О святой преподобной Хильдегарде Бингенской

14.08.2022 2 By NS.Writer

Житие святой преподобной Хильдегарды Бингенской (1098–1179) и ее уникальные трактаты впечатляют даже пресыщенного информацией современного человека. Сочинения этой великой провидицы, теолога, писательницы и композитора, а также видного естествоиспытателя особенно хорошо известны и популярны в немецкоязычных странах. Универсальная женщина, мистик и исследователь, а позже также канонизированная игуменья, сформировала учение о гармонии между телом, разумом и душой.

О святой преподобной Хильдегарде Бингенской

В Средние века ее считали вестницей близкого конца света. Гуманисты прославляли Хильдегарду как первую великую женщину в истории литературы. Во времена Реформации люди любили ссылаться на неё, потому что она резко жаловалась на злоупотребления в папской церкви. Романтики создали образ «народной святой Хильдегарды» из множества историй о её чудесах. С индустриальной эпохи холистическая «медицина Хильдегарды» была популярна как щадящая альтернатива официальной медицине. Сегодня многие считают Хильдегарду предтечею эмансипации женщин.

Но кем на самом деле была матушка Хильдегарда? Многие детали её биографии до сих пор вообще не исследованы: наш образ этой великой женщины Средневековья до сих пор плотно окутан представлениями, мифами и легендами минувших веков. Но мало-помалу историческая фигура преподобной Хильдегарды обретает более четкие очертания.

Хильдегард родилась в 1098 году и была десятым ребенком графа Бермерсхайма в Рейнской области. Ее родители назвали ребенка при крещении в честь вероятной прародительницы, жены императора Карла Великого, императрицы Хильдегард, причисленной к лику святых.

Уже в раннем трехлетнем возрасте Хильдегарда, как она позже сама описывала, «увидела такой великий свет, что душа дрогнула». В столкновении со светом, который она позже назвала «живым светом», она смотрела и видела то, что долгое время оставалось невидимым для других и непонятным для нее самой. Много лет она молчала об этом и никому не рассказывала о своих переживаниях. Но позже она интерпретировала вторжение света в свою жизнь как знак избранности и призвания с самого начала: «Дар видения, — писала она, — был запечатлен в моей душе еще до моего рождения Богом-Творцом

Благодаря аристократическому происхождению, преподобная Хильдегарда с детства могла самым естественным образом общаться с высокопоставленными личностями. Поразительная откровенность, с которой она позже осудила действия Фридриха Барбароссы, например, коренится не только в уверенности, которая была ей дана через видения. Влиятельная фигура в церкви, она переписывалась с королевой Элеонорой Аквитанской и другими важными политическими деятелями того времени.

О святой преподобной Хильдегарде Бингенской

В возрасте восьми лет она попала под опеку дальней родственницы, матушки Ютты фон Шпонхейм и была отдана в монастырь в Дизибоденберге для духовного воспитания, где она получила всестороннее образование. Сама мать Ютта называла Хильдегарду семейной «десятиной» Богу. Ютта сыграла важную роль в жизни Хильдегарды. Она служила учителем и доверенным лицом. Она также создала среду, в которой Хильдегарда могла развивать отношения с Богом.То, что может звучать странно для сегодняшнего времени, ни в коем случае не было чем-то необычным для той эпохи.

Средневековое общество формировалось в первую очередь не государством, а церковью. Она присутствовала во всех аспектах жизни. От нее зависела и духовная жизнь. Через соборные и монастырские школы и университеты, которые должны были быть одобрены папой, церковь имела монополию на образование. Но она также имела право и обязанность самостоятельно обеспечивать социальную помощь. Епископы и аббаты занимали политически важные должности духовенства. На протяжении поколений монастыри были признанными оплотами классического образования и науки, и вплоть до появления университетов в конце ХІІ века они оказывали большое влияние на членов европейской знати, жаждавших образования.

В 1106 году Ютта фон Шпонхейм основала женский скит в тени могущественного бенедиктинского аббатства. Она принимала участие в молитвах монашеского хора в боковой часовне и в остальном вела жизнь затворницы и лидера небольшой женской общины.Хильдегарда принимает обеты в возрасте 15 лет, становится бенедиктинской монахиней.

Повседневная жизнь в женском скиту характеризовалась типичным бенедиктинским ритмом жизни с его чередованием молитвы и работы, учебы и духовного чтения, общинной жизни и уединения. Здесь Хильдегарда научилась читать и писать, здесь ее обучали пению псалмов, латыни, богословию и истории. Здесь она практиковала созерцание и размышление над Священным Писанием и молитву. Три ступени «lectio», «meditation» и «oratio», основа монашеского благочестия, стали для нее, так сказать, второй натурой с детства. Почти 40 лет жизнь Хильдегарды проходила в этом простом равновесии бенедиктинских будней.

О святой преподобной Хильдегарде Бингенской

Матушка Хильдегарда, как и многие другие женщины в монастырях того времени, имела доступ ко многим другим книгам философского и научного характера. Те, кто проследил влияние идей в ее произведениях, отмечают, что Хильдегарда, должно быть, читала довольно много. Часть правил бенедиктинцев требовала изучения, и Хильдегарда, очевидно, воспользовалась этой возможностью.

На горе Дизибоденберг Хильдегарда также приобрела глубокое образование и эрудицию — при посредничестве матери Ютты и монаха Вольмара, который впоследствии стал ее секретарем. Хотя позже она неоднократно называла себя (по глубокому смирению) неученой женщиной, «forma indocta» и «simplex homo» в своих трудах, она, тем не менее, обладала обширными библейскими, теологическими, философскими и естественно-историческими познаниями.

Когда Хильдегарде было 38 лет, умерла ее наставница, матушка Ютта. В результате Хильдегарда была единогласно избрана духовной матерью монастыря и отныне являлась игуменьей, настоятельницей монастыря.

При этом преподобная Хильдегарда ослабляет строгие правила. Она утверждает, что ее действиями руководит непосредственно Бог, который общается с ней в виде сновидений. Она просит своего секретаря записать эти видения на латыни и, наконец, получает разрешение от самого Папы на публикацию ее текстов. Хильдегарда пользуется большим признанием и является уважаемой женщиной. Она основывает другие монастыри, в том числе монастырь Рупертсберг, и успешно ими управляет, но при этом злые языки говорят, что она недостаточно строга с монахинями. Как современная деловая женщина, Хильдегарда много путешествует и знакомится с важными людьми. Она пишет книги о природе и медицине с советами о том, как работают травы, драгоценные камни или металлы, как обнаруживать и лечить болезни.

С биографической точки зрения 1141 год, вероятно, был решающим годом в жизни Хильдегарды. С этого момента ее жизнь резко изменится. Начался этап, который заслужил ее почитание как святой, а затем дал ей титул «тевтонская пророчица», «божья труба», первого немецкого богослова, композитора и естествоиспытателя. Сама она описала этот решающий поворотный момент в своей жизни в предисловии к своему дебютному произведению «Scivias»: «В 1141 году от воплощения Иисуса Христа, когда мне было 42 года и семь месяцев, сошел с неба огненный свет с вспышками молний. Он прошел через мой мозг и прожег мою грудь. И вдруг открылся мне смысл писаний… И услышала я голос с неба, говорящий мне: «Запиши, что видишь и слышишь!» И далее в другом месте: «Я не вижу всего этого внешними очами». и не слушайте их наружным ухом. Напротив, я вижу их исключительно и исключительно внутри себя, но открытыми телесными глазами, так что я никогда не страдаю бессознательным экстазом, но наяву вижу это день и ночь».

Возобновление вторжения света в ее жизнь и связанный с ним дар видения создали преподобной славу провидицы. Она приняла божественное поручение, в котором, кстати, во многом обнаруживаются поразительные параллели с рассказами о призвании ветхозаветных пророков, и стала записывать то, что узнавала, в «живом свете». Подобно пророкам, она считала себя орудием и рупором Бога. Ее заботил не личный мистицизм души, не личное погружение или опыт единения с Божественным Женихом, а пробуждение людей ее времени, побуждение их к покаянию и противостояние растущему забвению Бога.

Видения Хильдегарды призывали к действию, но она сомневалась. Не будучи уверена, около 1146 года Хильдегарда обратилась к святому преподобному Бернарду Клервосскому за советом. Он успокоил ее в коротком ответном письме, но отреагировал более осторожно, чем, вероятно, ожидалось, при этом не просил записать сами видения. В 1148 году папа Евгений III (впоследствии канонизированный) признал ее провидческий дар.

О святой преподобной Хильдегарде Бингенской

В результате Хильдегарда получила разрешение папы распространять свои видения. Ранние произведения преподобной уже демонстрировали связный взгляд на мир и человека, а также политические мысли, связанные с критикой злоупотреблений той эпохи. Здесь она представила свое строгое отношение к себе и свои решительные действия против любого «компромисса» с совестью и моралью.

Но и после признания ее видений на Синоде (созванном папой Евгением Третьим)в Трире преподобная Хильдегарда в последующие десятилетия часто консультировалась с духовником. Из ее обширной переписки с некоторыми высокопоставленными религиозными и светскими деятелями сохранилось более 300 писем. Эти сообщения обычно содержат советы относительно образа жизни и трудных ситуаций, о которых ее просили, а также утешение, ободрение, (иногда суровое) увещевание и предупреждение, наставления о правильном поведении и богословские вопросы.

В период с 1158 по 1171 год она предприняла — что весьма необычно для бенедиктинской аббатисы — четыре обширных проповеднических путешествия, в ходе которых она ежедневно преодолевала 25–30 км пешком, на корабле и верхом (в возрасте 63–73 лет):

1-е путешествие с 1158 по 1159 год;

2-е путешествие 1160 г;

3-е путешествие с 1161 по 1163 год;

И путешествие 1171 года. Основное содержание её проповедей — необходимость нравственного обновления Церкви.

Как мы видим, все её четыре проповеднических путешествия, которые она предприняла в период между 1160 и 1170 годами, также были тесно связаны с увещеваниями и критикой того времени. Содержание этих поездок состояло в критике двусмысленной дипломатии, неправомерных действий духовенства, прежде всего секуляризации церкви и требования действий против ереси катаров, девиантного христианского течения на юге Франции. Преподобная Хильдегарда осуждала злоупотребления своего времени; именно такое поведение показало, насколько бурной была эта эпоха с церковно-политической и социальной напряженностью.

За свою жизнь Хильдегарда написала множество работ на разнообразную тематику. Она писала богословские сочинения, письма, литургические гимны, стихи, медицинские и естественно-исторические труды и автобиографию. Одна из ее самых известных работ — «Scivias» (Знай пути). Этот трактат создан между 1151 и 1152 годами; в нем она документирует видения, которые пережила сама. В «Скивиасе» преподобная красочно и детально изображает историю спасения, от сотворения мира через искупления и развитие церкви до совершенства в конце времен. Она заканчивается Симфонией небес, ранней версией музыкальных произведений Хильдегарды. «Скивиас» одновременно пророчествует и увещевает в манере Иезекииля и Книги Откровения.

Также известны следующие сочинения матери Хильдегарды:

«Causae et curae» (причины и лечение болезней — целительные знания): в этой работе преподобная занимается происхождением и лечением некоторых болезней. «Physica»(«Целительная сила природы»): созданная между 1150 и 1160 годами, эта работа, состоящая из девяти частей, описывает целительные силы природы. «Liber vitae meritorum»(Книга жизненных заслуг): создана между 1158 и 1163 годами; имеет дело с добром и злом и является напоминанием о благочестивой жизни. «Liber divino rumoperum»(Книга божественных деяний): создана около 1163 года и является последней крупной работой Хильдегарды; имеет дело с видениями Хильдегард макрокосма вселенной и микрокосма человека и их отношения друг к другу.

Таким образом, она наполняла своими произведениями множество различных литературных жанров, большинство из которых были оправданы и узаконены ее видением. В конце концов, Хильдегарда видела себя в традиции библейских пророков, она хотела быть более консервативной, чем прогрессивной. Это намерение проявлялось в форме наставления, увещевания и напоминания о спасительном предназначении человека. Писания служили различным целям и были связаны с конкретными ситуациями или вообще с учением о спасении. Только через два столетия после их фактического создания духовные песни и трактаты открыли германскую мистику благодаря стилистике познания Бога.

О святой преподобной Хильдегарде Бингенской

Что завораживает в видениях преподобной, так это не только богатство содержания и разнообразие, но, прежде всего, уникальное сочетание богословских, космологических, естественно-исторических и духовных знаний. У матери Хильдегарды все увиденное получает свой смысл и соответствие на самых разных уровнях. Все связано и связано друг с другом. Преподобную интересовала религиозная интерпретация всей вселенной и последовательная христианская жизнь во всех сферах жизни. Все, небо и земля, вера и естественная история, человеческая жизнь во всех ее гранях и возможностях, было для нее зеркалом божественной любви («speculum divinae caritatis») и потому становится поводом для воспевания Божественной Премудрости.

Около 1150 года, сопровождаемая многими трудностями, она основала собственный монастырь в Рупертсберге недалеко от Бингена. Здесь она развернула дело своей богатой жизни, написав многочисленные книги, через обширную переписку со многими влиятельными и могущественными личностями своего времени, через управление своим монастырем в Рупертсберге и своим вторым монастырем Айбинген на другом берегу Рейн, который она посещала два раза в неделю.

Ее биограф, Виберт фон Гемблу, восторженно сообщал, что ее монастыри были очень хорошо обставлены, а во всех рабочих помещениях были проложены водопроводные трубы. Ей также приходилось справляться с натиском множества людей, ищущих совета, и больных. Сообщается о многочисленных молитвенных исцелениях по её молитвам.

После очень напряженного конфликта с капитулом Майнцского собора она скончалась в преклонном возрасте 17 сентября 1179 года в своем Рупертсбергском монастыре, признанная и почитаемая как святая еще при жизни. Ее мощи покоятся в паломнической церкви Айбингена; каждый год в день ее смерти здесь отмечается большой праздник

Валеологическая доктрина преподобной, также известная как «медицина Хильдегарды», основана на её обширных знаниях в области фитотерапии и натуропатии. Она научилась своим методам лечения в основном через божественные видения. Она создала новый вид народной медицины, объединив традиционные знания с травничеством своего времени. Она описывает целостное исцеление и представляет собой связь между людьми, окружающей средой, телом и душой. Баланс и гармоничное воздействие друг на друга являются залогом здорового образа жизни. Поэтому важно реагировать на болезни на всех уровнях, чтобы восстановить и поддерживать баланс и исцеление.

Итак, преподобная Хильдегарда 1098–1179) была одной из самых очаровательных личностей своего времени. Она не только основала собственный женский монастырь, но и написала широко известные работы по религии, медицине, музыке и космологии. Матушку до сих пор почитают как святую, ее знания и видения пользуются большой популярностью. Хильдегарда уже более 800 лет вдохновляет людей — и каждая эпоха всегда открывала что-то новое в пророчице из Рупертсберга

В Католической церкви Хильдегарда причислена к лику местночтимых (беатифицирована) святых в 1584 году. Она много сделала для веры. Евангелическая церковь в Германии также чтит память Хильдегарды. В 2012 году Римо-Католическая церковь канонизировала её (почитание стало всемирным) и назвала ее Учителем Церкви. Церковь удостоила такой чести только трех других женщин. До святой Хильдегарды этой чести удостоились Тереза Авильская и Тереза Младенца Иисуса.

Эксклюзив

 

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: