Украинская победа освободит Восточную Европу

11.09.2022 0 By Chilli.Pepper

Полная победа Украины теперь выглядит еще больше возможной, публикует перевод статьи newssky.com.ua со ссылкой на foreignpolicy.

«Мы можем и должны думать только о том, как победить», — сказал украинский президент в своем обращении к нации 18 августа.

А в шестимесячную годовщину вторжения 24 августа, дату, которая совпала с Днем независимости Украины, Зеленский еще более решительно говорил о победе — и точно объяснял, что это будет означать.

«Для нас самое страшное железо — это не ракеты, самолеты и танки, а кандалы. Не окопы, а кандалы. И мы поднимем руки только один раз — когда будем праздновать нашу победу», — сказал Зеленский в тот день.

«Донбасс — это Украина. И мы вернем его, каким бы ни был путь. Крым это Украина. И мы вернем его. Каким бы ни был путь».

В течение августа, за несколько недель до заявления Зеленского, вооруженные силы Украины нанесли несколько ударов по объектам на Крымском полуострове, который Россия насильственно и незаконно захватила в 2014 году. Среди них была серия ударов по взлетно-посадочной полосе и складам с боеприпасами, о которых заявляют украинские власти, и которые были организованы элитными воинскими частями, действовавшими в тылу врага. Среди них были и атаки беспилотников на штаб Черноморского флота России в Севастополе.

Эти удары стали первым случаем, когда Украина серьезно бросила вызов доминированию РФ на полуострове более чем за восемь лет и изменила ход войны в пользу Украины. В сочетании с недавними победами в Херсоне и Харькове они предполагают, что украинская победа, а не застой в обороне, действительно возможна, хотя до нее еще далеко.

Победа Украины не гарантирована. Но если это произойдет, то это станет событием, меняющим парадигму европейской безопасности, по масштабу событий 1989 года, когда страны старого Варшавского договора освободились от советского господства. Должностные лица в Вашингтоне и других западных столицах должны быть готовы к такой возможности.

В начале войны перспектива победы Украины над пятой по величине постоянной армией мира казалась запредельной. В то время предполагалось, что русские войска возьмут Киев за считанные недели, если не дни.

Но первоначальный блицкриг РФ, направленный на обезглавливание правительства Зеленского, с треском провалился. Боевые действия в Донбассе на востоке Украины зашли в тупик. А 29 августа Украина начала долгожданное контрнаступление на юге с целью освобождения оккупированной — и стратегически важной — Херсонщины, за которой последовало быстрое и поразительно успешное наступление в Харькове.

РФ уже понесла около 80 000 военных потерь, включая убитых и раненых, больше, чем Советский Союз за десятилетие войны в Афганистане, где Советы потеряли 14 500 военнослужащих и около 54 000 были ранены. Боевой дух низок, а нехватка войск настолько остра, что связанная с Кремлем группа Вагнера вербует потенциальных наемников из тюрем. Западные санкции начинают сказываться на российской экономике и, что немаловажно, ограничивают возможности РФ приобретать микрочипы и полупроводниковые технологии, необходимые для пополнения истощенных запасов оружия.

Безусловно, Украина также несет высокие боевые потери. Но, в отличие от РФ, ее силы сильно мотивированы и оснащены Западом самой современной военной техникой, такой как высокомобильная артиллерийская ракетная система M142 или HIMARS. Они также извлекают выгоду из обмена с западными разведданными.

Мы еще не достигли этого, но определенно фантастическая перспектива победы Украины выглядит все более реалистичной. Такой результат мог бы быть чем-то вроде редукса 1989 года. Подобно тому, как ослабление советской власти в конце 1980-х годов привело к падению просоветских режимов в странах бывшего Варшавского договора, сегодня ослабление российской власти, вероятно, будет иметь последствия на всем постсоветском пространстве.

Последствия будут ощущаться на российских клиентах, таких как Беларусь, где власть Александра Лукашенко может не пережить поражение его покровителя в Москве.

После провальных президентских выборов в августе 2020 года, последовавших за ними протестов и жестокого подавления инакомыслия Лукашенко потерял большую часть — если не всю — свою внутреннюю легитимность. К лидеру оппозиции Светлане Тихановской, которую многие считают законной победительницей на выборах 2020 года, на Западе относятся как к лидеру белорусского правительства в изгнании. Опросы общественного мнения показывают резкий рост прозападных настроений белорусов и резкий спад промосковских настроений.

Решение Лукашенко разрешить президенту России Владимиру Путину использовать территорию Беларуси в качестве плацдарма для своего вторжения в Украину оказалось крайне непопулярным. Это также вызвало сопротивление среди белорусов, включая саботаж железнодорожных путей, чтобы помешать российским войскам добраться до фронта, и хакерскую кампанию, организованную группой, называющей себя «Киберпартизаны». Тем временем сотни белорусских добровольцев присоединились к борьбе Украины за защиту от России, записавшись в военизированную группу под названием «Батальон Кастуся Калиновского», названную в честь лидера белорусского восстания 19-го века против Российской империи.

Учитывая решение Лукашенко пойти ва-банк против Путина и его войны, победа Украины вполне может привести к освобождению Беларуси. Но эффект домино для европейского порядка безопасности будет ощущаться за пределами Беларуси.

Последствия также будут ощущаться в странах, пытающихся освободиться от влияния Москвы, таких как Грузия и Молдова, что ослабит влияние Москвы через олигархические структуры.

В Грузии население уже давно настроено решительно прозападно, причем подавляющее большинство выступает за вступление страны в НАТО и Европейский Союз. Но правящая партия «Грузинская мечта», финансируемая, как сообщается, связанным с РФ олигархом Бидзиной Иванишвили, тайно и неуклонно уводит страну от Запада и де-факто возвращает ее на орбиту Москвы.

Согласно апрельскому отчету Transparency International, Иванишвили накопил свое состояние во время приватизации в России в 1990-х годах и поддерживает тесные связи с Москвой. Он вернулся в Грузию из РФ в 2012 году, когда сформировал и финансировал партию «Грузинская мечта», которая затем победила прозападное «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили и с тех пор удерживает власть.

В дополнение к отступлению от демократии и попыткам посадить в тюрьму политических противников, включая Саакашвили, «Грузинская мечта» также положила конец ранее жестко прозападной внешней политике страны. Последнее проявление этой тенденции произошло в июле, когда председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе напал на послов США и ЕС, заявив, что они пытаются навязать Грузиюи войну с россией.

Захват власти «Грузинской мечтой» полностью зависит от богатства Иванишвили. А богатство Иванишвили полностью зависит от его финансовых связей с россией. Поражение РФ в Украине и хромота российской экономики ослабили бы власть Иванишвили в грузинской политике и открыли бы путь прозападному электорату страны для выбора правительства, которое больше соответствует их ценностям. Ослабленной послевоенной россии также будет труднее продолжать контролировать и субсидировать оккупированные грузинские регионы Абхазию и Южную Осетию, что, возможно, будет способствовать воссоединению страны.

Последствия поражения РФ в Украине также будут ощущаться в Молдове. Прозападный президент Майя Санду находится у власти с декабря 2020 года, а ее Партия действия и солидарности имеет значительное парламентское большинство. Но в последнее время возродились пророссийские партии. Отчасти это связано с войной в Украине, которая отрезала молдавское сельское хозяйство от российского и белорусского рынков.

Кроме того, примерно 1200 российских военнослужащих оккупируют отколовшееся от Молдовы Приднестровье. Есть ощутимые опасения, что, если российские войска смогут продвинуться на запад вдоль украинского побережья Черного моря и захватить украинский город Одесса, они могут соединиться с войсками в Приднестровье и потенциально угрожать Молдове.

Но поражение россии в Украине фактически исключило бы эту возможность, уменьшило бы способность Москвы влиять на внутреннюю политику Молдовы и подорвало бы способность Кремля сохранять фактический протекторат в Приднестровье.

Украинцы борются не только за свой суверенитет и независимость, но и за второе освобождение Восточной Европы, завершая процесс, начавшийся в 1989 году. Западу необходимо подготовиться к тому, чтобы справиться с этим потенциальным непредвиденным обстоятельством.

В этом году исполняется 100 лет со дня образования Советского Союза. И в начале 2022 года казалось, что Путин был готов начать его восстановление, сначала с так называемой мягкой аннексии Беларуси, а затем с силового подчинения Украины.

Теперь кажется, что 2022 год может стать последним этапом распада Советского Союза.

Как Москва отреагирует на новое освобождение Восточной Европы, будет зависеть от того, как поражение в Украине изменит внутриполитическую динамику внутри россии. Но при любом сценарии РФ будет ослаблена в военном, экономическом и политическом отношении. Его способность сопротивляться новой реальности уменьшится. Неизбежно в некоторых западных столицах раздаются призывы не «унижать» Москву. Но таким призывам следует сопротивляться.

Победа далека и уж точно не гарантирована. Но Соединенные Штаты и их европейские союзники не должны поддаваться провалу воображения относительно того, что будет означать победа Украины. Свободная Беларусь в сочетании с действительно независимыми, суверенными и целостными Украиной, Грузией и Молдовой изменит правила игры.

Автор:

Брайан Уитмор — внештатный старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета и адъюнкт-профессор Техасского университета в Арлингтоне. Он также является ведущим и основателем подкаста «Вертикаль власти», посвященного событиям в России и на постсоветском пространстве.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: