Литовско-китайский фронт гибридной войны: выводы для Украины. Эксклюзив

04.12.2021 0 By NS.Writer

На фоне кипения страстей по поводу вероятных поворотов в судьбе Украины после новой встречи Байдена и Путина несколько незамеченным в Киеве остается резкое обострение отношений между маленькой, но гордой Литвой и гигантским, все более демонстрирующим жесткость на международной арене Китаем.

С 3 декабря литовские предприниматели больше не могут растаможить свои товары в Поднебесной, так как Китай исключил Литву из своей электронной системы таможенного декларирования. Министерство иностранных дел Литвы сообщило, что будет добиваться реакции Европейской Комиссии на действия Китая. Увы, как раз в это время новая правящая коалиция Германии заявила, что выступает за диалог с Китаем. В тексте коалиционного соглашения социал-демократов, либералов (свободных демократов) и «зеленых» говорится: «Мы стремимся к сотрудничеству с Китаем везде, где это возможно».

Не смотря на то, что внешняя политика Литвы всегда была яркой и дерзкой, всего два года назад невозможно было представить, что самой антикитайской страной Европы станет именно Литва, а не к примеру, Великобритания. Тем не менее именно отношения Литвы с Китаем испортились за последнее время сильнее всех в ЕС. Вильнюс клеймит Пекин за притеснения уйгуров, за подавление протестов в Гонконге, за стремления занять европейский рынок и усилить свое влияние с помощью инвестиций в инфраструктуру. Кульминацией в нагнетании напряжения стала открытая поддержка Тайваня («Республики Китай»). Пекин моментально прекратил движение своих товарных поездов в Литву и выдачу ей разрешений на импорт продовольственных товаров в КНР, отозвал своего посла из Вильнюса и «указал на дверь» литовскому послу.

Отметим, что для китайской стороны стало совершенно неприемлемым фактическое признание официального Вильнюсом независимости Тайваня и решение об открытии у себя представительства этой, с точки зрения Пекина, части Китайской Народной Республики. На этом фоне блекнет даже выход Литвы из программы партнерства «Китай + 17 стран Европы», в рамках которой Поднебесная собиралась коррумпировать правительства стран региона. Для Пекина невероятно оскорбительным является сам факт существования Тайваня в международной политике. В Украине мы вполне можем понять природу китайского гнева по поводу поведения литовских властей, реагируя например на заявления Лукашенко о поездке в оккупированный Крым.

С другой стороны позиция Литвы абсолютно нормальна с точки зрения обычной логики международных отношений, а поведение вполне вписывается в видение мира и логику действий молодой европейской демократии. Вильнюс вполне обоснованно считает критику Пекина одним из способов защиты от экспансии Москвы. Позиция литовских властей основана еще на том, что торговый оборот с Китаем является мизерным и особенного экономического ущерба китайские санкции не нанесут. Получить сегодня выгоду от постоянно растущего китайского транзита в Европу Литва не может — полностью разорваны отношения с другим транзитным соседом, Беларусью. Планы использования транзитных возможностей республик Балтии, которые у Китая были всего несколько лет назад, забыты на фоне рыночной целесообразности работать напрямую с Западной Европой.

Решительный курс на обострение

В 2014 году, когда Россия в ответ на санкции за оккупацию части территории Украины ввела против стран ЕС продуктовое эмбарго, литовский бизнес стал стремительно завоевывать китайский рынок. За последние 7 лет литовский экспорт в Китай вырос в 10 раз — до 316 млн евро, а суммарный товарооборот двух стран достиг 1,5 млрд евро. Для сравнения: товарооборот Литвы и Тайваня сегодня — это всего 85 млн евро. В 2019 году в Вильнюсе с визитом даже побывал глава Госсовета КНР Ли Кэцян.

В этом же году впервые отмечены и признаки ухудшения отношений Литвы с Китаем, когда Департамент государственной безопасности Литвы впервые упомянул Китай в своем ежегодном отчете об угрозах, а президент Гитанас Науседа выступил против привлечения китайских инвестиций в развитие литовских портов.

В 2021 году темпы обострения резко ускорились. В мае Литва заявила, что выходит из формата «17+1», одновременно литовская военная разведка заявила, что участие китайской компании Huawei в разработке инфраструктуры 5G несет угрозу национальной безопасности.

В сентябре Минобороны Литвы заявило, что китайские Huawei, Xiaomi и OnePlus создают риски в области кибербезопасности — речь идет об утечке данных и ограничениях свободы слова. В ноябре Литва стала первой страной в Европе, имеющей официальное представительство Тайваня.

За решительными заявлениями Вильнюса по тайваньскому вопросу последовала сходная реакция Европарламента — евродепутаты одобрили резолюцию о сотрудничестве между ЕС и Тайванем, отметив особую роль Литвы и осудили китайское давление на республику.

То есть, небольшая республика, международная активность которой еще недавно ассоциировалась почти исключительно с противодействием России в отражении агрессии Кремля на территории Украины, открыла второй фронт, вступив в конфронтацию с Китаем.

Если раньше критика была направлена исключительно против России Путина, то сейчас Литва заявляет о необходимости защищать свободу и демократию от Минска до Тайбэя. Мы хотим иметь дело лишь с теми, кто мыслит так же, как мы, — эту мысль, высказанную премьером Литвы Ингридой Шимоните, можно назвать квинтэссенцией новой внешней политики.

Возможности Литвы в значительной степени усиливает то, что она удачно вписывается в тренды, которые задают США. Как пример, можно привести резолюцию Сената США от 5 ноября, которая целиком посвящена поддержке литовских действий по проблеме Тайваня. США готовы поддерживать Литву и дальше — республика может помочь сдвинуть на более антикитайские позиции государства ЕС, и страны-ассоциаты ЕС, в частности Украину и Молдову. Кроме того, Вильнюс сегодня представляет собой такой своеобразный пробный камень, на чьем примере будет видно, как далеко зайдет Пекин в ответ на заигрывание с Тайванем.

Высокие ставки

Сегодня многие эксперты считают, что Вильнюс может нанести Поднебесной несоизмеримо больше вреда, чем она нему. Ведь балтийская республика стала флагманом критики китайских технологий в Европе. Не будучи связанным с Пекином или китайскими технологическими гигантами обязательствами, Вильнюс открыто заявляет об опасности китайской электроники. Министерство обороны Литвы призвало своих граждан не пользоваться китайскими смартфонами, и Вильнюс выносит этот вопрос на уровень Евросоюза и НАТО. Польша, Румыния и Эстония уже приняли меры по исключению китайского технологического гиганта Huawei из сетей 5G. Уходящее правительство Германии отреагировало на обвинения Литвы в адрес Китая расследованием в сфере кибербезопасности.

То есть, Литва как член Европейского союза, оказывает на его действия достаточное влияние. Однако на Европу у Пекина большие планы, поэтому и ответ на литовский вызов со стороны Китая стал показательно жестким, системным и продолжительным. К тому же давление Пекина на Литву, которая жестко критикует Кремль, неизбежно станет фактором российской политики на европейском направлении, в частности и в отношении Украины. Мощности российских портов в Санкт-Петербурге уже достаточны для того, чтобы вообще перехватить у Восточной Европы весь контейнерный транзит из Азии в Европу по суше. Пограничный кризис Польши и Беларуси и свертывание отношений Киева и Минска, играют на руку интересам Кремля — торговля постепенно будет идти именно через возможности РЖД и российские порты на Балтике.

Самая неприятная для литовских политиков особенность китайского поведения (теперь очевидная и украинским экспертам) состоит в том, что смесь конфуцианства и марксизма, на которой основано мировосприятие Пекина, не предполагает признания безнадежности отдельных людей и целых государств. Согласно этой философии, как бы плох ни был человек или его поступки, он подлежит перевоспитанию и способен осознать собственные ошибки. Стоит вспомнить времена «культурной революции», когдацель нападок на противников курса Мао была не в том, чтобы их уничтожить. Основная задача состояла в перевоспитании — эти люди должны были осознать ошибки и встать на путь «правильной» жизни.

Сегодня Китай, в силу своего растущего экономического могущества, является органичной частью не только мировой, но и европейской политики. Китайские чиновники утверждают, что антикитайски настроенные политики в Литве себя переоценивают и загоняют в тупик. 29 ноября официальный представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь открыто заявил, что за ошибки надо платить. Директор Департамента европейских исследований Китайского института международных исследований Цуй Хунцзянь перешел к прямым оскорблениям и угрозам: «Ошибка, допущенная некоторыми странами, такими как Литва, не должна повлиять на общую картину сотрудничества Китая и Европы. Мы не можем позволить мышиному навозу испортить весь горшок с кашей. Мы должны позволить другим европейским странам увидеть перспективы сотрудничества с Китаем».

Символической можно считать и редакционную статью китайской газеты «Глобал таймс» под названием «Наказать Литву как муху»: «Когда мы прихлопываем муху — нам просто нужно быть осторожными, чтобы не испачкать руки или стены и не разбить вазу на столе. Пекин должен спокойно наказать Литву, исходя из необходимости конкурировать со США. Это должно заставить Литву почувствовать боль и продемонстрировать наше достоинство как великой державы».

Очевидно, что Китай во внешней политике полностью отошел от старой концепции «мирного развития ради всеобщего процветания» и открыто демонстрирует совсем не мирные действия для продавливания своих интересов на мировой арене.

Для украинских политиков, включая «синофилов» в правящей партии, самый большой урок Литвы заключается в том, что экономическое принуждение не обязательно означает, что страна должна отказаться от независимых внешнеполитических решений.

МишинАндрей Мишин, кандидат политических наук, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: