Крейсер «Москва»: почему он не выплыл

14.04.2022 1 By NS.Writer

Потопление крейсера «Москва», которое, хотя и сквозь зубы, уже признало МО РФ, вызвало несколько вопросов:

— Что случилось с грозным российским флотом? Или, может быть, он вовсе и не грозный? И никогда грозным и не был?

— В чем причина неспособности высадки русскими анонсированного ими десантана Одессу? Порчему русские плавсредства успешно отстреливает страна, по факту оставшаяся сейчас без флота?

Блестящая операция ВСУ

Что уже известно по «Москве» и ее потоплению?

Флагман ЧФ РФ, большой ракетный крейсер «Москва» был потоплен в ходе любимого русского развлечения: обстрела ракетами мирного населения украинских городов. Уверенные в своей безнаказанности российские моряки вышли в море на ночной обстрел, но нарвались на неприятности. Сначала ударом с «Байрактара», малозаметного для корабельной РЛС, эта РЛС была уничтожена. Следом за этим ослепший крейсер получил в борт две ракеты «Нептун», украинской разработки, инициированной в 2014 году.

После 2019 года программу разработки «Нептунов» последовательно сворачивали, но все-таки не сумели свернуть окончательно. В том числе, благодаря сопротивлению тех общественно-политических сил, к счастью для Украины и ее многострадального от демагогии, которая в сложившихся геополитических условиях со всей неизбежностью привела к нападению, народа, не согласившихся с тем, что Украине нужно «просто перестать стрелять». В 2020 «Нептуны» были приняты на вооружение, но всё же оставались экспериментальными.

Операция по уничтожению «Москвы» была для «Нептунов» последним этапом испытаний — которые, очевидно, прошли с полным успехом, и одновременно первым боевым применением. Таким образом, помимо британских «Гарпунов», у Украины есть и свои «Нептуны», близкие по характеристикам и на деле доказавшие свою эффективность.

При этом, по прогнозам, с учетом работы ПРО крейсера — АК-630, шестиствольных скорострельных пушек, которые должны сбивать подлетающие ракеты, а также системы С-300Ф с 64 ракетами, для потопления Москвы могло потребоваться до 10 пусков «Нептунов» или «Гарпунов». Но наши вооруженные силы использовав комбинацию двух видов оружия: «Байрактара» и ракет, выбив РЛС и лишив АК-630 и С-300Ф возможности наведения, удалось обойтись всего двумя ракетами, обе из которых поразили цель.

Очевидные странности и их объяснение

Но даже двух удачных попаданий, с учетом скромного веса боевой части дозвуковых «Нептунов», было все-таки маловато для потопления такого крупного корабля. Кстати, официальные российские источники долгое время избегали упоминать украинские ракеты, говоря о «детонации боезапаса», но не указывая его причин. Но боезапас, от попадания двух ракет, опять-таки, не должен был сдетонировать.

Обращает на себя внимание и очень небольшое число выживших членов экипажа «Москвы»: 54 человека, при численности экипажа от 510 до 758 человек. При этом, все 54 были спасены турецким сухогрузом.

Здесь вообще странность на странности. И быстрая гибель крейсера, затонувшего в течение примерно получаса, и разнобой в полтора раза в сведениях о численности экипажа, и минимальное число спасенных, и отсутствие других спасателей помимо сухогруза, подошедшего к месту гибели «Москвы» на сигнал SOS. Разбираемся в этом по пунктам.

То, что, кроме турецкого сухогруза, спасать экипаж «Москвы» было некому говорит о том, что крейсер вышел на обстрел украинской территории в одиночку. Это свидетельствует о крайней самоуверенности командования ЧФ, уверившего себя, что Украину можно обстреливать безнаказанно. В нормальной ситуации корабль такого размера в море в одиночку не выходит, у него должно быть охранение.

Детонация боезапаса говорит либо о крайне удачном для украинцев — и столь же неудачном для русских стечении обстоятельств, либо, что более вероятно, об очень плохом состоянии корабля. Что, с одной стороны неудивительно, поскольку «Москва», построенная в 1979 году и введенная в строй в 1982, уже давно была плавучим антиквариатом. Но этот антиквариат все же мало-помалу латали и модернизировали. А в 2021 году «Москва» даже прошла капитальный ремонт.

Что означает капитальный ремонт для такого старого корабля? Это, помимо выявления и латки мест, где металла уже нет, а слой ржавчины держится на слое краски, еще и установка дополнительного оборудования. Которое надо обслуживать — а, значит, возрастает экипаж. Так что в вилке численности «от — до» нужно, как правило, ориентироваться на бОльшую цифру. Это значит, что на «Москве» было все же 758 человек, или около того — а выжило, напомню, только 54.

Но, чтобы запихнуть в старый корпус экипаж, в полтора раза больший, чем планировалось изначально, и новое оборудование, которое там вообще не предусмотрено, нужно выбросить оттуда что-нибудь ненужное. А ничего совсем ненужного там нет. Как следствие, «ненужное» определяется в приказном порядке. И, поскольку ВМФ РФ было уверено в том, что «Москве» не придется столкнуться с серьезным отпором, ненужными были признаны системы пожаротушения, в том числе в погребах с боезапасом, средства борьбы за живучесть и средства спасения экипажа. С уже известным, и, довольно предсказуемым, результатом.

Общий итог: ВСУ, конечно, большие молодцы. Но часть их успеха обеспечили и сами русские, чей флот пребывает в отвратительном состоянии.

Кстати, на борту затонувшей Москвы находились ракеты типа «Вулкан», способные нести ядерные боеголовки. И, с очень большой долей вероятности, несколько ядерных боеголовок там тоже было, и тоже утонуло, со всем остальным барахлом.

Традиции русского флота

А почему ЧФ находится в таком полуразваленном состоянии? А, потому, что все российские корабли, на всех российских флотах пребывают ровно в таком же развале. Эпопея «Адмирала Кузнецова» — наилучшее тому тому подтверждение.

Началось это не вчера. Вся история российского Черноморского флота — история самозатоплений и катастроф. Долгий путь не от победы к победе, а от цусимы к цусиме. Начиная от затопления в Севастополе в Крымскую войну устаревшего флота, непригодного для использования по прямому против флота Великобритании и Франции — и далее. К провальным проектам 1870-90-х годов: «поповки», подлодки Джевецкого, и броненосцы, неспособные стрелять главным калибром из-за конструктивных просчетов. К самозатоплению 1918 года. К бесславной «великой отечественной» войне, в ходе которой ЧФ преимущественно подрывался на собственных минах и уничтожал сам себя иными способами.

Отдельными страницами в этот позор вписаны «героические», а, на самом деле, удивительно бездарные обороны Одессы и Севастополя. По итогам обеих «геройских оборон» советское начальство позорно бежало, бросая на гибель своих подчиненных. А иногда и просто добивая их, как в Севастополе, где перед сдачей города, 29 июня 1942 года, были взорваны входы в Инкерманские каменоломни. Там находилось порядка трех тысяч раненых и до тридцати тысяч гражданских, большинство из которых погибло. Это военное преступление впоследствии старались скрыть и замолчать — как и то, что одесские катакомбные подпольщики очень быстро дошли до людоедства, вполне буквального, безо всяких метафор.

Взрывы боезапаса на ЧФ тоже были делом обычным: от гибели «Императрицы Марии» в 1916 до взрыва «Новороссийска», бывшего «Джулио Чезаре» в 1955. Оба взрыва старались списать на «диверсии» — и оба раза совершенно неубедительно. Впрочем, даже если это были диверсии, они могли стать возможны только на фоне общефлотского развала и разгильдяйства.

Об этом говорит и общая статистика аварийности советского и российского ВМФ, в 6-8-10 раз превосходившая аварийность в ВМФ развитых стран.

Ряд бесславных страниц в историю ЧФ времен «великой отечественной» вписали и провальные десанты, которые впоследствии тоже пытались представить как «подвиги» (тут можно вспомнить «Малую землю» Брежнева), но которые никогда не могли выполнить поставленных задач. Советские морпехи были столь же безуспешны, как и советские моряки, и нет никаких оснований полагать, что в российском флоте что-то измениться к лучшему. Именно поэтому начальство ЧФ, собравшее в оккупированном Севастополе полтора десятка древних десантных кораблей — все, что удалось наскрести по всем российским флотам, — не торопится с попытками захватить Одессу с моря. Русские адмиралы предвидят позорный провал, и отвественность за него, которую повесят на них. Они, как только могут, стараются похоронить идею с десантом, предоставив сухопутным войскам выкручиваться самим. После потопления «Москвы», доказавшего эффективность украинской береговой обороны, у них появилась отличная отмазка, так что вероятность десанта на Одессу вновь стала близкой к нулю.

Но общую провальность советского флота и морской пехоты до некоторой степени сглаживали украинцы в их личном составе, составлявшие их дисциплинированное и боеспособное ядро. Война же с Украиной выявила полную деградацию ВМФ РФ, даже худшую, чем деградация российской армии. Плавание в водоемах, больших, чем Патриаршие пруды в Москве, русским определенно противопоказано.

Кстати, именно крейсер «Москва» изображен на новых почтовых марках, которые только вчера выпустила «Укрпошта» — и, вот, уже и нет никакой Москвы. Определенно «Укрпочте» стоит подумать о выпуске марок с портретом Путина и с картой Российской Федерации. Или, как вариант, с картой, где на место РФ располагается Океан Мечты.

А флот у Украины, со временем, обязательно будет. Это будет настоящий флот, непохожий на русский самозатапливающийся фейк. И базироваться украинский флот будет в освобожденном от русских оккупантов Севастополе. Городе украинских моряков.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: