Китайский транзит российских выборов. Эксклюзив

20.09.2021 0 By NS.Writer

Результаты прошедших в России выборов были вполне предсказуемы еще до формального начала кампании. Сейчас мы можем обсуждать нюансы: как трехдневное электронное голосование (новшество этих думских выборов); так и причуды «номинальной» управляемой из Кремля демократии, всего того, что в Москве и Киеве принято называть «админресурсом», жесткость репрессий и бархатное снятие неугодных кандидатов «системной» оппозиции, раздача денег избирателям перед выборами, стерилизация информационного и гражданского пространства, в частности «Умного голосования» и уступок Apple и Google, удаливших из аппсторов приложение «Навальный» — повлияло на итог.

ns

Исходя из характера целей можно критиковать или аплодировать оригинальным решениям, избирательным технологиям и действиям корпорации «Росполитика» (так последние пять лет принято называть внутриполитических стратегов путинской администрации) связанным с санкциями, коронавирусом, конституционной реформой 2020 года, отравлением Алексея Навального, хабаровскими и белорусскими протестами. В контексте стандартов и ценностей для ЕС и США все однозначно: российские выборы 2021 года были нечестными и непрозрачными.

Однако для объяснения процессов политической мутации (адаптации, выживаемости) путинского режима в условиях новейших глобальных вызовов и системного международного давления (прежде всего связанного с российской оккупацией территории Украины) этого недостаточно.

Уходящая Дума VII созыва обеспечила Кремлю законодательное оформление трансформации, теперь обновленная Дума VIII созыва (состав партии власти обновился наполовину, других думских партий — на треть, некоторой интригой стало появление в нижней палате партии «Новые люди») получила роль политического гаранта ключевого для системы транзита 2024 года.

«Единая Россия» в новой Думе сохраняет конституционное большинство, но единым консолидированным субъектом политики не стала. В ней очевидны противоречивые интересы двух «кремлевских башен»: Кириенко и Володина, плюс разношерстная компания депутатов, аффилированных с разными организованными (в разной степени криминальными) политико-финансовыми группами, ведомствами и корпорациями, регионов.

На новом этапе политической трансформации турбулентность российской элиты может кардинально возрастать. Обращает внимание, что чистки в гражданском обществе и в медийном пространстве идут по китайскому сценарию десятилетней давности.

Внешнее влияние на политическую ситуацию разных стран в современном мире не для кого не является секретом, периодически всплывают обвинения одних стран в адрес других о вмешательстве в национальные избирательные кампании. Кремлевская пропаганда на нынешних выборах натужно оправдывала каток репрессий против несистемной оппозиции именно противодействием вмешательству Запада, прежде всего США. Пекин не явно, но активно взаимодействует с правящими политическими силами интересующих его стран независимо от идеологии. Это касается стран Африки, Юго-восточной Азии, Южной Америки, государств участников проекта «Один пояс- один путь». В январе этого года президентом Киргизии даже стал политик, рожденный в Китае, всю избирательную кампанию которого оплатили китайские корпорации. Политическая коррупция — мощный инструмент экономической экспансии и доминирования перспективного мирового гегемона. Но и стабильность правящих режимов стран партнеров чрезвычайно важна для товарища Си: как в глобальном противостоянии с США, так и стабильности климата для китайских инвестиций.

Может быть Владимир Путин и не хочет себе в этом признаваться, но в его политическом долголетии больше всех в мире заинтересовано руководство китайской компартии, объясняя свои действия противодействием в разных странах мира «западной буржуазной демократии» новым идеологическим термином «консервативный интернационал».

В этом контексте, передача власти от Путина — каждодневного президента к Путину — портрету в телевизоре уже отчасти произошла без китайской помощи. Но чем дальше, то все более очевидно, что все больше Путина будут играть многочисленные заместители, технократы-мандарины, партийные функционеры, жрецы и толкователи. То есть модель председательства КНР наиболее приемлемое решение задачи согласования действий правительства президента и правительства премьера, администрации президента, Совбеза, Госсовета, Комиссии Козака, ВЭБа, крупных корпораций с прямым выходом на президента. В такой управленческой модели (с национальными особенностями) российская система в целом и отдельные ее блоки способны более эффективно решать задачи государственного управления, где сегодня наблюдается перекос. Например, Комиссия по вопросам содействия международному развитию Козака, указ Путина о создании которой был подписан еще в начале осени 2020 года так и осталась на бумаге. Противоположный пример, невообразимо быстрое развертывание системы «Центров управления регионами, осуществленное правительством под эгидой президентской администрации в 2020 году. За год была создана мощная централизованная система сбора в соцсетях информации и быстрого реагирования на волнующие граждан проблемы. Система показала свою эффективность на прямых выборах глав регионов этой кампании, во всех девяти регионах победу «одержали» действующие «мандарины», которые либо переизбирались на новый срок, либо с приставкой врио избирались впервые.

Нынешняя избирательная кампания в Госдуму зафиксировала ключевые перемены, которые произошли с политикой страны-агрессора за семь лет после оккупации части территории Украины. В условиях международного давления внутриполитическому блоку путинской администрации удалось выстроить систему с минимумом публичных скандалов и конфликтов, превратить голосование в привычные для кремлевского куратора Сергея Кириенко эксперименты с цифрами и кадровыми перемещениями в корпоративном стиле.

Однако выстроить более синтетическую и многомодульную систему у главы внутреннеполитического блока путинской администрации не получилось. Со времен пенсионной реформы 2018 года, Сергей Кириенко настаивает на моральном износе партии «Единой Россия», исчерпании ее потенциала, необходимости обновления. Куратор внутренней политики, пытался провести некоторые изменения, создав в 2020 году несколько новых «системных» партий. Один из проектов «Новые люди» с треском, но проходит в новую Думу. В ряды самой «Единой России» добавили разного рода волонтеров, «лидеров России» и молодых технократов. Кремлёвские кураторы даже в борьбе с группой спикера Думы Володина (в данном клане консерваторов в составе Андрея Турчака, Дмитрия Медведева и Сергея Шойгу считают, что партия власти, несмотря на усталость населения и токсичных лидеров, остается мощной политической силой со своим ядром поддержки и потенциалом роста рейтинга и незаменима фундамент режима) запустили тезис, что «ничего катастрофичного не будет, если „Единая Россия“ не получит конституционного большинства».

Сергей Киреенко активно пытался выдавить КПРФ с центральных позиций российской политики и заменить очередным технократическим проектом красного цвета. В итоге партия товарища Зюганова искреннего друга товарища Си заняла второе место на Думских выборах 2021 года с впечатляющим результатом более 20%.

В чем причина? По нашему скромному и субъективному мнению, в опасениях Пекина о возможном изменении внешнеполитического курса Кремля после июньской встречи в Женеве Джо Байдена и Владимира Путина. Подтверждением стал небывало широкий прием и тесные контакты руководства партии «Единая Россия» и КПРФ с китайским руководством во время празднования 100-летия КПК. Видимо китайские стратеги нашли ресурсы и рычаги для не афишируемой интернациональной помощи антизападным партийным функционерам и чиновникам в России.

Так или и иначе Россию после «выборов» ожидают серьезные пертурбации парламентско-правительственного блока с заменой обоих спикеров и партийных лидеров, а также полной реконфигурацией партийно-политического дизайна. А в интересах Украины, чтобы этот дизайн был не по фэн-шуй.

МишинАндрей Мишин, кандидат политических наук для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: