Китай: региональные задачи с оглядкой на США

19.01.2023 0 By NS.Writer

ВМФ НОАК (Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая, 中国人民解放军海军) должен участвовать в разрешении ситуации с Тайванем военными средствами, если это будет необходимо; контролировать акватории, прилегающие к территории Китая, особенно в Южно-Китайском море;  защищать торговые морские коммуникации Китая, особенно те, что связывают его с Персидским заливом. Он также должен противодействовать влиянию США в западной части Тихого океана и утверждать статус Китая как ведущей региональной и крупной мировой державы.

Председатель КНР Си Цзиньпин

В последние годы ВМФ НОАК все чаще оперирует в Индийском океане, и демонстрирует флаг в Средиземном и Балтийском морях. Для поддержки этих операций в августе 2017 была открыта китайская база в Джибути.

В число дополнительных задач ВМФ НОАК входят проведение операций по обеспечению безопасности на море, включая борьбу с пиратством; эвакуация китайских граждан из зарубежных стран, когда это необходимо, и проведение операций по оказанию гуманитарной помощи/реагированию на стихийные бедствия. Весь этот перечень задач и определяет состав и размеры китайского флота.

Ключевым противником ВМФ НОАК является US Navy, превосходящий его технически. Это определяет большой размер китайского флота, желающего компенсировать качество количеством. Между 2015 и 2020 годами ВМФ НОАК превзошел ВМС США по числу боевых кораблей, но составы флотов неравноценны. В ВМС США по сравнению с ВМС НОАК больше авианосцев, АПЛ, крейсеров и эсминцев. ВВМФ НОАК больше дизельных ударных ПЛ, фрегатов и корветов. С учетом разницы в задачах флотов это вполне логично. В настоящее время ВМФ НОАК имеет в своем составе примерно 355 платформ, включая основные надводные боевые корабли, подводные лодки, два авианосца (третий войдет в строй к 2024 г.), океанские десантные корабли, минные тральщики и вспомогательный флот.

Ожидается, что общее число кораблей ВМФ НОАК составит 420 единиц к 2025 году и 460 к 2030. Для сравнения: в конце 2021 финансового года ВМС США насчитывали 294 корабля, а к 2030 году должны были располагать 291 кораблем. Впрочем, как уже отмечалось, США делают ставку на качество, модульную гибкость, широкое использование UV и концепцию распределенных морских операций, когда на точку приложения силы воздействуют компоненты ВМС, распределенные по значительной площади Мирового океана.

Развитие флота КНР носит двойственный характер. С одной стороны, китайцы пытаются подражать США, строя часть флота по принципу «не отставать от Джонсов», что зачастую принимает вид пародии на US Navy. Так, оба китайских авианосца, находящихся в настоящее время в строю — родня российского «Адмирала Кузнецова». Первый из них, «Ляонин» — его систер-шип, родом из Николаева, проданный в недостроенном виде. Второй, «Шаньдун» — слегка улучшенная китайская копия. Оба корабля не имеют катапульт, которые заменяет взлетная носовая рампа, и это ограничивает их авианосные качества. Располагая большими, по сравнению с деградирующей РФ, возможностями, Китай выжал из древней советской конструкции всё, и еще чуть-чуть, но полноценными авианосцами эти изначально ущербные корабли не стали. Третий авианосец, «Фуцзянь», недавно с большой помпой спущенный на воду для достройки, уже будет снабжен катапультами. Но и он уступает авианосцам США, находящимся в строю, и по размерам (80 тыс. тонн против 100 тыс.), и по силовой установке (авианосцы US Navy имеют ядерные реакторы), и по численности и качеству авиагруппы.

Примерно так же обстоят дела с над- и подводными UV: китайцы следуют за США, отставая от них на 10–15 лет. В текущем году они объявили об успешных испытаниях прототипа многоцелевого ударного катера JARI USV, с модульным вооружением, длиной 15 метров, водоизмещением 20 тонн и максимальной скоростью 42 узла. Также было объявлено о завершении трехлетних испытаний аналога Sea Hunter, водоизмещением 200 тонн (против 140 у американского конкурента). Но Sea Hunter поставлен в строй US Navy, а китайскому образцу до этого еще далеко.

В то же время программы строительства флота, разработанные без оглядки на демонстрацию величия КНР, исходя из реальных задач стоящих перед ВМФ НОАК, и реальных возможностей китайского судостроения, выглядят достойно. В частности, можно отметить эсминцы УРО Тип 055 (055型导弹驱逐舰), 13 000 тонные, вооруженные 112 универсальными вертикальными пусковыми установками, которые можно использовать для запуска как ПКР, так и ракет большой дальности по наземным целям. Головной корабль вошел в состав флота в 2017 году, общее число кораблей этого типа составит не менее 10. В состав их ракетного вооружения входят гиперзвуковые ПКР YJ-21, разработанные специально для борьбы с авианосцами.

Не менее примечательным образцом является ПЛ Тип 039(039A/B型潜艇), Yuan-class по классификации НАТО — малошумные дизель-электрические подлодки. ПЛ Тип 039 вооружены ПКР и малошумными торпедами, оснащены воздухонезависимой силовой установкой (AIP), а при работе от аккумуляторов почти бесшумны — шумы исходят только от подшипников вала, гребного винта и обтекания корпуса.

В настоящее время ВМФ НОАК располагают 17 ПЛ этого типа, и планируют довести их численность до 25 к 2025 году. Это происходит как раз тогда, когда ВМС США испытывают проблемы с противолодочными средствами, и даже хотят утилизировать часть относительно новых кораблей ПЛО по причине их неэффективности.

Важным обстоятельством является и то, что китайское военно-морское кораблестроение практически не зависит от иностранных поставщиков.

Для КНР характерно отсутствие четкой границы между ВМФ и торговым флотом. Ряд источников сообщают о пусковых комплексах ПКР YJ-18, штатно упакованных в стандартный контейнер для тайного развертывания на торговых судах. Паромные компании в Желтом и Южно-Китайском морях организованы как вспомогательные подразделения ВМФ НОАК, а крупнейший в мире паромный флот Китая построен в расчете на двойное, военно-гражданское использование. Переоборудование паромов во флот десантных кораблей осуществимо за несколько часов. Это даст Китаю дополнительные 1,1 млн тонн водоизмещения десантного флота, что втрое больше водоизмещения его «официальных» десантных кораблей.

На базе рыболовецкого флота, также крупнейшего в мире, в КНР создано морское ополчение, состоящее из двух видов судов. Первый — настоящие рыбаки, законтрактованные ВМФ НОАК по схеме субсидий. Команды таких судов проходят обучение в тренировочных центрах ВМФ, и имеют на борту крупнокалиберные пулеметы и легкие ракетные установки, которые могут быть быстро приведены в боевую готовность. Общее число этих милитаризованных рыбаков неизвестно, но счет идет на сотни. Второй вид — корабли с внешностью рыболовецких судов, но большей скоростью хода, прочным корпусом и скрытым вооружением, опасные на близком расстоянии даже для средне размерных военных кораблей. Их в ВМФ НОАК не менее 200. Маскируясь среди настоящих рыбаков, они способны атаковать иностранные буровые или рыболовецкие суда. Субсидируемые рыбаки выступают при этом в роли прикрытия и оказывают численное давление.

Вместе с тем, ряд экспертов указывают и на уязвимые места ВМФ НОАК: плохое взаимодействие с другими видами ВС, слабую ПЛО, недостаточное развитие дальнего целеуказания и ограниченные возможности по снабжению кораблей, действующих вдали от берегов КНР.

Эксклюзив

С. О’Кнечли

Предыдущая часть

Продолжение


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: