Кремль использует украинские суды для гибридной войны

02.11.2020 0 Редакция NS.Writer

Тернистое но поступательное продвижение Украины по пути демократизации, проведения реформ, усиления обороноспособности и развития экономики вызывают как минимум острую изжогу в Кремле и в бункере. А как максимум яростное отторжение и агрессивное противодействие.

| Newssky.com.ua

Об этом пишет Дмитрий Тор для.

Только октябрьские встречи президента Украины Владимира Зеленского с британским, польским и турецким коллегами привели к активизации политического, экономического и оборонного сотрудничества с соседними державами.

Пребывание же России в череде системных кризисов, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, значительно ослабляет возможности Москвы влиять на развитие событий в выгодном для себя направлении. Это стало особенно заметно на фоне последних фиаско в странах-сателлитах — обвала легитимности режима Лукашенко в Беларуси и военного конфликта в Арцахе.

Однако Кремль сохраняет способность воздействовать на определенные процессы в Украине. Почти семь лет гибридной войны и еще, наверное, такой же период подготовки позволили Москве создать в нашей стране разветвлённую и обширную сеть подпольного влияния, деструктивные действия которой затрагивают практически все сферы жизнедеятельности государства — от псевдомедийного и лжедепутатского присутствия до, как выяснилось, судебных диверсий.

Очевидно явные провалы во внешней политике (на европейском, американском, китайском, белорусском и кавказском направлениях) Кремль решил восполнить ложкой дегтя на украинском треке.

Решение Конституционного суда Украины по отмене положений антикоррупционной реформы и лишения НАЗК полномочий уже вызвало резонанс как внутри страны, так и в Европе.

Послы стран G7 в Украине в совместном заявлении в четверг расценили решение Конституционного суда как противоречащее требованиям западных партнёров и назвали его «усилиями по отмене антикоррупционных реформ в Украине». Брюссель в свою очередь рассматривает это постановление как основание для временной приостановки действия безвизового режима.

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов верно предполагает существование целостного плана, направленного на подрыв основ украинской государственности и нивелирование достижений на пути европейской интеграции. Он сообщил, что судьи КСУ целенаправленно занимаются расшатыванием Украины, а к скандальному решению по декларированию причастна Российская Федерация.

Он также обратил внимание, что решение Суд принял сразу после окончания местных выборов, которые сами по себе в части децентрализации содержат очень сложные вызовы национальной безопасности. По его убеждению, такие шаги и их последовательность свидетельствуют о целеустремленности и продуманности антигосударственных действий. Таким образом становится очевидным, что судьям КС отведена не последняя роль в «пятой колонне».

Заместитель председателя партии «Голос» Ярослав Юрчишин утверждает, что «попытки взорвать легитимность антикоррупционной системы не прекращались ни на мгновение с момента ее запуска, но именно последние полгода они стали системными».

НАЗК в свою очередь сообщило, что у некоторых судей КС обнаружили признаки нарушения той правовой нормы, которую они упразднили (недостоверное декларирование состояния). Это свидетельствует о конфликте интересов при принятии решения и ставит под вопрос объективность решения Суда.

Это уже не первое «подобное» решение КСУ, тревожные тенденции толковании Конституции «на заказ» наблюдались и раньше. Сюда относится разрешение в ноябре 2003 Леониду Кучме баллотироваться на третий президентский срок; возврат в 2010 году к Конституции 1996 года, что помогло Януковичу узурпировать власть; отмена закона о незаконном обогащении в феврале 2019 года, что привело к закрытию необходимого стране уголовного производства против коррупционеров.

Примечательно, что практически все «эпохальные» решения КСУ так или иначе отвечают интересам России поскольку затрудняют реформирование украинского общества и замедляют процесс евроинтеграции. Поэтому не удивительно, что и последнее решение было расценено экспертами как антигосударственный мятеж.

Следует сказать, решения КС как инструмент реализации политических заказов не нов и заимствован у восточного соседа. Конституционному суду России в марте хватило двух суток (выходных дней) для того, чтобы рассмотреть и признать легитимными поправки к конституции РФ (более 400). Согласно его заключению ни обнуление президентских сроков, ни оригинальная процедура принятия поправок, ни ограничения местного самоуправления, ни отказ от исполнения решений международных судов не противоречат основному закону.

КС в России используется для легитимации самых сомнительных инициатив, выполняя тем самым антиправовую роль. Его состав также тщательно подобран и уже много лет не пополняется дабы избежать нежелательных результатов. Судебная ветвь власти в России вообще не имеет ничего общего с верховенством права. Недавнее изъятие из Росреестра данных о недвижимости высших должностных лиц и отказ от проверки на наличие двойного гражданства среди депутатов и министров не вызывает у российских юристов никакой реакции. В РФ коррупционная составляющая в виде лояльности режиму полностью доминирует в решениях судов всех уровней.

Очевидно, мотивация судей КС Украины была построена по аналогичной матрице. При этом чуть большая поддержка избирателей пророссийских сил на местных выборах в совокупности с «правильной» ориентацией КСУ (или мотивацией) была воспринята как предел их возможностей и необходимость добиваться дестабилизации украинского общества с существующих позиций.

Учитывая нездоровую тенденцию в трактовке КСУ основного закона Украины есть опасения, что и решение по языковому вопросу, запланированное на 3 ноября, будет принято не в интересах нашего государства. То же самое касается земельной реформы.

Несомненно, Конституционный суд антиукраинскими решениями растеряет остатки своей фактической легитимности, выполнив тем самым «поставленную задачу».

Бесспорно также то, что у украинского общества есть инструменты для исправления ситуации и предотвращения вредительства в будущем. Президент Владимир Зеленский уже внес в Верховную Раду законопроект, которым предлагается признать решение Конституционного Суда от 27 октября 2020 года как принятое судьями КСУ в условиях реального конфликта интересов и не создающее правовых последствий.

Кроме того, рассматривается полное обновление состава КСУ, а также его упразднение с передачей его полномочий Верховному Суду Украины. Первую инициативу уже поддержал Европарламент.

В завершении следует сказать, что Запад не настолько обеспокоен коррупцией как явлением, сколько политической коррупцией как инструментом влияния на развитие государства и общества, особенно если это влияние внешнее. Если Киев продемонстрирует принципиальность и решительность в ликвидации еще одной российской угрозы, Украина не перестанет получать помощь демократических стран и поддержку мировых институтов в дальнейшем продвижении реформ.

Поделиться статьей: