Блеск и нищета коучинга. «Крисчиен Сайенз» и позитивное мышление

21.12.2022 0 By NS.Writer

Сегодня мы начнём с того, что во всех энциклопедиях то, что называют «Крисчиен Сайенз» (или «христианская наука») — несколько неверно. «Христианская наука» имеет другие множества значений, не следует путать с основанной Роном Хабордом «сайентологией» или «церковью сайентологии». Это совершенно другое движение, сейчас оно очень маленькое, но имеющее где-то, как они сами называют 400 тысяч последователей, но критики говорят о 85 тысячах.

Иллюстративное фото

Тем не менее, возникшая в 1879 году, эта религиозная организация, эта что называется, принадлежит авторству такой дамы как Мэри Бейкер Эдди. Здесь надо сказать пару позитивных слов о ней, потому что, когда я читал её биографию, мне показалось, что тётя Тома Сойера с неё срисована у Марка Твена. Очень даже может быть, потому что, по крайней мере, с трудами Мэри Бейкер Эдди Марк Твен был знаком, он написал несколько критических статей и даже один сатирический рассказ. То есть, как минимум он ей интересовался. Были ли они знакомы, мне как-то информацию эту отыскать не удалось.

Но чтобы понять, насколько это сильная дама — она воспитывалась в конгрегационализме. Это такое очень жесткое кальвинистское движение. Она была верной прихожанкой конгрегационалистской церкви до семнадцатилетнего возраста. У неё было очень много хронических болезней, она была слабым, болезненным ребёнком. В молодом возрасте вышла первый раз замуж, муж ее скончался. Потом она выходит замуж повторно и, ну что бы было понятно силу личности, она добилась развода с мужем, который ей изменял, попивал, продавал ее украшения, мебель, книги. К тому же он еще и заложил имущество, они вынуждены были объявить банкротство. Мэри в результате жила в семье своей сестры. В общем, она вот с этим человеком добилась развода. В то время в Штатах это было сложнее, чем сейчас в католической Италии.

Под воздействием чтения соответствующей литературы она становится основательницей нового религиозного движения. Свои доктринальные идеи она излагает в книге «Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию». Называют это словом «учебник». И это является священным текстом для основанной ею церкви «Крисчиен Сайенз» буквально наравне с Библией. Сама она называла этот труд «боговдохновенным». Здесь какой очень важный момент, это переинтерпретация различных христианских доктрин. Она пишет там о своём понимании молитвы: о Боге, о браке, о чём угодно.

Здесь нужно сказать такую ​​вещь. Эдди переживает влияние трансцендентализма – философско-литературного течения начала 19 века, когда популяризируются идеи буддизма в европейской среде. И одна из основных идей буддизма в том, что весь внешний мир, весь материальный мир — это иллюзия, то есть «его на самом деле нет». И если достичь подлинного осознания этого, то все, что неприятное, там грех, болезнь, смерть, это все исчезнет, ​​само собой. Она создаёт школу целителей, буквально школу целителей, где берет, по тем временам гигантские деньги, по 300 долларов за курс из 12 лекций. И создаёт свою религиозную организацию.

Я здесь немножко отвлекусь, потому что ее деятельность мне очень напомнила о деятельности современных коуч-тренеров, мотивационных спикеров, популярных психологов. Это высмеяно очень забавно. Смешно от христианского публициста слушать совет посмотреть американскую комедию, но на самом деле помогает понять психологию этого явления. Оригинальное название «Love Guru» в переводе значит на русском, немножко безграмотном переводе, — «Секс гуру» не соответствует названию. Здесь надо сказать, что комедиограф, исполнитель главной роли, он пародирует вот этих вот «джет гуру», то есть вот это паломничество на «восток», так в кавычках, конечно, которые как бы в общем, отличаются от всех мотивационных спикеров только вот этим оранжевым дхоти и бородой, как правило. Всё на самом деле не так весело и забавно, как в этом фильме показано, так как после первых двух слов знакомства он начинает предлагать купить свои книги.

Дело в том, что Мэри Бейкер Эдди делала то же самое, то есть ее последователи должны были скупать, издаваемые ею огромными тиражами книги и продавать их. И надо сказать, что дама умерла долларовой миллионершей. В итоге у неё было огромное количество последователей, якобы при её жизни последователей было около трех миллионов. Возможно, это даже правда, потому что отделение, так скажем, приход, «Дом чтения» её книги был открыт в Петербурге в 1906 году с разрешения Святейшего правительствующего Синода. Среди слушателей были самые разные люди там, и писатель Дмитрий Мережковский и прочие глубоко обкуренные представители «Серебрянного века» захаживали. Например, практикующим верующим этой конфессии, какое-то, видимо какое-то время своей жизни был композитор Сергей Прокофьев, который посещал «богослужения», собрания этой религиозной организации в Париже, в период жизни своей там, вместе с супругой они разделяли эту религию.

Здесь, может быть, необходимо сделать такое отвлечение в контекст эпохи. Что такое вообще вторая половина XIX века? Это всеобщее увлечение мистикой. Период всеобщего увлечения магнетизмом, месмеризмом, теософия появляется в этот же период. Причем люди ещё не умеют видеть грань между оккультизмом, ну, они и сейчас не умеют многие, тогда это было особенно ярко, не видят грань между оккультизмом и религией, потому что вера в магию и вера в персоналистическое божество (Святую Троицу), они взаимоисключающие, на самом деле. Об этом стоит отдельно сказать. И, естественно, её движение приобретает массовый характер.

Но здесь стоит обратиться к вот какой вещи: именно из трансцендентализма выходят такие два движения, которые менее известные — это научная религия, научная вера, которая примерно то же самое, что Крисчиен Сайенз только чуть-чуть по-другому. На этом строится представление о позитивном мышлении. В свое время оно охватывает протестантские церкви в США, особенно в 70-ые годы, на волне «харизматически» — «маразматического» движения, разливается харизматическое движение огромным потоком.

Хочешь себе машину? Вот мысли её последовательно, желай её, хоти. Реальный мир вокруг иллюзии, иллюзия, творимая нами, Бог нам дал возможность творить эту иллюзию, как мы хотим, создавать в ней любые формы, и вот она у тебя каким-то образом сама по себе появится, ну как-то вот это возникнет. У некоторых христианских общин, протестантских, даже харизматических появилась такая идея, что ни в коем случае нельзя называть болезнь — болезнью, если ты не провозгласишь себя здоровым, ты исцеления не получишь. Нужно осознать, что болезнь — это иллюзия, её на самом деле нет, Бог тебя освободил от этой иллюзии болезни, ты здоров — вперед.

Другой пример из позитивного мышления — это борьба с гневом. Здесь я замечу сказать, что это не новость позитивного мышления, не достижения современной науки и даже не достижение миссис Мэри Бейкер Эдди, а это известно в аскетической литературе, христианской, буддийской, и даже мусульманской, что гнев — это не очень хорошо, зависть — это не очень хорошо, зависть — это плохо. Завидовать чужим успехам не надо, а надо радоваться чужой радости. Если с кем-то поссорилась, надо стремиться мириться, а не строить стену. Если гневаешься, то вредишь прежде всего самому себе, а вот тому, на кого гневаешься, этим нисколько не вредишь. Гнев никакого смысла не имеет. Вот это всё есть в аскетической литературе, причем ещё даже достаточно древней, и поэтому это не является чем-то, вот неким эксклюзивным лайфхакам, как многие думают.

Ныне же наблюдаем движение коучинга, мотивационных спикеров, которые решат все ваши проблемы в бизнесе. Бизнесмены тратят огромные деньги на то, чтобы узнать какую-то прописную истину из Макса Вебера. Ну, например, что, если рабочий будет чувствовать удовлетворение от трудового процесса, то он наработает и принесёт больше прибыли, чем, если он злится и работает из-под палки. Ну невесть какая мысль, но вот человек может заплатить тысячу долларов за то, чтобы узнать её, а не снять с полки там того же Вебера с его «Капитализмом и духом протестантизма», где это место есть.

Так же, это представление о том, что есть какие-то волшебные люди, ну, если в XIX веке всяких индийских гуру представляют волшебными людьми, и сейчас их представляют. Но если мы обратимся к этой теме, увидим, что есть вера в то, что есть какие-то волшебные люди, обладающие какими-то знаниями, какими-то лайфхаками, которые нам могут их сообщить, и мы вот начнем эту тему применять, и у нас всё пойдет классно и хорошо. Здесь одна и та же надежда на исполнение желаний, надежда на чудо.

Я не соглашусь, конечно, с представлением о том, что современные мотивационные, вот эти спикеры, и вот это само вот, можно сказать так, движение коучинга, что оно происходит из «Крисчиен Сайенз». Скажем так, «Крисчиен Сайенз» — это скорее частный случай вот этого позитивного мышления и во многих современных протестантских церквях это берётся за основу частной проповеди некой. Но тут везде одна и та же тема. Человек обращается к религии, к индийскому гуру, который, какими-то волшебными способами (он там в огне сидит — не сгорает, на морозе сидит — не мёрзнет, на гвоздях сидит — не протыкается), к какому-то проповеднику, который вдруг лёжа в больнице понял смысл Библии и исцелился, и побежал других исцелять. Это бегство от своих проблем, желание исполнения желаний.

И я здесь укажу на интересную вещь, есть такое же магическое мышление, желание исполнить и решить все свои проблемы тем, что обратиться к какому-то волшебнику, гуру, чудотворцу с тем, чтобы «порешай за меня мои проблемы, ну или расскажи мне, как их порешать». Несмотря на то, что большая часть этих мотивационных спикеров говорят вещи довольно банальные. Человеку очень важно услышать эти банальные вещи в такой красивой пафосной обёртке, чтобы это говорил мужик в хорошем пиджаке со сцены. Появилось огромное количество «инфо-цыган», то есть людей, которые продают за деньги свои какие-то тренинги, коучинги и так далее, где они просто пафосно выдают всякую словесную жвачку. Есть для бизнесменов побольше, есть для бизнесменов помельче. Очень часто эти «инфо-цыгане» — это обычные жулики, которые фотографируются с чужими дворцами, яхтами, и говорят: «вот я вас научу, как заработать свой следующий миллион долларов, прослушайте мою лекцию», а там набор каких-то банальностей, которые в принципе из классической литературы можно вытащить.

Причина — нежелание действительно обращаться к самому себе, работать со своими проблемами серьезно, а надежда на то, что вот сейчас «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино».

А если этого не происходит, значит «Бога нет».

Я настаиваю на такой важной вещи, как противоположность религии и магии. По какой-то очень важной причине религиозный взгляд на мир и магический взгляд на мир, они прямо противоположны. Магия предполагает существование сверхъестественного мира, так же, как и религия, но магия предполагает существование аппарата манипуляций или управления этим сверхъестественным миром. Что есть технология: вот черная кошка дорогу перебежала, надо поплевать через левое плечо, надо посетить бабку-вещунью, она даст заговорённую водицу, эту заговоренную водицу надо куда-то влить и что-то с ней сделать, нужно вставить туда-то 3 иголки, на перекрестке трёх дорог выпустить комарика, пойманного в своей квартире. Это я сейчас выдумываю специально всякий бред. И якобы это привлечёт удачу и поможет манипулировать реальностью посредством сверхъестественного.

И люди, верующие, очень часто, приходя в церковь, становясь христианами, вот от этого мышления не избавляются. Они хотят знать куда, перед какой иконой какие свечки поставить, в какое сходить паломничество, чтобы что-то там значит, вот пойду пешком в святую землю, посплю на камне помазания на гробе господнем.

Для религиозного человека, верующего человека, все вот эти, скажем, материальные условия принципиального значения не имеют. Для религиозного сознания на первом месте находится его персональный контакт с Богом. Богом, который повелевает сверхъестественной реальностью, именно молитва, обращение к Богу как к личности, которой нельзя манипулировать, нельзя обмануть, нельзя принудить к каким-либо действиям. Можно только с одной стороны — просить, с другой стороны — пытаться общаться, выражать какое-то отношение и первое отношение, если человек действительно верующий, то к помышлению о Боге первое чувство — это восторг. Как странно не звучит восторг божественным могуществом, божественной справедливостью.

Что хотелось бы сказать в общем о позитивном мышлении. Действительно вот эти аскетические, прямо скажем, какие-то наставления типа «не копи в себе гнев, старайся от него избавиться, не гневайся напрасно, никому из этого хорошего ничего, не старайся не лгать, старайся жить справедливо» — они справедливы, но вместе с тем позитивное мышление в себе несёт следующую опасность, моральную, причем очень тяжелую. Какого рода? Отрицая понятие греха, это религиозное понятие, что какие-то наши действия, поступки, причём не обязательно преступления, преступления это из логики юриспруденции, оно влечет за собой некоторые вечные последствия, которые, как бы да, скажутся с тем, что человек окажется в духовном состоянии адских мук, то есть лишености общения с Богом. Или добродетель, она, конечно, будет вознаграждена присутствием Бога. Позитивное мышление, особенно книги популярных психологов, мотивационных спикеров, они отрицают вот это понятие греха, понятие того, что некое несправедливое действие, либо бездействие человека, некое деяние, поступок могут иметь некоторые длительные или даже вечные последствия. И предлагают избавляться от понятия греха тем, что как бы его позитивировать и забыть.

«Если мы обидели кого-то зря — календарь закроет этот лист», — говорит нам мультяшный Крокодил Гена; а Эдуард Успенский, сочинивший этот стишок, причем в своей жизни, к сожалению, автор именно это и реализовывал, не хочу, о покойнике плохо говорить, но, к сожалению, это так, его отношения с людьми оставляли желать лучшего. Право выдавать индульгенцию он даровал просто течению времени, если пройдет — забудется и ладно, и можно дальше свинячить по жизни. Вот это представление о том, что человек не должен исправлять последствия своих дурных поступков или что, если он может позитивировать дурной поступок, то в этом ничего страшного, а человек может на самом деле позитивировать себя.

Человек на самом деле границ не знает. О таком деятеле как Эйхман — это персонаж книги Ханны Арендт «Банальность зла», она в процессе над ним вдруг обнаружила, что человек убивал миллионами, будучи совершенно вот серой мышкой, клерком, который просто исполняет свою работу. То есть вот это стремление все подряд позитивировать, оно может человека заманить в ситуацию, когда он будет совершать какое-нибудь реально глобальное зло, от которого челюсть изо рта выпадает на пол и разбивается, и не будет ощущать, что он делает нечто неправильное.

Вот такая, в общем, генеральная опасность таится вот в этом позитивировании, что в нем, кроме решения надуманных проблем, надуманной проблемой объявляется совесть человека.

Да, совесть человека может винить человека в несуществующих грехах, как пассажиры «Титаника», они переживали как собственный грех то, что они спаслись. Это действительно ненужно. И человек должен анализировать свою жизнь, покаяться в последствиях реальных грехов, а не мнимых. И это тоже часть аскетики христианской и буддийской, и мусульманской, как это странно не звучало бы. Но вместе с тем он должен те свои не здравые поступки, нехорошее поведение должен анализировать, понимать, что это такое, и по возможности исправлять, просить Бога о прощении, и того, против кого это сделано, также просить о прощении. Вот это очень важный момент.

Как когда мы… неспроста я говорю о том, что «Крисчиен Сайенз» — это религиозная организация, она считается в христианском мире отдельной религией. Я бы даже не сказал, что это религия, по какой причине что, несмотря на то, что в ней все признаки религии есть, там даже вот это сама Мэри Бейкер Эдди считается пророчицей, потому что написала вот книгу, которая у них наравне с Библией в этой организации.

Существует и известный христианский проповедник Джош Макдауэлл. Он свое время выдвинул как бы критерии секты, которые как он говорит, так что некие вторичные писания, которые уравниваются с Библией, уравниваются со священным писанием. Это один из таких критериев, но основной критерий это о том, что представление о личности Бога, личности человека, оно таково, что скорее делает «Крисчиен Сайенз» и похоже, на самом деле, каких-то даже отделившихся организаций есть несколько.

Вне рамок христианской религии, где в центре рефлексии находится Бог как личность, реальность Боговоплощения, отношение к материальному миру как к ценности и человеческому телу, и поэтому уважение ко всем, кто работает и предпочтение того, что называется медицина, доказательная медицина. Притом, что у медицины много своих проблем есть, своих тараканов. И это естественный момент, что человек не может создать ничего абсолютно совершенного. Всё созданное человеком, оно будет в той или иной мере ошибочно, это нужно просто принимать как данность.

Любое возникающее движение, претендующее на какое-то волшебное решение всех проблем нечто, стоит воспринимать критически.

Ексклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: