Призрак Томоса: интеграция в ЕС Черногории в борьбе за национальную идею против Москвы и Белграда

22.08.2022 0 By NS.Writer

Хотя обстоятельства значительно отличаются от страны к стране, православные церкви в Юго-Восточной Европе были тесно и исторически связаны с доминирующей в регионе докоммунистической и посткоммунистической идеологией (национализмом, или точнее, патриотизмом) и часто активно участвовали в политике.

Иллюстративное фото

При наличии общих тенденций важно показать и специфику каждой из стран. В сегодняшнем очерке рассмотрим некоторые моменты церковно-государственных отношений в Черногории, которая вышла из союза с Сербией в 2006 году, но ее церковь не получила автономии и осталась в составе Сербской православной церкви, что сделало ее символом некоторого сербского влияния. Важно отметить, что треть населения страны идентифицируют себя как сербы, а некоторые отрицают, что Черногория должна быть отдельным образованием. Политика Черногории уже давно отмечена разногласиями между теми, кто идентифицирует себя как черногорцев, и пророссийскими сербами, которые выступали против независимости адриатической страны от и предпочитали более тесные связи с Сербией и Россией.

Обычно у черногорских храмов колокольня как у итальянских церквей, купол — как у греческих, а интерьер — как у русских. По собору Василия Острожского в городе Никшич хорошо видно, что Черногория всегда была на перекрестке экономических, культурных и геополитических интересов различных держав. Его и построили на пике дружбы Черногорского княжества с Российской империей — на рубеже XIX и XX века. Возведенный русским архитектором Михаилом Преображенским храм открывал сам князь Никола Петрович, неоднократно призывавший Россию на помощь в различных политических конфликтах.

Нынешний президент маленькой приморской страны Мило Джуканович, архитектор её независимости, стремился обуздать влияние Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Черногории и укрепить национальную идентичность. Именно поэтому он уже давно справедливо обвиняет СПЦ в продвижении просербской (и пророссийской) политики внутри страны, и стремлении подорвать ее государственность. При этом СПЦ выступала против членства Черногории в НАТО.

Ключом к этому политико-религиозному противостоянию на Балканах (в Черногории и Сербии, в частности) является специфика организации Православных Церквей, делающая возможным развитие «национальной» Церкви со специфическими национальными особенностями. При отсутствии централизованной структуры внутри Православия (в отличие от Католицизма) эти Церкви могут быть одним из ключевых символов национального бытия. Православные церкви на Балканах далеко не одиноки в своем стремлении к разным формам независимости (автокефалии в том числе). Параллельно можно указать на ярко выраженные национальные особенности исламских общин региона, например, в Косово и Македонии, и Католических церквей, в частности в Хорватии, которые склонны присоединяться к политическим партиям и правительствам, столь же национально-ориентированным по своему характеру.

И наиболее ярким отрицательным примером является СПЦ, которая стремится сохранить и продвигать сербские национальные (и пророссийские, само собой) интересы на периферийных территориях, которые сербские националисты считают «своими». И в Македонии, и в Черногории, например, Сербская Православная Церковь (СПЦ) долгое время блокировала признание автокефалии поместных Православных Церквей, короче говоря, отрицая существование этих соответствующих народов. То есть, это скорее империалистическая, нежели националистическая политика.

А теперь рассмотрим специфику Черногорской Церкви (ЧПЦ). Она была создана и зарегистрирована как религиозная организация в 1993 году Антонием Абрамовичем. Эта церковь претендует на правопреемство от более старой и автокефальной Черногорской церкви, которая действовала до объединения Королевства Сербия и Королевства Черногория, а затем присоединилась к Королевству сербов, хорватов и словенцев в 1918 году. Черногорская православная церковь была признана правительством Черногории с 2001 года. Согласно опросу 2020 года, примерно 10 процентов жителей Черногории сделали выбор в пользу Черногорской православной церкви, в то время как примерно 90 процентов сделали выбор в пользу СПЦ. Что интересно, именно Черногорская православная церковь стала единственной религиозной структурой, которая признала Киевский патриархат, созданный патриархом Филаретом в 1992 году. Его организация послужила плацдармом для Православной церкви Украины (ПЦУ).

Возглавляет ЧПЦ митрополит Михаил (Мираш Дедеич). Его в своё время отчислили из Московской духовной академии. Не будучи принятым в клир Сербской церкви, Дедеич перешел в Константинопольский патриархат, но вскоре и там был запрещён в служении. В эти годы этим жена обвинила его в измене и расторгла брак. Неженатый статус открыл Дедеичу дорогу в епископат т.н. «Болгарской патриархии» — ещё одно непризнаное образование, ныне упразднённое болгарской властью. Затем у отца Дедеича был серьезный конфликт с патриархом Варфоломеем, завершившийся лишением сана. Возможно, именно поэтому против создания ЧПЦ выступил Вселенский Патриархат. Патриарх Варфоломей заявил, что «мы никогда не дадим автокефалию так называемой Черногорской православной церкви, ее лидер Дедеич был отстранен от должности Константинополем за супружескую измену и растрату».

Сложно сказать, удастся ли им примириться, или Царьград будет настаивать на том, что потенциальный Черногорский Томос возможен только в том случае, если митрополита Михаила отправят на покой в какой-нибудь монастырь и на объединительном соборе черногорские иерархи выберусь себе нового предстоятеля. Вспомним, что в свое время подобное условие Константинполь ставил и Украине, чтобы ни патриарх Филарет, лидер УПЦ КП, ни митрополит Макарий, лидер УАПЦ, не претендовали на пост предстоятеля новой церкви. Возможен и иной вариант: митрополит Михаил принесет покаяние будет прощен и принят в общение Варфоломеем. Будем наблюдать за ситуацией.

Видимо, не договорившись с Царьградом, иерархи ЧПЦ решили утрясти некоторые вопросы со своим правительством, которое, как мы уже отметили выше, стоит на четких национально-ориентированных позициях.

И вот 27 декабря 2019 года Черногорский парламент принял «Закон о свободе вероисповедания», который направлен на уменьшение влияния Сербской Церкви в Черногории, и предусматривает национализацию храмов, возведенных до 1918 года.

В ответ, зависимый от Путина президент Сербии Александр Вучич заявил о «бесправном положении» сербов в Черногории и необходимости их защищать.

А президент Черногории Джуканович обвинил Сербскую Церковь в продвижении интересов РПЦ и поддержке идеи Великой Сербии, то есть сепаратизме: «они считают, что Черногория была создана по ошибке». И вновь параллели налицо. Однако аргументы данного закона не имеют действия по той главной причине, что его принятие — акт политической воли. «Наша задача — возрождение Черногорской православной церкви», — заявил президент Черногории Мило Джуканович. Сам он, при этом — убеждённый атеист (бывший член ЦК компартии Югославии, потомственный коммунист, а потому, естественно, даже не крещённый).

В последнем пункте мы видим отличие от Украины, где президент Порошенко все-таки исповедовал христианство. Ну, а курс на независимость Черногории Джуканович взял практически одновременно с украинской Оранжевой Революцией, чьи лидеры еще в конце 2004 года объявили о пути Украины в Европу и избавлении от ига Москвы. Джуканович, находящийся у власти еще с начала 1990-х, добился своего: в 2006 году Черногория вышла из государственного союза с Сербией и через несколько лет получила статус кандидата в Евросоюз. А в 2016 году, когда президент Украины Петр Порошенко направил Украину к членству НАТО, балканский коллега опередил украинцев, и Черногория стала членом альянса (невзирая на противодействие зависимого от Путина американского президента Трампа).

Но при этом Джуканович отставал от Порошенко в церковном вопросе. И пошел по проторенной дороге. А именно: объявил местную Церковь «длинной рукой Сербии» (пятой колонной, что вполне справедливо ввиду не угасших сербских имперских амбиций), а также агентом влияния Кремля и решил передать храмы СПЦ Черногорской Православной Церкви.

Через три года начался регресс, точнее откат назад. В апреле 2022 года Премьер-министр Дритан Абазович сформировал свое правительство меньшинства, в которое вошли как проевропейские, так и просербские партии. Перед выборами он сказал, что его главной целью будет разблокировать давно откладываемые реформы, которые препятствовали усилиям Черногории по вступлению в ЕС, несмотря на то, что переговоры о вступлении начались 10 лет назад. 36-летний Абазович, этнический албанец, стал первым премьер-министром Черногории из этнического меньшинства.

А третьего августа 2022 года Дритан Абазович и Патриарх СПЦ Порфирий сегодня подписали «Основное соглашение» между Черногорией и Церковью. Демократическая партия социалистов объявила вотум недоверия правительству. Премьер-министр настаивал на том, что соглашение решит давнюю внутреннюю проблему и поможет устранить глубокие разногласия между проевропейскими партиями и сторонниками более тесных отношений с Сербией и Россией.

Договор регулирует отношения, взаимные права и обязанности между государством и Церковью и предусматривает следующее:

1. Сербская православная церковь (СПЦ) в Черногории отделена от государства;

2. Она признана субъектом права и имеет преемственность с 1219 года;

3. Государство Черногория гарантирует Сербской православной церкви, что никакие меры безопасности не могут приниматься в ее помещениях государственными органами без предварительного одобрения компетентных церковных властей;

4. Сербская Православная Церковь наделена публично-правовыми полномочиями;

5. Государство гарантирует неприкосновенность имущества Церкви и обязуется зарегистрировать (внести в кадастр) ранее незарегистрированное недвижимое имущество, принадлежащее епархиям СПЦ в Черногории;

6. Допускается введение религиозного образования в государственных образовательных учреждениях.

Итак, соглашение регулирует отношения между СПЦ и государством, включая ее права собственности на недвижимость.

При этом Абазович и Порфирий подписали соглашение без присутствия СМИ и без предварительного объявления, на правительственной вилле, вход в которую был оцеплен полицией, в то время как несколько десятков протестующих протестовали против этого.

Политическая напряженность тлела в Черногории в течение нескольких недель после того, как правительство подписало это спорное соглашение с СПЦ. Религиозные вопросы были постоянной горячей точкой в Черногории, когда предыдущие правительства были свергнуты из-за споров, связанных с СПЦ. В течение нескольких недель Джуканович, который в настоящее время находится в оппозиции, использовал это соглашение как дубинку, чтобы распустить правительство и добиваться досрочных выборов.

После жарких дебатов на заседании правительства, последовавшем за церемонией подписания, 36 депутатов от оппозиции подали предложение о вынесении парламентом вотума недоверия правительству меньшинства Абазовича. Они заявили, что правительству не удалось добиться прогресса в реформах, необходимых для членства Черногории в Европейском союзе, как оно и обещало, сосредоточившись на отношениях с Сербской православной церковью и нагнетая напряженность в обществе. Заседание парламента по вотуму недоверия состоялось 19 августа. Для этого требовалось одобрение простого большинства в 81-местном парламенте. В итоге 20 августа 2022 г. парламент Черногории вынес вотум недоверия.

«То, что сейчас происходит в Черногории, будет иметь один результат: либо Мило Джуканович, либо Дритан Абазович исчезнут с политической сцены. Это политический конфликт, в котором кто-то должен потерпеть поражение» — сказал Абазович в парламенте за несколько минут до голосования о вотуме недоверия. Абазович также обвинил организованные преступные группы, занимающиеся контрабандой сигарет и кокаина, в финансировании некоторых политических групп, стоящих за вотумом недоверия. Абазович настаивал на том, что соглашение решит давнюю внутреннюю проблему и поможет устранить глубокие разногласия между проевропейскими партиями и сторонниками более тесных отношений с Сербией и Россией. Пожскользнувшийся на белградской кожуре молодой албанец, вероятно, будет временно продолжать руководить правительством, пока не будет принято решение относительно его преемника. Предыдущее просербское и пророссийское правительство Черногории, возглавляемое Здравко Кривокапичем, было устранено в результате голосования за недоверие в парламенте 4 февраля этого года после всего 14 месяцев пребывания у власти.

Слово за Царьградом, видимо решение черногорского вопроса по описанным выше политическим и персональным причинам будет затяжным и не столь триумфальным, как в Украине и Северной Македонии.

Эксклюзив

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: