Гибель «Кузи»: российский крейсер используется для «распила» госбюджета РФ. Эксклюзив

10.11.2021 0 By NS.Writer

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» напоролся на рифы неудач: сроки его передачи военно-морскому флоту России в очередной раз отодвинули — теперь уже даже до конца 2023 года. Главная причина — проблемы с выполнением работ на 35 судоремонтном заводе «Центр Судоремонта «Звездочка», расположенном в Мурманске.

Ранее «Кузя» ремонтировался на 82-м судоремонтном заводе, расположенном в Кольском заливе (вблизи Росляково). Но в 2018 году при выводе авианосца неожиданно затонул плавучий док ПД-50. Один из кранов упал на палубу крейсера, который пришлось отбуксировать на территорию 35-го завода. В декабре 2019 года авианосец пережил еще одну трагедию, разыгравшуюся вовремя проведении огневых работ в первом энергоотсеке. В результате сильного пожара, площадь которого превысила 500 квадратных метров, двое военнослужащих погибли, а более десяти — пострадали.

На данный момент крейсер «опекают» три ведомства — Министерство промышленности и торговли, Минобороны и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Когда боевой корабль вернется во флотский строй, непонятно. Для проведения ремонтных работ надо модернизировать саму «Звездочку»: нужно объединить два сухих дока в один, в который необходимо поместить авианосец. Для такой модернизации завода нужно потратить 20 млрд рублей, а на ремонт самого крейсера — около 60 млрд. Где взять столь огромные суммы, пока неизвестно.

Видимо, чтобы поднять боевой дух унывающей команды корабля, в СМИ время от времени вбрасывают сообщения о том, что запланированные работы ведутся согласно срокам. Но даже и эти громкие заявления на самом деле являются противоречивыми. К примеру, по словам президента ОСК Алексея Рахманова, капремонт «Адмирала Кузнецова» должен был завершиться в 2021 году. Однако, если верить прогнозам заместителя министра обороны РФ Алексея Криворучко, то ремонт авианосца затянется до конца 2022 года. Исходя из этого, становится ясно: полноценные ремонтные работы провести невозможно, учитывая отсутствие необходимого дока для размещения крейсера. А если еще учесть необходимость проведения ходовых испытаний, то морские походы авианосца придется отодвинуть еще на год-два.

Сам по себе авианосец — морально и материально устаревший корабль, создание которого началось в сентябре 1982 года на Черноморском судостроительном заводе. Еще при своем рождении он прославился рекордным количеством переименований: при проектировании назывался «Советский Союз», при закладке корпуса — «Рига», при спуске на воду — «Леонид Брежнев», на ходовых испытаниях — «Тбилиси», при зачислении в строй ВМФ СССР — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Спрашивается, зачем же России сегодня понадобился этот ржавеющий гигант?

Дело в том, что «Адмирал Кузнецов» — единственный в мире авианосец, который может свободно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Ведь по нормам международного права (Конвенции Монтрё) этот крейсер считается линейным кораблем, поскольку имеет на вооружении ракетный комплекс «Гранит». Поэтому не исключено, что российское командование может использовать его на Черном море.

В нынешней ситуации черноморская акватория перекрывается береговой авиацией. Поэтому с военной точки зрения нет никакой необходимости в появлении авианосца в Крыму. Его появление в Черном море — всего лишь демонстрация военная «мускулов» на глазах Украины, Грузии и других причерноморских стран. На самом же деле после своего прибытия в Крым «Адмирал Кузнецов» может пригодиться лишь в качестве учебного корабля.

В связи с этим следует обратить внимание на тот факт, что еще в феврале 2016 года правительство РФ заявило о создании в Крыму 97-го десантно-штурмового полка на базе 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии с Северного Кавказа. Основным средством десантирования являются вертолеты, которые могут взлетать с палубы «Адмирала Кузнецова».

Впрочем, такие версии вызывают больше вопросов, чем ответов.

По мнению издания «National Interest», этот крейсер возглавил пятерку худших авианосцев в истории из-за устаревшего оборудования, низкого качества строительства и ремонтов, неисправностей паровых турбин и котлов. И, как справедливо подметил эксперт Военно-морского института США Ричард Мосс, «Адмирал Кузнецов» никогда не выполнял возложенные на него функции, поскольку имеет большие проблемы с корпусом и силовой установкой.

Учитывая все эти недостатки, перспективы дальнейшего использования авианосца выглядят весьма туманными. На деньги необходимые для его капремонта, лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину. Но, видимо, у военного командования РФ планы иные: вместо укрепления обороноспособность страны — «распиливать» многомиллиардные суммы, выделяемые из госбюджета России на реанимацию умирающего «Кузи». Стоит ли после этого удивляться, что российский флот по своей мощи уже уступает не только американскому, но и китайскому.

Денис Веселов, IDS Kronos


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: