5 историй украинских женщин-предпринимательниц

06.08.2020 0 Редакция NS.Writer

Женское предпринимательство становится все более распространенным. Например, в США доля компаний, которыми владеют женщины, достигает 42%. В Украине ситуация с малым бизнесом еще лучше: почти половину небольших компаний основали женщины.

Как сообщается, 16 июля в рамках премии «Створено жінками» во второй раз выбрали предпринимательницу года. Вместе с «Франко-украинской торгово-промышленной палатой» рассказываем истории пяти номинанток на титул «Бизнес-леди 2020».

Кристина Павлик, производитель полезных сладостей «Гавра»

| Newssky.com.ua

Идея «Гавры» возникла спонтанно. Я несколько лет работал юристом и поняла, что сталкиваюсь с негативом. Так совпало, что в жизни наступил сложный эмоциональный период. Я решила усиленно заниматься спортом. Много читала о нагрузке, строении тела и питании, в том числе о полезных сладостях. Для меня как для человека, который очень любит сладкое, открытием стали орехи, сухофрукты и мед.

Именно орешки с сухофруктами в меде стали первым продуктом «Гавры». Их я делала сначала для себя и семьи, а потом еще и для знакомых. Друзья настояли создать страницу в соцсетях, и дело пошло. Уже через два месяца я не успевала на основной работе, а еще через четыре встал вопрос необходимости цеха и оборудования.

Почему я решила запустить серьезное производство? Это был процесс, который меня совсем не утомлял — могла работать до 5 утра. Я почувствовала, что это мое. В начале я и не мечтала о серьезной прибыли, но все сложилось.

Сфера здорового питания в Украине пока на стадии интенсивного развития. Я этому очень рада, потому что еще четыре года назад было невероятно сложно объяснять, что такое гранола. Производителей и, соответственно, конкуренции становится больше, что заставляет тебя постоянно развиваться. И в этом есть свой кайф.

«Гавра» начиналась с 4000 грн стартового капитала и маленькой электрической духовки. Сегодня у нас есть настоящий цех с работниками, оборудованием и складом сырья и готовой продукции. Всего этого удалось достичь исключительно путем постоянного реинвестирования. Конечно, ничего бы не удалось без команды, которой я очень горжусь.

В планах — запустить линию классического печенья из высококачественных ингредиентов (без маргарина, красителей и эмульгаторов) и открыть крафтовую пекарню в нашем городе. Еда — это наше настроение, более 90% серотонина (гормон счастья) синтезируется в кишечнике. Получается, что наш продукт помогает людям иногда быть немного счастливее — чем не крутая миссия?

Евгения Николайчук, сеть винных баров Like a Local’s Wine bar

| Newssky.com.ua

Идея открыть Like a Local’s Wine bar пришла в 2016 году. На тот момент мой опыт работы в винной сфере превышал 10 лет, включая открытие другого винного бара несколькими годами ранее. Я заканчивала свое обучение в Лондоне, получала одну из самых престижных международных квалификаций в сфере вина. В то время со мной связался мой будущий партнер Сергей Климов (организатор фестиваля Kyiv Food & Wine Festival) и предложил сотрудничество.

Общим проектом стал Like a Local’s Wine bar в Киеве на Сечевых Стрельцов, который в будущем дополнился еще двумя барами — на Льва Толстого и Спасской. При открытии бара у нас было две цели. Первая — рассказывать, что украинские вина могут быть интересными. Также мы хотели показать, что вино — это не только про атмосферу роскоши и чего-то недостижимого. Прежде всего это про общение и легкость бытия.

В наших барах продаются исключительно украинские вина, а в меню представлены локальные продукты (кроме оливок и оливкового масла). В 2016 году такая концепция была своего рода вызовом. Да, Prosecco и Bordeaux продавать легче (и, скорее всего, выгоднее). Но ежедневно знакомить украинцев и иностранцев с новыми маленькими и большими производителями из Украины гораздо интереснее.

Я горжусь тем, что мы уже четвертый год подряд придерживаемся выбранной в начале концепции. Около 60-70% вин, представленных у нас, трудно или невозможно найти в розничной торговле. Нас называют «трендсеттерами украинского вина», а заведения считаются отличной площадкой для маленьких украинских производителей.

Конечно, из-за карантина нам трудно. Сейчас мы не говорим о прибыли, а думаем о выживании. Одновременно видим очень много нелогичных, на наш взгляд, решений в сфере ресторанного бизнеса со стороны государства и местных администраций. Но мы не теряем оптимизма: мечтаем о новых Like a Local’s за пределами Киева и планируем производить собственное вино на дружеских винодельнях.

Анастасия Журавель, благотворительный магазин «Ласка»

| Newssky.com.ua

Социальный проект и благотворительный магазин «Ласка», куда можно отнести ненужную одежду, появился в 2011 году. Тогда сфера благотворительности в Украине была достаточно закрытой и, на мой взгляд, вызывала недоверие из-за непрозрачных крупных фондов с сомнительным позиционированием.

Сегодня же благотворительность может делать каждый. Мир меняется стремительно, осознанное потребление становится мейнстримом, особенно во время пандемии люди стали более сплоченными.

В Украине социальные проекты живут благодаря активности общества, которое формируется и развивается после распада Советского Союза и 90-х годов. Именно оно играет неотъемлемую роль — изменений бы не было, если бы мы всегда ждали государственной поддержки. Это большая сила и уникальность на мой взгляд.

За время существования «Ласки» мы с одного маленького благотворительного магазина пришли к большому социальному проекту с двумя локациями в центре страны. В одном из магазинов мы организовали приемный и сортировочный пункт текстиля, удобный сервис по сбору материала, а также установили контейнеры в офисах и публичных местах. В месяц «Ласка» передает 13 000 кг одежды нуждающимся и фондам, а также постоянно организует и участвует в социальных акциях.

В дальнейшем мы хотим увеличивать географию и сеть магазинов «Ласка», планируем организовать благотворительную и образовательную платформу, наращивать партнерскую работу с проектами с похожими ценностями, а также решать проблему текстиля на городском уровне.

Конечно, чтобы все это реализовать, нужны устойчивая финансовая уверенность и возможности. Мне как партнеру с ответственностью перед командой и проектом хотелось бы встречать больше поддержки на государственном и донорском уровнях.

Наталья Невядомская, сеть ресторанов Très FRANÇAIS

| Newssky.com.ua

Девять лет назад открыл двери наш первый проект — ресторан и сырная лавка Très FRANÇAIS. В то время ресторанная сфера в Украине была еще на этапе формирования и только начинала развиваться.

Когда мы запускали бизнес, нам стоило больших усилий и времени найти в Украине единый перечень правил, стандартов того, как ресторан должен функционировать. В то же время они были очень устаревшие и «в строгих рамках» — приходилось посещать иностранные практики.

Для меня открыть ресторан было мечтой, я к этому долго шла. Концепция появилась чуть позже: на это повлияли как увлечение культурой и кухней Франции, так и путешествия по стране вместе с мужем.

В ресторанной сфере первое и самое главное — любить этот бизнес, ведь он очень непростой. А все остальные навыки достаточно унифицированы для предпринимателей любой сферы: уметь организовать работу, управлять бизнес-процессами, планировать, мониторить и так далее.

Нам «повезло» пережить не один тяжелый период: и 2014 год, и карантин 2020-го. Сейчас мы оперативно адаптируемся к новым условиям: пересмотрели ценовую политику, обновили меню и взяли вектор на демократизацию. Кроме того, с первого же дня карантина запустили службу доставки — собственную и партнерскую.

Я оптимист и верю в дальнейшее развитие бизнеса. Нам необходимо развиваться, подстраиваться и продолжать радовать гостей своей философией, атмосферой и в конце концов пищей.

Ольга Коцьо, производитель деревянной упаковочной тары «Ольта-Львів»

| Newssky.com.ua

«Ольта-Львів» основана в 2013 году, но решение перейти на готовые изделия (упаковочную тару в целом и паллетные борта в частности) приняли лишь в 2018-м. Перед этим «Ольта-Львів» была поставщиком деревянных элементов для производства мягкой мебели.

Деревянная тара — экологически чистый продукт. Она прочная, способна выдерживать большую нагрузку, поэтому надежно защищает продукцию от механических повреждений и порчи. При правильной эксплуатации паллетные борта можно использовать 8-10 лет. А по завершении цикла продукт становится экологическим вторсырьем для дальнейших процессов. Собственно, в этом мы видим один из будущих путей развития компании.

В Украине паллетные борта еще не настолько распространены среди основных видов упаковочной тары, как в ЕС и в мире в целом. Среди наших клиентов — индустриальные предприятия сферы металлообработки, машиностроения, агросектор, текстильные производства, транспортные компании и все, кому нужна безопасная транспортировка и удобная упаковка. В штат «Ольта-Лвів» входят три постоянных сотрудника и до 20 человек, участвующих в производстве на аутсорсе.

До пандемии мы работали как оптовые поставщики на экспортные рынки по долгосрочным контрактам. Но кризис внес свои коррективы. В силу обстоятельств мы начали развивать внутренний рынок с помощью региональных маркетплейсов. Планируем дальше развиваться и делиться нашими качественными изделиями. Поэтому ищем возможности, чтобы сначала вернуться на докарантинный уровень, укрепить свои позиции и уже двигаться дальше.