Россия после России: последствия футурошока

13.09.2022 0 By NS.Writer

Этот мой очерк посвящен попытке спрогнозировать будущее в Российской Федерации, смоделировать возможные сценарии будущего, исходя из тенденций настоящего, попытаться спрогнозировать то, что произойдёт, а главным образом, то, чего не произойдёт, и тем оно, так сказать, дает надежду.

Иллюстративное фото

Первое и очень важное: почему поражение России в этой войне, войне с Украиной и, по сути, со всем остальным миром, неизбежно?

Во-первых, по мнению известных и авторитетных экспертов (Игорь Козий, Олег Жданов, Юрий Швец) действия и планы Вооруженных сил Украины не зависят от погоды или времен года, это же касается и их будущего контрнаступления. Почему мы привязываем контрнаступление к погодным условиям или сезонам? А морозы? Они у нас начинаются уже в ноябре. О каких погодных условиях мы вообще говорим, при которых не может происходить контрнаступление? Сама постановка вопроса является фейком. В целом же, ВСУ — это структура, которая работает независимо от погодных условий, в режиме 24/7.

Во-вторых, сам факт закупки Москвой миллионов снарядов и ракет в Северной Корее является признаком того, что глобальные санкции серьезно ограничили ее цепочки поставок и заставили Швабростан обратиться за военными поставками к государствам-изгоям.

В-третьих, очень простой на самом деле ответ, просто потому, что ресурсов не хватит; а также нет чего-либо, что можно было бы выдать за победу. Нет сомнений, что Украина отвоюет Херсон. Но поражение неизбежно, даже если вдруг произойдёт у России на бумаге территориальное присоединение каких-либо регионов, даже если будет как бы такая микро-победа, то она будет стоить столько, что нанесет огромный удар, как уже нанесла удар по экономике, и будет нанесен ещё больший урон. Если будет военный разгром достаточно серьезным, достаточно масштабным, то это даже лучше для экономики, ибо, чем быстрее Россия освободит оккупированные территории, тем быстрее произойдёт у неё восстановление мирных (не доверительных, ибо доверять Швабростану нельзя, ну хотя бы банковских, и(ли) торговых) отношений, не с Украиной, конечно, но по крайней мере, с некоторой частью остального мира.

Далее мы рассмотрим основные сценарии развития экономики, и два из них предполагают ускорение спада в ближайшие годы:

  • согласно «инерционному», дно будет достигнуто в 2023 г. на 8,3% ниже уровня 2021 г.;
  • согласно «стрессовому», это произойдет в 2024 г. на 11,9% ниже.

Полная остановка экспорта в Европу может обойтись бюджету в 8 триллионов рублей ($130 млрд по официальному курсу) недополученных налогов в год. И даже в среднесрочной перспективе заместить потерянные продажи будет невозможно. К тому же ограниченный доступ к западным технологиям, волна ухода иностранных компаний и демографические проблемы в будущем, потенциальные темпы роста должны упасть до 0,5–1% в следующем десятилетии вплоть до уровня чуть выше нуля к 2050 году.

Важный момент, о котором хотелось сказать, тенденция окончательного превращения России в тоталитарное государство не остановится, она может замедлиться, но этот поезд, который летит по этим рельсам, у него тормозной путь слишком длинный, даже если борьба с тоталитарными тенденциями начнётся там завтра, она завтра не начнётся.

И наконец, перехожу к первому пункту. Почему не будет революции? Дело в том, что для революции, для бунта такого полномасштабного необходимо то, что называется пассионарная раздраженность масс. И когда все смотрят на арабский восток, не учитывают вот какую вещь: средний житель арабских стран — это мужчина младше 40 лет с амбициями, как правило, бедный, или с очень большими деньгами. Я напомню, вся вот эта красивая роскошь, которую видите в арабских странах, она вся на самом деле принадлежит примерно 600 семьям, все остальное население арабских стран бедное. У этого мужчины есть амбиции, есть желание драться за реализацию своих планов и грез. Среднестатистический россиянин — это женщина старше 50-ти… Никакая российская весна, в смысле преодоление вот этих застойных тенденций, и смена власти путём насильственного свержения кремлевской хунты просто невозможна физически.

Второе: почему, на мой в невозможно такое явление как антиправительственное подполье? То есть, всякие мы видим в новостях сообщения от какой-то там национальной республиканской освободительной армии, легион свободной России и прочее; но они хоть и на слуху у многих, но весьма малочисленны. Предел их возможностей — не борьба за свержение хунты, а оборона Украины в составе ВСУ. Но и это весьма достойное дело; и помогут в борьбе против Мордора, да и последние остатки чести сберегут.

Но есть риск, что со временем повторится операция «Трест», то есть такие ловушки для людей, пассионарных людей, которые ненавидят власть в РФ и которым тяжело переживать собственное бессилие. Дело в том, что, с одной стороны, технологические способности современных спецслужб играют очень важную роль. То есть я напомню, что в Москве задерживают людей, высказавшихся против войны, через систему распознавания лиц в метро. Тенденция такой оурэлловщины она будет нарастать, то есть слежка за всеми, за каждым, кто пользуется сетью, а ею практически все пользуются, она присутствует, и она будет расширяться.

С другой стороны, есть такая вещь, как крайне низкий уровень подготовки и профессионализма спецслужб, поскольку долгая отдельная тема, почему так происходит. Это происходит из-за того, что результаты их работы принимаются обществом некритично. Если кому-то позволить самому себе ставить оценки, даже если он в начале своей деятельности критично к своей деятельности относится, старается работать хорошо, потом он неизбежно будет работать плохо впоследствии. То есть, если чью-то деятельность воспринимают не критично, то он своём профессионализме не развивается, а деградирует. И в такой ситуации действительно возможно антиправительственное подполье, хорошо законспирированное, все члены которого перед российскими спецслужбами очень верные: будут вопиять «Крым наш, Уралвагонзавод!»; вообще они для них свои в доску, а на самом деле готовят свержение власти.

Но если такие люди есть, то скорее всего, они принадлежат вовсе не к демократической прослойке в России, а прямо наоборот, скорее всего, они либо придерживаются ультраправых (шовинистических, как у печально известного Гиркина-Стрелкова и ему подобных) взглядов и, в общем-то, если они будут устраивать свержение власти, то это в плане пользы бабка надвое сказала.

Ну и наконец, если такие люди в России точно есть, то перед спецслужбами они все — алкоголики Васи Пупкины, верно голосующие только за Путина и смотрящие только первый канал. А в реальности там объявится какой-нибудь Амироль Аджихад, который готовит террористов для войны на Ближнем Востоке. Как они сами иногда заявляют, что в России им очень хорошо отдыхается, то есть в Европе спецслужбы их вычищают довольно быстро и точно, а в России для этих господ приволье. Соответственно, все они явно не будут участвовать в каком-то деле свержения власти, потому что существующее положение вещей в России, оно их полностью устраивает. Вот почему, собственно, мы слышим какое-то затишье с этой стороны.

Третье — то, чего точно не произойдёт, это бонапартистский переворот. Если армия восстанет против такого унижения и такой жесткой эксплуатации, по какой причине? Рассмотрю это все по пунктам:

1) Для партийного переворота нужен Наполеон Бонапарт, то есть нужен молодой, энергичный, известный во всей армии, уважаемый, авторитетный, чином не меньше генерала. Не древний дряхлый подполковник Клочков, да, а именно молодой человек, который сможет принять на себя ответственность за проведение переворота.

2) Но здесь есть несколько тенденций, которые как бы против такого сценария работают. Первое — это то, что Путин, с момента прихода своей власти, принялся защищать от перспективных молодых военнослужащих армию. Я напомню, что Сергей Кужугетович Шойгу, этот маршал фанерный, он сам себя награждает какими-то непонятными орденами, он своих сексуальных кукол сделал вневойсковыми непонятными генеральшами, заставляет военных МВО честь отдавать и они её отдают, то есть у них сейчас чести нет. И, соответственно, уровень общегуманитарный, скажем так, политической подготовки военных в современной России давно ниже плинтуса. По ряду причин вполне естественных, первый — это обвал вообще образования во всей стране; а второй — это момент то, чем в советской армии очень гордились, что все генералы когда-то были солдатами. А теперь полно таких, что имеют погоны, но пороха не нюхали.

И если посмотреть на такие тенденции, обычно самый ближайший к нам по времени бонапартистский переворот, могу привести, это свержение режима Мурси в Египте. Там армия восстала против захвата власти радикальными мусульманами, просто арестовала верхушку и провела выборы и не только взяла власть у пришедших в результате демократических процедур, кстати, радикальных мусульман, но и передала ее последующему демократически избранному правительству. Но и так называемые военные качества, рыцарские качества не формируются от слова совсем. Очень жаль азовцев, которые поверили в офицерскую честь шваброидов и сдались в плен. Нет у ордынцев ни чести, ни ума, ни совести. Только покорность, только желание исполнять и полная безынициативность, неспособность брать на себя ответственность. Ясно, что в такой ситуации, ну вот мы видим, как проявляет себя на фронте эта армия; тут бездарность командования ни в коем случае не купируется героизмом, персональным героизмом отдельных военнослужащих. Поэтому никаких бонапартистских переворотов не предвидится. И что же тогда предвидится?

А предвидится консервация режима.

Здесь ещё о чём нужно сказать, что тут точно, чего не произойдёт, то, что все либералы очень любили предрекать и постоянно говорили: «Вот подождите, вот-вот-вот-вот сейчас, вот-вот-вот-вот сейчас, вот она произойдёт». Некая пассивная, плавная либерализация режима перехода к демократическому устройству, видимо, не состоялась и не состоится. Вот этот самый миф о том, что вот это демократия неизбежна, и она сама собой случится. Все воры, коррупционеры, террористы, они видимо скажут: «Ах, как мы были неправы», — примут монашество и уйдут каяться, — это в общем оставим на совести тех, кто эти сказочки повторяет.

И что же ждёт в такой ситуации российское государство и общество?

Первый момент — это капсулирование политической власти, превращение российского государства в такой, я бы сказал, аналог «православного Ирана». Не православного, конечно, это к православной религии отношения иметь не будет, такого оккультно-магически-государственнического образования, которое останется сырьевым придатком, будет жить за счёт того, что продавать из недр что-то, что продаётся, при том просто другому покупателю и по более низкой цене и менее выгодной, поэтому достаточно нищие. Будет всё более совершенствоваться новояз. Там, например, за слово «нищета» могут начать сажать, потому что это давно будет не «нищета». А что это будет?

Это будет режим экономного потребления, режим умеренного потребления. То есть здесь идея пропаганды умеренности, того, что питаться мясом вредно, а питаться надо исключительно картошкой и макаронами. А лучшая картошка та, которая выращена на своих приусадебных участках. Вот и будет такая агитация за то, чтобы люди возвращались назад к земле, в смысле пытались кормиться со своих дачных участков. То есть состоится попытка изображать все время наступившие кризисные ситуации как какое-то достижение, от которого никуда не деться.

Четвертое — то, о чем важно говорить, что ресентимент, который настанет, он будет требовать реванша за поражение. Но при этом даже если какое-то событие скормят ватникам как победу, что все равно это будет поражение РФ. Напомню, что вот эти идеи демократии и равенства, ответственности людей в РФ непопулярны, люди предпочитают быть пассивными, чтобы за них всё делал какой-то «мессия», какой-то народный герой и так далее. То есть вовлекаться в политику люди не желают, им это кажется трудным, ненужным и опасным. И поэтому с помощью средств пропаганды, которые сейчас только, так сказать, обкатываются и вот этой оруэлловской системы тотальной слежки, за всем и вся. Гнев народа будет ориентирован на внутренних врагов, которые «сделали так, что РФ проиграла войну». И тогда возможны массовые репрессии; хотя опять-таки либеральные политологи будут отрицать массовость репрессий, но они все равно придут.

Другая вещь, очень прямо связанная с экономическими процессами, — это демографическая депрессия, сокращение населения, когда никакие ни финансовые, ни идеологические средства (включая и запрет абортов, который явно будет скоро введён) банально не сработают. Убыль же населения по миллиону в год фатальна для России.

Следующей формой тоталитарного контроля должно стать закрытие для выезда, или создание специальных каких-то усложнённых условий для пересечения внешних границ страны. Главным образом, не столько для выезда, сколько для свободного перемещения. И формой исхода из демографического кризиса станет внедрение программы в стиле Чаушеску: то есть вы рожаете детей, вы обязаны отдать их в специализированные детдома, где будут их воспитывать из них солдат-убийц. Я напомню, что у Чаушеску был такой опыт, и он очень плачевно закончился. Это, конечно, тоже приведёт к довольно серьезной деградации всего, что может деградировать.

Следующим этапом станет техническая, индустриальная деградация. Дело в том, в начале ХХ века государство полностью замкнутое, само на себя, оно ещё могло существовать. В XXI веке такое государство существовать не может, разве только это какое-то маленькое и архаичное. Но даже туда телефоны, смартфоны, ноутбуки надо завозить, поскольку самим производить всё невозможно чисто физически. Ведь даже у Китая это не получается, хотя их почти 2 миллиарда, что уж говорить о населении страны, в котором будет со временем менее 100 (а то и 50) миллионов, то есть меньше, чем ветеранов партии в Китае, каковых в Поднебесной 200 миллионов. Никакой технический прорыв, никакое волшебное чудо не произойдёт.

Однако схлопывание на фоне ресентимента, на фоне обращенности внутрь этого ресентимента и на фоне попытки военного реванша, приведет к тому, что лидеры пост-России начнут угрожать внешнему миру ядерным шантажом. Хотя бы в таком виде: «да мы ракету пустить вот по Штатам не можем, но зато мы можем устроить ядерное загрязнение Ленинградской АЭС на всю Северную Европу».

А в целом данная ситуация может привести к тому, что примерно через 30 лет то, что останется от российского государства будет лишено государственного суверенитета и разделено между какими-то сферами влияния и возможно, оккупировано.

Относительно Сибири ясно уже, кто захочет её до-оккупировать, они уже и сейчас бы не против, просто они ждут и пока не хотят ничего делать, до тех пор Сибирь сама к ним в руки не свалится. Вот и они ещё потом выставят себя благодетелями великими, потому что они наконец начнут больницы, школы строить, пенсии давать и вообще. Так что, жители Сибири, учите иероглифы, по крайней мере сможете вывески читать и ценники в магазинах. А европейскую часть России ждет совсем иная судьба.

Стоит упомянуть и о ядерном разоружении. То есть любая попытка ядерного шантажа, такого гопнического поведения, которое в России, я напомню, оно считается нормативным на всех уровнях. То есть, это не только Путин гопник, он ведёт себя как гопник, такое поведение считается нормативным везде просто, именно перед ним пасуют, оно наиболее выгодно с младшей школы и до гробовой доски. Если не произойдёт какого-то пересмотра, а его именно не произойдёт, поскольку российский национальный нарратив — это идея непогрешимого этноса, непогрешимой политической нации, которая все делает только хорошее, никогда ни в чём не ошибается.

И вот предоставьте себе, что у вас машина без заднего хода и без тормозов и поворачивает только вправо, влево никогда, вот, согласитесь на такой ехать? Думаю, что нет. А российское общество само себя так воспитало, и тенденций к тому, чтобы изменить это нет, потому что там господствует крайне низкий уровень респекта в адрес думающих людей.

Думающий человек, сомневающийся, рассматривается гопниками-пролетариями Швабростана как враг, трактуется ими как нечто опасное. И от пренебрежительных кличек школьникам, которые стараются учиться в школах, — ботаны, и до того, что до сих ругаются словом интеллигент (вшивый интеллигент и так далее). А сама интеллигенция, которая в свое время почему-то решила, что вот этот гопник из подворотни — это некий идеал правильности и выражение национального духа и так далее, сдалась с потрохами. Вот в этой ситуации, когда похоронен просветительский проект, эпоха просвещения закрыта с треском, захлопнута продолжается почти полная деградация многого, если не всего.

А все это закономерно приведёт к тому, что история российского государства завершится, как история древнего Вавилона. Потом, конечно, на этой территории возникнут другие государства. Может быть, они будут в чём-то более успешными.

Эксклюзив

СкавронскийМартин Скавронский, россиевед, dr.hab. для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: