Тяжелые будни Госдепа

09.08.2017 0 By Chilli.Pepper

Как это ни парадоксально, отношения госсекретаря Рекса Тиллерсона с Белым Домом, которым руководит, по идее, Дональд Трамп, яростно продвигавший президента ExxonMobil как «понятного» ему человека на пост главы Госдепа – давно оставляют желать лучшего.

Тиллерсон

Рекс Тиллерсон (фото – Reuters)

Вообще, Тиллерсону не позавидуешь (поэтому хочется надеяться, что в Киеве он немного расслабился), поскольку его буквально стискивает между равновеликими группами влияния в пестром окружении 45-го президента.

Так, идеологи специфического американского национализма, такие как Стивен Бэннон, Стивен Миллер или Питер Наварро тянут внешнюю политику США в одну сторону, подстраивая мелкие диверсии, вроде эпизодов с хамскими выпадами Трампа в адрес Меркель. «Глубокое государство» в самом Госдепе, то есть профессиональная бюрократия – в другую, а именно в спокойное русло несения Соединенными Штатами их многочисленных обязательств как лидера свободного мира. В третью сторону толкают Тиллерсона пришедшие из бизнеса прагматики, такие как министр экономики Уилбур Росс – в частности, возможные ограничения импорта стали из Китая явно его идея, но при этом прагматики желают в целом выдерживать ровную линию в отношениях с основными торговыми партнерами. В «окно» лезет президентская семья – для нее приоритет состоит в том, чтобы представлять папочку и тестя триумфатором, невзирая на любые объективные обстоятельства. Украинцам это знакомо – «Виктор Янукович – звезда ядерного саммита», и не только.

Наконец, в качестве последнего угла этой пентаграммы выступает аппарат Республиканской партии. Именно он сформировал кадровый отдел администрации, во главе которого теперь стоит 38-летний Джонни ДиСтефано, ближайший советник и политический администратор Джона Бонера, возглавлявшего Палату представителей в 2010-13 годах. Тиллерсон, прошедший всю корпоративную иерархию в одном из крупнейших американских бизнесов, в ярости от того, что им помыкает какой-то «молоденький» кадровик, но ДиСтефано имеет полное доверие главы администрации Ринса Прибуса. Поэтому Тиллерсон недавно устроил сцену прямо в Белом Доме – именно ДиСтефано (читай – партия) тормозит самые разнообразные назначения, которые госсекретарь давно бы уже сделал.

Джаред Кушнер (фото – рейтерс)

 

Любопытно, что согласование кандидатуры Курта Волкера на «украинскую» должность» можно даже рассматривать как определенный прорыв для Госдепа – тем более, что получающему пробоину за пробоиной Белому Дому вообще, похоже, не до дипломатических назначений. Вместе с тем, до того, как в эпизоде с попыткой создать секретный канал связи с Кремлем и разоблачением финансовых интересов, связанных с Внешэкономбанком, погорел президентский зять Джаред Кушнер, считалось, что дни Прибуса в «западном крыле» сочтены. Ведь Кушнер очень резво взялся за подчинение себе аппарата, а Прибус стал вызывать недовольство президента тем, что не может «на раз» уломать законодателей поддерживать инициативы президента.

Но идут недели, а Ринс Прибус все еще на своем месте, в то время как Джаред Кушнер теперь озабочен собственными проблемами (очередной русский скандал лишь осложнил его положение) – впрочем, и президенту удалось продвинуть несколько важных проектов, таких как отмена «обамакэр» нижней палатой и назначение консерватора Нила Горсача в Верховный Суд. Правда, все эти успехи с душком, поскольку республиканцы вынуждены просто пользоваться своим арифметическим большинством, а это обостряет отношения между партиями. Отмена же принятого при Обаме закона о здравоохранении верхней палатой продолжает оставаться туманной, как и судьба налоговой «революции», обещанной Трампом, а с ней – и  рекордных инвестиций в инфраструктуру.

Стресс, который вызывает у президента внешняя политика и необходимость исполнять обязанности в условиях специальных расследований и войны с прессой – отражается и на Тиллерсоне. Так, явно не он задумал блокаду Катара американскими союзниками на Ближнем Востоке (а Кушнер и его саудовские знакомые). Блокаду, из которой пока мало что выходит. В Дохе (которую поддерживает Анкара, и которая пока не намерена рвать отношения с Ираном) заявляют, что намерены проедать свой гигантский валютный резерв. А там или ишак умрет, или падишах – что ж, вполне рациональная позиция…

Старший и младший Трампы (фото – рейтерс)

 

Вынужден Тиллерсон (Майк Пенс начал устраняться от этой функции после облома с Джеймсом Коми) отдуваться и за непродуманные заявления Трампа, о которых, причем меняющихся на противоположные в течение нескольких часов, узнает, как и все, из Твиттера. В общем, разве удивительно, что уже полгода как назначенные Обамой послы (речь не только о странах, но и ключевых организациях) сидят как привязанные, но при этом сам президент жалуется на интриги «глубокого государства»? В мобильной Америке профессионалы (да и просто политические активисты) не привыкли ждать обещанных назначений по полгода. В особенности, если для утверждения им придется пройти горнило сенатских комитетов.

Так что нетрудно предположить, что спиральным русским скандалам помогает одна из колонн Белого Дома (по аналогии с кремлевскими «башнями»), чтобы устранить, по крайней мере, одну из соперничающих группировок – собственно, президентскую семью. Между прочим, без родственников Дональду-старшему может стать скучно – вдруг он тогда уйдет сам?

Но пока что удары принимает Рекс Тиллерсон – «Вашингтон Пост» открытым текстом бомбардирует читателей статьями о том, что госсекретарь с работой не справляется, что команды как не было, так и нет, а то, что ее заменяет – намертво сцепилось со своим бесплодным аналогом в Белом Доме. И хотя это тоже партийная риторика – дела обстоят сегодня несколько лучше – впечатление, что американская внешняя политика плывет по воле волн, без штурвала и парусов, сохраняется.

Леопольдо Лопес Мендоса — венесуэльский политический деятель и экономист, в настоящее время выступающий в качестве Национального координатора венесуэльской политической партии Народная воля. Фото – рейтерс

 

Но это удобный момент для традиционных партнеров США наполнять повестку дня Госдепа своими приоритетами (нечто подобное происходило с Россией времен раннего Ельцина и Козырева), не давая дышать изоляционистам при дворе короля Дональда. Можно заметить, что когда давление внутренних интриг на Рекса Тиллерсона ослабевает, он внезапно произносит более чем здравые вещи – к примеру, о необходимости объединения оппозиции в Венесуэле (и вдруг на свободу выходит один из лидеров тамошней оппозиции Леопольдо Лопес). Или – недавно в Киеве, пусть даже тезисы госсекретаря и были приглажены, отрепетированы и поданы в контексте выступления президента США в Варшаве.

В конце концов, и у Обамы с Джоном Керри были напряженные эпизоды – в частности, касаемо красной линии в Сирии. Непростыми были и отношения экс-президента с экс-госсекретарем Клинтон, поскольку он считал, что она вместе с Сьюзен Райс «втравили» его в Ливию. Правда, какие-либо явные скандалы все восемь лет президентства демократов на публику не выносились. Обама в этом смысле был этически безупречен. В свою очередь, Джордж Буш-младший мирно прожил с обоими своими госсекретарями, поскольку – добрая душа – мало что смыслил в сложных внешнеполитических вопросах, в чем не стеснялся и признаться. Внешней политикой, как и многими другими серьезными вещами занимался вице-президент Дик Чейни.

Нынешний же вице-президент Майк Пенс, кажется, временно находится в шоковом состоянии от виражей своего старшего партнера и пытается выбрать оптимальную линию поведения. Но Пенс – человек партийный, поэтому Тиллерсону хотя бы с кем-то надо наладить прочный союз, чтобы удержаться в своем кресле. А пока, может быть стоит почаще навещать Восточную Европу, чтобы слушать приятные вещи и записывать достойные деловые предложения, не имеющие никаких корней в токсичной Москве? Думается, путинский орден дружбы народов Рекс Тиллерсон уже спрятал в дальний ящик стола. Дружбы народов не получилось. А вот покомандовать в Госдепе – все еще может.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: