Иерусалимская Православная Церковь: блеск истории и пепел современности. Эксклюзив

05.12.2021 0 Редакция NS.Writer

Иерусалимский Патриархат — один из четырех великих патриархатов Православного мира (наряду с Александрией, Антиохией и Константинополем), который имеет апостольское происхождение. Его официальное название: Патриархат Священного города Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Аравии, реки Иордан, Каны Галилейской и Святого Сиона. Как и другие православные церкви Ближнего Востока, она в просторечии называется «Руми», то есть «римская» или византийская: это арабское название часто неправильно переводится как «греко-православный», что неоправданно, если православный патриарх Иерусалима традиционно и часто является греком, то большинство духовенства и верующих имеют арабское происхождение и говорят на арабском языке. В настоящее время Иерусалимский православный патриархат объединяет, помимо Синайской архиепископии, около пятидесяти арабских приходов в Израиле и Иордании. Есть также и своего рода «конкурирующие фирмы», то есть Латинский Патриархат (в составе Католической Церкви) и Мелкитский Патриархат Иерусалима (одна из древневосточных церквей, не православная и некатолическая, а самостоятельная). Но обо всем по порядку.

Каноническая территория Православного Патриархата Иерусалима включает Израиль, Палестину, Иорданию и египетский Синайский полуостров; за пределами канонической территории Патриархат имеет представителей за пределами его основной территории, которые носят титул «экзархов Гроба Господня». У него около пятнадцати приходов в Соединенных Штатах, особенно в Калифорнии. Православный приход Дохи в Катаре также зависит от Иерусалимского Патриархата. Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся его мощи.

Надо заметить, что сегодня вся эта структура численно не имеет значения, но всегда занимала особое место в Православной церкви из-за своей роли хранителя Святых мест Иерусалима и поэтому обладала определённым моральным авторитетом во все времена. Но утратила часть своего авторитета из-за позиции в украинском вопросе.

Рассмотрим исторический путь Иерусалимского Патриархата. Первая христианская церковь была основана в 33 году н. э. в Иерусалиме сразу после Воскресения и Вознесения Христа. Согласно тексту Деяний Апостольских, Господь явился телесно Своим ученикам после Своих страстей, будучи видимым для них в течение сорока дней, укрепляя их веру и проповедуя им о Царстве Божьем, в то же время Он повелел им не покидать Иерусалим, но ждать сошествия Святого Духа (Деян.1:3-4). Его ученики выполнили повеление Христа, оставаясь и постоянно ожидая Его Вознесения в Иерусалиме, ожидали вместе (Деяния 1:12-14) на чердаке дома Сиона, уже избрав Матфея двенадцатым апостолом (Деяния 1:15-26). После Пятидесятницы, во время которой произошло сошествие Святого Духа, и многие из слушателей апостола Петра обратились в христианство, вера во Христа укрепилась, и недавно обращенные в новую веру иудеи вместе с Апостолами образовали Первую Иерусалимскую Церковь.

Эта Церковь, несмотря на гонения на апостолов со стороны евреев и римлян, а также внутреннюю борьбу между эллинистами и иудео-христианами, постепенно разрасталась и за короткое время была признана всеми христианами Матерью всех Церквей. Основополагающие принципы вновь созданной Иерусалимской Церкви были установлены учениками Господа, освящены кровью множества известных и неизвестных мучеников и сохранены Греческим Православным Патриархатом как священное наследие по сей день. Это самый ранний и уникальный Апостольский Патриархат, который со своим Престолом в святом городе Иерусалиме представляет непрерывную и непрерывную историю Церкви как естественное продолжение первой Церкви, основанной Самим Христом.

Первым избранным епископом (де факто основателем) Иерусалимской церкви был Иаков, Брат Христов (+62), который взял на себя пастырскую заботу обо всей христианской общине. Он сам лично боролся за внутреннюю организацию Церкви и проявил себя как духовный лидер всей церковной жизни с первых дней распространения и распространения христианства. В частности, он определил церковный порядок, обеспечил богослужение и составил в соответствии с традицией текст первой божественной литургии, который был принят другими Церквями. Наконец, что касается вопроса о взаимосвязи Закона Ветхого Завета со Святым Евангелием, а именно разногласий между иудео-христианами и этническими (эллинистическими) христианами, он предложил решение в качестве председателя Апостольского Собора в 51 году и стал экзархом среди апостолов. За его большой вклад в распространение и укрепление новой религии саддукеи вместе с книжниками и фарисеями приговорили его к мученической смерти, побив камнями.

Именно с этого периода христианство начало приобретать универсальный характер, когда впервые произошло отделение иудаизма от христианства, а также Закона Моисея от Слова Святого Евангелия. В этом развитии важную роль сыграло разрушение Иерусалима в 70 году римским полководцем Титом, а также драматические события, последовавшие за разрушением еврейского храма.

Само собой разумеется, что в тот период разрушительных потрясений и римских зверств Иерусалимская Церковь переживала время скорби и агонии. Епископская резиденция находилась далеко от Святого города. Христианская церковь продолжала находиться в изгнании и вдали от покинутого и разрушенного Иерусалима, в то время как ее преследовали как римляне, так и непримиримые иудеи, которые вызывали внутренние разногласия в Церкви. Это происходило потому, что те христиане, которые произошли от них (евреев), после Апостольского Собора и последовавших за ним событий настаивали на сохранении Закона Моисея. Однако по счастливому стечению обстоятельств очищение от экстремистских иудейских элементов привело к тому, что первая Церковь состояла из греков или, по крайней мере, из эллинистических жителей Палестины, получив таким образом греческую идентичность.

И сразу после ухода римских армий христиане вернулись в ранее славный город Давида и жили в его руинах. Фактически как община они искали и поселились в том небольшом квартале на холме Сион, который во время осады избежал всеобщего разрушения и в котором была небольшая Церковь Божья. Церковь стала религиозным центром христиан, которые сразу же после возвращения из эллинистической Пеллы реорганизовали христианскую общину в Иерусалиме. Христиане на самом деле, чтобы стереть все иудейские элементы, которые также раздражали римскую власть, отныне будут избирать епископов из этнических групп, главным образом греков.

Несмотря на печальные события, произошедшие после разрушения Иерусалима римскими войсками, христиане не забыли о Святых местах. Напротив, они оставались живыми в их памяти, они посещали их и окружали уважением и любовью до времен императора Адриана (117-138). После подавления хорошо известного восстания евреев под руководством их лидера Бар Кохба в 135 году и восстановления Иерусалима Адриан своим указом и под страхом смерти запретил евреям приближаться к Святому городу. На ее руинах он основал новый город, Элию Капитолину. На самом деле, чтобы воспрепятствовать поселению христиан в святых местах, он приказал засыпать их землей и воздвигнуть на гробнице Иисуса Христа статую Зевса, а на Голгофе — статую Афродиты. Таким образом, святыни избежали разрушения и сохранились в своем первоначальном состоянии. Иерусалим в своем новом государстве не только не отличался от других римских колоний.

После ее разрушения римскими войсками Иерусалим был низведен до маленькой и незначительной большой деревни, построенной на руинах ее славного прошлого, и ее епископству, таким образом, не хватало первенства и ее раннего великолепия. Несмотря на все это, христианство в период заселения Иерусалима распространилось по всей Палестине, в то время как многочисленные христианские общины и важные епископства были созданы в различных греческих городских центрах. Постепенно, в то время как иудаизм был значительно ограничен, христианство удерживалось и быстро распространялось.

Со времен Великого Константина, и далее Иерусалимская церковь начала переживать дни процветания и больших высот, развила респектабельную деятельность и привлекла внимание не только простых верующих, которые тысячами собирались в паломничество, но и христианских монархов Византийской империи.

В начале 4-го века епископский престол Иерусалимской церкви занимал Макарий Первый (314-333), мудрый и прилежный иерарх, но также и поборник православия. При его правлении общее состояние Церкви Иерусалима радикально изменилось, авторитет ее епископства значительно возрос и постепенно восстановил ее раннюю славу и духовный блеск. Через год после завершения Первого Вселенского Собора благочестивая мать императора Константина, святая Елена, прибыла в Иерусалим, ее приезд ознаменовал новую эпоху в истории Иерусалимской церкви и послужил отправной точкой для ее последующего исторического расцвета.

Именно тогда в Святом городе были проведены раскопки, в ходе котрых был найдет Крест Христов. Эта местность во времена Страстей Христовых находилась за городской стеной. Его включение в состав города произошло позже с добавлением третьей стены иудейским царьком Иродом Агриппой. В период римского владычества в Иерусалиме и страшных гонений на христиан Адриан засыпал Голгофу и Гроб Господень землей, в результате чего эти святыни с течением времени сохранились в первозданном виде. Таким образом, в ходе земляных работ, после первого удаления последовательных слоев земли, были обнаружены холм Голгофа и пещера Всесвятой Гробницы. На небольшом расстоянии вместе с двумя крестами разбойников был обнаружен Святой Крест, который был опознан чудесным образом. Именно там и был воздвигнут Храм Гроба Господня.

В этот период было открыто и признано большинство святых святынь Иерусалима, и параллельно было построено множество внушительных и красивых церквей в разных районах, освященных Господом, не только вокруг святого города, но и на более широкой территории Палестины. В этот период святая Елена путешествовала по всей Палестине и по желанию императора возводила церкви в разных районах.

Параллельно с возведением святых святынь и распространением христианства в Палестине очень скоро развилась монашеская жизнь. Монашеский идеал был первоначально освещен первыми великими обитателям пустыни, святым Илларионом. Святой Илларион, иначе новый апостол христианства в Палестине, во время своего пребывания в Александрии познакомился со святым Антонием, за которым он следовал в пустыне. По возвращении в свою страну он выбрал пустынную местность между Газой и Майумой, где вел аскетический образ жизни. Его первый монашеский центр был в 328 году, Великая лавра святого Иллариона, которая состояла из комплекса множества келий, разбросанных по пустыне. Святой Илларион старался не только объединить монахов в единое целое (совместное проживание), но и привести их в благотворный контакт с внешним миром, благодаря правлению христианских властей.

Период с 4 по 7 век был золотым веком Иерусалимской церкви. Многие приняли христианскую веру, паломники прибыли в Святую Землю, а монахи собрались в пустыне или жили отшельниками. Это было также время великих богословов и отцов-пустынников. Их вклад в доктринальную теологию и аскетическую жизнь церкви остается источником вдохновения и по сей день.

На Четвертом Вселенском (Халкидонском) соборе 451 года было решено отделить Антиохийский Патриархат от трех провинций Палестины и образовать автономный патриархат. Примерно до крестовых походов XII века Иерусалимская церковь использовала свой собственный литургический обряд. Таким образом, это один из основных источников византийской литургии, наряду с традициями Антиохии и самого Константинополя.

Персидское вторжение в 614 году стало катастрофой для Иерусалимской церкви. За этим последовало исламское вторжение в 638 году, которое положило конец византийскому суверенитету над городом. С этого времени церковь пыталась приспособиться к новой ситуации исламского государства. Актинаме, соглашение, подписанное патриархом Софронием и Омаром Ибн Хатабом, предоставляло привилегии и права Иерусалимской церкви. В этот период в Иерусалимской церкви было несколько известных богословов, поэтов и монахов.

В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим. Их присутствие длилось почти столетие. В 1187 г. крестоносцы потерпели поражение от правителя Египта Саладина, захватившего Иерусалим. Латинский патриарх покинул город, в храмы и обители вновь вернулся православный клир. Ради поддержания хороших отношений с Византией в 1303 г. египетский султан Мансур Лазин, преемник Саладина, издал указ об опекунской власти Византии над Иерусалимской Православной Церковью. С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского Патриарха санкционировалось византийским императором. Христиане в течение XIV–XV в.в. не раз претерпевали жестокие гонения от мамлюков, хотя в 1410 г. Иерусалимскому Патриарху Дорофею была вручена хартия, закреплявшая за православными Святые Места.

С 1517 по 1917 год церковь находилась под властью Османской империи. В этот период другие христианские конфессии начали проявлять интерес к Святой Земле, обращаясь к местным православным верующим и обращаясь к турецким властям с целью приобретения прав на святыни. Борьба за преобладание между общинами привела к Берлинской конференции в 1878 году, которая подтвердила статус-кво в святых местах. С середины XIX века, когда, с одной стороны, Османская держава провела более либеральную политику в отношении церквей, а с другой стороны, развитие современного транспорта, железных дорог, пароходов открыло большие возможности для увеличения потока паломников, Православная церковь Патриархата, а также другие церкви Святой Земли обязались приобрести много земель в районе Иерусалима, урбанизированная территория которого тогда была ограничена Старым городом.

Политические изменения ХХ-го века на Ближнем Востоке повлияли на церковь и подтолкнули многих верующих к эмиграции из Святой Земли. Иерусалимская Православная Церковь является вторым землевладельцем и первым частным землевладельцем в Израиле. Она имеет много собственности и огромные земли, унаследованные от истории или приобретенные на протяжении веков. Не утратила своих позиций Иерусалимская Патриархия и после появления на её территории государства Израиль. В 1955 году было достигнуто соглашение между Еврейским национальным фондом и Патриархатом. В Иерусалиме патриархат владеет 20% Старого города. Управление этим огромным наследием — это не только экономический, но и политический вопрос. Так, в 2017 году во Иерусалиме палестинские христиане восстали против своей церкви. Прихожане обвиняют Православный Патриархат в продаже своего наследия израильтянам. Речь шла о серии объявлений в интернете и газетах о продаже, или аренде, некоторых объектов Иерусалимской церкви ультранационалистическим еврейским организациям.

Разногласия между духовным истеблишментом и мирянами — явление не редкое и часто сосредоточено на церковных назначениях, руководстве и политических вопросах. На Ближнем Востоке такая напряженность наблюдается между церквями, обычно возглавляемыми европейским (или греческим) духовенством, и их преимущественно арабскими общинами.

Иногда и длинная рука Москвы проявляет себя и в Палестине. Так, 28 февраля 2021 года по благословению Гундяева глава Русской миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) в сопровождении своего заместителя совершил поездку на север Израиля. Архимандрит Александр посетил Сахнин, где по благословению Патриарха Иерусалимского Феофила на московские деньги строится храм для местных жителей, традиционно православных. Города и деревни на севере Израиля уникальны тем, что они населены христианами, которые составляют коренное население региона и веками остаются верными своим религиозным убеждениям, несмотря на многочисленные политические потрясения.

Несмотря на все превратности, Иерусалимский Патриархат вместе с Братством Гроба Господня и его 100 членами, с его представительствами в трех политических государствах, Израиле, Иордании и Палестинской автономии, продолжает свою религиозную, социальную, культурную и примиряющую миссию под чутким руководством Феофила III, 141-го патриарха Иерусалимского. Этому способствует и российские транши, которые они постоянно вытягивают от Путина и Гундяева за непризнание ПЦУ. Скорее всего, «боголюбец» Феофил Третий решил доить московитов до конца, который видимо уже близок.

ВерстянюкИван Верстянюк, Newssky


Поделиться статьей:

                               

Подписаться на новости:




В тему: