Как «Мотор Сич» чуть не стал «Мотор Си». Научно-техническое сотрудничество с Китаем: между криминалом и шпионажем

22.11.2023 1 By Writer.NS

Эксклюзив. Типичные методы китайского «стратегического партнерства» и «научно-технического сотрудничества» хорошо видны на примере Украины. В частности, на примере истории с попыткой захвата АО «Мотор Сич». Китайский business as usual неизменно основан на коррумпировании принимающей страны и эксплуатации уязвимостей в её законах и обществе. В итоге, лучшим бизнесом с Китаем, с учетом всех выгод и рисков, оказывается полный отказ от ведения с ним каких либо дел вообще.

После начала полномасштабной агрессии против Украины, 24.02.22, Китай формально уклонился от осуждения России, но по факту прямо поддержал её. Китайские СМИ яростно повторяют нарративы российской пропаганды, обвиняя Украину в нацизме и разжигая украинофобские настроенияв китайском обществе.Впрочем, сама по себе Украина, как цель, для Пекина второстепенна. Главной его мишенью выступают США, и Запад в целом, а внешние действия Китая, как политические, так и экономические, равно как и пропаганда, направленная и на собственное население, и вовне, решают основнуюзадачу: нанесение Западу, как либерально-демократической и рыночной системе мироустройства, максимального ущерба. Китай, под руководством Си Цзиньпина окончательно лег на неомаоистский курс, объявив Западу экзистенциальную войну. Её главные цели – лишение США ведущей роли в современном мире, и слом либерального мироустройства в целом.

Украинский урок

Что касается Украины, внесшей в своё время огромный вклад в становление китайского ВПК, то она получила наглядный урок, сводящийся к тому, что никакие партнерские отношения с Пекином невозможны. В отношениях с соседними странами Китай выступает только как грабитель и захватчик. Правда, в отличие от России, исчерпавшей методы мирного влияния, неомаоистская КНР пока предпочитает относительно мирные инструменты: кражу интеллектуальной собственности и коррумпирование аборигенов, с целью склонения их к государственной измене. Стремясь воздействовать в свою пользу на слабое украинское государство, в котором, после распада СССР и до настоящего времени, идет, с переменным успехом, борьба двух процессов: формирования гражданского общества и тотального коррупиционного распада, КНР неизменно делала ставку на коррупционеров, и достигла на этом пути немалых успехов.

В течение многих лет Украина поставляла Пекину важнейшие военные технологии, которые он не мог получить где-либо еще. В их число вошли первый китайский авианосец, корабельный противоракетный радар с фазированной решеткой (в 2008 году) и современные турбореактивные и ракетные двигатели.

Читайте также: Китай: региональные задачи с оглядкой на США

При этом, как украинская, так и китайская сторона старались избегать публичности в том, что касалось сотрудничестива в сфере военных технологий. Факты, причём, далеко не все,всплывали на свет лишь много позднее. «Кажется, что обе стороны избегаютсотрудничества в военной промышленности и ни слова не говорят о военной торговле. Но на самом деле Китай является крупнейшим заказчиком украинской военной промышленности», — писала в 2015 году китайская государственная газета Global Times, структурное подразделение «Жэньминь жибао», официального печатного издания ЦК КПК.

Некоторые из самых важных военных сделок между двумя странами были заключены при крайне туманных обстоятельствах. Так, продажа недостроенного авианосца «Варяг» была засекречена и прикрыта версией о его покупке в качестве будущего развлекательного комплекса. И только в 2015 году, в интервью South China Morning Post, Сюй Цзэнпин, бизнесмен из Гонконга, рассказал,как в 1998 году он отправился в Украину чтобы купить недостроенный авианосец якобы для превращения в крупнейший в мире плавучий отель и казино. Когда же ему удалось купить «Варяг» и доставить его в Китай, он передал его НОАК. В 2012 году авианосец вошел в состав китайских ВМС под именем «Ляонин». Опыт его достройки сделал возможным постройку уже чисто китайских авианосцев.

Китай также получил из Украины несколько крылатых ракет воздушного базирования, с возможностью оснащения их ядерными боеголовками. Эта история всплыла только в 2005 году, причём, украинские прокуроры утверждали, что ракеты были проданы незаконно, и вывезены из Украины контрабандой, а в сделке были замешаны чиновники, лояльные бывшему президенту Украины Леониду Кучме. Такая неразборчивость в средствах, и готовность легко перейти от законных методов к незаконным, очень характерна для Китая.

И даже в настоящее время Украина всё ещё остаётся одним из ключевых поставщиков в Китай сельскохозяйственной продукции, такой как кукуруза и подсолнечное масло. Впрочем, к научно-техническому сотрудничеству в области военных технологий это уже не имеет отношения.

Но технологический ресурс, который мог быть выжат из Украины, был конечен, а украинская власть, сближаясь с США, и, в целом с Западом, начала перекрывать каналы, по которым Китай получал интересующие его технологии. Переломным моментом стала история с неудавшимся отъёмом АО «Мотор Сич», интерес к которому возник у Китая в 2009 году.

Попытка захвата «Мотор Сич» на фоне охлаждения отношений Пекина и Киева

Некоторое время Китай удовлетворялся закупкой у «Мотор Сич» готовых двигателей, и их обслуживанием с помощью украинских специалистов, подбираясь к технологиям их производства очень осторожно и исподволь. Но, начиная с 2014 года партнерство Пекина и Киева пошло на спад, поскольку после аннексии Крыма и вторжения России на Донбасс, Украина уже бесповоротно отдала приоритет вступлению в НАТО. Видя, что Украина устремилась к более тесному сотрудничеству с США, НАТО и ЕС, в Пекине решили, что окно возможностей для проникновения на «Мотор Сич» вот-вот закроется, и форсировали действия по его захвату, решив сыграть ва-банк.

АО «Мотор Сич» — крупная украинская корпорация, занимающаяся производством авиационных газотурбинных двигателей для самолетов, вертолетов, крылатых ракет, а также промышленных газотурбинных установок. Производственные мощности компании находятся в Запорожье. »Мотор Сич» поставляла авиадвигатели более чем в 100 стран мира и считается одной из самых мощных компаний в этой области.

В Китае находятся в эксплуатации более 1200 единиц 13 типов авиадвигателей, изготовленных на «Мотор Сич» (на самом деле намного больше, поскольку данные заведомо неполные). Всем им нужно обслуживание, ремонт,запчасти, модернизация. Еще больший интерес для Китая представляло бы открытие производства авиадвигателей на своей территории. Собственно говоря, именно к этому неизменно и сводится китайское научно-техническое сотрудничество во всех странах: покупка или кража технологий, а в финале – организация аналогичного производства в Китае, руками китайских рабочих и специалистов. В этом направлении «мягкого поглощения и переваривания» и развивались китайские отношения с «Мотор Сич», но события 2014 года, с одной стороны, создали для Пекина дополнительное окно возможностей, с другой – подтолкнули его к ускоренным действиям.

До 2014 года на Россию приходилось 75% экспорта «Мотор Сич». После запрета экспорта в Россию из-за аннексии Крыма предприятие попало в глубокий кризис, а правительство Украины не смогло помочь ему с поиском альтернативных рынков. Вместе с тем, ни Китай, ни Россия ни тогда, ни даже сейчас, в 2023 году,не в состоянии произвести авиадвигатели приемлемого качества и долговечности.

Воспользовавшись сложной ситуацией, в которой оказался «Мотор Сич», китайская фирма Beijing Skyrizon предложила ему сотрудничество. В обмен на передачу части технологий в Китай, украинское АО получало кредит в $100 млн сроком на 10 лет. Кредит предоставлял государственный Банк развития Китая (China Development Bank). Это означало, что в случае банкротства Beijing Skyrizon все права, возникшие в связи с кредитом, перейдут к китайскому правительству. Фактически, оно получило бы контроль над «Мотор Сич».

В 2016 году Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров и почетный президент «Мотор Сич» подписал еще одно соглашение о продаже китайцам контрольного пакета украинской компании. Новым совладельцем АО «Мотор Сич», с правом решающего голоса, поскольку речь шла о контрольном пакете акций, стала компания Beijing Xinwei Technology Group Co. Ltd китайского магната Ван Цзином. Ван Цзин, специализирующийся на рейдерских захватах и недружественных поглощениях в интересах КНР, тесно связан и с Россией, через ряд влиятельных чиновников.

Сделка оформлялась крайне непрозрачно, в обстановке строгой секретности, так что все её детали публично не озвучены до сих пор. Богуслаев, подстрекаемый агентами Китая и России, внедренными в его окружение и работавшими в тесном контакте друг с другом, совершил государственную измену, тайно продав «Мотор Сич» за $500 млн. Личности покупателей скрывалась за анонимными офшорными компаниями и подставными лицами, а о факте продажи стало известно лишь спустя три года.

Как стало известно в дальнейшем, сделка была выстроена через группу дочерних компаний, чтобы даже в случае её раскрытия избежать обвинений в нарушении антимонопольного законодательства Украины. Доля каждого из покупателей не превышала 25%. Дочерняя Beijing Skyrizon официально получила всего 9,99% акций «Мотор Сич» через дочернюю компанию Skyrizon Aircraft Holdings, зарегистрированную на Британских Виргинских островах. Ещё 21,7% акций приобрела кипрская фирма Reckoner Investment Holdings Ltd, которой владала Firestorm Business Limited, также зарегистрированная на Британских Виргинских островах, бенефициаром которой был указан бывший бухгалтер провинциальной китайской компании Ли Фэнджу с годовой зарплатой в $15 тысяч в год.

Эту зарплату указали в качестве источника средств для покупки пакета акций «Мотор Сич», стоимостью в $217 млн. Еще одним бенефициаром стал владелец зарегистрированных в Украине компаний «Торговый дом Елена» и «Мотор-Интерком» Сюй Чаншунь. Его компании приобрели в общей сложности 19% акций «Мотор Сич» за $190 млн. Всего через оффшоры было уплачено $ 407 млн. Причём, хотя покупка была осуществлена через нескольких покупателей, всю сумму в $500 млн выделил в виде единого кредита всё тот же China Development Bank.

Сделку подготовили в украинском филиале американской юридической фирмы DLA Piper. В неподписанном черновике соглашения был подробно описан план, по которому три офшорные фирмы, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, и две кипрские компании через шесть офшоров выкупали контрольный пакет акций «Мотор Сич». При этом, все покупатели по факту были доверенными лицами Ван Цзина. Но и Ван Цзин не был самостоятельным игроком, а действовал в интересах правительства КНР, и на выделенные им средства. В дальнейшем, не менее 15% акций «Мотор Сич» было переуступлено «кошелькам Путина» – братьям Ротенбергам.

Сделка была заморожена лишь с большим трудом, под давлением правительства США, не желавшим, чтобы Китай получил полноценные технологии производства газотурбинных двигателей. При этом, хотя США, воспрепятствовав захвату «Мотор Сич», действовали, в первую очередь, в своих интересах, эти интересы совпали с интересами Украины. Китай же, закупив «Мотор Сич» был намерен перенести производство на свою территорию, и и пригласить туда ключевых специалистов,полностью уничтожив украинские производственные мощности. «Мотор Сич» должен был стать «Мотор Си», и, с этой целью, начиная с 2017 года, в Чунцине велось строительство моторостроительного завода, а с перспективными кадрами шли переговоры о переезде.

Китайцы, а также россияне, работавшие с ними в тесной связке, остро нуждались во всей номенклатуре продукции «Мотор Сич»: самолетных и вертолетных двигателях, а также двигателях для крылатых ракет. Помимо этого, в Кремле очень хотели лишить Украину возможности производить собственные ракеты, вертолеты, в перспективе – самолеты и тяжелые БПЛА. Словом, уничтожение «Мотор Сич» стало бы концом всей авиастроительной отрасли Украины.

Что дальше?

В сентябре 2017 года украинский суд заморозил покупку акций «Мотор Сич» офшорными фирмами по иску СБУ, которая утверждала, что продажа приведет к разрушению компании из-за вывода технологий за пределы страны, и уничтожения украинского производства. Владельцы Beijing Skyrizon вместе с доверенными лицами судятся сейчас с Украиной, обвиняя её власти в нарушении инвестиционного договора 1993 года, а DLA Piper представляет их в суде. Сумма иска дошла уже до $4,5 млрд., но его перспективы выглядят сложно. В любом случае, даже если Украина проиграет, исковые претензии будут существенно снижены. С учетом же явной недобросовестности при оформлении сделки, а также фактора российской агрессии 24.02.22, и последующих санкций против России, включая арест российской собственности на территории Украины, Киев может выиграть иск.

85-летний Богуслаев был арестован в ноябре 2022 года, первоначально по подозрению в коллаборационной деятельности и пособничестве России, как государству-агрессору. В настоящее время его дело, с длинным списком обвинений, включающим государственную измену, передано в суд. Имущество Богуслаева в Украине, на 12 млрд. грн., арестовано.

После того, как сделка с Китаем оказалась сорвана Россия предпринимает отчаянные усилия по уничтожению производств «Мотор Сич» ударами с воздуха, но тут уже остается только уповать на ПВО, и, по возможности, выводить производства в наиболее защищенные места Украины – или даже за её пределы. Естественно, не в Китай.

Несмотря на арест Богуслаева, группировка коллаборантов и предателей внутри коллектива «Мотор Сич» всё ещё до конца не выявлена, и не нейтрализована. Впрочем, это относится ко многим производствам украинского ВПК – на том же «Антонове» ситуация ровно такая же. Но, судя по тому, что в СМИ время от времени всплывает информация о поимке очередной группы комбинаторов, нелегально вывозивших из Украины двигатели или их детали, процесс очищения мало-помалу идет. А «Мотор Сич»имеет все шансы стать одной из основ для развертывания в Украине, и в сопредельных с ней странах, собственного, украинского оружейного производства. Этот вопрос сейчас широко обсуждается с западными союзниками Украины.

Вместе с тем, надо признать, что «Мотор Сич» был спасен от демонтажа и вывоза в Китай буквально в последний момент, а ряд финансовых вопросов, которые могут быть решены и не в пользу Украины, всё ещё не закрыты. И это ставит на повестку дня другой вопрос: насколько Украине вообще нужны экономические отношения с Китаем, выходящие за рамки продажи зерновых и закупки ширпотреба? Или даже не выходящие за эти рамки?

Обобщая весь опыт таких отношений, накопленный за годы независимости, можно с уверенностью утверждать: любая попытка выстроить техническую кооперацию с Китаем, для Украины заведомо проигрышна, и крайне токсична. По большому же счету, Украине, стремящейся интегрироваться в западный мир, противопоказаны любые отношения с Китаем – вообще, и в принципе. Китай сегодня находится в противоположном от Украины лагере, являясь ресурсным и идейным тылом группы стран, стремящихся к разрушению западного мироустройства. Для Украины, с трудом смывающей с себя советское наследие, и ведущей с Россией, ближайшей союзницей Китая, войну за право существовать, любые контакты с Пекином опасны. С учетом же наличия «альтернативного Китая», в лице Китайской Республики, и возможности диверсифицировать продажу зерновых, пусть даже ценой некоторых потерь, такие контакты просто бессмысленны.

Справедливости ради надо сказать, что отношения Китая с любыми странами, не только с Украиной, неизменно основаны на недобросовестной конкуренции, противозаконных действиях и техническом шпионаже. Ровно так же Китай действует и по отношению к России. Но Москве, выбравшей конфронтацию с Западом, и связавшей себя вассальной зависимостью от Пекина, просто некуда деться. Впрочем, это уже её, а не наши проблемы.

«Ильченко»Сергей Ильченко, политический обозреватель Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: