских письма. Первая энциклика, «Deus Caritas Est», или «Бог есть любовь», защищает «милосердие» как любовь, которую дарят бесплатно. Благотворительность — это не просто доброе дело, а действие, которое меняет и дарителя, и получателя. Вторая энциклика, «Spe Salvi», или «Спасенные в надежде», размышляет о надежде, которую Бог дает людям в мире, который часто кажется безнадежным. В третьей энциклике «Caritas in Veritate», или «Милосердие в истине», Бенедикт утверждает, что милосердие в основе своей связано со справедливостью. А когда дело доходит до вопросов человеческого прогресса и самореализации, мы не можем полагаться на национальное государство или рыночную экономику, потому что «без Бога человек не знает, куда идти, и даже не понимает, кто он такой».

Эти папские письма пытаются защитить христианство в мире, который, по мнению Бенедикта, становится все более враждебным религиозной вере. Что поразило в мысли Бенедикта — даже его богословских критиков — так это то, как элегантно он представил свои аргументы в пользу Христа и преображающей силы христианства как источников истины, красоты и любви. Но задолго до того, как он стал папой, Бенедикт признал, что христианство будет продолжать терять культурную почву и сокращаться до все меньшей группы верных верующих. В 1969 году Ратцингер предсказывал, что церкви придется «начать заново с самого начала», а это означало, что однажды христианству придется снова строить себя на своих основаниях.

Сочинения Бенедикта XVI будут актуальны спустя десятилетия, но его понтификат неизбежно будет связан с противоречиями. Что касается его личного наследия, то оно, скорее всего, будет определяться тем вопросом, который беспокоил Бенедикта больше всего: как католическая церковь все еще может изменить ситуацию в современном мире.

Наконец, Бенедикт резко изменил папство, уйдя в отставку, что дало возможность папам уйти в отставку в будущем. То, что раньше было немыслимо, теперь допустимо. Бенедикт был скромным человеком, желавшим лучшего для церкви. Он верил, что Святой Дух может вести церковь и без него. Он поддерживал своего преемника и по большей части хранил молчание, хотя сторонники и недоброжелатели пытались представить его немногочисленные заявления как нападки на Франциска. Несомненно, возникнет движение за канонизацию Бенедикта с восклицаниями «santo subito» («уже святой»). Но вопрос о его канонизации быстро не разрешится.

Для меня он был одним из величайших людей, когда-либо созданных Римско-католической церковью. Те из нас, кто любил его, понимали, в чем СМИ постоянно ошибались: он не был ни либералом, ни консерватором. Он был ортодоксальным христианином, который делал то, что должен был делать в качестве епископа, кардинала, а затем папы римского. Он защищал веру от новшеств. Он понимал, что в то время как светское общество находится в постоянном движении, роль церкви состоит в том, чтобы твердо стоять на вечных учениях.

Выступая перед журналистами после брифинга, папа Франциск сказал, что Бенедикт специально просил, чтобы все, в том числе и похороны, было отмечено простотой, как он прожил свою жизнь. Во время брифинга в пресс-службе Святого Престола в полдень директор Маттео Бруни сообщил журналистам, что Папа Франциск будет председательствовать на похоронах Почетного Папы 5 января в 9:30 по центральноевропейскому времени на площади Святого Петра. Он добавил, что с понедельника тело Бенедикта XVI будет положено в базилике, чтобы верующие, которые пожелают это сделать, могли отдать последние почести молитвами и последним прощанием.

Эксклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: